Научная статья на тему 'Затруднения педагогов в организации социального взаимодействия в педагогической деятельности'

Затруднения педагогов в организации социального взаимодействия в педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / TEACHER'S TRAINING / SOCIAL INTERACTION / PEDAGOGICAL ACTIVITY / SOCIAL CHANGES / STRUCTURE OF SOCIAL INTERACTION / COMPONENTS OF SOCIAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кандаурова Анна Валерьевна

В статье показано, что социальные изменения различного уровня влияют на все компоненты социального взаимодействия в педагогической деятельности. Анализируются результаты опроса педагогических кадров по проблемам организации социального взаимодействия в педагогической деятельности в условиях социальных изменений на современном этапе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кандаурова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers’ difficulties with organization of social interaction in pedagogical activities

It is shown that social changes at any level influence all the components of social interaction in pedagogical activity. The author analyzes the results of the survey of teaching staff on issues of organising social interaction in teaching activities in terms of social changes at the present stage

Текст научной работы на тему «Затруднения педагогов в организации социального взаимодействия в педагогической деятельности»

А. В. Кандаурова

(Омская область)

Затруднения педагогов в организации социального

взаимодействия в педагогической деятельности

В статье показано, что социальные изменения различного уровня влияют на все компоненты социального взаимодействия в педагогической деятельности. Анализируются результаты опроса педагогических кадров по проблемам организации социального взаимодействия в педагогической деятельности в условиях социальных изменений на современном этапе.

Образование как социальный институт не может оставаться в стороне от значительных социальных изменений современности. Под социальными изменениями мы понимаем необратимые перемены социальной системы, происходящие в течение некоторого времени, затрагивающие социальную систему в целом, ее структуру, взаимоотношения и взаимодействия компонентов, образцы поведения, ценности, нормы, функции. К числу социальных изменений, оказывающих трансформирующее воздействие на образовательную сферу, можно отнести практически все изменения современной действительности -от глобализации до технических инноваций, от политических коллизий до экономических кризисов.

Образование, подвергаясь значительному влиянию социальных изменений, оказалось наименее гибкой социальной системой, демонстрируя слабые адаптивные возможности в ответ на воздействие изменений. В современных документах подчеркивается, что «система образования не успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семьи и детей» [5, с. 268].

«В сущности, - отмечает в своем исследовании Г. З. Абитова, - российское образование как социальный институт постоянно находилось в переходном состоянии: менялись политический режим и идеология общества, исторические фигуры, возглавлявшие процесс социальных изменений, официальные установки перед образованием как подсистемой общества. Образовательный процесс не успевал за этими изменениями, новшества и бесконечные реформы, педагогические эксперименты следовали одни за другими, но само образование как социальный институт функ-

ционировало консервативно» [1]. Вместе с тем характер воздействия тех или иных социальных изменений нередко оказывается деструктивным, разрушающим стереотипы социального взаимодействия в профессиональной педагогической деятельности.

В исследованиях по социологии, педагогике, психологии неоднократно подчеркивалось, что педагогическая деятельность, специфичная по характеру предмета своего труда, подвергаясь современным социальным влияниям, оказалась наиболее уязвимой. Особого исследовательского внимания заслуживает социальное взаимодействие в педагогической деятельности, которое нами рассматривается как взаимонаправленные, протекающие в определенном пространственно-временном формате в рамках определенных социальных статусов действия социальных субъектов, реализующих определенные социальные роли и функции в социальной ситуации, заинтересованных в достижении цели и взаимовыгодном результате своих действий.

Характер социального взаимодействия определяется социальными ожиданиями (экс-пектациями], формирует определенные социальные нормы взаимодействия субъектов, регулирующие их социальное поведение. Стабильность социального взаимодействия в ре-гулятиве социальных норм формирует социальные отношения.

Социальное взаимодействие в педагогической деятельности определяется содержанием (опосредованное культурой социальное взаимодействие] и формой (непосредственное социальное взаимодействие субъектов в пространстве культуры]. Опосредованное социальное взаимодействие реализуется в пространстве смысловых контекстов на уровне традиций, укладов, политики, культуры, эко-

номики, на уровне содержания образования как социально-культурный опыт. Непосредственное социальное взаимодействие осуществляется на уровне субъективных смысловых контекстов (специфики межличностного пространства, в котором формируется и реализуется стратегия совместных действий].

Исследовательский интерес социальное взаимодействие в педагогической деятельности представляет потому, что динамично меняющаяся современность оказывает влияние на все компоненты его структуры, как то: субъекты взаимодействия, цели и ожидаемый результат взаимодействующих, социальные статусы, социальные роли и функции, социальные условия и социальная ситуация. Изменение компонентов социального взаимодействия на современном этапе приводит к разрушению типичных стереотипов социального взаимодействия в педагогической деятельности, удерживающих данную социальную систему в равновесии. Нарушение равновесия данной социальной системы порождает неопределенность целей, социальных действий, социальных отношений и провоцирует риски социального взаимодействия. Длительное состояние неопределенности и ситуации риска приводит к эмоциональному напряжению, эмоциональному выгоранию, профессиональной стагнации педагогов как субъектов социального взаимодействия.

Между тем, по мнению ученых, именно педагог должен выступать ключевой фигурой всех изменений в педагогической деятельности, - осваивая изменения, он должен меняться сам. Так, И. А. Колесникова пишет, что «именно педагог в открытом образовательном пространстве выступает проводником в меняющейся реальности, что требует от него проектирования и освоения новых форм социального взаимодействия» [2, с. 12-23]. Е. В. Пискунова также подчеркивает, что «изучение изменений профессионально-педагогической деятельности особенно актуально в современных условиях развития отечественного образования, поскольку именно учитель является основным субъектом модернизации образования и без его активного, вдумчивого участия прогрессивные изменения невозможны» [3, с. 3]. И. И. Соколова убеждена, что возросшие требования социального заказа на подготовку педагогических кадров нового социально-интегративного типа, обладающих высоким педагогическим про-

фессионализмом и социально-личностными качествами, обусловлены возрастающей значимостью человеческого фактора в инновационной экономике страны [4, с. 4].

Современная педагогическая наука обосновывает актуальность проблемы подготовки педагога нового типа, готового к эффективной педагогической деятельности в условиях перманентных разномасштабных социальных изменений. Вопрос отношения к данной проблеме профессиональной группы практикующих педагогов мы рассмотрим в рамках настоящей статьи. Для решения поставленной задачи нами был проведен опрос более двух тысяч педагогов Омской и Тюменской областей. Учителям предлагалось ранжировать характеристики изменений структурных компонентов социального взаимодействия в педагогической деятельности в ответ на социальные изменения действительности по принципу снижения актуальности проблемы. Согласно полученным результатам, первое место в ранге проблемных полей в организации социального взаимодействия в педагогической деятельности занимают изменения на уровне взаимных социальных действий. В качестве наиболее актуальных учителями были выбраны следующие положения:

- требования к педагогу в освоении новых сценариев профессионально-педагогического взаимодействия, соответствующих социальному контексту открытого образования;

- владение педагогом навыками гибкого руководства процессом самостоятельного информационного пользования; управления индивидуальными образовательными маршрутами и траекториями и их сопровождения; многообразием форм сетевого взаимодействия, проектной и исследовательской деятельностью с использованием информационно-технических ресурсов;

- освоение педагогом новых педагогических функций, компенсирующих недостаточность ориентации педагогической дидактики и педагогической деятельности в целом на влияние социума и социальную вариативность современных субъектов образовательных отношений. От педагога требуется освоение новых технологий формирования универсальной коммуникативной среды (дис-тант, скайп, др.], расширяющих образовательное пространство (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.], увеличиваю-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (41] 2014

59

Таблица

Ранжирование проблем в организации социального взаимодействия в педагогической деятельности, детерминированных социальными изменениями

№ Структурный компонент социального взаимодействия Ранг/% опрошенных

1 Изменения на уровне субъектов социального взаимодействия 5 / 84

2 Изменения на уровне цели социального взаимодействия 6 / 65

3 Изменения социальных статусов, социальных ролей, социальных функций взаимодействующих субъектов 3 / 85

4 Изменения на уровне взаимных социальных действий субъектов социального взаимодействия в педагогической деятельности 1 / 82

5 Социальные условия социального взаимодействия в педагогической деятельности 2 / 93

6 Изменения на уровне социальной ситуации социального взаимодействия в педагогической деятельности 4 / 79

щих возможности межчеловеческого общения и, следовательно, применения их в образовательном процессе;

- повышение ответственности педагога за информацию в условиях самостоятельной работы с ней обучающихся и доступности различных информационных источников.

Второе место в ранге проблем занимают изменения социальных условий социального взаимодействия в педагогической деятельности (пространственно-временной формат]. Учителя отмечают, что на современном этапе требуется изменение условий социального взаимодействия в педагогической деятельности, например, расширение формата урока от классной комнаты до дистанта, скайпа на уровне школьного, регионального и международного взаимодействия.

Изменения социальных статусов, социальных ролей, социальных функций взаимодействующих субъектов занимают третье место в ранге проблем, по мнению педагогов. Изменение в системе образовательных результатов, как реакция на социальный запрос, требует ориентации педагогических результатов на развитие социальной и профессиональной активности, социальной мобильности, социальной адаптивности у обучающихся и вызывает сложности в проектировании учебного материала и целей образования. Новые требования к профессиональному уровню современного педагога ориентируют его на повышение профессионализации в течение всей жизни, осуществление непрерывного, нелинейного самообразования. Изменение уровня профессиональной компетентности, профес-

сиональной культуры современного педагога требует постоянного самообразования, увеличивая временные затраты.

На четвертом месте в ранге проблем в организации социального взаимодействия в педагогической деятельности оказались изменения на уровне социальной ситуации (социальные ожидания, ориентация субъектов, социальные нормы; социальное поведение, социальные отношения].

Изменения социального взаимодействия в педагогической деятельности на уровне образовательных ожиданий, образовательных потребностей требуют от педагога профессионального анализа образовательных потребностей и возможностей, социальных возможностей, социальных норм, ценностей, формата социального поведения всех субъектов образовательных отношений, то есть изменения социальной ситуации предъявляют требования к уровню сформированности у учителя диагностических, аналитических, рефлексивных компетенций. Принятие решения в ситуации неопределенности, риска современной социальной ситуации развития образования повышает степень персональной ответственности педагога, предъявляет требования к его социальной ответственности, социальной активности, социальной мобильности. В таблице мы приводим результаты опроса в соотношении к числу респондентов.

Таким образом, современный педагог, находясь в системе сложного вариативного социального взаимодействия в процессе профессиональной педагогической деятельно-

сти, испытывает состояние неопределенности, оказывается перед ежедневными рисками социального взаимодействия под влиянием перманентных социальных изменений. Между тем изменения на уровне субъектов социального взаимодействия, а также изменения на уровне целей для педагогов не являются очевидно проблемными. Однако изменения на уровне взаимных социальных действий субъектов социального взаимодействия в педагогической деятельности, социальных условий, социальной ситуации вызывают значительные затруднения у учителей.

Следовательно, актуальным вопросом системы дополнительного профессионального образования является вопрос подготовки педагогов к практике организации социального взаимодействия в измененных условиях профессиональной деятельности на уровне форм, способов, техник, технологий, сценариев. Как замечает Н. Н. Суртаева, «современные вызовы образованию обращают взор исследователей к проблеме форм, методов, технологий, которые не могут не меняться в условиях тотальных изменений всего, в том числе и самого общества» [6, с. 57]. Анализ теоретических источников и результатов опроса педагогов позволяет сделать следующие выводы.

Социальные изменения являются естественным процессом развития общества. Стремительное развитие науки, техники, производства, общемировые процессы глобализации, интеграции увеличили число и скорость социальных изменений на современном эта-

пе. Изменение социального взаимодействия в педагогической деятельности обусловлено всеми социальными изменениями, происходящими в обществе.

Эффективность социального взаимодействия в педагогической деятельности обусловлена ведущим субъектом - педагогом, подготовленным к изменениям для реализации своих социальных функций в новых социальных условиях. Готовность педагога к изменениям, персональная сопротивляемость изменениям, направления изменений и другие личностно обусловленные параметры на сегодняшнем этапе представляют отдельный научно-педагогический интерес.

В подготовке педагога нового типа ведущую роль играет система дополнительного профессионального образования, поскольку только практикующий педагог может адекватно оценить проблемы своей педагогической деятельности, выбрать формат обучения и подготовки.

Процесс непрерывной подготовки педагогических кадров к изменениям социального взаимодействия в педагогической деятельности - это система организованных образовательных условий для самообразования, саморазвития педагогов как субъектов социального взаимодействия, в её основе лежит концептуальное положение о необходимости осознания и интериоризации понимания перманентности, объективности, необратимости социальных изменений, что инициирует субъектно активную деятельность по изменению самого субъекта.

Литература

1. Абитова Г. З. Образование как социальный институт в условиях трансформации российского общества в послеоктябрьский и постсоветский периоды : дис. ... канд. социолог. наук. - Казань, 2000. - 154 с.

2. Колесникова И. А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. -С. 12-23.

3. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений функций профессионально-педагогической деятельности учителя : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2005. - 44 с.

4. Соколова И. И. Институт педагогического образования и образования взрослых РАО : становление и развитие // Человек и образование. - 2013. - № 3(36). - С. 4-10.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (41) 2014

61

5. Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика: Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://2020strategy.ru/documents/32710234.html (дата обращения 23.06.2014).

6. Суртаева Н. Н. Профессиональное образование в контексте инновационного пространства // Специфика педагогического образования в регионах России : сб. науч. ст. VI Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень ; Санкт-Петербург : ТОГИРРО. - 2013. -№ 1(6). - С. 148.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.