Научная статья на тему 'Затраты в системе ценообразования российских предприятий'

Затраты в системе ценообразования российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петиненко И. А.

The main problems of cost defining in Russian enterprises in terms of development of a new economy are issued in this article. The author notes three periods of existing of special feature of cost forming. There is also a detailed description of the types of cost analysis at our enterprises with taking into account the experience of west firms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expenses in the System of PriceFormation of Russian Manufactures

The main problems of cost defining in Russian enterprises in terms of development of a new economy are issued in this article. The author notes three periods of existing of special feature of cost forming. There is also a detailed description of the types of cost analysis at our enterprises with taking into account the experience of west firms.

Текст научной работы на тему «Затраты в системе ценообразования российских предприятий»

И.А. Петинепт

ЗАТРАТЬ! Е СИСТЕМЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Томский государственный университет

В условиях формирования новой экономической системы в России проблема затрат в ценообразовании получила новое звучание. Это связано прежде всего с тем, что непосредственное формирование затрат по производству и реализации большинства видов продукции теперь осуществляется на микроуровне. Этот процесс осуществляется в условиях конкурентной борьбы. В этом случае затраты рассматриваются как параметр конкуренции. Следует также отметить особое влияние опыта, западных фирм на российский бизнес.

В 90-е гг. XX в. российский менеджмент осваивал практику самостоятельного расчета уровня затрат и их динамики. По-нашему мнению, можно выделить особые временные периоды, которые характеризуются спецификой определения затрат.

Первый - это период высокой инфляции, когда осуществлялся быстрый рост затрат, который окупался ценой. Увеличение затрат во многом шло за счет добывающих отраслей, энергетики и т.д. Экономия затрат не имела в это время первостепенного значения. Именно в это время начинает формироваться двойное выражение затрат: для государственных органов власти в целях налогообложения и реальные затраты, показывающие не только «дневные», но и «теневые» обороты.

Второй - это период с 1995 по 1998 г., когда рост-затрат замедляется, формируется валютный коридор и начинает активизироваться процесс экономии затрат на основе выделения прежде всего трех групп затрат, получающих на практике особые названия: энергетическая составляющая, транспортная составляю-

щая, зарплатосоставляющая. В это время в деятельности российских предприятий начинает формироваться множественное выражение затрат в зависимости от качества денежного оборота. Оформляются затраты для натурального (бартерного), наличного и безналичного оборота. Отмечается глубокий интерес российского менеджмента к практике формирования и экономии затрат западными фирмами.

Третий - это период, начало которому положил финансовый кризис. Он является достаточно сложным, так как усиливается конкуренция между российскими предприятиями, между иностранными фирмами и российскими предприятиями на основе определения уровня затрат, их структуры, динамики, а также соотношения качества и затрат. Широко используются методики анализа затрат западных фирм. Денежная форма выражения затрат становится все более важной, однако теневое выражение затрат по-прежнему беспокоит государство.

Обращает на себя внимание то, что затраты на ресурсы как основа цены продукта занимают в экономической системе достаточно почетное место, при условии, если ресурсы используются фирмой для производства продукции. С другой стороны, домашнее хозяйство может выполнять в экономической системе роль покупателя, а значит, в той или иной степени оказывать влияние на цену покупки и затраты. В таком же положении оказывается и фирма. С одной стороны, как покупатель ресурсов фирма участвует в формировании цены покупки и, значит, затрат, а с другой стороны, как непосредственный производитель рассчитывает затраты и цены продажи.

Следовательно, общим между субъектами в процессе формирования затрат является то, что они могут выполнять функции продавца и покупателя. Каждый из субъектов осуществляет анализ затрат с целью выбора наиболее выгодного варианта.

В современных условиях анализ системы затрат является достаточно сложным и предполагает использование нескольких направлений анализа. По-нашему мнению, можно выделить следующие направления изучения затрат.

Во-первых, полные затраты можно рассматривать как полные затраты в широком и узком смысле слова. В первом случае полные затраты определяются как затраты денежные и неденежные на покупку ресурсов или их аренду, производство и реализацию товаров и услуг. Неденежные затраты - время на производство и реализацию товара, затраты нервно-пси-хической энергии персонала фирмы на осуществление процессов, указанных выше. Такое направление анализа предполагает учет не только движения денежных средств, но и скорости осуществления операций в сфере обмена и производства (участие фирмы в конкуренции времени, развивающейся с конца XX в.), а также учет качественных характеристик деятельности персонала (качества образования, здоровья, системы движения кадров и т.д.).

В крупных фирмах анализируется процесс перелива затрат денежных в неденежные и обратно. Формируются варианты затрат, которые затем определяют варианты цен. Например, определение сроков поставки продукции в договоре купли-продажи показывает такой перелив.

В узком смысле полные затраты - это денежные затраты на покупку ресурсов, производство и реализацию товаров и услуг, которые оформляются бухгалтерскими документами. Такое направление анализа показывает уже в концентрированной денежной форме все реальные операции, осуществляемые субъектом.

Таким образом, современный субъект с необходимостью должен учитывать в процессе формирования затрат три параметра: деньги, время, нервы. Это в равной мере касается выполнения как функции продажи (аренды) ресурсов, так и осуществления функции потребителя.

Российские предприятия постепенно осознают важность данного направления анализа затрат в осуществлении операций не только на национальном, но и на международном рынке.

Во-вторых, анализ затрат предполагает рассмотрение полных затрат как затрат на осуществление трех процессов: покупку или аренду ресурсов, организацию непосредственного производства и реализацию готовых товаров и услуг. Формируются три группы затрат в соответствии с данными процессами. Такое направление анализа используется западными транснациональными корпорациями, так как

названные выше процессы требуют от них специальной системы организации, а значит, и формирования особых видов затрат.

Необходимо учитывать, что первая и третья группы затрат - это затраты по взаимодействию с партнерами. Именно здесь формируется имидж фирмы и именно эти затраты подвержены сильным внешним воздействиям. Третья группа затрат особенно сложна для субъекта, так как она связана с поведением потребителя. Проводить экономию затрат в данном случае трудно, так как затраты привязаны к внешним факторам, которые не всегда управляемы фирмой, домашним хозяйством, государством.

Вторая группа затрат оценивается как группа, которая зависит от деятельности субъекта. Эта группа максимально контролируема, регулируема, поэтому именно ресурсы, составляющие эту группу затрат, можно достаточно серьезно экономить.

По нашему мнению, именно в третий период времени, начавшийся после финансового кризиса, отмечается координацией всех трех групп затрат российским менеджментом. В частности, создание вертикально интегрированных компаний во многом решает проблемы экономии затрат.

В-третьих, в системе полных затрат, по-нашему мнению, необходимо выделять и отдельно изучать затраты, которые можно назвать гибкими: трансакционные и дискреционные затраты. Трансакционные затраты, выступая частью полных затрат, участвуют в формировании первой и третьей групп затрат, а именно формировании партнерских отношений.

Трансакционные затраты - это затраты на подготовку, заключение и исполнение контрактов. Они анализируются субъектами по следующим направлениям:

1) затраты на подготовку контрактов с партнерами;

2) затраты на проведение переговоров (заключения или не заключения контрактов);

3) затраты на определение качества предлагаемой

продукции:

4) затраты на определение прав собственности и их перехода:

5) затраты на преодоление оппортунистического поведения партнеров.

Трансакционные затраты - это затраты имиджа фирмы, поэтому не представляется возможным сокращать их до бесконечности. Они являются одними из самых гибких затрат и их снижение сразу отражается на уменьшении себестоимости.

Трансакционные затраты российских предприятий формировались в 90-е гг. во многом под влиянием поведения государства, которое отвечало в данном случае за законодательную базу деятельности субъектов. Также увеличивал уровень трансакционных затрат и вносил стихию и анархию в их формирование разрыв экономических связей предприятий. Эти же процессы усиливало и неумение работать с

ИА. Петиненко. Затраты в системе -ценообразования- российских предприятий

партнерами в условиях формирования рыночной экономики. Однако постепенно менеджмент усиливает контроль над трансакционными затратами, что проявляется в использовании типовых договоров, в законодательном оформлении прав собственности в России и за рубежом (товарные знаки, патенты, лицензии), в развитии долгосрочных партнерских отношений с поставщиками и потребителями.

Дискреционные затраты также относятся к системе гибких затрат. Как и трансакционные затраты, они характеризуют имидж субъекта и связаны с функционированием партнерских отношений. Но сложность их формирования определяется тем, что они могут воздействовать на будущее субъекта. Дискреционные затраты анализируются транснациональными корпорациями по следующим направлениям:

1) затраты на научно-исследовательские и опытно конструкторские разработки,

2) затраты на рекламу,

3) затраты на подготовку и переподготовку специалистов,

4) затраты на ремонт оборудования.

Сокращение дискреционных затрат также затруднено, так как под удар ставится не только имидж субъекта, но и будущее его функционирование.

Проблема дискреционных затрат достаточно противоречива в российской экономике. В первой половине 90-х гг. предприятия резко сократили затраты на научно-исследовательские и опытно-конструггорские разработки, затраты на ремонт оборудования. Тогда как во второй половине 90-х гг. эти затраты начинают участвовать в формировании себестоимости продукции. Обращает на себя внимание то, что в 90-е гг. работающие предприятия тратили значительные средства на подготовку и переподготовку специалистов.

В-четвертых, полные затраты рассматриваются как переменные и постоянные затраты. Эта классификация является важной при увеличении или уменьшении объема производства российскими предприятиями. Переменные затраты - это затраты, которые могут изменяться в связи с изменением объема производства и реализации товаров и услуг. К ним могут относиться:

1) затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты;

2) затраты на энергию, тепло, воду;

3) затраты на сдельную заработную плату основных рабочих;

4) затраты на связь;

5) транспортные расходы;

6) торгово-комиссионные расходы.

Деление затрат на переменные и постоянные является субъективным и зависит от стратегии и тактики предприятия, вида предприятия, уровня используемых технологий, отраслевых инструкций. При формировании переменных затрат необходимо учитывать меру объема производства, по отношению к которому будет изменяться система переменных затрат.

Переменные затраты изменяются в связи с изменением объема производства автоматически. На практике встречается пропорциональная зависимость. Есть зависимость, когда относительное увеличение затрат больше, чем объем производства. Такие переменные затраты называются прогрессивными. Регрессивные затраты: относительное изменение затрат меньше, чем объем производства.

Переменные затраты для ценообразования анализируются с двух сторон: общий объем переменных затрат и переменные затраты в расчете на единицу продукции.

Переменные затраты - это затраты, несущие в себе в определенной мере инфляцию (инфляционные затраты), поэтому менеджеры особенно скрупулезно оценивают переменные затраты через три параметра: качество и количество закупаемых ресурсов, цена, по которой в себестоимость будут вводиться эти ресурсы. В настоящее время эта оценка затрат проводится скрупулезно и на российских предприятиях.

Переменные затраты считаются гибкими. Особенно активно анализируются переменные затраты при принятии тактических решений - это увеличение на основе дополнительного договора объема производства при существующих производственных мощностях. Предприятие заинтересовано только в изменении переменных затрат, постоянные остаются определенный период времени на прежнем уровне.

Эти же манипуляции е расчетами затрат российские предприятия осуществляют, когда выходят на зарубежный рынок. Но при формировании стратегии предприятие должно проводить реконструкцию, и тогда полные затраты становятся переменными и, цена на готовый продукт должна окупить затраты. Все расчеты проводятся на основе авансированного капитала и его возврата.

Таким образом, переменные затраты по западной системе расчета являются основой себестоимости продукции, самой гибкой ее частью и выступают нижним пределом цены на определенный период времени. Сегодня все основные методики анализа переменных затрат вводятся на российских предприятиях через использование управленческого учета.

Постоянные затраты - такие, которые могут не изменяться при изменении объема производства. Формирование этих затрат субъективно. Однако к постоянным затратам могут относиться:

1) амортизация основного капитала;

2) арендная плата;

3) процент за кредит;

4) заработная плата менеджеров и вспомогательных работников; повременная заработная плата основных работников;

5) административные расходы;

6) другие расходы, в частности реклама, страхование, НИОКР, ремонт оборудования.

Постоянные расходы могут оставаться неизменными в течение определенного периода времени. Но процесс изменения постоянных затрат связан с заключением дорогих контрактов, скачкообразным изменением.

Постоянные затраты рассматриваются как тяжеловесные. Их сокращение сразу и быстро практически невозможно, поскольку предприятие не может быстро продать часть оборудования, здания, сооружения.

Если постоянные затраты негибкие, то их доля в себестоимости показывает также возможность манипулирования ценой. Чем выше доля постоянных затрат, тем менее гибкой становится цена. Все отрасли экономики с этой точки зрения можно распределить по их месту в гибком ценообразовании. Самые неподвижные отрасли - это добывающая промышленность (нефть, газ, уголь и т.д.), самые подвижные -розничная и оптовая торговля, пищевая и легкая промышленность.

Постоянные расходы нужно анализировать с двух сторон: постоянные расходы на весь объем производства и постоянные расходы на единицу продукции. Для определения цены особенно важным является эффект масштаба. Если увеличить объем производства, то сумма постоянных затрат остается неизменной, постоянные затраты не единицу продукции уменьшатся.

Для сравнения переменные затраты имеют другую динамику. Если увеличить объем производства, то, как правило, переменные затраты на единицу продукции остаются неизменными.

Постоянные расходы оказывают влияние на деятельность предприятия следующим образом:

1. Если изменяется объем производства на основе дополнительных заказов, то менеджер не должен беспокоиться о постоянных затратах.

2. Если речь идет о реконструкции или периоде спада, то в этом случае главная проблема - изменение доли постоянных затрат в себестоимости продукции.

В период либерализации в России несколько раз проводилась переоценка основных фондов, т.е. увеличение их стоимости, а значит, росла доля постоянных затрат в себестоимости, но при этом падали объемы производства. Эти процессы нередко не могли компенсироваться снижением переменных затрат. В результате шел процесс увеличения себестоимости в условиях относительной стабилизации рыночных цен.

Осложнялось положение предприятий также и тем, что в начале либерализации практически регулярно проводилась индексация минимальной заработной платы. Относительно быстро росли цены на услуги естественных монополистов. Включение системы экономии переменных и постоянных затрат не всегда давало эффект, поскольку предприятие ис-

пользует устаревшее оборудование, нормы расхода материалов и, как факт, невысокий уровень производительности труда российских предприятий.

В-пятых, полные затраты рассматриваются как прямые и косвенные. Прямые затраты - такие, которые связаны с производством определенных видов продукции и могут прямо и непосредственно включаться в их себестоимость. К ним относят затраты:

1) на сырье и материалы, покупные изделия, полуфабрикаты;

2) на заработную плату производственных рабочих;

3) на энергию, тепло, на технологические цели в отдельных производствах.

Косвенные затраты - такие, которые связаны с производством нескольких видов продукции и включаются в их себестоимость с помощью специальных методов расчета. К ним относят расходы:

1) на содержание, эксплуатацию оборудования;

2) на подготовку и освоение производства;

3) цеховые;

4) общепроизводственные;

5) коммерческие.

Если прямые расходы являются, как правило, простыми, то косвенные могут быть как простыми, так и сложными. Прямые расходы по объему могут быть меньше переменных и могут включать только две группы, т.е, сырье, материалы, полуфабрикаты и затраты на основных работников. Прямые затраты определяют нижний предел цены. В данном случае речь идет о том, что цена может окупить две основные группы. Что же касается окупаемости затрат, в первую очередь должны окупаться затраты первой группы, поскольку они связаны с имиджем фирмы. Российские предприятия на практике не всегда соблюдают это условие, обязательное для западных фирм. От этого страдает имидж наших предприятий. Затраты на материалы, покупные изделия, полуфабрикаты особенно подвержены нормированию, которое зависит от уровня используемых технологий. С точки зрения рабочей силы экономия затрат на российских предприятиях осуществляется по двум направлениям: манипулирование договорами с целью введения дифференциации заработной платы и рост интенсивности труда при непропорциональном росте заработной платы.

Косвенные затраты в условиях коммерческой деятельности приобретают большое значение в силу-сложности их формирования и распределения. Это многообразные затраты в силу экономического значения и могут относиться на себестоимость продукции различными способами. Широко используются коэффициенты распределения затрат.

Российские предприятия, работающие в условиях рыночной экономики, должны самостоятельно формировать коэффициенты распределения косвен-

А.Е. Метлина. Факторы, определяющие экономическую эффективность развития предприятия

ных затрат, поскольку здесь необходимо одновременно решать совершенно противоположные задачи:

- осуществлять полное включение косвенных расходов в себестоимость и цены;

- структурировать косвенные расходы;

- сформировать направление экономии косвенных затрат. Выделяются тактические направления и стратегические (связаны с экономией электроэнергии, эффективность работы оборудования и т.д.);

- анализировать движение рыночных цен с целью определения тенденций;

- определить соотношение себестоимости и цены продажи на предмет формирования целевой прибыли или ее отсутствия.

Предприятия должны учитывать, что если увеличить косвенные расходы в цене, то они начинают

поглощать прибыль. Если рыночные цены снижаются, то они в первую очередь после прибыли затронут косвенные расходы, и тогда возникнет проблема их окупаемости.

В системе прямых и косвенных расходов нижним пределом являются прямые затраты, но трудно управляемыми и регулируемыми - косвенные затраты. В рыночном ценообразовании предприятие всегда будет стремиться окупить косвенные расходы, поскольку прямые и так будут окупаться.

Таким образом, функционирование российских предприятий в условиях рыночной экономики требует от них кардинального изменения отношения к затратам как основе цены. Их анализ требует высокого профессионализма менеджеров, специальной их подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.