III КОНГРЕСС РОПРЯЛ X «ДИНАМИКА ЯЗЫКОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ fix В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
С 11 по 12 октября 2012 года в Санкт-Петербурге проходил III Конгресс РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России».
370 участников Конгресса представляли научную и педагогическую общественность Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска, Иркутска, Краснодара, Ставрополя, Иваново, Ростова-на-Дону, Твери, Воронежа, Владимира, Барнаула, Читы, Нижнего Новгорода, Саратова, Самары, Смоленска, Курска, Тулы, Казани, Уфы, Кемерово, Череповца, Пятигорска, Волгограда, Ярославля, Пскова, Новгорода, Омска, Калуги, Тольятти, Саранска, Орла, Майкопа, Липецка.
Организационный комитет III Конгресса РОПРЯЛ.
Председатель оргкомитета — Л. А. Вербицкая, Президент Санкт-Петербургского государственного университета, декан Филологического факультета СПбГУ, академик РАО, президент РОПРЯЛ, президент МАПРЯЛ, председатель Попечительского совета фонда «Русский мир».
Заместитель председателя оргкомитета — Е. Е. Юрков, Директор Института русского языка и культуры Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, вице-президент РОПРЯЛ, генеральный секретарь МАПРЯЛ, член Попечительского совета фонда «Русский мир».
Члены оргкомитета: Л. В. Московкин, Т. И. Попова, Т. Б. Авлова.
III Конгресс открыла Л. А. Вербицкая: «Главная задача нашего общества — объединить наиболее активных преподавателей русского языка и литературы, создать для них единое информационное пространство, оказывать поддержку их педагогической, научной и культурно-просветительской деятельности». На пленарном заседании был прочитан доклад А. Д. Шмелева, посвященный вопросам описания русской языковой картины мира, точкам соприкосновения и методам изучения русского языка и русской культуры, и совместный доклад И. Н. Сухих и С. П. Белокуровой, в котором был представлен школьный УМК по литературе XXI века.
Работа Конгресса была организована по семи направлениям.
Направление 1. Русский язык и его социокультурное функционирование. Председатели: К. А. Рогова, Н. С. Болотнова, И. Т. Вепрева.
Направление 2. Русский язык, литература и культура в социокультурном пространстве современной России. Председатели: Ю. Е. Прохоров, Е. И. Зиновьева.
Направление 3. Русская литература в современном мире. Председатель: В. П. Абрамов.
Направление 4. Русский язык в школе: цели и проблемы обучения. Председатели: О. Е. Дроздова, Н. Е. Синичкина.
Направление 5. Русский язык как неродной: проблемы функционирования и преподавания. Председатели: И. П. Лысакова, А. М. Ямалетдинова.
Направление 6. РКИ в современном лингво-культурном пространстве. Председатели: Л. П. Кло-букова, Н. А. Любимова, Л. А. Константинова.
Направление 7. Компьютерные технологии в обучении русскому языку и культуре. Пред се датели: В. А. Степаненко, С. С. Хромов.
Проблемные вопросы современной теоретической и практической филологии обсуждались на Круглых столах: «Коммуникативный речевой идеал и реальная речевая практика в современной России» (ведущие: И. Г. Милославский, В. И. Коньков), «Общекультурный код современных россиян: миф или реальность?» (ведущие: Л. А. Вербицкая, В. В. Красных), «Российские писа-
[III Конгресс РОПРЯЛ]
тели в осмыслении жизни современной России» (ведущие: Е. Е Юрков, К. А. Рогова), «Гуманизация современного образования и новые тенденции в обучении русскому языку как иностранному» (ведущие: Л. В. Московкин, Л. П. Клобукова), «Современный учебник по русскому языку и проблемы формирования творческой языковой личности» (ведущие: М. Ю. Федосюк, Н. Е. Дроздова), «Опыт работы в поликультурной школе: достижения и проблемы» (ведущие: И. П. Лысакова, А. М. Ямалетдинова), «Компьютерные технологии в процессе преподавания русского языка и русского языка как иностранного» (ведущие: С. С. Хромов, В. А. Степаненко), Круглый стол редакторов журналов в области русистики (ведущие: С. Н. Голубев, Ю. Е. Прохоров, К. А. Рогова).
Прозвучавшие на Конгрессе доклады и сообщения были посвящены как традиционным вопросам русистики, так и новым результатам исследований в области русского языка, литературы, культуры и лингводидактики. Профессор МГУ им. М. В. Ломоносова И. Г. Милославский высказал мысль, объединяющую всех участников: «Парадигма, в которой все мы, лингвисты, работали в течение многих лет, — парадигма изучения языка ради самого языка и внутри языка, как её формулировал Фердинанд де Соссюр, — эта парадигма исчерпана... главное сейчас — это обучение различным видам речевой деятельности. В первую очередь — рецептивной речевой деятельности, связанной с пониманием в независимости от того, письменные это тексты или устные. И второе — эта парадигма продуктивной речевой деятельности. Отметим, что се-мантико-функциональное направление становится ведущим и в современной лингвистической теории. В обоих случаях целью исследований становится задача способствовать активному владению языком во всех видах речевой деятельности».
Конгресс определил основные тенденции развития современной русистики, сформулировал ключевые проблемы функционирования и преподавания русского языка, литературы и культуры. Особое внимание в рамках Конгресса было уделено рассмотрению опыта федеральных и региональных проектов, нацеленных на сохранение русского языкового и культурного наследия в Российской Федерации. В этой связи принципиальную значимость приобретает вопрос формирования единой, общероссий-
ской системы поддержки русского языка и культуры — системы, способной адаптировать созданные ресурсы к реалиям и потребностям различных регионов нашей страны.
III Конгресс РОПРЯЛ определил в качестве приоритетных следующие направления поддержки русского языка и культуры:
1. Повышение квалификации преподавателей русского языка, работающих в средних и высших образовательных учреждениях. В целях координации осуществления учебных программ, обмена опытом и получения «обратной связи» от педагогов-русистов представляется целесообразным ежегодно проводить отдельные педагогические форумы для русистов, работающих в Российской Федерации, а один раз в три года — общий форум, объединяющий специалистов из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Проводимые в разных городах России, подобные форумы должны обобщать, анализировать и систематизировать передовой опыт в области сохранения русского языка и реализации разнообразных программ гуманитарного сотрудничества (федеральные целевые программы Минобрнауки РФ, грантовые программы фонда «Русский мир», Россотрудничества, МФГС и др.).
2. Создание нового поколения учебно-методических пособий по русскому языку и литературе для образовательных учреждений средней и высшей школы. Различным регионам России требуется такая учебная литература, которая будет учитывать лингвокультурологическую ситуацию и специфику преподавания русского языка в каждом из этих регионов. Для реализации этого направления особенно важным представляется установление единых принципов мониторинга функционирования и преподавания русского языка в регионах Российской Федерации и регулярное проведение такого мониторинга. Серьезное внимание следует уделять вопросам участия межрегиональных авторских коллективов в разработке и адаптации учебного материала с учетом специфики языков народов России, апробации и рецензированию учебников, разработке многокомпонентных учебно-методических комплексов на их основе.
3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс изучения русского языка и популяризации отечественного историко-культурного наследия на всей территории
[мир русского слова № 4 / 2012]
5
России. Представляется необходимым более интенсивное использование технологий дистанционного обучения, информационно-справочных интернет-ресурсов и интерактивных приложений в повышении квалификации педагогического состава школ и вузов России, в самом учебном процессе, а также при осуществлении контроля сформированных знаний. Существенным методическим потенциалом обладают мультимедийные приложения с использованием технологии «дополненной реальности», способные интегрировать в единое учебное пространство словари, обучающие программы по русскому языку, интерактивные хрестоматии, художественные и документальные фильмы, виртуальные экскурсии по городам и музеям России, видеолекции ведущих русских ученых и многое другое.
На III Конгрессе проблемно было представлено направление Русский язык в школе: цели и проблемы обучения, участники которого с большой заинтересованностью обсуждали события, связанные с преподаванием русского языка и литературы в школе, а также изменения, происходящие в школьном образовании. В работе направления и круглого стола нашли свое отражение темы, посвященные функциональной грамотности и работе с текстами на уроках русского языка; совершенствованию процесса подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку; внедрению ФГОС и созданию новых учебников; метапредметной функции русского языка.
Ученые, методисты и учителя-словесники проанализировали особенности учебно-познавательной деятельности современного школьника, который живет в новом мире глобальной коммуникации, это требует от учителя не только безукоризненного владения традиционным лингвометодическим инструментарием, но и даром понимания потребностей и возможностей ученика XXI века в деле обучения «предмету предметов» — русскому языку.
Именно поэтому одной из центральных тем секции была профессиональная подготовка педагогов, способных отвечать на современные вызовы. Школьное преподавание в период введения новых стандартов образования требует, в первую очередь, определенного уровня компетентности учителя, понимания им тех новаций, которые предлагаются
новыми нормативными документами. Вторым условием является обеспечение учебниками, написанными с учетом требований к результатам обучения (в соответствии с ФГОС: предметные, метапред-метные и личностные результаты). Было уделено особое внимание достижению метапредметных результатов обучения, усвоению учащимися тех знаний, формированию таких умений, освоению таких способов деятельности, которые могут быть необходимы в разных предметных областях. Была сформулирована актуальная проблема метапредметного обучения русскому языку как обучения в рамках образовательного процесса в целом.
Острая дискуссия развернулась в связи с обучением русскому языку в полиэтнических классах, в которых по программам, адресованным ученикам — носителям русского языка, обучаются дети с русским языком как неродным и иностранным.
Преподаватели-словесники с тревогой обсуждали ситуацию с планомерным разрушением методической службы для учителей, «увлечением педагогическими технологиями», бумаготворчеством, что закономерно уводит учителей от фундаментальных основ лингвометодической науки, заставляя ориентироваться на конъюнктурные образцы «инноваций». В связи с этим участники секции сформулировали специальное положение для резолюции III Конгресса: «Выражаем обеспокоенность по поводу резкого сокращения методических служб в системе повышения квалификации и переподготовки российских учителей, в том числе учителей русского языка и литературы. Считаем, что без корпуса методистов, помогающих учителям средней школы осваивать достижения педагогической и лингвистической науки, будет затруднена реализация на практике положений новых Федеральных государственных стандартов общего образования». Также было внесено еще одно не менее важное положение: «Считаем нецелесообразным объединение в старших классах предметов „русский язык" и „литература". Такое объединение приведет к снижению уровня преподавания как одного, так и другого предмета».
Для участников Конгресса была организована культурная программа — посещение спектакля «Жизнь и судьба» по роману В. Гроссмана (Малый драматический театр (МДТ) — Театр Европы).