Научная статья на тему 'Защита трудовых прав: уклонение от участия в примирительных процедурах'

Защита трудовых прав: уклонение от участия в примирительных процедурах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
603
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУДОВОЙ СПОР / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдеев В. В.

Примирительные процедуры занимают особое место в урегулировании конфликтов в организациях. Они необходимы для преодоления многих видов конфликтных ситуаций и при разрешении любых коллективных трудовых споров. В данной статье рассмотрены положения статьи 406 Трудового кодекса Российской Федерации, где предусмотрены последствия уклонения от участия в примирительных процедурах при коллективном трудовом споре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита трудовых прав: уклонение от участия в примирительных процедурах»

защита трудовых прав:

уклонение от участия

в примирительных процедурах

В. В. АВДЕЕВ,

консультант по налогам и сборам

Рассмотрение коллективных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ), в котором гл. 61 специально посвящена этой проблеме. Указанная глава регулирует вопросы не только рассмотрения, но и разрешения коллективных трудовых споров. Ее положения распространяются на всех работников, работодателей, а также на объединения работников и работодателей и их полномочные органы.

Также вопросы правового регулирования трудовых отношений находят отражение и в нормативных правовых актах иного уровня — в указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, в актах министерств и ведомств.

Законодательное определение в ст. 398 ТК РФ понятия «коллективный трудовой спор» позволяет выделить его отличительные признаки:

• сторонами спора являются работники (их представители) и работодатели (их представители);

• стороны не смогли сами урегулировать возникшие между ними разногласия без применения специальных (примирительных) процедур;

• предмет спора — установление и изменение условий труда (включая заработную плату), заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений, а также отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов;

• работники (их представители) должны заявить о своих требованиях либо провести коллективные переговоры.

Наличие разногласий еще не свидетельствует о возникновении коллективного трудового спора. Такой спор может возникнуть, если разногласия не удалось урегулировать.

Не является коллективным трудовым спором несогласие одной из сторон (работодателя или

работников) с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении минимума необходимых работ (услуг) в организации (филиале, представительстве), в которой проводится забастовка. Нельзя отнести к коллективным спорам и дело о признании забастовки незаконной.

Началом коллективного трудового спора является день сообщения или несообщения в соответствии со ст. 400 ТК РФ работодателем (его представителем) решения об отклонении всех или части требований работников (их представителей).

Напомним, что порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из последовательных этапов примирительных процедур.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является первым и обязательным этапом его регулирования. Примирительная комиссия создается на период рассмотрения коллективного трудового спора.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Срок формирования комиссии зависит от уровня социального партнерства. Если коллективный трудовой спор возникает между конкретным работодателем и работниками (локальный уровень социального партнерства), то примирительная комиссия создается в срок до 2 рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Если же спор выходит за рамки локального (возникает на иных уровнях социального партнерства), то срок создания примирительной комиссии продлевается до 3 дней со дня начала коллективного трудового спора.

От уровня социального партнерства будет зависеть и срок рассмотрения примирительной комиссией коллективного спора.

При локальном коллективном трудовом споре примирительная комиссия обязана рассмотреть его в течение 3 рабочих дней со дня создания комиссии.

Иные уровни социального партнерства обязывают примирительную комиссию рассмотреть спор в срок до 5 рабочих дней.

В силу ст. 401 ТК РФ ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Также стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Кроме того, работодатель обязан создать необходимые условия для работы примирительной комиссии.

После завершения работы примирительной комиссии, если участники спора не пришли к согласованному решению, они переходят к следующему этапу.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) рассмотрение спора в трудовом арбитраже. Переговоры о рассмотрении спора с участием посредника должны быть проведены не позднее следующего рабочего дня после составления примирительной комиссией протокола разногласий (ч. 1 ст. 403 ТК РФ).

Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора приглашается по согласованию сторон в течение 3 рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий.

Если же стороны придут к решению рассматривать спор с участием посредника, они заключают соответствующее соглашение и в течение 2 рабочих дней согласовывают кандидатуру посредника.

Локальный коллективный трудовой спор с участием посредника рассматривается не позднее 3 рабочих дней со дня приглашения посредника. Если же спор возник на ином уровне социального партнерства — срок его рассмотрения посредником не должен превышать 5 рабочих дней.

Если стороны (или одна из сторон) спора будут не согласны рассматривать трудовой спор с участием посредника, т. е. откажутся от этой примирительной процедуры, можно приступать к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей

сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора.

Трудовой арбитраж классифицируют как временный и постоянный.

Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров специально для рассмотрения конфликтной ситуации.

Постоянно действующий трудовой арбитраж может формироваться решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для передачи споров на его рассмотрение.

Другими словами, стороны смогут не создавать трудовой арбитраж самостоятельно, а передавать споры на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж. Отметим, что для передачи спора в такой арбитраж необходимо соглашение сторон по этому вопросу.

Срок рассмотрения на локальном уровне социального партнерства — до 3 рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — до 5 рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Уклонение одной из сторон от участия в создании или работе примирительной комиссии не должно привести к тупиковой ситуации и нарастанию социальной напряженности.

В соответствии со ст. 401 ТК РФ спорящие стороны не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Какие конкретные действия сторон коллективного трудового спора следует считать уклонением, ТК РФ не определяет. Несомненно, что в случае, если то или иное действие стороны спора признается законом обязательным (например участие в формировании примирительной комиссии) и не выполняется обязанной стороной, то подобное поведение следует считать уклонением.

На практике уклонение от участия в примирительных процедурах может проявляться в случаях:

• непредоставления помещения для проведения собрания (конференции) с целью выдвижения требований;

• создания иных препятствий проведению таких мероприятий;

• нарушения срока ответа на требования работников;

• отказа от участия в формировании примирительной комиссии, выборе посредника, образовании трудового арбитража;

• несоблюдения сроков создания этих органов;

• неявки представителя работодателя на заседание примирительной комиссии, трудового арбитража или на встречу с посредником;

• невыполнения обязательств по созданию необходимых условий для работы примирительных органов.

Как следует из ст. 406 ТК РФ, при уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.

При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.

При уклонении работодателя (представителя работодателя) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.

В силу ч. 2 ст. 409 ТК РФ, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право

приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

При этом на основании ч. 8 ст. 404 ТК РФ в случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным, и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу.

При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Представители работодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашениям, достигнутым в результате примирительной процедуры, а также виновные в неисполнении либо отказе от исполнения решения трудового арбитража, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) (ст. 416 ТК РФ).

Так, уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 5.32 КоАП РФ).

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) .

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.