12.5. СИСТЕМА УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Краснова Елена Анатольевна, соискатель, Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты Российской Федерации.
Аннотация: статья посвящена повышению эффективности системы менеджмента качества, а именно внедрению системы управления затратами на качество на российских предприятиях. В России в силу разных проблем, система менеджмента качества нередко внедряется формально и руководство не уделяет ей должного внимания. Однако в противовес сложившейся ситуации, в статье показано (на основе эмпирического материала), что методика анализа затрат на качество, если правильно реализована, является эффективным инструментом управления, что в итоге положительно отражается на деятельности предприятия в целом.
Ключевые слова: система менеджмента качества,
затраты на качество, эффективность систем менеджмента качества, система учета и анализа затрат на качество, инструмент повышения эффективности деятельности, сертификация по ИСО 9000.
SYSTEM OF ACCOUNTING AND COST ANALYSIS AS A METHOD OF IMPROVING THE QUALITY OF PERFORMANCE OF THE COMPANY
Krasnova Elena, applicant, State Scientific Research Institute of System Analysis of the Accounts Chamber of the Russian Federation.
Annotation: the article is dedicated to increasing the effectiveness of the manage-ment of quality, namely the introduction of a system of cost management on the quality of the Russian enterprises. In Russia, due to various problems, the quality management system is often introduced formally and management does not pay her enough attention. However, in contrast to the current situation, this article shows (based on empirical evidence) that the method of analysis of the cost of quality, if properly implemented, is an effective management tool, which ultimately has a positive impact on the enterprise as a whole.
Keywords: quality management system, the cost of quality, efficiency, quality management systems, accounting and cost analysis for quality, performance improvement tools, certiHcation-tion of ISO 9000.
Чтобы целенаправленно управлять качеством продукции, организации требуется внедрение системы менеджмента качества (СМК). На российских предприятиях характерна низкая результативность СМК. Около 80% компаний, сертифицировавших СМК, не получают ожидаемого эффекта. Одним из способов эффективно управлять СМК, является внедрение системы управления затратами на качество. СМК выполняет две важные функции: во-первых, в результате внедрения эффективной системы менеджмента качества достигается сравнение расходов, которые были обусловлены низким качеством товара; во-вторых, организация создает у покупателя имидж производителя качественного товара,
за счет чего можно установить цены выше, чем у конкурирующих фирм, так как у них нет такого имиджа.
СМК не является сферой деятельности какого-то определенного отдела организации. СМК имеет большое значение для всей компании и в первую очередь является делом руководства компании. При внедрении СМК одно всегда остается актуальным: целью является
реорганизация всего предприятия и смещение фокуса на
потребителя. В настоящее время, практически все
предприятия, внедрившие систему менеджмента качества и получившие сертификат, не могут повысить рентабельность производства, так как не уделяют должного внимания экономическим аспектам качества.
Вместе с тем есть уверенность, что успех создаваемой СМК решающим образом связан с экономической интерпретацией всего, что мы делаем в связи с ее разработкой, внедрением и эксплуатацией [3].
В настоящее время существует важная тенденция, способствующая широкому распространению анализа затрат на качество. Существует требование в стандарте ИСО 9004 раздел 6.8 «Финансовые ресурсы»:
«Отчетность о финансовой стороне деятельности, связанной с функционированием системы менеджмента качества и обеспечением соответствия продукции
установленным требованиям, следует использовать при проведении анализа со стороны руководства» [1].
Существует два вида затрат на качество. «Затраты на несоответствия» - прямые убытки, связанные с производством некачественной продукции, и - «затраты на соответствие» - расходы на предотвращение производства несоответствующей продукции.
Виды затрат на качество относятся к следующим категориям:
- затраты на предотвращение ошибок;
- затраты на контроль;
- затраты на дефект.
Основная идея анализа затрат на качество заключается в том, что небольшие материальные вложения в работу предприятия по предупреждению производства несоответствующей продукции приводят к значительному снижению убытков от производства некачественной продукции.
Данные об относительной доле затрат на качество в общей структуре расходов компании должны ясно свидетельствовать о том, что экономия средств проводится не за счет качества продукции или снижения степени удовлетворенности потребителя. Убедительным аргументом в пользу применения анализа затрат служит тот факт, что он обеспечивает необходимую связь между стратегическими целями организации и ее усилиями, направленными на улучшение качества.
Пример. Рассмотрим выполненный анализ затрат на качество за 2010, 2011 годы и МИ кварталы 2012 года одного из предприятий по производству газового оборудования. Система менеджмента качества внедрена и функционирует на данном предприятии с 2001 года. На протяжении этого периода времени система менеджмента качества определенно давала положительные результаты. Но данные результаты с экономической точки зрения не были оценены. Методика «Затраты на качество» внедрена только с 2010 года. Из следующей информации очень хорошо видно, какую экономическую эффективность получила организация с помощью методики за 2 года.
Таблица 1
Затраты на качество в процентах от оборота за 2010, 2011 годы и 1-Ш кварталы 2012 года (по данным автора)
наименование. ШЩЩР’ % от оборота % от оборота % от оборота
1 кв. 2 кв. Зкв. 4кв. 2010г. 1 кв. 2кв. Зкв. 4кв. 2011 г. 1 кв. 2кв. Зкв. 20®
затрать: на пр^отвращвнйе; ЩЙЯЕЩ. рИ 1,16:' 1,12 ІР *Р» 1Ж Йрб 0,11 '1,21 1,023 яр 2:;о.5' 1рэ
затраты наг№нтрооь «щ. 1.90 1 щ 1,61 1,768 щ% ЯО 8,90 ШВ 4,950 Ш® 2,05 ЙШШ
внугренйие затраты на исправление ■ошибШ' адг- А',31 4;23: ШрШ 3,й5: 2,65 1,63 щж 1рЁ1 Ж;$2:: ЩЩ щш .ад 7.7
внешние:затр!а;геа на Исправление ошибэ^. 2,40 •мш %ш ■2;.ЗЙ шт (Ж о..@э 0,39 Й44. 0,660 ШШЙ 0,39 ш Ш§
'общие затраты на качество, отнесенные 'ЙШбйсегу щш. щщ 9, ТО ■9,30 .9,07.0 9-в'е. ?;,Л 11.71 9,51 9,455 4-ІЙЗ- 5Д® з(48 щш
Затраты 2010 г.
% от оборота
Рисунок 2. Удельный вес элементов затрат на качество за 2010, 2011 годы и !-!!! кварталы 2012 года (по данным автора)
Динамика затрат на качество в процентах от оборота за 2010, 2011 годы и !-!!! кварталы 2012 года представлена на рисунке 1 (по данным автора).
Рисунок 1. Динамика затрат на качество в процентах от оборота за 2010, 2011 годы и !-!!! кварталы 2012 года (по данным автора)
Удельный вес элементов затрат на качество за 2010, 2011 годы и !-!!! кварталы 2012 года представлен на рисунке 2 (по данным автора).
Общий смысл сбора данных по затратам на качество
- обеспечить руководство инструментом управления. Как инструмент управления методика учета и анализа затрат на качество используется в организации с 2010 года. В !-!!! кварталах 2011 года и в ! квартале 2012 года с помощью вложения материальных ресурсов на предотвращение ошибок, затрат на контроль четко прослеживается результат в последующем периоде. Из представленных выше данных видно, что общие затраты на качество удалось сократить с 9,07 % оборота (средний процент общих затрат на качество за 2010 год) до 4,7б3 % (средний процент общих затрат на качество за 9 месяцев 2012 года). Удельный вес элементов затрат представлен в таблице 2 (по данным автора).
Таблица 2
Затраты на качество в процентах от оборота за 2010, 2011
№ п/п Наименование затрат % от оборота
2010г. 2011г. 2012г.
1 Затраты на предотвращение ошибок 12 11 27
2 Затраты на контроль 19 52 52
3 Внутренние затраты на исправление ошибок 45 30 14
4 Внешние затраты на исправление ошибок 24 7 7
При общих затратах на качество в 9,07 % от оборота потери на исправление ошибок составили: внутренние -45%, внешние - 24%. При общих затратах на качество в 4,763% от оборота потери составили: внутренние - 14%, внешние - 7%.
В данном случае, руководство компании эффективно используют методику затрат на качество как инструмент управления.
База данных по затратам на качество должна не только регулярно обновляться, но и постоянно развиваться и совершенствоваться.
Главной целью любого проекта по измерению и анализу затрат на качество является выработка рекомендаций для высшего менеджмента компании. Основной задачей должен стать выбор таких мер по улучшению деятельности, которые в максимальной степени соответствовали бы стратегическим целям организации.
Большинство руководителей предприятий, к сожалению, не связывают успехи в бизнесе с внедрением системы менеджмента качества. Они зачастую полагают, что система менеджмента качества, не более чем досадное неудобство, которую приходится внедрять у себя на предприятии в силу настоящих сложившихся рыночных условий [2]. Это мнение ошибочно, так как правильно внедренная система менеджмента качества однозначно только способствует успеху в бизнесе и ни в коем случае не мешает, а также положительно влияет на показатели деятельности компании, повышает
конкурентоспособность, как это было продемонстрировано на примере одного из предприятий по производству газового оборудования.
И всегда необходимо помнить, что система менеджмента качества направлена на совершенствование предприятия, выступая в качестве стратегии на длительный период. Она направлена не на то, чтобы дать предприятию сиюминутный успех, а на то, чтобы они смогли спланировать свое будущее.
Список литературы:
1. Международный стандарт ISO 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Перевод. - ООО «Интерсертифика Р», 2002.
2. Петров Н.И. Путь к высшему качеству - это путь к экономическому возрождению России. - М.: Реалии, 2002.
3. Сажин Ю.В., Плетнева Н.П. К вопросу о результативности СМК в России. - I Методы менеджмента качества, 2008, № 10.
Reference list:
1. The international standard ISO 9004:2000 «Management System quality of. Guidelines for performance improvements. "Translation. - LLC "Intercertifica P", 2002.
2. Petrov N. The path to the highest quality - is the path to economic revival of Russia. - M.: Realities, 2002.
3. Sazhin, Y., Pletneva N. On the effectiveness of the QMS in Russia. - I Methods of Quality Management, 2008, № 10.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Красновой Е. А. «Практическое применение методики учета и анализа затрат на качество»
Под влиянием развития технологий производства и потребностей человека роль и значение качества при производстве и предложении продукции постоянно возрастает. Серьезная конкурентная борьба также обуславливает разработку программ повышения качества практически во всех отраслях и сферах деятельности. Указанные обстоятельства, несомненно, обуславливают актуальность рассмотрение вопросов методики учета и анализа затрат на качество как одного из элементов эффективной системы менеджмента качества.
Основываясь на комплексном подходе к системе менеджмента качества, автор статьи вполне обоснованно выделяет в ней такой сегмент, как анализ затрат на качество, к которым относятся такие элементы, как «затраты на несоответствия» и «затраты на соответствия». При этом подчеркивается важность материальных вложений в работу именно по предупреждению производства несоответствующей продукции, что в перспективе приведет к значительному снижению убытков, предотвратив выпуск некачественной продукции.
В статье справедливо отмечается, что в условиях действенной системы менеджмента качества экономия средств достигается не за счет качества продукции или снижения степени удовлетворенности потребителя, а путем снижения расходов на исправления брака, других ошибок. Данный вывод автора подтверждается фактическими данными анализа затрат на качество за З года производственного предприятия, осуществляющего производство газового оборудования. Следует отметить наглядность представления результатов анализа при помощи графиков и диаграмм.
При этом автором обращается внимание на очевидную взаимосвязь между затратами на качество и сокращением расходов на исправление различного рода ошибок. Данное обстоятельно, несомненно, позволяет эффективно использовать методику анализа затрат на качество в целях выбора таких мер, которые в максимальной степени соответствовали бы стратегическим целям организации
Таким образом, находит подтверждение позиция автора о том, что правильно внедренная система менеджмента качества, не только способствует успеху в бизнесе, а также положительно влияет на показатели деятельности компании,
повышает конкурентоспособность, но и выступает в качестве стратегии на длительный период.
Давая общую оценку статье Красновой Е. А., следует отметить аргументированность и логичность изложения, четкость выводов по рассматриваемой проблеме, а также ее актуальность и практическую значимость.
Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.
К.э.н., зав.кафедрой «Менеджмент НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова
В. В. Яровова