Грахольская И.С.
ведущий специалист, Белорусский государственный университет, Минск
ЗАТРАТЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Ключевые слова: затраты, налогообложение, инвестиционный вычет, нормируемые затраты, переоценка, пени, ставка налога.
Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З принята новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу 1 января 2019 г. Изменения в Налоговом Кодексе, внесенные новой редакцией, затронули в том числе и порядок исчисления налога на прибыль. Наиболее значимые изменения произошли в подходе к налоговому учёту и определению затрат, учитываемых при налогообложении. Рассмотрим подробнее данные изменения.
Затраты, как и ранее, должны быть отражены в том отчётном периоде, к которому они относятся (принцип начисления). Само определение затрат не претерпело существенных изменений в 2019 г.: затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров, работ, услуг, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Новой редакцией Налогового Кодекса предусмотрено расширение возможности применения инвестиционного вычета за счет увеличения его размера в 1,5 раза: по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам - с 10 до 15%; по машинам, оборудованию и транспортным средствам - с 20 до 30%. Новшеством 2019 года является исключение из списка зданий, по которым не может быть применён инвестиционный вычет, зданий, которые предназначены и (или) используемых для общественного питания.
Рассмотрим группу затрат, учитываемых при налогообложении, - нормируемые затраты. К ним относятся:
- командировочные расходы в пределах норм, установленных законодательством;
- затраты на оплату топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных законодательством. Новой редакцией НК определено, что для учёта расходов на автомобильное топливо следует использовать данные технической документации завода-изготовителя, а при их отсутствии - самостоятельно устанавливать нормы его расхода до утверждения этих норм в установленном порядке. Данное нововведение позволяет плательщикам не проходить процедуру установления норм расхода автомобильного топлива, действующую ранее;
- потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке, реализации товаров, запасов в пределах норм естественной убыли. Плательщикам предоставлено право самостоятельного утверждения норм потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей (норм естественной убыли) в случае отсутствия таких норм, установленных законодательством.
- расходы на управленческие услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, должны рассчитываться исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организаций и средней заработной платы по организации в целом;
- затраты по контролируемой задолженности организации, сумма которой в три и более раза превышает величину ее собственного капитала, подлежат нормированию. С 2019 года сумма контролируемой задолженности определяется как совокупность сумм задолженностей перед всеми лицами по таким видам работ (услуг), как:
1) заёмным средствам по кредитам, займам без учёта суммы задолженности по процентам по ним;
2) инжиниринговым услугам, маркетинговым услугам, консультационным услугам, услугам по предоставлению информации, управленческим, посредническим услугам, услугам по поиску и подбору персонала;
3) неустойкам (штрафам, пеням), суммам, подлежащим уплате в результате применения иных мер ответственности, включая возмещение убытков, за нарушение договорных обязательств.
прочие затраты. Совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать 1% выручки от реализации товаров, работ, услуг с учётом налога на добавленную стоимость. Для расчёта 1% берется выручка от реализации с НДС и доходы от операций по сдаче в аренду. Выручка считается нарастающим итогом за налоговый период. Плательщик должен самостоятельно определять, какие из произведенных расходов будут включаться в состав прочих затрат, учитываемых при налогообложении, с целью определения в дальнейшем их совокупного размера, чтобы не превысить 1% от выручки.
Согласно действующему законодательству Республики Беларусь в бухгалтерском учете предусмотрено отражение результатов переоценки и обесценения в отношении как основных средств, так и нематериальных активов. По аналогии с основными средствами суммы дооценки и восстановления обесценения нематериальных активов не включаются в состав внереализационных доходов, а относятся к затратам, не учитываемым при налогообложении прибыли.
В 2019 году плательщикам предоставлено право включать во внереализационные расходы некоторые виды платежей по факту их получения, если соответствующий порядок определен учетной политикой плательщика, а также резервы по сомнительным долгам. К таким платежам относятся суммы неустоек, (штрафов, пеней), суммы, причитающиеся к получению при применении иных мер ответственности, в т.ч. в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств.
В числе наиболее значимых для бизнес-среды изменений можно отметить следующие:
1) Сроки для зачета и возврата налогов увеличиваются с 3 до 5 лет.
2) Ограничивается размер пеней, начисляемых за неуплату налога: размер пени не будет превышать размер налогового обязательства (сейчас размер пени не ограничен и по факту может превышать сумму неуплаченного налога в несколько раз).
3) Устанавливается возможность уплаты сумм налогов за счет средств дебитора-должника индивидуального предпринимателя. Ранее такая возможность была только в отношении юридических лиц.
4) Размер инвестиционного вычета для организаций-налогоплательщиков налога на прибыль увеличивается в полтора раза.
5) Предусматривается снижение ставки налога на прибыль в отношении дивидендов, выплачиваемых за счет нераспределенной прибыли: в течение трех лет - до 6%, в течение пяти лет - до 0%.
6) Вводятся нормируемые затраты для целей налога на прибыль, которые могут учитываться в составе затрат в сумме не более 1% от выручки с учетом НДС за предыдущий год;
7) Контролю трансфертного ценообразования будут подлежать сделки с взаимозависимыми лицами или с организациями (индивидуальными предпринимателями), применяющими особые режимы налогообложения. Кроме того, исключено 20%-ное отклонение от рыночных цен, что соответствует международным подходам.
8) С 1 января 2019 г. крупные плательщики смогут заключать с Министерством по налогам и сборам соглашения о ценообразовании (продолжительностью до трех лет), в котором применительно к контролируемой сделке будет согласовываться методика определения рыночной цены.
На основании вышесказанного можно отметить, что в 2019 году сохраняется направленность на упрощение правил ведения бизнеса и защиты его интересов. Данный факт отражает своего рода лояльность нового законодательства к налогоплательщикам и расширяет некоторые границы в учете затрат, принимаемых к налогообложению. Нововведения позволяют рассчитывать на сокращение числа случаев умышленного занижения налоговой базы, а также уклонения от уплаты налогов.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 29 дек. 2009 г. № 71-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2018 г. № 159-З // Консультант Плюс: Беларусь.
2. 2 Шерий Е.А. Затраты, учитываемые при налогообложении // Налоги Беларуси. 2019. - № 5(533). - С. 23-31.