Научная статья на тему 'Затраты на качество как инструмент управления предприятием'

Затраты на качество как инструмент управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова Елена Анатольевна

Рассматриваются затраты на качество как один из способов оценки эффективности системы менеджмента качества предприятия. Показано, что проводить анализ затрат на качество необходимо для обоснования стратегических целей и укрепления позиций предприятия на рынке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Any operations are necessary to be effective during the introduction and functioning of quality management system. Quality cost analysis is one of the efficiency estimation methods for the quality management system. But for strategic aims' achievement, for strengthening the position of organization in business world.

Текст научной работы на тему «Затраты на качество как инструмент управления предприятием»

УДК 519.8

Краснова Е.А.

Затраты на качество как инструмент управления предприятием

Чтобы целенаправленно управлять качеством продукции, фирме требуется внедрение системы менеджмента качества (СМК). На российских предприятиях характерна низкая результативность СМК. Около 80 % организаций, сертифицировавших СМК, не получают ожидаемого эффекта. Одним из способов эффективно управлять СМК является внедрение системы управления затратами на качество. СМК выполняет две важные функции: во-первых, в результате внедрения эффективной системы менеджмента качества до стигается сравнение расходов, которые были обусловлены низким качеством товара; во-вторых, фирма создает у покупателя имидж производителя качественного товара, за счет чего можно установить цены выше, чем у конкурирующих фирм, так как у них нет такого имиджа.

СМК не является сферой деятельности какого-то определенного отдела фирмы, а имеет большое значение для всей компании и в первую очередь является делом руководства компании. При внедрении СМК одно всегда остается актуальным: целью является реорганизация всего предприятия и смещение фокуса на потребителя. Сегодня практически все предприятия, внедрившие систему менеджмента качества и получившие сертификат, не могут повысить рентабельность производства, так как не уделяют должного внимания экономическим аспектам качества.

Руководители организаций считают, что системы качества отнимают много времени и сил, а результата не дают. Существенная часть российских предприятий, приступая к разработке СМК, не ставит в качестве приоритетных вопросы достижения результативности и, тем более, эффективности СМК. Следовательно, оценка эффективности СМК сегодня остаётся болезненным вопросом для многих предприятий, внедривших СМК. При этом нет ясности в том, какую именно методику целесообразно использовать на практике. Вместе с тем есть уверенность, что успех создаваемой СМК решающим образом связан с экономической интерпретацией всего, что мы делаем в связи с ее разработкой, внедрением и эксплуатацией [1].

Появление в 2000 году версии стандартов ИСО серии 9000 пролило свет на многие важные аспекты СМК и усилило уверенность в правильности

предлагаемого подхода. Чётко сформулированные восемь принципов, положенные в основу этих стандартов, служат ориентиром при решении всех вопросов, касающихся СМК, в том числе и вопросов экономики качества.

Сегодня существует важная тенденция, способствующая широкому распространению анализа затрат на качество. Существует требование в стандарте ИСО 9004:2000 раздел 6.8 "Финансовые ресурсы": "Отчетность о финансовой стороне деятельности, связанной с функционированием системы менеджмента качества и обеспечением соответствия продукции установленным требованиям, следует использовать при проведении анализа со стороны руководства" [2].

Более того, современная экономика показывает, что организации, сталкивающиеся с постоянно возрастающими требованиями в области качества продукции и услуг, могут соответствовать ожиданиям потребителей лишь в том случае, если их высший менеджмент проводит жесткую и эффективную финансовую политику, нацеленную на достижение определенных финансовых результатов. Один из способов оценки финансовых результатов функционирования СМК - это анализ затрат на качество.

Затраты на качество принято подразделять на два вида. Первый - "затраты на несоответствия" - прямые убытки из-за производства несоответствующей продукции, второй - "затраты на соответствие" - расходы на предотвращение производства или изъятие некачественной продукции до того, как она попадет к потребителю.

Виды затрат на качество, как правило, относятся к следующим категориям: затраты на предотвращение ошибок; затраты на контроль; затраты на дефект.

Затраты на предотвращение ошибок представляют собой инвестиции, направленные на то, чтобы не допустить несоответствия качества выпускаемой продукции и услуг необходимым техническим характеристикам или требованиям потребителя. Обычно такие инвестиции связаны с проектированием, разработкой, внедрением, поддержанием и аудитом системы качества или деятельности, направленной на предупреждение дефектов или несоответствий, а также на исключение отходов

продукции. Затраты на предотвращение ошибок включают затраты на статистический контроль процессов, тренинги, связанные с вопросами менеджмента качества, аудиты системы качества, сертификацию поставщиков, анализ требований потребителя, совершенствование изделий.

Затраты на контроль - это средства, направленные на то, чтобы не допустить появления у потребителя некачественной продукции или услуг. Эта категория затрат на качество связана с измерениями, проверками, тестированием и оценкой продукции или услуг с целью подтверждения их соответствия требованиям качества или заданным техническим характеристикам.

Затраты на дефект представляют собой убытки, которые несет организация из-за того, что она не смогла выполнить нормативные требования по качеству или требования потребителей. Затраты этого типа могут быть внутренними или внешними.

Внутренние затраты на дефект связаны с несоответствиями и дефектами, обнаруженными до того, как продукция или услуги попали к потребителю, или с отходами производства. Предметом анализа в данном случае являются брак, переделки, сортировка, аварийный ремонт, дополнительная инвентаризация, затраты, не добавляющие ценность.

Внешние затраты на дефект связаны с несоответствиями и дефектами, обнаруженными после доставки потребителю готовой продукции и услуг, или с неудовлетворенностью потребителя. Внешние потери включают: возвращенные товары, убытки по гарантийным обязательствам, отзыв продукции, потеря деловой репутации, потеря повторных продаж, страхование обязательств, расследование жалоб. Внешние затраты на дефект также включают в себя потерю потенциальных доходов, которые очень трудно оценить [3].

Главная идея анализа затрат на качество заключается в том, что относительно небольшие вложения в деятельность по предупреждению производства некачественной продукции и услуг приводят к значительным сокращениям потерь от брака как внутренних, так и внешних. Затраты на оценку качества также существенно сокращаются по мере того, как инвестиции в качество улучшают потребительские свойства продукции и услуг.

Данные об относительной доле затрат на качество в общей структуре расходов компании должны ясно свидетельствовать о том, что экономия средств проводится не за счет качества продукции или снижения степени удовлетворенности потребителя. Убедительным аргументом в пользу применения анализа затрат служит тот факт, что он обеспечивает необходимую связь между стратегическими целями организации и ее усилиями, направленными на улучшение качества.

Рассмотрим выполненный анализ затрат на качество за 2007, 2008 год и I полугодие 2009 года одного из предприятий по производству газового оборудования. Система менеджмента качества внедрена и функционирует на данном предприятии с 2001 года. На протяжении этого периода времени система менеджмента качества определенно давала положительные результаты. Но данные результаты с экономической точки зрения не были оценены. Методика "Затраты на качество" внедрена только с 2007 года. Из следующей информации (таблиц и графиков) хорошо видно, какую экономическую эффективность получила организация с помощью методики за два года (рис.1-4).

Общий смысл сбора данных по затратам на качество - обеспечить руководство инструментом управления. Как инструмент управления методика затрат на качество используется в организации с 2008 года. В I квартале 2008 года, во II квартале 2008 года, в III квартале 2009 года с помощью вложения материальных ресурсов на предотвращение ошибок, затрат на контроль четко прослеживается результат в последующем периоде. Из представленных выше данных видно, что общие затраты на качество удалось сократить с 9,07 % от оборота компании (средний процент общих затрат на качество за 2007 год) до 4,205 % (средний процент общих затрат на качество за I полугодие 2009 года). При этом оборот компании в 2009 году по сравнению с 2007 и 2008 годом увеличился на 6 %.

При общих затратах на качество в 9,07 % от оборота потери на исправление ошибок составили: внутренние - 45, внешние - 24 %. При общих затратах на качество в 4,205 % от оборота потери составили: внутренние - 15 %, внешние - 7 %.

Удельный вес элементов затрат, %

Затраты 2007 2008 2009

На предотвращение ошибок 12 11 21

На контроль 19 52 57

Внутренние на исправление ошибок 45 30 15

Внешние на исправление ошибок 24 7 7

Затраты 2007-2009 годов

2007 2008 2009

Затраты % от оборота по ква рталам

I II III IV I II III IV I II

На предотвращение ошибок 1,09 1,16 1,12 1,08 1,13 0,96 0,79 1,21 0,94 0,8

На контроль 1,84 1,9 1,72 1,61 3,8 3,2 8,9 3,9 2,75 2,05

Внутренние на исправление ошибок 3,92 3,45 4,31 4,23 3,65 2,05 1,63 3,96 0,82 0,42

Внешние на исправление ошибок 2,4 2,12 1,95 2,38 0,92 0,89 0,39 0,44 0,42 0,21

Общие на качество, отнесенные к обороту 9,25 8,63 9,1 9,3 9,5 7,1 11,71 9,51 4,93 3,48

1кв. 07 II кв. 07 III кв. 07 IV кв. 07 I кв. 08 II кв. 08 III кв. 08 IV кв. 08 I кв. 09 II кв. 09

Рис. 1. Динамика затрат за 2007-2009 год Затраты 2007 года

2007

Затраты % от оборота по кварталам

I II III IV

На предотвращение ошибок 1,09 1,16 1,12 1,08

На контроль 1,84 1,9 1,72 1,61

Внутренние на исправление ошибок 3,92 3,45 4,31 4,23

Внешние на исправление ошибок 2,4 2,12 1,95 2,38

Общие на качество, отнесенные к обороту 9,25 8,63 9,1 9,3

Затраты на предотвращение Внешние ошибок

затраты 24%

12%

Затраты на контроль 19%

Внутренние затраты 45%

Рис. 2. Удельный вес элементов затрат в 2007 году

Затраты 2008 года

Затраты 2008

% от оборота по кварталам

I II III IV

На предотвращение ошибок 1,13 0,96 0,79 1,21

На контроль 3,8 3,2 8,9 3,9

Внутренние на исправление ошибок 3,65 2,05 1,63 3,96

Внешние на исправление ошибок 0,92 0,89 0,39 0,44

Общие на качество, отнесенные к обороту 9,5 7,1 11,71 9,51

Затраты на предотвра-

Внешние щение затраты ошибок

52%

Рис. 3. Удельный вес элементов затрат в 2008 году

Затраты на I полугодие 2009 года

Затраты 2009

% от оборота по кварталам

I II

На предотвращение ошибок 0,94 0,8

На контроль 2,75 2,05

Внутренние на исправление ошибок 0,82 0,42

Внешние на исправление ошибок 0,42 0,21

Общие на качество, отнесенные к обороту 4,93 3,48

Затраты Внешние на предотвра-

Затраты на контроль 57%

Рис. 4. Удельный вес элементов затрат на I полугодие 2009 года

В данном случае руководство компании эффективно использует методику затрат на качество как инструмент управления. Если проценты соответственно перевести в денежное выражение, то на начало III квартала 2009 года организации удалось сократить потери на 19 млн 800 тыс. р.

База данных по затратам на качество должна не только регулярно обновляться, но и постоянно развиваться и совершенствоваться.

Главной целью любого проекта по измерению и анализу затрат на качество является выработка рекомендаций для высшего менеджмента компании. Основной задачей должен стать выбор таких мер по улучшению деятельности, которые в максимальной степени соответствовали бы стратегическим целям организации.

Как было отмечено, не многие руководители предприятий в нашей стране связывают успехи в бизнесе с системой менеджмента качества. Им

часто представляется, что требования потребителей, относящиеся к СМК - не более чем досадное неудобство, с которым приходится считаться в силу сложившихся рыночных традиций. Но СМК нужна только в том случае, если она реально способствует успеху в бизнесе, повышает конку -рентоспособность, положительно сказывается на показателях деятельности организации, как это было продемонстрировано на примере одного из предприятий.

Анализ затрат на качество в системе менеджмента качества предприятия является важнейшей составляющей повышения его эффективности развития. Кроме того, необходимо отметить, что система менеджмента качества направлена на совершенствование предприятия, выступая в качестве стратегии на длительный период. Она направлена не на то, чтобы дать предприятию краткосрочный успех, а на то, чтобы они могли планировать свое будущее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сажин Ю.В., Плетнева Н.П. К вопросу о результативности СМК в России // Методы менеджмента качества. 2008. № 10.

2. Международный стандарт ISO 9004:2000 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучше-

нию деятельности": [Перевод]. ООО "Интерсертифика Р", 2002.

3. Рахлин К.М., Скрипко Л.Е. Принципы планирования и учета затрат на качество // Стандарты и качество. 2000. № 3.

УДК 338.24 (47)

Крюков А.Ф., Гордеев С.С., Коваль О.С.

использование предприятий малого бизнеса для снижения риска развития крупных предприятий

Современная рыночная экономика характеризуется развитыми производственными связями между крупным и малым бизнесом. Это проявляется через их кооперацию при производстве сырья, материалов и комплектующих (СМК) в условиях конкуренции за получение эффективных СМК. Роль малого бизнеса в системе этих отношений стала возрастать, начиная с 70-х годов прошлого столетия в ходе массового технического перевооружения производства и сферы услуг. Малые предприятия вошли неотъемлемой частью в производственную структуру крупных зарубежных корпораций. Они использовали их рыночную мобильность, динамизм и возможность быстрого внедрения инноваций как важный фактор повы-

шения эффективности производственной деятельности. При этом обеспечивалась конкуренция малых предприятий, снижающих себестоимость производства комплектующих и материалов-полуфабрикатов для основного производства продукции.

Развитие малого бизнеса способствует ускорению процессов диверсификации экономики. Предприятия малого бизнеса, действуя в основном в несырьевых отраслях, более склонны к разработке и внедрению в свою работу технологий инновационного характера.

Функционирование предприятий малого бизнеса создает положительные возможности для экономического роста организаций. При этом обеспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.