Научная статья на тему 'Практическое применение методики учета и анализа затрат на качество'

Практическое применение методики учета и анализа затрат на качество Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1653
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СИСТЕМА УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО / МЕТОДИКА УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО / СЕРТИФИКАЦИЯ ПО ИСО 9000 / QUALITY CONTROL SYSTEM / QUALITY COSTS / EFFICIENCY OF QUALITY CONTROL SYSTEMS / QUALITY CONTROL ACCOUNTING AND ANALYSIS / ISO 9000 CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова Елена Анатольевна

В современных экономических условиях, практически все частные компании сталкивается сегодня с тем, что конкуренция на рынке растет, повышается сложность продукта, циклы инноваций становятся короче. В связи с этим на рынке могут утвердиться только те организации, товары и услуги которых полностью удовлетворяют требованиям потребителя. Качество предлагаемого товара играет при этом важную роль и является решающим фактором конкурентоспособности. Как показывают результаты анализа, для решения этой проблемы требуется внедрение системы менеджмента качества. Система менеджмента качества должна способствовать успеху в бизнесе, положительно влиять на показатели деятельности компании, повышать конкурентоспособность. Одним из способов оценки эффективности системы менеджмента качества является анализ затрат на качество. Однако в России отсутствует должное внимание к внедрению и развитию систем менеджмента качества. Нередко СМК вводятся на предприятиях для решения формальных задач. Изменения сложившейся ситуации будут способствовать повышению уровня конкурентоспособности российского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL APPLICATION OF THE METHOD FOR QUALITY COSTS ACCOUNTING AND ANALYSIS1JSC “Gasdevice”

In modern economic conditions practically, all private companies face the growing market competition, increasing complexity of the product and shortening innovation cycles. As a result, only organizations whose products and services meet the consumers’ requirements can become firmly established in the market. At that the quality of the proposed product plays an important role and becomes a decisive factor of competitiveness. As the results of analysis show, the solution to this problem requires introduction of quality control system. The quality control system shall contribute to business success, positively influence the indicators of the company activities and increase competitiveness. One of the ways to evaluate effectiveness and quality control system is analysis of quality costs. However, in Russia there is lack of due attention to the introduction and development of quality control systems. Such QCS are rather often introduced at the enterprises to solve the formal problems. The changes in the arisen situation will increase the level of competitiveness of Russian business.

Текст научной работы на тему «Практическое применение методики учета и анализа затрат на качество»

УДК 33 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

Краснова Е.А.

В современных экономических условиях, практически все частные компании сталкивается сегодня с тем, что конкуренция на рынке растет, повышается сложность продукта, циклы инноваций становятся короче. В связи с этим на рынке могут утвердиться только те организации, товары и услуги которых полностью удовлетворяют требованиям потребителя. Качество предлагаемого товара играет при этом важную роль и является решающим фактором конкурентоспособности. Как показывают результаты анализа, для решения этой проблемы требуется внедрение системы менеджмента качества. Система менеджмента качества должна способствовать успеху в бизнесе, положительно влиять на показатели деятельности компании, повышать конкурентоспособность. Одним из способов оценки эффективности системы менеджмента качества является анализ затрат на качество. Однако в России отсутствует должное внимание к внедрению и развитию систем менеджмента качества. Нередко СМК вводятся на предприятиях для решения формальных задач. Изменения сложившейся ситуации будут способствовать повышению уровня конкурентоспособности российского бизнеса.

Ключевые слова: система менеджмента качества, затраты на качество, эффективность систем менеджмента качества, система учета и анализа затрат на качество, методика учета и анализа затрат на качество, сертификация по ИСО 9000.

PRACTICAL APPLICATION OF THE METHOD FOR QUALITY COSTS ACCOUNTING AND ANALYSIS

Krasnova E.A.

In modern economic conditions practically, all private companies face the growing market competition, increasing complexity of the product and shortening innovation cycles. As a result, only organizations whose products and services meet the consumers’ requirements can become firmly established in the market. At that the quality of the proposed product plays an important role and becomes a decisive factor of competitiveness. As the results of analysis show, the solution to this problem requires introduction of quality control system. The quality control system shall contribute to business success, positively influence the indicators of the company activities and increase competitiveness. One of the ways to evaluate effectiveness and quality control system is analysis of quality costs. However, in Russia there is lack of due attention to the introduction and development of quality control systems. Such QCS are rather often introduced at the enterprises to solve the formal problems. The changes in the arisen situation will increase the level of competitiveness of Russian business.

Keywords: quality control system, quality costs, efficiency of quality control systems, quality control accounting and analysis, ISO 9000 certification.

Международная организация по стандартизации приняла нормы ИСО 9000 в 1987 году. Стандарты ИСО серии 9000 применимы на любых предприятиях, любых отраслей. В стандартах имеются общие требования к производству. Если эти требования будут соблюдаться, то для партнёров и потребителей данного предприятия это лучшее свидетельство, что её качество стабильно и безупречно. При этом работоспособность стандартов ИСО обеспечивается через систему менеджмента качества, совершенство и работоспособность которой

должны быть подтверждены специальным сертификатом на систему менеджмента качества. В этих нормах определены минимальные требования, которые предъявляются к важным с точки зрения качества производственным процессам. Требования регулируют документацию на эти процессы и предусматривают возможность их проверки.

Сама сертификация не является гарантией того, что предприятие в будущем может с успехом устоять в конкурентной борьбе. Она просто документально подтверждает, что на предприятии имеется и функционирует какой-либо стандарт качества. Сертификация упрощает и сокращает проверку поставщиков их заказчиками, что позволяет снизить затраты на входной контроль, но, в конечном счете, не сертификат определяет степень качества и успех предприятия, а его заказчики.

Таким образом, нормы ИСО серии 9000 являются тем необходимым инструментом, который обеспечивает возможность сертифицировать систему качества предприятия на соответствие международным требованиям, дать уверенность заказчику в качестве, расширить рынок сбыта и тем самым достичь своей экономической цели.

Через несколько лет после появления стандартов ИСО 9000 для предприятий наличие сертификата на систему менеджмента качества стало необходимым условием для заключения контрактов, участия в тендерах. Наличие сертификата подтверждает конкурентоспособность продукции, стабильность и высокое качество продукции, выпускаемой данным предприятием. Именно поэтому число компаний, сертифицировавших свои системы качества, постоянно стремительно растёт.

Почти каждая компания сталкивается сегодня с тем, что конкуренция на рынке растет, повышается сложность продукта, циклы инноваций становятся короче. Поэтому, на рынке могут утвердиться только те организации, услуги и товары которых полностью соответствуют требованиям потребителя. Качество предлагаемого товара играет при этом важную роль и является решающим

фактором конкурентоспособности.

Чтобы целенаправленно управлять качеством продукции, организации требуется внедрение системы менеджмента качества (СМК). На российских предприятиях характерна низкая результативность СМК. Около 80% компаний, сертифицировавших СМК, не получают ожидаемого эффекта. Одним из способов эффективно управлять СМК, является внедрение системы управления затратами на качество. СМК выполняет две важные функции: во-первых, в результате внедрения эффективной системы менеджмента качества достигается сравнение расходов, которые были обусловлены низким качеством товара; во-вторых, организация создает у покупателя имидж производителя качественного товара, за счет чего можно установить цены выше, чем у конкурирующих фирм, так как у них нет такого имиджа.

СМК не является сферой деятельности какого-то определенного отдела организации. СМК имеет большое значение для всей компании и в первую очередь является делом руководства компании. При внедрении СМК одно всегда остается актуальным: целью является реорганизация всего предприятия и смещение фокуса на потребителя. В настоящее время, практически все предприятия, внедрившие систему менеджмента качества и получившие сертификат, не могут повысить рентабельность производства, так как не уделяют должного внимания экономическим аспектам качества[1].

Постоянно сталкиваясь с требованием рынка в отношении сертификации системы качества, наши предприятия вынуждены были приступить к построению систем качества и подготовке их к сертификации. Существенным моментом является то, что, начиная разработку под давлением внешних факторов, предприятия довольно быстро убеждались в том, что система качества ведет их по пути повышения эффективности, управляемости и гибкости производства. Системы, сориентированные на международные стандарты, потребовавшие от предприятий немалых усилий и расходов на их разработку и сертификацию, начинали отрабатывать потраченные на них средства. Но такое, к со-

жалению, происходит не на всех предприятиях. Практически все предприятия, внедрившие систему менеджмента качества и получившие сертификат, не могут повысить рентабельность производства, так как не уделяют должного внимания экономическим аспектам качества.

В большинстве случаев в настоящее время в сознании руководителей организаций проблемы качества не ассоциируются с экономикой. Они считают, что системы качества отнимают много времени, сил, денежных средств, а результата не дают.

СМК нужна только в том случае, если она реально способствует успеху в бизнесе, повышает конкурентоспособность, положительно сказывается на показателях деятельности организации.

В настоящее время существует важная тенденция, способствующая широкому распространению анализа затрат на качество. Существует требование в стандарте ИСО 9004 раздел 6.8 «Финансовые ресурсы»: "Отчетность о финансовой стороне деятельности, связанной с функционированием системы менеджмента качества и обеспечением соответствия продукции установленным требованиям, следует использовать при проведении анализа со стороны руководства" [2].

Существует два вида затрат на качество. "Затраты на несоответствия" -прямые убытки, связанные с производством некачественной продукции, и -"затраты на соответствие" - расходы на предотвращение производства несоответствующей продукции.

Виды затрат на качество относятся к следующим категориям: затраты на предотвращение ошибок; затраты на контроль; затраты на дефект.

Основная идея анализа затрат на качество заключается в том, что небольшие материальные вложения в работу предприятия по предупреждению производства несоответствующей продукции приводят к значительному снижению убытков от производства некачественной продукции.

Данные об относительной доле затрат на качество в общей структуре рас-

ходов компании должны ясно свидетельствовать о том, что экономия средств проводится не за счет качества продукции или снижения степени удовлетворенности потребителя. Убедительным аргументом в пользу применения анализа затрат служит тот факт, что он обеспечивает необходимую связь между стратегическими целями организации и ее усилиями, направленными на улучшение качества.

Пример. Рассмотрим выполненный анализ затрат на качество за 2010, 2011 годы и І-Ш кварталы 2012 года одного из предприятий по производству газового оборудования. Система менеджмента качества внедрена и функционирует на данном предприятии с 2001 года. На протяжении этого периода времени система менеджмента качества определенно давала положительные результаты. Но данные результаты с экономической точки зрения не были оценены. Методика «Затраты на качество» внедрена только с 2010 года. Из следующей информации очень хорошо видно, какую экономическую эффективность получила организация с помощью методики за 2 года.

Таблица 1

Затраты на качество в процентах от оборота за 2010, 2011 годы и

ЫП кварталы 2012 года (по данным автора)

наименование затрат % от оборота % от оборота % от оборота

1кв. 2кв. 3кв. 4кв. 2010 г. 1кв. 2кв. 3кв. 4кв. 2011г 1кв. 2кв. 3кв. 2012г

затраты на предотвращение ошибок 1,09 1,16 1,12 1,08 1,113 1,13 0,96 0,79 1,21 1,023 0,94 2,05 0,80 1,263

затраты на контроль 1,84 1,90 1,72 1,61 1,768 3,80 3,20 8,90 3,90 4,950 2,75 2,65 2,05 2,483

внутренние затраты на исправление ошибок 3,92 3,45 4,31 4,23 3,978 3,65 2,05 1,63 3,96 2,823 0,82 0,79 0,42 0,677

внешние затраты на исправле- 2,40 2,12 1,95 2,38 2,213 0,92 0,89 0,39 0,44 0,660 0,42 0,39 0,21 0,340

ние ошибок

общие затраты на качество, отнесенные к обороту 9,25 8,63 9,10 9,30 9,070 9,50 7,10 11,71 9,51 9,455 4,93 5,88 3,48 4,763

Динамика затрат на качество в процентах от оборота за 2010, 2011 годы и

ЫП кварталы 2012 года представлена на рисунке 1 (по данным автора).

Рис. 1. Динамика затрат на качество в процентах от оборота за 2010, 2011 годы и ЫП кварталы 2012 года (по данным автора)

Удельный вес элементов затрат на качество за 2010, 2011 годы и ЫП кварталы 2012 года представлен на рисунке 2 (по данным автора).

Затраты 1-3 кв. 2012г.

14 ■ 7% ■ Внешние затраты на исправление

27% ошибок (0,340 от оборота 1062,96 тыс.руб.) ■ Затраты на предотвращение ошибок (1,263 от оборота 3962,83 тыс.руб.)

52% ■ Затраты на контроль (2,483 от оборота 7894,89 тыс.руб) ■ Внутренние затраты на исправление ошибок (0,677 от оборота 2098,89 тыс.руб.)

Рис. 2. Удельный вес элементов затрат на качество за 2010, 2011 годы и I-III кварталы 2012 года (по данным автора)

Общий смысл сбора данных по затратам на качество - обеспечить руководство инструментом управления. Как инструмент управления методика учета и анализа затрат на качество используется в организации с 2010 года. В І-Ш кварталах 2011 года и в I квартале 2012 года с помощью вложения материальных ресурсов на предотвращение ошибок, затрат на контроль четко прослеживается результат в последующем периоде. Из представленных выше данных видно, что общие затраты на качество удалось сократить с 9,07 % оборота (средний процент общих затрат на качество за 2010 год) до 4,763 % (средний процент общих затрат на качество за 9 месяцев 2012 года). Удельный вес элементов затрат представлен в таблице 2 (по данным автора).

Таблица 2

Затраты на качество в процентах от оборота за 2010, 2011 годы и

ЫП кварталы 2012 года (по данным автора)

№ п/п Наименование затрат % от оборота

2010г. 2011г. 2012г.

1 Затраты на предотвращение ошибок 12 11 27

2 Затраты на контроль 19 52 52

3 Внутренние затраты на исправление ошибок 45 30 14

4 Внешние затраты на исправление ошибок 24 7 7

При общих затратах на качество в 9,07 % от оборота потери на исправление ошибок составили: внутренние - 45 %, внешние - 24 %. При общих затратах на качество в 4,763 % от оборота потери составили: внутренние - 14 %, внешние

- 7 %.

В данном случае, руководство компании эффективно используют методику затрат на качество как инструмент управления.

База данных по затратам на качество должна не только регулярно обнов-

ляться, но и постоянно развиваться и совершенствоваться.

Многие организации формируют периодические оценки затрат на качество на основе годовых или полугодовых отчетов по качеству. В основе такого подхода может быть оценка стоимости одной типовой ошибки или целого ряда ошибок или дефектов.

В любом случае все специалисты в области системы менеджмента качества обязаны обнаружить скрытые издержки, которые могут являться потенциальными ресурсами для экономии. Как правило, такие издержки находятся в стандартных статьях расходов предприятия. К их числу можно отнести: простои, очень долгое принятие управленческих решений, свободные мощности, несвоевременную доставку, упущенные потребители и заказы.

Г лавной целью любого проекта по измерению и анализу затрат на качество является выработка рекомендаций для высшего менеджмента компании. Основной задачей должен стать выбор таких мер по улучшению деятельности, которые в максимальной степени соответствовали бы стратегическим целям организации.

Большинство руководителей предприятий, к сожалению, не связывают успехи в бизнесе с внедрением системы менеджмента качества. Они зачастую полагают, что система менеджмента качества, не более чем досадное неудобство, которую приходится внедрять у себя на предприятии в силу настоящих сложившихся рыночных условий [3]. Это мнение ошибочно, так как правильно внедренная система менеджмента качества однозначно только способствует успеху в бизнесе и ни в коем случае не мешает, а также положительно влияет на показатели деятельности компании, повышает конкурентоспособность, как это было продемонстрировано на примере одного из предприятий по производству газового оборудования.

Другое дело, когда система менеджмента качества — «любимое дитя» организации, которому хочется отдать все свои знания, душевные силы и энергию. И так приятно гордиться успехами «ребенка», когда он вырос, начал действо-

вать, чтобы повысить качество жизни многих и многих людей (наших сотрудников, клиентов и представителей других заинтересованных сторон), стал полезен как эффективный инструмент конкуренции. Тогда для неё ничего не жалко.

Только этот подход имеет право на жизнь, так как в противном случае система менеджмента качества не будет реализована полностью, а ее внедрение

— достаточно дорогое удовольствие — возможно, приведет просто к неоправданному росту затрат. Необходимо, чтобы все действия, связанные с внедрением и функционированием системы менеджмента качества, были эффективными и вели к стратегическим целям, укрепляя позиции организации на рынке.

И всегда необходимо помнить, что система менеджмента качества направлена на совершенствование предприятия, выступая в качестве стратегии на длительный период. Она направлена не на то, чтобы дать предприятию сиюминутный успех, а на то, чтобы они смогли спланировать свое будущее.

Список литературы

1. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Система экономики качества. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.

2. Международный стандарт ISO 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Перевод. ООО «Интер-сертифика Р», 2002.

3. Петров Н.И. Путь к высшему качеству - это путь к экономическому возрождению России. М.: Реалии, 2002.

References

4. Adler Yu.P., Shchepetova S.E. Sistema ekonomiki kachestva [System of Economics of Quality]. Moscow: RIA “Standards and Quality”, 2005.

5. Mezhdunarodnyy standart ISO 9004:2000 «Sistemy menedzhmenta kachestva. Rekomendatsii po uluchsheniyu deyatel'nosti» [International standard ISO 9004:2000 “Quality Control Systems. Recommendations for Improving Activities”].

Translation. "Intercertifica R”, 2002.

6. Petrov N.I. Put' k vysshemu kachestvu - eto put' k ekonomicheskomu vozrozhdeniyu Rossii [The Road to Top Quality is the Way to Revival of Russia]. Moscow: Realiti, 2002.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Краснова Елена Анатольевна, соискатель, директор по качеству (ЗАО «Газ-девайс»)

Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты Российской Федерации Смоленский бульвар, д.19, г. Москва, 119121, Россия alenakrasnova@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Krasnova Elena Anatolievna, Competitor, Director of Quality (JSC “Gasdevice”) State Research Institute of System Analysis of the Account Chamber of the Russian Federation

19, Smolensky Boulevard, Moscow, 119121, Russia alenakrasnova@mail. ru

Рецензент:

Яровова В.В., канд. экон. наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.