Научная статья на тему 'Заведование каторгой как одна из прямых губернаторских обязанностей'

Заведование каторгой как одна из прямых губернаторских обязанностей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ГУБЕРНАТОР / ССЫЛКА / КАТОРГА / ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГЕНЕРАЛГУБЕРНАТОР / ИНСТИТУТЫ УПРАВЛЕНИЯ / ТРАНСГРАНИЧЬЕ / MILITARY GOVERNOR / LINK / HARD LABOR / TRANS-BAIKAL REGION / GOVERNOR-GENERAL / GOVERNANCE INSTITUTIONS / CROSS BORDER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малыгина Ольга Анатольевна

В статье на основе широкого круга источников раскрывается процесс административных преобразований, в результате которых управление ссылкой и каторгой сосредоточилось в руках высшей администрацией Забайкальской области. Обеспечение исполнения наказания сосланных в область, управление каторгой и ссылкой в Забайкалье, ее обустройство в контексте модернизации системы исполнения наказаний, которая проводилась в XIX начале XX в., решение вопросов каторги, являлись одними из важнейших компетенции военного губернатора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The management of hard labor is one of the governor’s duties

On the basis of a wide range of sources is disclosed a process of administrative reform, which resulted in reference to hard labor and management in the hands of the supreme administration of the Trans-Baikal region. Enforcement of penalties deported to an area with hard labor management and reference to the Trans-Baikal region, its arrangement in the context of the modernization of the prison system, which took place in the XIX -the beginning of the XX century, issues of hard labor, were one of the most important competencies of the military governor.

Текст научной работы на тему «Заведование каторгой как одна из прямых губернаторских обязанностей»

УДК 947.066(571.5)

DOI 10.18101/2306-753X-2016-2-43-47

© О. А. Малыгина

Заведование каторгой как одна из прямых губернаторских обязанностей1

В статье на основе широкого круга источников раскрывается процесс административных преобразований, в результате которых управление ссылкой и каторгой сосредоточилось в руках высшей администрацией Забайкальской области. Обеспечение исполнения наказания сосланных в область, управление каторгой и ссылкой в Забайкалье, ее обустройство в контексте модернизации системы исполнения наказаний, которая проводилась в XIX -начале XX в., решение вопросов каторги, являлись одними из важнейших компетенции военного губернатора.

Ключевые слова: военный губернатор, ссылка, каторга, Забайкальская область, генерал-губернатор, институты управления, трансграничье.

© О. Malygina

The management of hard labor is one of the governor's duties

On the basis of a wide range of sources is disclosed a process of administrative reform, which resulted in reference to hard labor and management in the hands of the supreme administration of the Trans-Baikal region. Enforcement of penalties deported to an area with hard labor management and reference to the Trans-Baikal region, its arrangement in the context of the modernization of the prison system, which took place in the XIX -the beginning of the XX century, issues of hard labor, were one of the most important competencies of the military governor. Keywords: military governor, link, hard labor, Trans-Baikal region, the governor-general, governance institutions, cross border.

В обязанности военного губернатора Забайкальской области входило выполнение всех функций, определенных для губернаторского звена управленческого аппарата Российского государства. Однако спецификой Забайкальской областибыло то, что эта территория выступала местом ссылки и каторги. В XIX в., по официальным данным, в Сибирь было сослано более 800 тыс. человек (включая членов семей, добровольно последовавших за сосланными) [11, с. 278]. Надзор за ссыльными составлял одну из важнейших функций сибирской администрации. В соответствии с «Инструкцией для содержания и употребления в работы каторжных в Нерчинских горных заводах» обязанности по главному надзору за ссыльнокаторжными Восточной Сибири лежали на генерал-губернаторе, а на местах - на губернаторах. В обязанности

1 Статья подготовлена при поддержке гранта Президента Российской Федерации для молодых российских ученых № МК-8975.2016.6. «Государственные институты управления Российской империи в освоении Забайкальского трансграничья (вторая половина XVIII — начало XX вв.)»

последних входило наблюдение за состоянием тюрем, острогов и этапов, их ремонтом и строительством новых, за положением и поведением ссыльных и каторжных, рассмотрение их жалоб и прошений. Они отвечали за государственных и политических преступников [9, с. 37].

Начало процессу административных преобразований, которым каторга и ссылка в Забайкалье подверглись в середине XIX в., послужило образование здесь областного управления и появление администратора, в руках которого сосредоточилась вся управленческая власть. Это потребовало включения надзора за каторжнымив обязанности военного губернатора, и, следовательно, законодательному пересмотру всей управленческой системы наказания в регионе.

В 1859 г. последовало Высочайшее повеление о переходе забайкальских каторжных тюрем в ведение военного губернатора, в 1864 г. ему была подчинена Карийская каторга. 4 марта 1869 г. ссыльнокаторжные Нерчинскихи Петровского заводов были переданы из горного в гражданскоеведомство, что привело к созданию особого управленияНерчинской каторгой, непосредственно подчиненного Забайкальскомувоенному губернатору. Теперь горное ведомство занималось только предоставлением и организацией работ преступников. В остальном последние находились в ведении самостоятельно организованных тюремных управлений в разных местах работ, не взаимосвязанных между собой и подчинявшихся только военному губернатору [1, с. 20].

С 1870-х гг. каторга сосредоточивается в Забайкалье и на Сахалине [11, с. 286]. Забайкалье для этих целей было избрано неслучайно. Большая удаленность каторжных тюрем от губернских и областных центров Сибири, отсутствие развитой системы транспортных коммуникаций, суровый климат с холодными, продолжительными зимами и сильными ветрами, короткое, но знойное лето и, наконец, безлесые сопки, по замыслу правительства, неминуемо должны были отвратить каторжников от самой мысли о побеге [12].

В 1879 г. в составе Министерства внутренних дел был образован центральный орган, ведающий тюрьмами, - Главное тюремное управление. Общий контроль и надзор за государственными преступниками продолжало выполнять Третье отделение, а позднее, после его упразднения, - Департамент полиции. Вначале 1880-х гг. жандармские власти «оттеснили» тюремную администрацию от надзора за политическими. Это было связано в первую оче-редьс ростом революционного движения в Россиии попытками бегства политических заключенных. С 1880 г. на Каре стал действовать «жандармский путь», за которым закреплялась обязанность следить за действиями тюремной администрации и не допускать отклонений от установленных норм. В связи с этим 12 мая 1882 г. появляется «Инструкция Забайкальского военного губернатора жандармскому штаб-офицеру при политической тюрьме на Каре», первый пункт которой указывал, что штаб-офицер заведует всеми ссыльнокаторжными государственными преступниками на Каре - мужчинами и женщинами; он же является комендантом политической тюрьмы и подчиняется непосредственно губернатору. «В своей служебной деятельности он

44

должен руководствоваться «Уставом о ссыльных, существующими особыми инструкциями и последней моей инструкцией от 12 мая, вызванной последними побегами, до тех пор, пока таковая не будет заменена инструкцией генерал-губернатора», - говорилось в Инструкции [5]. Таким образом, некоторое время контроль за жандармским управлением находился в руках военного губернатора Забайкальской области.

В это время в связи с ростом революционного движения наметилась тенденция концентрации политических преступников в каторжных тюрьмах Забайкальской области. Это побудило военного губернатора Л. И. Ильяшевича в сентябре 1881 г. обратиться к генерал-губернатору Восточной Сибири Д. Г. Анучину с предложением пересмотреть положение о поселении отбывших срок политических каторжан в Забайкальской области. Объясняя это «предвидящимися затруднениями [...] из-за неимения достаточного за ними наблюдения ни средств, ни людей» и тем, что он не может «взять на себя ответственность за вредные последствия, могущие произойти от слабого надзора за поселяемыми в области важными государственными преступниками», он просил «о назначении последним мест поселения в Якутской области». Это обращение нашло поддержку у генерал-губернатора, и политических преступников с Кары (за некоторым исключением, по ходатайству самого военного губернатора) стали высылать на поселение в Якутскую область [7, с. 183].

Включение Забайкальской области во вновь образованное Приамурское генерал-губернаторство в 1884 г. сопровождалосьпередачей всех находящихся на ее территории каторжных тюрем в ведение Приамурского генерал-губернатора. Но, по сути, компетенция Забайкальского военного губернатора в решении вопросов каторги не изменилась, и он по-прежнему оставался надзирающим за Нерчинской уголовной каторгой [8, с. 148-149]. С передачей Забайкальской области в Приамурское генерал-губернаторство связи с Иркутском в управлении каторгойне прервались: горноеи жандармское управления в Забайкалье продолжали находиться введении иркутскойадминистра-ции [11, с. 287]. В 1884 г. от генерал-губернатора Восточной Сибири Д. Г. Анучина поступил предназначенный губернаторам и начальникам областей циркуляр о необходимости составления «возможноподробных и обстоятельных годовых отчетов о каторге» [4, л. 3 об.]. И, хотя Забайкальская область к тому времени входила уже в состав Приамурского генерал-губернаторства, действие этого циркуляра распространялось и на нее.

25 марта 1895 г. министр внутренних дел П. Н. Дурново рассмотрел вопрос о преобразовании управления и надзора за Нерчинскими ссыльнокаторжными. Новые проекты штатов были составлены еще в 1882 г. во время командировки в Восточную Сибирь начальника Главного тюремного управления. Но, поскольку с учреждением Приамурского генерал-губернаторства в его ведение отошла и Забайкальская каторга, реализация намеченных предложений была отсрочена. В своем докладе в Главное тюремное управление министр отмечал, что «крайняя недостаточность должностных лиц управле-

ния, неопределенность их прав и обязанностей и почти полное отсутствие средств на учреждение должного надзора за каторжными и неудовлетворительная система окарауливания тюрем посредством частей казачьего войска -побуждают к коренному преобразованию существующего порядка управления, надзора и окарауливания Нерчинской каторги» [10, л. 91, 120 об.].

В1895 г. на основании Высочайших повелений в распоряжение Приамурского генерал-губернатора на содержание управления и надзора за ссыльнокаторжными Забайкальской области было отпущено 37 800 руб. в то время как, по мнению министра внутренних дел, «для переустройства штата управления, надзора и окарауливания Нерчинской каторги потребуется ежегодно 179 719 руб. и единовременно 39 530 руб. 14 к.» [10, л. 91 об., 121об.].

Как уже сказано ранее, кроме управления и надзора за Забайкальской каторгой в ведении военного губернатора была и конвойная стража «как находящихся в пределах названной области каторжных тюрем и вообще пунктов сосредоточения ссыльнокаторжных, так и самих преступников, во время производства ими работ». Теперь охрана была возложена на 2-й пеший батальон Забайкальского казачьего войска и Нерчинско-Александровскую местную команду. Эта команда подчинялась действию правил для конвойных команд от 20 января и 4 ноября 1886 г. с той лишь разницей, что в служебном отношении она подчинялась не инспектору пересылки арестантов Восточной Сибири, а начальнику Нерчинской каторги как командиру полка, а через него -военному губернатору Забайкальской области как начальнику дивизии [10, л. 98, 124, 125 об.].

5 июня 1895 г. был принят закон «О преобразовании управления Нерчинской каторгой и об учреждении штатов Управления каторгой и конвойной ею стражи», в соответствии с которым было образовано особое управление Нерчинской каторгой во главе с начальником, непосредственно подчиненным военному губернатору Забайкальской области. После этих преобразований управленческие структуры области и каторги объединилась в одних руках. Кначалу XX в. заведывание Нерчинской каторгой составляло одну из прямых обязанностей Забайкальского военного губернатора как первого лица области [3, л. 95].

Согласно «Временным правилам об устройстве тюремной части в ведомстве Министерства юстиции» от 26 декабря 1897 г. № 42 Забайкальская область относилась к «местностям с упрощенным тюремным управлением». В 1911 г. в ней была создана тюремная инспекция. В отличие от Иркутской губернии, где тюремный инспектор находился в прямом подчинении начальника Главного тюремного управления, в Забайкалье должность тюремного инспектора учреждалась при военном губернаторе Забайкальской области [6, с. 65]. Должность была временной и учреждалась только на время постройки Амурской железной дороги.

В XIX - начале XX вв. система управления каторгой в Забайкалье была достаточно сложна. Отдельные структуры подчинялись военному губернатору Забайкальской области, но подотчетными оставались только генерал-

46

губернатору. Фактически, по Уставу о ссыльных, функции генерал-губернатора в отношении ссылки были малочисленны и по большей части формальны. Как отмечалось в печати, усиленная деятельность и труд генерал-губернатора в отношении к каторжным «могут быть только делом их личной заботливости или склонности, не вызванные требованием закона» [2]. Непосредственные обязанности и ответственность за исправное содержание ссыльных лежали на губернаторах и губернском / областном правлении. Все места заключения в Забайкальской области находились в непосредственном подчинении военному губернатору.

Литература

1. Волочаева А. В. Нерчинская уголовная каторга во второй половине XIX века: авто-реф. дис. .. .канд. ист. наук: 07.00.02 / А. В. Волочаева. — Улан-Удэ, 2009. — 22 с.

2. Восточное обозрение. 1884. — № 27.

3. Государственный архив Забайкальского края Ф. 13. Оп. 2. Д. 31.

4. Государственный архив Иркутской области Ф. 24. Оп. 2. Д. 87.

5. Инструкция Забайкальского военного губернатора жандармскому штаб-офицеру при политической тюрьме на Каре от 12 мая 1882 г. / Народная воля. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://narodnaya-volya.ru/document/instrukzKara.php

6. История пенитенциарной системы в Бурятии [XVIII - начало XXI вв.] / под общ.ред. С. П. Суша. — Улан-Удэ, 2006. — 160 с.

7. Казарян П. Л. Якутия в системе политической ссылки России. 1826 — 1917 гг. / П. Л. Казарян. — Якутск, 1998. — 496 с.

8. Клер Л. С. Органы управления Нерчинской каторгой (сер. XIX - 1917 г.) / Л. С. Клер // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX - февр. 1917 г.) Вып. 11. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1989. — С. 139 -157.

9. Матханова Н. П. Высшая администрация Восточной Сибири в середине XIX века: Проблемы социальной стратификации / Н. П. Матханова. — Новосибирск, 2002. — 250 с.

10. Российский государственный исторический архив. Ф. 565. Оп. 5. Д. 20073.

11. Сибирь в составе Российской империи / И. Л. Дамешек [и др.] / ред. Л. М. Дамешек, А. В. Ремнев. — Москва, 2007. —364 с.

12. Филатов А. В. Строительство и размещение каторжных тюрем Восточной Сибири в конце XIX - начале XX века / Совет Научной молодежи ИИ СО РАН. [Электронный ресурс] / А. В. Филатов. Режим доступа: http://hum.sbras.ru/snm/19.htm

Малыгина Ольга Анатольевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Внутренней Азии, Бурятский государственный университет, г. Улан-

Удэ, е-mail: [email protected].

Malygina Olga - Candidate degree in History, Inner Asia Institute, Buryat State University,

Ulan-Ude.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.