ЗА ТРЗДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ
при освоении новых стандартов
Марк Максимович Поташник,
действительный член (академик) РАО, профессор, доктор педагогических наук
Михаил Владимирович Левит,
заместитель директора гимназии № 1514 г. Москвы, кандидат педагогических наук
Когда сталкиваешься с трудностями и решаешь не сдаваться - это и есть сила.
А. Шварценеггер
Источником для перечня затруднений послужили письма респондентов (162 письма), анализ периодики, посещение уроков, встречи с учителями в школах и на лекциях в разных регионах страны и личный опыт авторов. В комментариях авторы предлагают апробированные на практике пути преодоления затруднений.
• неофобия • усталость от псевдоинноваций • дефицит времени • механизм оценки • правовые акты
м
ы всем задавали один вопрос: «Какие затруднения вы испытываете при освоении ФГОС второго поколения?» Перечень был выстроен авторами в порядке, определённом экспертным путём.
Отрицательное отношение к ФГОС из-за присущей многим людям боязни нового
Это состояние имеет своё специфическое название у психологов —
«неофобия». В её основе — навязчивый страх перед необходимостью обретения нового опыта. Учителя, страдающие этой фобией, стремятся сохранить привычные для них знания, умения, технологии, стараются делать только то, что приводило к успеху в прошлом. В педагогической работе это порождает устойчивый консерватизм. Учителя боятся перемен, так как это связано с риском, неизвестностью, отсутствием гарантии,
что перемены приведут к лучшему, а не сделают хуже. Суть фобии довольно точно выражена в известной фразе У. Шекспира из монолога Гамлета: «Мириться лучше со знакомым злом, чем к незнакомому добру стремиться».
Конечно, неофобия ограничивает возможности учителей, и сама она не проходит. Обычно в любом коллективе есть люди, которые любят осваивать новое. Но в связи с освоением стандартов нам таких встретить не удалось, что говорит об объективном характере причин отрицательного отношения к ним из-за множества недостатков ФГОС, осложняющих учителям процесс освоения. Пока мы работали над рукописью, мы не могли найти ни одной статьи, где практики позитивно отзываются о новых стандартах.
Тем не менее при всех дефектах стандарты второго поколения содержат много нового и прогрессивного и потому требуют отказа от какого-то сложившегося опыта. Преодоление неофобии, перестройка устоявшихся убеждений, привычек, методик, традиций в работе учителя — сформировавшегося человека и специалиста — серьёзная проблема и для самих педагогов, и для руководителей школы, поскольку возникает явное или скрытое сопротивление освоению нового.
Ситуация усугубляется острой нехваткой педагогических кадров во многих регионах, и потому некоторым учителям (их немало) проще уйти в другую школу, где им будут рады, не предъявляя никаких требований по освоению новых стандартов.
Кроме того, как следствие консерватизма и боязни нового, неизвестного, непривычного, некоторые учителя начинают имитировать освоение ФГОС. Всё это проблемы руководителей, которые придётся преодолевать.
Усталость от бесконечных псевдоинноваций в предыдущие годы
Перечислять псевдоинновации нет смысла, они известны. Они породили устойчивое не-
доверие педагогического сообщества к новым стандартам. Многие учителя, не вникнув в суть, сочли ФГОС очередной псевдоинновацией, интерес к которой якобы скоро угаснет.
И учителя, и руководители школ находятся в позиции ожидающих неприятности со стороны властей: внедрение непонятно откуда возникших сомнительных новшеств и тут же проверки их освоения. Потому многие педагоги и введение новых федеральных стандартов рассматривают как очередную неприятность. Отсюда очевидна необходимость очень непростой дополнительной работы руководителей школы по мотивации и стимулированию педагогических кадров.
Острейший дефицит времени у всех учителей
Большое количество уроков (из-за выполнения лукавого Указа Президента по зарплате), классное руководство, электронные журналы, создание рабочих программ, увеличение потока отчётов, мониторингов, справок и других бумаг в связи с освоением ФГОС, из-за чего у учителей и возник острейший дефицит времени для подготовки к урокам, для участия в методической работе, для семьи и отдыха. Увеличилось число инструктивных писем, требующих обязательного отчёта, не отвечающих на действительные проблемы учителей в освоении ФГОС, а только отвлекающих от работы с детьми. Нехватка времени для нормальной работы, для жизни стала катастрофической, из-за чего у учителей возникает быстрое профессиональное выгорание и как следствие — психоневрозы, депрессия, ощущение безысходности и отчаяния.
Тут необходима последовательная борьба с органами образования за высвобождение времени учителя, настойчивая борьба на всех уровнях с помощью профсоюзов, трудовых инспекций, называние тех лиц, которые повинны в перегрузке учителя.
Без борьбы чиновничий произвол учителям не победить.
И всё-таки стремление осмыслить новые образовательные стандарты — более достойный путь, чем профанация работы или имитация инновационной деятельности из-за нежелания бороться за улучшение условий труда (прежде всего, временных условий).
Приходится осваивать новые стандарты по старым учебникам. На них стоит значок «ФГОС», но они мало чем отличаются от прежних: содержание текстов не способствует формированию личностных результатов, а задания, направленные на проверку памяти и воспроизведение прочитанного, совершенно не формируют метапредметные результаты.
Затруднения учителей в самодиагностике профессиональных проблем, связанных с освоением ФГОС
Многие учителя не имеют представления, что им надо знать и уметь, чтобы успешно осваивать стандарты, то есть они не знают собственных профессиональных дефектов.
Ликвидировать проблему могут руководители, если хотя бы сформулируют перечень наиболее сложных проблем, порядок и способы их преодоления, тем более что они изложены и в этой статье.
Причина этого и в сложности изложения текста разработчиками. Но совершенно очевидна и ошибка очень многих педагогов: браться за планирование уроков на основе ФГОС и даже проводить открытые уроки по теме, связанной с освоением стандартов, когда совершенно не изучены, не поняты, не освоены теоретические основы этого нововведения.
Это затруднение в значительной степени бу уменьшено, если учителя выпишут для себя
нашей книги «Как помочь учителю в освоении федеральных государственных образовательных стандартов» именно современное толкование таких понятий, как «стандарт», «конвенциональный характер стандартов», «системно-деятельностный подход», «метапредметные результаты» и т.д. и разберутся с каждым из них, хотя бы по справочникам из Интернета и другим пособиям.
Непонимание сути системно-деятельно-стного подхода в организации уроков и внеурочных мероприятий; взаимосвязи предметных, метапредметных и личностных результатов образования, их целостного, системного характера; связи триединой цели обучения, воспитания и развития на уроке с получением конкретных предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Незнание учителями существа и способов организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся, что предполагают ФГОС
Этот материал читатель найдёт и в тексте самих стандартов, и в любом поисковике в Интернете, и в методических журналах, так как вопрос не нов.
Невозможность формировать у детей ряда умений и компетенций, поскольку учитель сам ими не владеет
Речь идёт, например, о выполнении обязательного требования к уроку: предложение учащимся заданий на применение известных знаний только в незнакомой (новой) ситуации. Это затруднение может быть преодолено в результате последовательной и постоянной творческой работы учителя по самостоятельной разработке таких заданий к максимально возможному числу уроков.
дет из
Невозможность оценить сформирован-ность УУД и в целом метапредметных
Отсутствие значительной части учебников, соответствующих требованиям ФГОС
Слабое владение теоретическими основами и прежде всего понятийно-терминологическим аппаратом ФГОС
и личностных результатов образования из-за якобы отсутствия системы оценки, критериев, контрольно-измерительных или хотя бы контрольно-оценочных материалов для определения степени сформированности метапредмет-ных и личностных результатов.
Это мнение высказали в той или иной форме почти все корреспонденты.
Отсутствие в стандартах точного и чёткого механизма оценивания метапредметных и личностных результатов образования
Это разновидность предыдущего затруднения. Желание иметь непременно точный и чёткий механизм оценивания понятно. Проблема в том, что такого механизма измерения (как его понимают учителя) нет и быть не может по объективным причинам, а имеющаяся отметочная система оценки знаний не точна и не является результатом измерений. Заметим: претензии учителей не отрицают возможности оценивания.
Восприятие контрольно-оценочной работы как поля деятельности только педагога без какого бы то ни было участия школьников
Это затруднение было названо всего одним человеком, то есть большинство его просто не заметили, что говорит о непонимании сути деятельностного подхода в обучении, воспитании, развитии. Без преодоления этого затруднения нельзя говорить об успешной организации учебной работы детей, где самоконтроль и самооценка — обязательные компоненты деятельностного подхода в организации обучения на уроке.
Отсутствие навыков кооперации в методической работе учителей
Групповую, коллективную и командную работу (всё это не одно и то же) по освоению ФГОС нужно возрождать в школах с нуля.
Отсутствие условий (нехватка, а то и полное отсутствие помещений, отсутствие единого государственного финансирования и др.) для организации внеурочной образовательной деятельности, требуемой ФГОС
Если школа не является школой полного дня, то внеурочные занятия больше утомляют, чем развивают (с перерывом дети начальной школы находятся в школе иногда до 15 часов). Перерыв проходит не в комнате отдыха или игровой, а где придётся, с переодеваниями и переобуваниями очень мало времени остаётся на прогулку; первоклассники в это время должны ещё и поспать (дневной сон).
Рекомендация тут одна: долго, методично и последовательно, но добиваться необходимого финансирования конкретных проектов по созданию необходимых условий, ибо закон тут на стороне школы.
Неумение подключать родителей к оказанию помощи учителям и детям в освоении ФГОС
Речь идёт о подготовке и проведении собраний родителей с их информированием о содержании новых стандартов, рассказом о том, в чём может быть выражена их помощь детям (выполнение домашних заданий на основе рабочих тетрадей, где требуется парная, диалоговая работа по освоению УУД), привлечение родителей к внеурочной развивающей деятельности (летние и зимние лагеря, выезды в музеи, в другие города) и т.д.
Причины
Причин появления названных и неназванных здесь затруднений много. Среди них: сложность текста стандартов (не в зоне ближайшего развития учителей); отсутствие хоть какого-то разъяснительного терминологического аппарата, что обязаны были сделать разработчики, но не сделали; явно недостаточная в масштабах страны помощь вузовских кафедр, лабораторий
научно-исследовательских институтов, кафедр институтов повышения квалификации (развития образования), муниципальных методических служб; нехватка учебников, написанных в соответствии с требованиями ФГОС; явно недостаточное и постоянно уменьшающееся финансирование школ.
Каждая из причин очень существенна, их на личие фактически перекладывает все заботы по освоению стандартов на плечи школ и учителей, что только отягощает и без того нелёгкую жизнь российских педагогов.
Но истины ради мы должны заявить читателю: новые стандарты систематизировали опыт и научные труды прогрессивных психологов, теоретиков и практиков управления образованием, добивавшихся в своей работе взаимодействия предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, воспитания и развития.
Стандарты второго поколения не только систематизировали эти взаимодействия, облекли их в современную языковую форму, но и придали им необходимую теоретическую фундаментальность, и — что ещё важнее — ФГОС законодательно закрепили обязательность для каждого учителя и администратора эту взаимосвязь предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьника ставить перед собой как цель и добиваться этой цели в своей повседневной работе.
Напомним, приказы о введении в действие ФГОС были изданы по всем уровням общего образования.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение названных приказов — это административное правонарушение, что на основании Трудового кодекса РФ предусматривает дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения по соответствующим основаниям.
Надо прежде всего идти
Считаем необходимым подчеркнуть особое значение работы по освоению ФГОС для учителей 6—11-х классов, которым предстоит начать её в 2014 г. и последующие годы.
В конце статьи мы хотим напомнить читателям известное мудрое выражение
О. Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти», что на данном этапе означает: прекратить тратить силы и время на критику стандартов (дефекты ведь никто не отрицает). Наш совет не случаен.
Когда мы начали знакомиться с огромной почтой из разных регионов России, то в ней высказывались только жалобы, гневные и резкие слова, философские рассуждения о тщетности любых усилий, многочисленные замечания к содержанию и форме, резко отрицательные суждения с переходом на личности — и всё это по поводу новых ФГОС. Эта почта весьма обильна, и она не содержала каких-либо конструктивных отзывов о новом стандарте. Удивило, что всё, попадающее на наш
Наименование ступени общего образования Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт Введение в действие
Начальное общее образование (1-4-е классы) Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 С 1 января 2010 г.
Основное общее образование (5-9-е классы) Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 Со дня вступления в силу настоящего приказа — 11.03.2011 г.
Среднее (полное) общее образование (10-11-е классы) Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 Со дня вступления в силу настоящего приказа — со 2 июля 2012 г.
Достоинства
Правовые акты
стол из электронного почтового ящика, несло в себе уже сложившуюся негативную установку на восприятие ФГОС, хотя никто из респондентов даже частично стандарты не освоил. Поэтому мы полагаем: прежде, чем начать помогать себе в устранении трудностей действительно объективных и действительно сложных, необходимо снять психологический груз неприятия ФГОС, чтобы можно было заниматься делом по существу, а не удовлетворяться эмоциями.
В этой связи предлагаем читателям внимательно вчитаться в известные молитвенные слова немецкого богослова Карла Фридриха Этингера (1702-1782):
«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».
Эти слова хорошо помогают в борьбе с самим собой, когда приходится начинать какое-нибудь тяжёлое, но необходимое и неизбежное дело. Как указывают многие мемуа-
ристы, фраза висела над рабочим столом 35-го президента США Джона Ф. Кеннеди, и, поверьте, ему было много тяжелее, чем каждому из нас.
Уверены: после того, как наши читатели снимут с себя груз отрицательной психологической установки к стандарту, они смогут практически воспользоваться нашими советами. НО
Вышла в свет новая книга М.М. Поташник, М.В. Левит
«КАК ПОМОЧЬ УЧИТЕЛЮ В ОСВОЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТОВ»
Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования
Справки: тел. (495) 953-99-12; (495) 953-21-70 Заказ книг: e-mail: [email protected]