Научная статья на тему 'Заседание Совета по политологии учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию'

Заседание Совета по политологии учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заседание Совета по политологии учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 6

ХРОНИКА

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО КЛАССИЧЕСКОМУ УНИВЕРСИТЕТСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

19 сентября 2012 г. в Великом Новгороде в рамках Всероссийской научно-общественной конференции «Российская государственность: исторические традиции и вызовы ХХ! века» состоялось выездное заседание Совета по политологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию. Символично, что актуальные вопросы, стоящие перед высшим политологическим образованием, обсуждались научно-педагогическим сообществом в здании новгородского Кремля — колыбели российской государственности. К работе в Совете приступил также новый член президиума Совета по политологии УМО, заведующий кафедрой государственной политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.И. Якунин.

В своем выступлении председатель Совета по политологии, декан факультета политологии МГУ А.Ю. Шутов рассказал об актуальных задачах, стоящих перед учебно-методической корпорацией. Большое значение в целях дальнейшего повышения качества подготовки специалистов имеет работа по модернизации образовательных стандартов и ориентация на рынок труда. Значимый шаг в этом направлении уже сделан: основана и начала свою работу Ассоциация работодателей в области политических профессий, под эгидой которой на факультете политологии МГУ в 2012 г. организована первая Всероссийская студенческая олимпиада по политологии.

Проф. А.В. Манойло выступил с докладом о направлениях модернизации образовательных стандартов высшего профессионального образования по политологии с учетом опыта ведущих зарубежных вузов. Для определения перспективных направлений модернизации стандартов был проведен анализ образовательных программ, реализуемых ведущими университетами ряда стран — Германии, Франции, Бельгии, Великобритании, США и Индии. Системы международных рейтингов позволили выявить ряд ключевых критериев оценки образовательных программ и деятельности университетов в целом. В числе направлений по совершенствованию отечественных образовательных стандартов — мониторинг профес-

сиональной реализации выпускников; усиление взаимодействия с работодателями, в том числе привлечение их к непосредственному участию в разработке образовательных стандартов; организация зарубежных стажировок студентов; повышение уровня вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность кафедр и др.

Вопросы, поднятые в докладе, вызвали активную дискуссию о путях модернизации образовательных стандартов и сопряженных с ней проблемах. Декан факультета прикладной политологии Высшей школы экономики А.Ю. Мельвиль отметил, что для расширения академической мобильности, являющейся одной из ключевых задач Болонского процесса, необходимо увеличить объем и качество преподавания иностранных языков. Начальный высокий уровень владения абитуриентами иностранным языком можно обеспечить путем введения соответствующего ЕГЭ в качестве вступительного экзамена, что уже реализуется, в частности, в МГУ имени М.В. Ломоносова. Заведующий кафедрой политического управления факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета проф. Л.В. Сморгунов предложил для повышения рейтинга российских университетов использовать опыт англосаксонских стран, где право оценивать качество образовательного процесса в вузах делегируется специализированным общественным организациям. В итоге формулируется ряд требований, которые становятся ориентирами для дальнейшей работы вузов. Результаты работы отражаются в рейтингах, формируемых рейтинговыми агентствами. Л.В. Сморгунов выступил с инициативой направить в Минобрнауки России предложения по внедрению указанных механизмов оценки качества преподавания в вузах, привлекая для этих целей профессиональные общественные организации и структуры гражданского общества. Профессор С.Г. Еремеев, декан факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, считает, что сами вузы заинтересованы в повышении качества своего образования, но рейтинги вузов и образовательных программ — это всего лишь инструментарий, их нельзя абсолютизировать, поскольку рейтинговые системы во многом зависят от национальной политики тех или иных стран. Профессиональное общество политологов вправе определять траекторию образовательных стандартов и контролировать качество политологического образования. Профессор И.В. Радиков, заместитель декана по учебной работе факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, убежден, что профессиональные компетенции — умение применять знания, умения и навыки при решении задач профессионального рода деятельности — должны быть сформулированы применительно к конкретным профессиям, а не к направлению подготовки в целом. Он

подчеркнул, что определение компетенций — это задача совместной работы преподавателей, ученых и работодателей.

Н.В. Дергунова, зав. кафедрой социологии и политологии Ульяновского государственного университета, считает крайне острым вопрос об условиях работы преподавателей в региональных вузах, в первую очередь об объеме педагогической нагрузки. Система образования меняется, а регламентированная нагрузка остается на прежнем, советском уровне и составляет, к примеру, 900 часов в год для доцента. В современных условиях демографической «ямы» 90-х гг. количество студентов в вузах резко упало, и для того чтобы преподаватель мог выполнять необходимую нагрузку, ему надо вести 10-12 различных дисциплин, что не оставляет времени и возможностей для научной и методической работы. Н.В. Дергунова полагает, что необходимо ввести поправки в Федеральный закон об образовании, регламентирующие педагогическую нагрузку в размере 600-700 часов в год.

Профессор В.Д. Нечаев, ректор Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, поделился опасением, что зачастую работодатели не могут формулировать запросы на языке компетенций. Он считает, что необходимо совместно выработать стандартную методологию выявления профессиональных компетенций, что крайне важно при модернизации образовательных стандартов.

Далее состоялось обсуждение итогов первого учебного года по переходу на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения. С докладами выступили декан гуманитарного факультета Тульского государственного университета проф. И.А. Батанина и зав. кафедрой политических наук юридического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского проф. А.А. Вилков.

В своем выступлении И.А. Батанина осветила ряд проблем, которые возникают при реализации нового образовательного стандарта в Тульском государственном университете. В частности, существуют сложности, связанные с формулировками компетенций и созданием контрольно-измерительных материалов для их оценки. Вслед за другими членами Совета она отметила, что многие работодатели не совсем понимают, что такое компетенции: необходимо связать компетенции, прописанные в стандарте, с требованиями, предъявляемыми к выпускникам со стороны работодателей. В структуре преподавательской нагрузки в настоящее время не учитывается самостоятельная работа студентов, вместе с тем она занимает существенную часть рабочего времени преподавателя. Кроме того, необходимо сформировать более четкие критерии оценки само-

стоятельной работы студентов. По-прежнему много сложностей с мобильностью студентов и преподавателей, которая осуществляется пока исключительно на личностной договорной основе. Кроме того, реалии современного времени требуют от преподавателей непрерывного повышения своего уровня, в том числе с помощью программ повышения квалификации, к чему вузы пока не готовы.

Заведующий кафедрой политических наук юридического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского проф. А.А. Вилков в своем докладе особое внимание уделил вопросу согласования подготовки по программам бакалавриата и магистратуры. На практике реализуются два варианта. Первый вариант — когда бакалавр получает необходимый минимум образования, а магистр выпускается завершенным специалистом. Второй вариант — когда бакалавр получает большой объем теоретической подготовки, а магистр осваивает прикладной уровень. Проблемы возникают с вовлечением бакалавров в исследовательскую деятельность, а также с преобладанием во ФГОС общетеоретических дисциплин, нередко в ущерб изучению региональной общественно-политической специфики.

В порядке дискуссии своими соображениями по поводу перехода на ФГОС поделились другие члены Совета по политологии. Так, проф. М.И. Рыхтик, декан факультета международных отношений Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, говорил о том, что сокращение обязательных дисциплин ведет к расширению вариативной части образовательных программ, что неизбежно сказывается на разнице в подготовке бакалавров из разных университетов. Это в свою очередь создает неопределенность в том, как учить дальше в магистратуре. Образовательные программы бакалавров необходимо выравнивать, чтобы право на мобильность в магистратуре могло быть реализовано.

Декан факультета политологии МГИМО (У) МИД России проф. А.Д. Воскресенский наметил другую проблему, возникающую при реализации ФГОС. Укрупнение групп предметов ведет за собой сокращение элективных курсов и как следствие снижение качества образования и нагрузки преподавателей.

Практически все выступающие на заседании Совета по политологии затрагивали вопрос о педагогической нагрузке, в связи с чем проф. В.И. Коваленко предложил сформулировать на заседании УМО по классическому университетскому образованию запрос о пересмотре учета нагрузки и направить его в Минобрнауки России.

На заседании также был присвоен гриф УМО по классическому университетскому образованию ряду учебных пособий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.