гда предприятия других форм собственности увидели бы наглядные преимущества такой формы управления производством.
А в настоящий момент кто даст профессиональные рекомендации в объединении
тенденций теории и практики в области организации и нормирования труда? С позиции правительства ответ напрашивается аргументированный и простой — рынок. А это обезличенная рекомендация.
Список литературы
1. Софийский Н. От нормирования труда отказываться нельзя / Н. Софинский // Человек и труд. — 1995. — № 5.
2. Волгин Н. Заработная плата — цена труда или рабочей силы? / Н. Волгин // Человек и труд. — 1999. — № 9.
3. Регулирование заработной платы в Российской Федерации: основные принципы // Человек и труд. — 2006. — № 2.
4. Антосенков Е. Нормирование труда — необходимый элемент эффективной организа-
ции производства. Оценка ситуации и возможные решения / Е. Антосенков // Человек и труд. — 2007. — 10.
5. Яновский И. И. Нормирование труда как элемент организации заработной платы. Воздействие рыночных отношений на теорию и практику нормирования труда / И. И. Яновский, Т. Ф. Гриценко // Речной транспорт (ХХ1 век). — 2008. — № 2.
6. Непредвзятое обсуждение актуальнейшей проблемы // Человек и труд. — 2009. — № 7.
7. Волгин Н. Оплата труда — болевая точка сегодняшней экономики / Н. Волгин // Человек и труд. — 2009. — № 7.
8. Голинев В. И. Методология определения нормативов численности инспекторов портового контроля морских портов / В. И. Голинев, Е. В. Щурова // Журнал университета водных коммуникаций. — 2009. — Вып. 2.
УДК 658:656.6 В. Д. Мухарь,
аспирант,
СПГУВК
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
COST MANAGEMENT IN ORGANIZATIONS OF WATER TRANSPORT
<4
Ш
204]
Раскрываются цели и задачи управления затратами, анализируются действующие методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг в отраслях экономики, в том числе на водном транспорте, предлагается эффективный метод учета транспортных услуг.
The article reveals the goals and objectives of cost management, analyzes the current methods of cost accounting and cost prices of products and services in industries of economy, including waterways, an effective method of accounting for transport services is offered.
Ключевые слова: затраты, управление, водный транспорт, калькуляции, методы, принципы, нормативный, позаказный, попередельный, директ-костинг, стандарт-кост, эффективность.
Key words: costs, management, water transport, cost accounting methods, principles, regulatory, pozaka-zny, poperedelny, direct costing, standard-cost, efficient.
У
ПРАВЛЕНИЕ затратами в любой организации, в том числе и на предприятиях водного транспорта, является средством достижения высоких финансовых результатов, но сводится не только к снижению расходов, а распространяется и на все элементы управления.
В любых системах представление о затратах основывается на трех важных положениях:
— затраты зависят от способа использования ресурсов, так как они отражают, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации продукции, работ и услуг;
— объем использованных ресурсов может выражаться в натуральных и стоимостных измерителях;
— объем использованных ресурсов в стоимостном выражении рассчитывается для определенной функции, производственного подразделения, предприятия в целом.
Управление затратами предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, а именно разработку (принятие), реализацию и контроль над выполнением управленческих решений. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, активизация, стимулирование выполнения принятых решений, учета и анализа результатов. Основные принципы управления затратами выработаны практикой и сводятся к следующим моментам:
— системный подход к управлению затратами;
— единство методов, принимаемых на разных уровнях управления затратами;
— управление затратами на всех стадиях жизненного цикла продукта — от создания до ликвидации;
— снижение затрат при одновременном повышении качества продукции, работ и услуг;
— экономия затрат на всех уровнях управления;
— широкое внедрение нанотехнологий в производственные транспортные процессы, эффективных методов управления, снижения затрат;
— совершенствование информационного обеспечения об уровнях затрат, повышение оперативности в их учете и анализе;
— повышение заинтересованности производственных подразделений в снижении затрат.
Системный подход к управлению затратами находит свое выражение в том, что эффективность управления затратами оценивается по эффективности самого слабого звена системы. Низкий уровень нормирования затрат, слабая мотивация или полное отсутствие стимулирования персонала предприятия за снижение затрат, некачественный и несвоевременный анализ, неэффективная система управленческого учета затрат, не обеспечивающая оперативные потребности руководства, как правило, неизбежно ведут к снижению эффективности управления. Соблюдение основных принципов управления затратами ведет к экономической конкурентоспособности предприятия на рынке транспортных услуг.
Учет и анализ транспортных издержек составляют основу для поиска направлений снижения затрат. В условиях конкуренции это один из путей обеспечения конкурентных преимуществ организации.
Одним из направлений управления затратами на предприятиях является выявление и использование эффективного метода учета затрат, калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг.
В отечественной литературе называют три основных метода учета затрат и калькуляции фактической себестоимости продукции, работ и услуг:
1) нормативный;
2) попередельный;
3) позаказный.
Позаказный метод учета и калькуляции затрат используется в единичных и мелкосерийных производствах машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности; на транспорте, в том числе и на водном; в строительстве; самолето- и судостроении, турбостроении; полиграфии; при производстве мебели; выполнении научноисследовательских и конструкторских работ; при оказании аудиторских и консультационных услуг и др. [3].
Выпуск 3
Выпуск 3
Объектом учета и калькуляции является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.
На транспорте производственным заказом является вид деятельности (перевозки, перегрузочные работы, транспортно-экспедиционные услуги и др.), на перевозках — вид перевозок (грузовые, пассажирские), по каждому виду перевозок — род груза (минерально-строительные материалы, песок, металл, уголь, руда, лес, и др.), вид сообщения (прямое, местное, дальнее, пригородное и т. д.), вид флота (самоходный грузовой, нефтеналивной, несамоходный грузовой и др.).
Главной проблемой при позаказном методе является распределение (простым или многоступенчатым методом) косвенных расходов (общепроизводственных, общехозяйственных, непрямых материальных и других затрат) между отдельными заказами.
Преимущества позаказного метода заключаются в том, что он позволяет:
— более точно определить затраты на конкретный производственный заказ и соответственно контролировать соотношение цены и затрат;
— оценить эффективность отдельных производственных заказов, выбрать наиболее рентабельные заказы;
— осуществить действенный контроль над затратами заказа путем расчета отклонений между плановыми и фактическими калькуляциями;
— сформировать базу для планирования производственных затрат и отпускных цен по будущим заказам;
— контролировать динамику прямых производственных и накладных расходов по отдельным заказам.
К недостаткам позаказного метода можно отнести сложность расчета ставок распределения косвенных расходов; отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат по заказу; высокую трудоемкость работ и др.
Таким образом, данный метод не способствует выявлению внутренних резервов производства.
Попередельный метод применяется на производствах с комплексным использовани-
ем сырья и материалов, в отраслях промышленности с массовым, крупносерийным и поточным производством и других, в которых сырье и материалы проходят последовательно несколько самостоятельных фаз обработки (переделов, стадий).
Каждый передел представляет собой законченную фазу обработки сырья, в результате которой предприятие получает не конечный продукт, а полуфабрикат собственного производства. Сущность попередельного метода заключается в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства [3].
Преимущества данного метода заключаются в наличии полной информации о себестоимости полуфабрикатов на выходе из каждого передела. Эта информация необходима для формирования цены при реализации полуфабрикатов на сторону; позволяет выявить и учитывать остатки незавершенного производства в местах его накопления; дает возможность организовать контроль над движением полуфабрикатов собственного производства, как внутри предприятия, так и при реализации другим предприятиям и др. Недостатком метода является сложность и трудоемкость расчетов.
Нормативный метод учета затрат и калькуляции себестоимости применяется в отраслях с серийным и массовым производством сложной продукции. Чаще всего в обрабатывающей промышленности.
Сущность нормативного метода заключается в том, что калькуляция фактической себестоимости основана на нормативной себестоимости продукции, работ и услуг, которая рассчитывается до начала отчетного периода на основе действующих на предприятии норм затрат на все виды ресурсов.
Нормативы материальных и трудовых затрат основаны на инженерных оценках и расчетах, изучении трудовых операций, зависят от типа и качества используемых материалов и оборудования. В основе расчета нормативов накладных общепроизводственных и общехозяйственных расходов лежит база данных о затратах в прошлых отчетных периодах.
Обособленно ведется оперативный учет отклонений (экономии или перерасхода) фактических затрат от нормативных с указанием места их возникновения, причин и виновников.
Наличие в документах по учету отклонений от норм кодов причин и инициаторов, виновников отклонений, позволяет руководителям подразделений в установленные сроки в течение месяца составлять рапорты об отклонениях от норм для руководителей организации с целью принятия мер по устранению причин перерасхода и внедрения методов экономии затрат.
Преимущества нормативного метода заключаются в оперативном получении данных о фактической себестоимости изделий, в регулярном анализе причин отклонений, выявлении виновников, внедрении в текущую деятельность организации прогрессивных норм и нормативов, обеспечении связи нормативов с ценовой политикой организации, повышении эффективности контроля и управления издержками, получении более точных результатов по выполненным калькуляциям. Метод является эффективным инструментом ресурсосбережения, дающим возможность выявлять как внешние, так и внутренние резервы снижения издержек.
Таким образом, нормативный метод позволяет осуществлять систематический контроль над всеми расходами предприятия. Главным инструментом контроля является система оперативного учета отклонений от норм по каждой статье калькуляции в процессе производства
К недостаткам нормативного метода относится большая трудоемкость учетных и вычислительных работ. Метод позволяет внедрять в текущую деятельность оперативное регулирование и управление производством благодаря систематическому учету отклонений от норм и изменений норм.
В международной практике широко применяются и другие методы: стандарт-кост, который является модифицированным аналогом российского нормативного метода.
Данная система зародилась в США в начале 1920-х гг. Для исчисления себестоимости единицы продукции, установления цен, опе-
ративного управления и контроля над затратами стали разрабатываться и использоваться стандарты материальных и трудовых затрат (прямых затрат — материалов, энергии, рабочего времени, труда, заработной платы) и других прямых производственных расходов, связанных с изготовлением продукции, выполнением работ и услуг. Причем утвержденные нормы не могут быть перевыполнены. Выполнение нормы даже на 80 % означает успешную работу, превышение может означать, что норма была необоснованной.
Более широкое применение и в зарубежной, и в российской практике нашла система директ-костинг. Ее суть состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете, в калькуляцию не включаются, а периодически списываются на финансовые результаты.
Возникновение калькуляционной системы директ-костинг связано с Великой депрессией в США в 1928 г. и необходимостью снизить искажение величины прибыли.
Основные идеи этой системы были сформулированы в 1936 г. американским экономистом Д. Ч. Гаррисоном.
Наименования директ-костинг как процесс исчисления затрат и директ-кост как система, используемая для их оценки и контроля, были предложены в 1936 г. американцем Д. Харрисом. Они переводятся как учет прямых затрат, зависящих от объемов производства, косвенные расходы отражаются на финансовых результатах деятельности.
Особенностью системы директ-костинг является многоступенчатая схема построения отчета о прибылях и убытках. В ней содержатся два финансовых показателя: маржинальный доход и бухгалтерская прибыль [2].
Директ-костинг позволяет руководству организации обратить особое внимание на изменение маржинального дохода по предприятию в целом, различным изделиям, работам, услугам, секторам рынка, их продажам; выявить наиболее рентабельные изделия, работы и услуги для того, чтобы перейти на их выпуск; оперативно перестраивать производство в ответ на меняющиеся условия рынка. Еще одно важное достоинство системы состоит в
Выпуск 3
том, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет, контроль и анализ существенно сократившегося числа статей затрат: себестоимость становится «более обозримой», а отдельные затраты — лучше контролируемыми. Директ-костинг дает возможность более оперативно контролировать постоянные расходы, особенно при сочетании данного метода со стандарт-костом. Применяя принципы стандарт-коста (нормирования) в системе директ-костинга, целесообразно разрабатывать нормы на постоянные затраты; в основе контроля гибких смет лежит принцип разделения затрат на постоянные и переменные. При системе учета полной себестоимости часть нераспределенной суммы накладных расходов переходит из одного периода в другой, поэтому контроль над ними ослабевает. Директ-костинг также помогает снизить трудоемкость распределения накладных расходов.
Преимущество директ-костинга по сравнению с системой учета полных затрат объясняется тем, что при учете полных затрат отклонения в расходах по обслуживанию и управлению производством зависят от степени загрузки предприятия или его подразделений (объема продукции) и от уровня самих затрат. В системе директ-костинга отклонения зависят только от уровня фактической величины косвенных расходов за отчетный период. Это повышает степень адресности и ответственности за отклонения.
Составленный по методу директ-кос-тинг отчет о прибылях и убытках является эффективным информационным источником для проведения политики ценообразования, управления затратами организации, концентрирует
внимание руководства на изменении маржинального дохода в целом по организации и по конкретным видам продукции, работ и услуг.
Директ-костинг нацеливает предприятие на достижение максимально возможного уровня продаж, так как только в этом случае можно получить наибольшую прибыль.
Достоинством метода является то, что появляется возможность расчета маржинального дохода по видам услуг, более оперативных и обоснованных корректировок цены и тем самым своевременного реагирования на изменение условий рынка, поведение покупателей. Можно определять порог рентабельности продаж. Расчет цен и их изменение на базе полных затрат усредняют влияние рынка на цены и замедляют реакцию продавца на рыночную ситуацию. Простота калькуляции себестоимости при данном методе, так как постоянные затраты не распределяются между видами продукции; возможность сравнения себестоимости продукции только по переменным затратам и маржинальной прибыли по каждому виду услуг; возможность расчета точки безубыточности [2].
К недостаткам данного метода можно отнести отсутствие расчета полной себестоимости продукции, необходимой согласно действующему российскому законодательству, сложность разделения постоянных и переменных затрат.
Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, в организациях водного транспорта можно рекомендовать использовать для учета затрат и калькулирования себестоимости метод директ-костинг с элементами стан-дарт-коста. Именно этот сложный метод позволит повысить эффективность управления затратами [1].
к
кус
Список литературы
1. Янковский К. П. Управленческий учет: учеб. пособие / К. П. Янковский, И. Ф. Мухарь. — СПб.: Питер., 2011. — 368 с.
2. Мухарь В. Д. Отраслевые особенности управленческого учета на предприятиях водного транспорта / И. Ф. Мухарь // Водные пути России: строительство, эксплуатация, управление: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию подготовки кадров для водного транспорта России, 1-2 октября 2009 года. — СПб.: СПГУВК, 2010. — Кн. 2. — 283 с.
3. Котенева Е. Н. Управление затратами предприятия: учеб. пособие / Е. Н. Котенева, Г. К. Краснослободцева, С. О. Фильчакова. — М.: Дашков и Ко, 2008. — 87 с.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ GROUNDING OF CRITERION EFFICIENCY INDEX CHOICE AND USING OF SHIPBUILDING ENTERPRISE RESOURSES
В статье предпринята попытка формирования методологии критериального показателя в системе управления эффективностью использования ресурсов в условиях конкуренции. Рассмотрена совокупность приемов и методов, успешность реализации которых демонстрируется изменением цикла постройки и себестоимостью постройки, большую часть которых составляют затраты, связанные с оплатой труда.
In article attempt offormation of methodology of a parametrical indicator in a control system of efficiency of use of resources in the conditions of a competition is undertaken. The set of methods a success of realization of which is shown by change of a cycle of construction and the construction cost most part of which are expenses connected with payment are considered.
Ключевые слова: производительность, конкурентоспособность, эффективность, судостроение, управление, инвестирование, продолжительность цикла строительства.
Key words: productivity, competitiveness, efficiency, shipbuilding industry, management, investment, duration of a cycle of building.
УДК 658.511:656.13
М. Ю. Алехин,
д-р экон. наук, профессор, СПбГМТУ;
Л. Э. Мамедова,
аспирант, ст. преподаватель, СПбГМТУ
РЫНОЧНОЙ экономике длительность строительства судна имеет важное значение для его конкурен-
ительства снижает сроки окупаемости капитальных затрат заказчика и повышает прибыльность его деятельности. Именно поэтому фактор длительности цикла строительства судна является конкурентозначимым на рынке гражданской судостроительной продукции.
тоспособности. Это объясняется многими причинами. Например, цикличность развития рыночной экономики определяет сокращение сроков строительства, чтобы транспортное судно осуществляло перевозку груза в фазе подъема мировой торговли для обеспечения бизнесу наибольшей прибыли или перспективы интенсивного развития водного туризма.
Анализ любой системы предполагает определение критериального показателя оценки ее состояния и перечня налагаемых ограничений. Процесс выбора показателя — процесс субъективный, что подтверждено многолетними исследованиями [1; 2; 3; 9; 10], в которых осуществлялась попытка найти единый показатель, который во влиянии на управленческую деятельность выступал бы
Финансирование строительства такого
дорогостоящего объекта, как судно, связано с отвлечением значительных ресурсов и их замораживанием. Сокращение сроков стро-
Выпуск 3