УДК 349.222.1
Делегеоз Елена Геннадьевна
кандидат исторических наук,
доцент кафедры гражданского права,
Восточно-Сибирский филиал
Российского государственного университета
Helen G. Delegeoz
candidate of history,
associate Professor of Civil law Department The East-Siberian branch Russian state University ofjustice [email protected]
РАССМОТРЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ
CONSIDERATION OF COLLEKTIVE LABOUR DISPUTES BY THE CONCILIATION COMMISSION
Аннотация. В статье рассматривается процедура рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией. Обозначены признаки коллективного трудового спора и момент его возникновения. Автором проведен анализ правового статуса примирительной комиссии и ее членов. Рассмотрен порядок работы примирительной комиссии на уровне организации (предприятия). Представлен перечень гарантий, предусмотренных для участников коллективного трудового спора, и их нормативное закрепление. Также рассматривается вопрос ответственности сторон при уклонении от рассмотрения спора примирительной комиссией и применения мер по защите интересов сторон возникшего коллективного трудового спора.
Ключевые слова. Примирительная комиссия, коллективный трудовой спор, работники, работодатель, представительный орган работников, собрание работодателей.
Annotation. The article deals with the procedure of consideration of a collective labor dispute by the conciliation Commission. Signs of collective labor dispute and the moment of its occurrence are designated. The author analyzes the legal status of the conciliation Commission and its members. The order of work of the conciliation Commission at the level of the organization (enterprise) is considered. The list of guarantees provided for participants of collective labor dispute and their normative consolidation is presented. The issue of liability of the parties in case of avoidance of the dispute by the
conciliation Commission and the application of measures to protect the interests of the parties to the collective labor dispute is also considered.
Keyword. Conciliation commission, collective labor dispute, employees, employer, representative body of employees, employers ' meeting.
В статье 37 Конституции РФ предусмотрены не только индивидуальные, но коллективные споры в трудовых правоотношениях [1]. Данное право реализуется в соответствии с нормами федерального законодательства. Законодательное определение в ст. 398 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) термина коллективный трудовой спор позволяет выделить его отличительные признаки [7, с. 22]:
• сторонами спора являются работники (их представители) и работодатели (их представители);
• предмет спора — установление и изменение условий труда (включая заработную плату), заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений, а также отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов;
• работники (их представители) должны заявить о своих требованиях либо провести коллективные переговоры.
Разногласия между сторонами не всегда образуют коллективный трудовой спор. Спор возникает в случае невозможности урегулирования споров. Не считается коллективным трудовым спором, несогласие одной из сторон (работодателя или работников) с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении минимума необходимых работ (услуг) организации (филиала, представительства), которые провели забастовку. Незаконная забастовка также не относится к коллективным трудовым спорам. День начала коллективного трудового спора является дата сообщения или не предоставления в соответствии со статьей 400 Трудового кодекса работодателем (его представителем) решения об отклонении всех или части требований работников (их представителей) [7, с. 22]. Поэтому перед созданием примирительной комиссии сторонам необходимо выяснить относится ли разногласия к коллективному трудовому спору.
Примирительная комиссия - это временный орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Она рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда, включая заработную плату, заключения, изменения и выполнения коллективного договора, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного, представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях. Рассмотрение коллективного трудового спора в комиссии по примирению является обязательным этапом. Он был создан на период рассмотрения коллективного трудового спора и является, по сути, является
первым и обязательным этапом его урегулирования. Примирительную комиссию формируют представители сторон коллективного трудового спора на равных правах [5, с. 106]. Срок формирования комиссии зависит от уровня социального партнерства. Если коллективный спор между работодателем и работниками (локальный уровень социального партнерства), согласительная комиссия создается в срок до 2 рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Если спор выходит за рамки местного уровня (происходит на обоих уровнях социального партнерства), период создания согласительной комиссии продлевается до 3 дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала коллективного трудового спора считается [7, с. 23]:
• на уровне организации — день письменного сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) по истечении 3 рабочих дней со дня получения требований работников своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора;
• на уровне выше организации — день письменного сообщения решения представителей работодателей (объединений работодателей) об отклонении всех или части требований профессиональных союзов (их объединений) или несообщение представителями работодателей (объединений работодателей) по истечении 1 мес. со дня получения требований от профессиональных союзов (их объединений) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению соглашения. Примирительная комиссия является отправной точкой в решении коллективного трудового спора, регламентированная трудовым законодательством. Правовую основу примирительной комиссии составляют такие нормативные акты как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Рекомендации МОТ об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией.
При направлении требования работодателю или его представителям, дату отправки следует отражать в журнале или в других формах регистрации документов, так же можно поставить подпись на втором экземпляре документов. Работодатель обязан уведомить представительный орган работников в письменной форме о принятом решении в течение 3 рабочих дней с даты получения требований. Интересы работников в области рассмотрения коллективных трудовых споров между работниками и работодателями представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Представителем работодателя при рассмотрении трудовых споров между работниками и работодателями, является руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с законодательством Российской Федерации,
учредительными документами, локальными нормативными правовыми актами. Интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Примирительная комиссия состоит из 2-5 человек от каждой стороны спора, количество определяется исходя из сложности и уровня коллективного трудового спора. Все члены комиссии должны быть ознакомлены с вопросом спора и быть способными найти решение. Создание комиссии осуществляется совместным документом, подписанным обеими сторонами спора. При этом регламент работы примирительной комиссии устанавливается самой комиссией [9, с. 210]. В ходе рассмотрения коллективного трудового спора сторонам следует представить членам комиссии материалы и документы, необходимые для обсуждения всех возможных вариантов разрешения коллективного трудового спора. Решение примирительной комиссии, принятое с согласия сторон, заносится в протокол заседания комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора с участием представителей сторон и подписывается представителями сторон и членами комиссии. Протокол, является обязательным документом при рассмотрении коллективного трудового спора. Он закрепляет конкретные договоренности о том, что спор разрешен. Если при рассмотрении коллективного трудового спора в примирительной комиссии было принято решение лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, а также сторонами составляется акт, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, приглашение посредника или создание трудового арбитража). Члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 мес. в течение 1 года. Отдельные работники могут неоднократно привлекаться к рассмотрению споров в составе примирительных комиссий. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не должна превышать 3 мес. в году. Члены примирительной комиссии имеют право [10, с. 266]:
• запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;
• при необходимости проводить совместные или раздельные заседания сторон в период рассмотрения спора;
• предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта;
• подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.
Срок рассмотрения примирительной комиссией коллективного спора
зависит от уровня социального партнерства. В случае локального коллективного трудового спора примирительная комиссия обязана рассмотреть его в течение трех рабочих дней с даты учреждения комиссии.
Другие уровни социального партнерства обязывают примирительную комиссию рассмотреть спор в течение 5 рабочих дней. Также стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Кроме того, работодатель должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии:
• предоставить помещение для заседаний комиссии, оборудованное соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи и оргтехника);
• информационное обеспечение, необходимое для рассмотрения выдвинутых работниками требований;
• гарантии членам примирительной комиссии не ниже тех, что предусмотрены законом.
На основании ст. 401 Трудового кодекса, ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Кроме того, стороны коллективного трудового спора не имеют права, уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Кроме того, работодатель обязан создавать необходимые условия для работы комиссии. В статье 416 Трудового кодекса сказано, что представители работодателя, при уклонении от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе предоставления помещения для проведения собрания по выдвижению требований, объявлению забастовки или отказа в его (ее) поведения могут быть привлечены к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях [9, с. 210].
Решение, принятое на заседании комиссии не должно ухудшать положение работников, установленное законодательством РФ. Если такой факт имеется, то решение подлежит отмене или обжалованию в судебном порядке. Соглашение, составленное сторонами на заседании примирительной комиссии является по своей сути сделкой, заключенной между сторонами, это позволяет реализовать права работников в приказном порядке.
В случае уклонения работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительной процедуре, в том числе предоставления помещения для проведения собрания работников с целью выставить требования или блокирования выполнения такого собрания, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 5.32 КоАП РФ). В случае если работодатель отказался от участия в создании или работе примирительной комиссии, другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать проведения переговоров по урегулированию коллективного трудового спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.
В случае уклонения работодателя или его представителей от примирительной процедуры, представительный орган работников вправе обратиться в трудовой арбитраж для урегулирования коллективного трудового спора. В судебной практике много примеров того, что при уклонении работодателя или его представителей от процедуры примирения или от принятого на такой процедуре решения, такие иски подлежат удовлетворению. Например, решение Пушкинского городского суда по делу 2-1292/2014, решение Углегорского городского суда по делу 2-208/2014 [3;4].
Исходя из выше сказанного следует, что рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является первоначальным и обязательным этапов в восстановлении нарушенных прав работников. Законодатель дает возможность сторонам урегулировать конфликт во внесудебном порядке. Возможно, это обуславливается загруженностью судов или в предоставлении возможности сторонам самостоятельно, без вмешательства государства восстановить нарушенные права, тем самым прививать работникам и работодателям тягу к изучению и соблюдению закона, повышая правовую культуру.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). -Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018). - Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
3. Решение Пушкинского городского суда по делу 2-1292/2014 [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/law/ (Дата обращения 14.03.2018г.).
4. Решение Углегорского городского суда по делу 2-208/2014 [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/law/ (Дата обращения 14.03.2018г.).
5. Коропятник П.А., Тимохина А.С. Этапы разрешения коллективных трудовых споров в Российской Федерации / П.А. Коропятник, А.С. Тимохина // Наука сегодня: задачи и пути их решения. -2017. - С. 106-107.
6. Крапивина Г.М. Защита прав работников и работодателей: уклонение от участия в примирительных процедурах / Г.М. Крапивина // Отечественная юриспруденция. - 2017. - № 1 (15). - С. 23-25.
7. Семенихин В.В. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией / В.В. Семенихин //Бухгалтер и закон. - 2013. -№ 2. - С. 22-24. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/rassmotrenie-kollektivnogo-trudovogo-spora-primiritelnoy-komissiey (дата обращения: 21.04.2018).
8. Филиппова И.А. Рассмотрение трудовых споров в России, Казахстане, Франции и Германии / И.А. Филиппова //Государство и право.
- 2016. - № 4 (73). - С. 93-96.
9. Шароватова С.С. Понятие трудовых споров и порядок их разрешения / С.С. Шароватова // Правовое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта: Материалы 13-й международной научно-практической конференции (Ответственный редактор: А.А. Павлушина).
- 2014. - С. 209-212.
10. Янкин Г.Н. Особенности разрешения коллективных трудовых споров /Г.Н. Янкин // Аллея науки. - 2016. - № 4 - С. 265-277.
references
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993, taking into account the amendments of 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FCL).
- Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 2014. - No. 31. - St. 4398.
2. The labour Code of the Russian Federation from 30.12.2001 № 197-FZ (as amended on 05.02.2018). - Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 2002. - № 1 (part 1). - St. 3.
3. Decision Pushkin city court in the case 2-1292 / 2014 [electronic resource]. - Access mode: https://rospravosudie.com/law/ (circulation date 14.03.2018).
4. Uglegorsk city court decision in the case 2-208 / 2014 [electronic resource]. - Access mode: https://rospravosudie.com/law/ (circulation date 14.03.2018).
5. Koropatnyk P. A., Timokhina A. S. Steps to resolve collective labor disputes in the Russian Federation / P. A. Kuropyatnik, Timokhina A. S. // Science today: challenges and solutions. - 2017. - S. 106-107.
6. Krapivin G. M. protection of the rights of employees and employers: increased evasion from participation in reconciliatory procedures / G. M. Krapivina // Domestic law. - 2017. - №1 (15). - P. 23-25.
7. Semenikhin V. V. Consideration of collective labor dispute conciliation Commission / V. Semenikhin // Accountant and law. - 2013. - № 2. - P. 22-24. -Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/rassmotrenie-kollektivnogo-trudovogo-spora-primiritelnoy-komissiey (date accessed: 21.04.2018).
8. Filippova I. A. consideration of labor disputes in Russia, Kazakhstan, France and Germany /1. A. Filippova // State and law. - 2016. - № 4 (73). - P. 93-96.
9. The Concept of labor disputes and the procedure for their resolution / S. S. sharovatov // Legal regulation of the economic entity: Materials of the 13th international scientific and practical conference (Executive editor: A. A. Pavlushina). - 2014. - S. 209-212.
10. Yankin GN Especially the permission of collective labour disputes / G. N. Yankin // walk of science. - 2016. - № 4 - Pp. 265-277.