Научная статья на тему '«Защитники наши задолжались»'

«Защитники наши задолжались» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМСОСТАВ / КОМПОЛИТСОСТАВ / РККА / РВСР / СКВО / ЦК РКП(Б) / THE CENTRAL COMMUNITY OF RUSSIAN CJMMUNISTIC PARTY (BOLSHEVIKS) / COMMANDERS / POLITICAL COMMANDERS / THE RED ARMY / THE REVOLUTIONARY MILITARY COUNCIL OF THE REPUBLIC / THE NORTH CAUCASUS MILITARY DISTRICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Судакова А. Н.

В статье рассматривается материальное обеспечение комсостава и санитарно-бытовые условия его существования в 1923-24 годах XX века. Проанализированы меры ЦК РКП(б) по улучшению материального состояния комполитсостава, а также их эффективность на бытовые условия, настроение, физическое и моральное состояние комсостава Красной Армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«OUR DEFENDERS WERE RAN IN DEBT»

In this article we consider a material providing of commanders and sanitary terms of their living in 1923-24 years. We analyzed the actions increasing the material providing of political commanders, which had been taken by The Central Community of Russian Communistic Party (Bolsheviks), and its efficiency for the life terms, the mood and the feelings of cjmmanders of The Red Army.

Текст научной работы на тему ««Защитники наши задолжались»»

ИСТОРИЯ

А.Н. СУДАКОВА, аспирант кафедры истории России Орловского государственного университета Тел. 8 920 0825212; [email protected]

«ЗАЩИТНИКИ НАШИ ЗАДОЛЖАЛИСЬ»

В статье рассматривается материальное обеспечение комсостава и санитарно-бытовые условия его существования в 1923-24 годах XX века. Проанализированы меры ЦК РКП(б) по улучшению материального состояния ком-политсостава, а также их эффективность на бытовые условия, настроение, физическое и моральное состояние комсостава Красной Армии.

Ключевые слова: комсостав, комполитсостав, РККА, РВСР, СКВО, ЦК РКП(б).

«Красной Армии как организованной обученной, политически воспитанной... у нас в настоящее время нет. В настоящем своём виде Красная Армия небоеспособна» [2, 21] - к такому неутешительному выводу пришла Комиссия Пленума ЦК в своём Заключении от 3 февраля 1924 года. А между тем именно в 20-х гг. XX века велось активное строительство Вооруженных сил социалистической страны. Констатируя плачевное состояние Красной Армии, Комиссия выделила причины, которые привели к упадку армии, и одной из главных была названа текучесть основного состава, в том числе и большой недокомплект младшего комсостава.

Острый некомплект комсостава, особенно младшего, который достигал 1/3 штатного состава, всё время рос и являлся результатом того, что комсостав, не обеспеченный материально, стремился всеми силами уйти из армии, не желая оставаться на военной службе добровольно после выслуги за полученное в вузах образование или достижения возрастных сроков обязательной службы.

А ведь командный состав как ядро любой армии обеспечивает общую боеспособность страны. «Во все времена в любом из государств основные усилия руководства страны всегда направлялись на создание такого начальствующего корпуса, который был бы всецело предан идеям, целям и задачам государства и соответствовал бы современным, для своего исторического периода, военнопрофессиональным требованиям» [7, 15]. Для создания такого командного кор -пуса не последнюю роль играет материальная сторона вопроса. Именно от того, насколько государство ценит армию, зависит готовность войск стоять на защите его основ.

К 1923 году РВСР (Революционный военный совет Республики, СССР) сделал расчёт, что после первого этапа повышения окладов содержания комсоставу можно надеяться если не на прекращение бегства комполитсостава из армии, то, во всяком случае, на уменьшение размеров этого бегства.

РВСР рассматривал повышение окладов как систематическое увеличение ставок по Военведу в соответствии с улучшением экономического положения СССР до размеров, допускающих сносное и безбедное существование комполитсостава. Поскольку РВСР понимал, что комсостав - основа Красной Армии и без него в кадровой армии нельзя подготовить ни развёртывание мирных кадров, ни сколько-нибудь удовлетворительную армию военного времени, то был разработан план постепенного увеличения окладов комсостава. Программа улучшения материального положения комсостава видна из следующей таблицы [6, 183]:

© А.Н. Судакова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Должности: В товарных рублях в месяц

установлено намечается установить

на июль на август на сентябрь на октябрь

Ком. отделения 10 13 14 15

Ком. взвода 15 19 22 25

Ком. роты 25 29 33 40

Ком. полка 43 52 55 60

Ком. дивизии 54 80 85 100

Намеченное на сентябрь 1923 года улучшение планировалось провести не только за счёт дополнительных ассигнований, но и за счёт ряда мер, разработанных ВРСР. Была переработана тарифная сетка, и все должности, не соответствовавшие по своему значению командному, административному и политическому составу, были перемещены в разряды ниже первой командной должности, т.е. ниже командира отделения. Такой дисквалификации подверглись около 38 000 должностей.

Вторая мера - сокращение числа командных, административных и политических должностей уже после произведённой дисквалификации. Результатом этой работы, проведённой в течение июля, явилось сокращение около 16 000 должностей, что в подробностях видно из следующей таблицы [6, 183]:

Категории сокращённых должностей Число сокращённых должностей

Комсостав 6 669

Адмсостав 6 185

Политсостав 3 038

Итого 15 892

По части личного состава перед РВСР стояли два основных вопроса: 1) изыскание мер по уменьшению некомплекта в красноармейском составе главным образом за счёт привлечения в армию добровольцев, 2) дальнейшее улучшение материального положения командного, административного и политического состава, а в связи с этим и качественное его улучшение.

В марте 1924 года вышло приказание по ПУ РККА (Политическому Управлению Рабоче-Крестьянской Красной Армии) об обеспечении военнослужащих, увольняемых в связи с реорганизацией Военного ведомства. Военнослужащие, подлежащие увольнению, разбивались «на несколько групп в зависимости от прохождения и продолжи-

тельности военной службы, от полезности своей предыдущей деятельности, возраста, состояния здоровья, аттестации и др.» [6, 184].

Предполагались следующие меры обеспечения военнослужащих: единовременное пособие в размере 2-недельного оклада; ходатайство о выдаче пенсий на существующих основаниях; выдача содержания за счёт страховой кассы с правом лечения до выздоровления для тех, кто находится на излечении в лечебных заведениях; «автоматическое зачисление на биржу труда с предоставлением некоторым группам права преимущества в получении мест с проведением регистрации в Штабе РККА в особом порядке»; ходатайство о предоставлении гражданскими наркоматами преимущественного права для поступления на службу в эти ведомства [5, 42].

К концу 1920-х годов советским властям удалось решить проблему текучести кадров и наладить снабжение войск самым необходимым. «Однако кардинального улучшения материального и бытового положения военнослужащих не произошло. Денежное довольствие командного состава РККА было в 6-10 раз меньше, чем в польской, французской, британской и американской армиях. По калорийности, не говоря уже о разнообразии рациона, паёк красноармейца уступал всем крупным армиям мира» [4, 10]. Руководство Советского Союза понимало бедственное положение РККА и на протяжении 20-х годов пыталось поднять уровень жизни военнослужащего на должный, достойный уровень. Вот только предпринятых мер было явно недостаточно. В июле 1923 года в Письме военных работников ЦК РКП(б) обращается внимание центрального органа партии на следующие факты:

«Красная Армия в квартирном и топливном отношениях находится в худшем состоянии, чем она находилась в 1920-22 гг. Казармы разруша-

ИСТОРИЯ

ются. Крыши, не покрашенные в течение 10 лет, проржавели, протекают и разрушают стены, потолки, полы, фундамент и печи. Рамы сгнили, стекол нет, уборные переполнены, водопровод испорчен, света нет, всюду мрак, сырость и разрушение.

Огнесклады и складочные помещения вообще представляют ещё более тяжелую картину. Взрывы, имевшие место за последние 1 -2 года, стоившие государству много миллионов золота, красноречивее всяких слов говорят о положении.

Нужен капитальный ремонт казарм и хозяйственных построек.

Отпускаемые государством средства столь мизерны, что их не хватает даже на текущий мелкий ремонт. А при настоящих условиях мелкий ремонт является бессмысленной и вредной тратой денег и средств. Без капитального ремонта затраченное гибнет в кратчайший срок, не меняя общего положения.

Достаточно иллюстрировать примером МВО (Московский военный округ), где требовалось на ремонт по жесткому минимальному подсчету 2 500 000 довоенных золотых рублей и где абсолютно ничего не отпущено...

В некоторых округах определённо встаёт вопрос о выводе частей из казарм, в которых нельзя будет зимовать, обратно в деревни, игнорируя учёбу и высокое моральное состояние войск» [1, 93]. Здесь же констатируется, что положение командного и политического состава продолжает оставаться безвыходно тяжелым. Намеченные мероприятия по улучшению их материального состояния проводятся в жизнь чрезвычайно медленно. Командный и политический состав Красной Армии, героически перенося эти невзгоды и лишения, всё же стремится уйти из армии.

Зимой 1924 года правительство сняло с натурального довольствия административно-хозяйственный и командный состав, заменив стоимость пайка денежной компенсацией. В это же время в Докладе Бюро ячеек Военной академии Центральному Комитету РКП (б) говорится, что болезненные процессы в Армии не только не изживаются, а, наоборот, углубляются. «Материальная необеспеченность низшего и среднего комсостава, соблазны НЭПа, бесперспективность служебного продвижения (отсутствие регламентации сверху, обеспечивающей продвижение наиболее способным и революционным элементам), воздействие протекций толкают его на путь прислужничества

и карьеризма, либо загоняют в семейный угол кое -какого благополучия (уродливые браки с Сухарёв-скими обывательницами), или вызывают стремление избавиться во чтобы то ни стало от военной службы, как от тяжелого наказания.

Обстановка, в которой находится наш армейский командир, такова, что достаточно того или иного повода, подчас самого незначительного, чтобы разложение пошло самым интенсивным образом» [2, 58]. И разложение пошло. Трибуналы в огромном количестве были завалены делами о мелких кражах, совершаемых потому, что случались перебои со снабжением частей самым необходимым, хотя это было заурядным явлением первой половины 20-х годов XX века в Армии. Истоки проблемы военные работники Ленинградского военного округа в своём письме в ЦК РКП(б) видели в том, что «значительное число мелких служебных преступлений командным и административно-хозяйственным составом совершается в силу крайне нищенского существования и облегчается плохой постановкой отчётности, правильно поставить которую не представляется возможным за неимением подчас средств на канцелярские расходы.

Нищенское содержание командного, административно-хозяйственного и политсостава ведёт к снижению их работоспособности, развитию дем-настроения и форменному разложению основных кадров армии» [2, 111 ].

Естественно, что последствия низкого уровня жизни командного состава сказывались на общем настроении Красной Армии. Председатель РВС СССР М. Фрунзе в августе 1924 года характеризует положение комсостава следующим образом, «недочёты в области денежного довольствия, выражавшиеся в мизерности окладов жалования, массовом запоздании в его выдаче (можно указать факты по Туркфронту, где, например, в 11 кав-дивизии в апреле не было выплачено жалование за ноябрь - декабрь 1923 г.), особенно тяжело отразились на кадровом составе Армии, её командном и политическом составе. Положение некоторых категорий этого состава (средний и младший) было невыносимым: задержки в уплате жалования, семейных денег приводили к массовым крайне отрицательным явлениям в области быта и политико-морального состояния, как-то задолженность комполитсостава у частных торговцев, продажа им вещей на рынках, проституция жен ком -

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

политсостава, эпидемия самоубийств на почве материальной необеспеченности, преступность, физическое истощение комполитсостава и т.д.

Приводимый ниже фактический и цифровой материал достаточно ярко иллюстрирует указанные явления.

Подив 9 (СКВО - Севоро-Кавказский военный округ) доносит: «Если холостой комсостав ещё кое -как перебивается, то с семейным дело обстоит гораздо хуже, а семейного комсостава в дивизии 40%. По общему подсчёту, для питания семьи из трёх лиц при получении одного пайка необходимо прикупать продуктов на 30-40 рублей в месяц».

В результате такого положения задолженность комполитсостава, как сообщает ПУУВО (Политическое управление Уральского военного округа), почти поголовно достигает 80%, а иногда доходит до 300-400% получаемого оклада. Замечаются не единичные случаи, когда на улице в районе части должника-командира ловят частные торговцы-кредиторы, а проходящий обыватель язвит, что «защитники наши задолжались».

81-я дивизия отмечает, что очень часто приходится видеть на рынке лиц комсостава, продающих свои вещи.

Жены комполитсостава 11 -й кавдивизии Турк-фронта (где, как указывалось, положение особенно тяжело) занимаются проституцией, чтобы добыть пропитание семье.

Во 2-й кавдивизии военком хлебопекарни покушался на самоубийство, не будучи в состоянии вынести того, что его жена ввиду тяжёлого материального положения занимается проституцией и самогоноварением.

Самоубийства, принявшие эпидемический характер в Красной Армии за первую половину сего года, в значительной мере вызываются тяжёлым материальным положением военнослужащих: из 132 выясненных случаев (первая треть года) 80 так или иначе вызваны этим мотивом (всего 239 случаев).

Особенно резко выражено упадочное настроение (попытки к самоубийству комполитсостава на почве тяжёлых бытовых условий) в 3-й кавказской стрелковой дивизии, находящейся в Армении. Там нередки заявления партийцев, что «самоубийство -наш удел», и там же анкетирование партийцев отмечает, что мысль о самоубийстве «появилась у 31 человека из 114» (преимущественно на почве материальной необеспеченности - у 1 5 человек).

Председатель Военколлегии Верхсуда СССР подчеркивает, что должностные и хозяйственные преступления в Красной Армии, составляющие 22,2% всех преступлений за январь - апрель сего года, вызываются недостаточной материальной обеспеченностью низшего и среднего комсостава. Даже среди комиссарского состава из общей суммы проступков 21,4% приходятся на «преступления по должности» [3, 57].

Кроме всего прочего скудность содержания комполитсостава сказалась на физическом его состоянии. Огромный процент физически больных среди комполитсостава свидетельствует о плохом его питании. Во всех случаях подавляющее число заболеваний приходится на истощение, малокровие, неврастению и туберкулёз.

«Освидетельствование 156 чел. Политсостава Смоленского гарнизона дало только 8 человек здоровых. Из освидетельствованных 94 чел. Комполитсостава Каспфлота признано нуждающимися в лечении 47 человек. Из числа анкетированных партийцев 3 кавказской стрелковой дивизии больных - 40%. Результаты анкетирования партсоста-ва УВО дают процент больных: из политбойцов -41,4, младшего комполитсостава - 44,3, среднего -44,8, старшего - 42,1. Освидетельствование (в июне сего года) 2484 человек командадмполитсо-става Кавказской Армии дает ещё более неутешительные результаты. Оказалось больных: среди политсостава - 56,8%, комсостава - 44,8%, адмсостава - 53, 6%, медсостава - 63,7%» [3, 57].

Итогом материальной необеспеченности ком-политсостава служит также сильнейшее развитие демобилизационных и упадочных настроений кадра РККА, ведущих в понижению всякого интереса к военной службе. Некоторое повышение ставок комполитсостава не привело к желаемому результату. Так, жалование отделкома, получавшего до 1 июня 1 924 года 1 5 рублей в месяц, повышено до 19 рублей, комроты - с 40 до 42 рублей. Однако это повышение ставок ни в какой мере не улучшило тяжелого положения комполитсостава РККА. Возникло общее неудовлетворение столь незначительным увеличением жалования, надеждами на которое комполитсостав долгое время жил. Политуправление Западного военного округа доносит: «Материальная необеспеченность комполитсостава в июне месяце выплыла с особой резкостью. Жалобы на нужду и необеспеченность продолжаются. Задолженность кооперативам и частным

лицам достигает 75% получаемого оклада. Выходом из положения является продажа вещей и обмундирования... новые ставки не оправдали надежд комполитсостава и положения почти не изменили» [3, 58].

Интерес к военной службе всецело падал, что видно из социологического исследования, проведённого в августе 1924 года. По его результатам из 62 анкетированных человек комполитсостава Самарского гарнизона «не желают служить» 18 человек (29%), в УВО (по анонимной анкете) «удовлетворены своим положением» всего лишь 24,2% политбойцов, 23,7% - младшего комполитсостава и 33,7% среднего комполитсостава; желают демобилизоваться: политбойцов - 86%,

младшего комсостава - 73%, среднего - 62%; материальная необеспеченность как мотив этого отмечена: у политбойцов - в 59,7%, младшего комсостава - 61,5%, среднего - в 45,2% случаях. В 3-й кавказской стрелковой дивизии из обследованных дивпарткомиссий 114 человека партсостава «считают своё пребывание в Армии временным и стремятся уйти из неё» - 59%.

ЦК РКП(б), чтобы сгладить дальнейшие лишения комполитсостава, взял курс на повышение уровня его материального положения. Только длительная финансовая работа в этом направлении могла создать сколько-нибудь удовлетворительные условия существования комполитсостава Армии, а пока были лишь разочарование и неудовлетворённость.

Библиографический список

1. АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 253.

2. АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 254.

3. АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 255.

4. Вестник Архива Президента Российской Федерации «Красная Армия в 1920-е годы». - Москва, 2007.

5. РГВА. Ф. 33987. Оп. 1. Д. 585.

6. РГВА. Ф. 33988. Оп. 2. Д. 537.

7. Реформа в Красной Армии. Документы и материалы 1923-1928 гг. Книга 1. - М.: Мзд-во «Летний сад», 2006.

A.N. SUDAKOVA

«OUR DEFENDERS WERE RAN IN DEBT»

In this article we consider a material providing of commanders and sanitary terms of their living in 1923-24 years. We analyzed the actions increasing the material providing of political commanders, which had been taken by The Central Community of Russian Communistic Party (Bolsheviks), and its efficiency for the life terms, the mood and the feelings of cjmmanders of The Red Army.

Key words: commanders, political commanders , The Red Army, The Revolutionary Military Council of the Republic, The North Caucasus Military District, The Central Community of Russian Cjmmunistic Party (Bolsheviks).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.