Научная статья на тему 'Административная ответственность за нарушения трудового законодательства в сфере социального партнерства'

Административная ответственность за нарушения трудового законодательства в сфере социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1906
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТОДАТЕЛЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР / СОГЛАШЕНИЕ / ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ЗАБАСТОВКА / EMPLOYER / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / VIOLATIONS OF LABOR LAWS / COLLECTIVE AGREEMENT / CONTRACT / CONCILIATION PROCEEDINGS / STRIKE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адриановская Татьяна Леонидовна

Согласно КоАП РФ, административное правонарушение противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В сфере социального партнерства к административной ответственности может быть привлечено как юридическое, так и должностное лицо. Должностное лицо коммерческой организации это лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Глава 5 КоАП РФ предусматривает следующие случаи привлечения к административной ответственности в сфере социального партнерства: необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения; уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения; непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения; нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению; уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах; невыполнение соглашения; увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки. Автором было выявлено противоречие, возникшее в отношении субъекта административной ответственности указанных правонарушений: согласно нормам трудового законодательства (ТКРФ), к указанному виду ответственности могут быть привлечены обе стороны правоотношений как работодатели, так и работники (или представители этих сторон). Однако Кодекс об административных правонарушениях устанавливает обратное, декларируя отсутствие возможности привлечения работников к юридической ответственности или разделения экономической ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF LABOR LAW IN THE SOCIAL PARTNERSHIP SPHERE

According to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation an administrative offence is illegal, culpable act (omission) of a person or a legal entity, for which the Administrative Code or the laws of the Russian Federation on Administrative Violations establish administrative responsibility. In the sphere of social partnership a legal entity or an official can be brought to administrative responsibility. An official of a commercial organization is a person exercising the powers of the sole executive, performing organizational, managerial or administrative functions. Chapter 5 of the Administrative Code stipulates the following cases of administrative responsibility in the sphere of social partnership: unjustified refusal to conclude a collective contract; evasion of involvement in the negotiations on making a collective agreement or violation of the time frame of settling a contract; failure to provide the information necessary for collective negotiations and to monitor compliance with collective agreement; breach or non-fulfillment of obligations under the collective agreement, contract; evasion of the requirements of workers and participation in the conciliation proceedings; non-compliance with the contract; dismissal of employees in connection with the collective labor dispute and a strike. The author has found a contradiction arising in relation to the subject of the administrative responsibility of the mentioned offenses: according to the norms of the labor legislation (the Labour Code of the Russian Federation) the specified type of liability can be imposed on both parties of relationships both employers and employees (or representatives of those parties). However, the Code of Administrative Relations establishes the opposite by declaring impossibility of employees’ involvement in legal liability or division of economic responsibility.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за нарушения трудового законодательства в сфере социального партнерства»

УДК 349.22:35.088.8 Адриановская Татьяна Леонидовна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса и международного права Кубанского государственного университета

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Adrianovskaya Tatiana Leonidovna

PhD in Law, Assistant Professor, Civil Procedure and International Law Subdepartment, Kuban State University

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF LABOR LAW IN THE SOCIAL PARTNERSHIP SPHERE

Резюме:

Согласно КоАП РФ, административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административнык правонарушениях установлена административная ответственность. В сфере социального партнерства к административной ответственности может быть привлечено как юридическое, так и должностное лицо. Должностное лицо коммерческой организации - это лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Гпава 5 КоАП РФ предусматривает следующие случаи привлечения к административной ответственности в сфере социального партнерства: необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения; уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения; непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения; нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению; уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах; невыполнение соглашения; увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки. Автором было выявлено противоречие, возникшее в отношении субъекта административной ответственности указанных правонарушений: согласно нормам трудового законодательства (ТК РФ), к указанному виду ответственности могут быть привлечены обе стороны правоотношений - как работодатели, так и работники (или представители этих сторон). Однако Кодекс об административных правонарушениях устанавливает обратное, декларируя отсутствие возможности привлечения работников к юридической ответственности или разделения экономической ответственности.

Ключевые слова:

работодатель, административная ответственность, нарушения трудового законодательства, коллективный договор, соглашение, примирительные процедуры, забастовка.

Summary:

According to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation an administrative offence is illegal, culpable act (omission) of a person or a legal entity, for which the Administrative Code or the laws of the Russian Federation on Administrative Violations establish administrative responsibility. In the sphere of social partnership a legal entity or an official can be brought to administrative responsibility. An official of a commercial organization is a person exercising the powers of the sole executive, performing organizational, managerial or administrative functions. Chapter 5 of the Administrative Code stipulates the following cases of administrative responsibility in the sphere of social partnership: unjustified refusal to conclude a collective contract; evasion of involvement in the negotiations on making a collective agreement or violation of the time frame of settling a contract; failure to provide the information necessary for collective negotiations and to monitor compliance with collective agreement; breach or non-fulfillment of obligations under the collective agreement, contract; evasion of the requirements of workers and participation in the conciliation proceedings; non-compliance with the contract; dismissal of employees in connection with the collective labor dispute and a strike.

The author has found a contradiction arising in relation to the subject of the administrative responsibility of the mentioned offenses: according to the norms of the labor legislation (the Labour Code of the Russian Federation) the specified type of liability can be imposed on both parties of relationships - both employers and employees (or representatives of those parties). However, the Code of Administrative Relations establishes the opposite by declaring impossibility of employees' involvement in legal liability or division of economic responsibility.

Keywords:

employer, administrative responsibility, violations of labor laws, collective agreement, contract, conciliation proceedings, strike.

В соответствии со ст. 416 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), представители работодателя (работодателей), уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований, объявлению забастовки или пре-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

пятствующие его (ее) проведению, привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Административная ответственность за данные нарушения установлена в гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» [1] разд. II Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [2, с. 19-21].

Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 24 марта 2005 г. № 5 [3] представил следующие разъяснения по этому вопросу. В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и должностных лиц.

В силу ст. 2.1 гл. 2 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность [4].

Ст. 2.4 общей части КоАП РФ предусмотрена ответственность должностного лица в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом коммерческой организации понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа (член коллегиальных исполнительных органов), выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Гл. 5 КоАП РФ предусматривает следующие случаи привлечения к ответственности в области социального партнерства:

Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП РФ). Объективная сторона выражается в уклонении работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах

0 заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо о нарушении установленного законом срока проведения переговоров, а равно в необеспечении работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки (ответственность предусмотрена ст. 54 ТК РФ). В соответствии со ст. 5.28 КоАП РФ, данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от

1 000 до 3 000 руб. Факт данного правонарушения устанавливается, как правило, при проведении проверок Федеральной инспекцией труда.

А.А. Сапфирова отмечает, что в этих правоотношениях Федеральная инспекция труда выступает как субъект административного права, который реализует свои властные полномочия в отношении организационно не подчиненных субъектов - работодателей [5, с. 68-73].

Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ). Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров (ст. 37 ТК РФ). Сторона - получатель информации обременяется обязанностью не разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной) (ч. 8 ст. 37 ТК РФ).

А.М. Куренной отмечает, что для определения состава информации необходимо, в частности, учитывать положения ст. 53 ТК РФ [6]. Перечень сведений, которые предоставляются работникам организации, может служить ориентиром и для определения состава информации, необходимой для ведения коллективных переговоров на других уровнях. Непредоставление информации влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб.

Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП РФ). Ответственность предусмотрена ст. 54 ТК РФ, где сказано, что представители сторон подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. То есть ст. 54 ТК РФ носит отсылочный характер, направляя нас к КоАП РФ, который предусматривает конкретную ответственность за данное правонарушение в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб. В соответствии со ст. 5.30 КоАП РФ, к административной ответственности привлекается только работодатель или лицо, его представляющее. Ответственность представителей работников не предусмотрена, в связи с чем просматривается определенное противоречие между ст. 54 ТК РФ и ст. 5.30 КоАП РФ.

Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ). Ст. 55 ТК РФ предусмотрено, что лица, представляющие работодателя либо

представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Тем не менее в ст. 5.31 КоАП РФ за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению к ответственности привлекается только одна сторона - работодатель или лицо, его представляющее. Для работников же (их представителей) возможность привлечения к юридической ответственности или хотя бы разделения экономической ответственности за означенное нарушение практически отсутствует [7]. Ответственность наступает в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб.

Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП РФ). Ст. 401 ТК РФ предусмотрено, что ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Кроме того, стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе (ст. 402 ТК РФ). При этом работодатель обязан создать необходимые условия для работы примирительной комиссии. Нарушение требований ст. 5.32 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб.

Невыполнение соглашения (ст. 5.33 КоАП РФ). В данном случае подразумевается ответственность за невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры. Невыполнение соглашения работодателем влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 4 000 руб. Административная ответственность работников или их представителей не предусмотрена.

Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34 КоАП РФ). Согласно ст. 415 ТК РФ, в процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

При выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекторы труда вправе привлечь к административной ответственности виновных должностных лиц, юридических лиц.

В данном случае отношения, возникающие между государственным инспектором труда и работодателем (или лицом, его представляющим) по поводу привлечения работодателя к административной ответственности, регулируются также нормами административного права [8, с. 68-73]. Ответственность наступает в виде наложения административного штрафа в размере от 4 000 до 5 000 руб.

Таким образом, привлечение к административной ответственности за нарушения трудового законодательства в сфере социального партнерства наступает только для одной стороны правоотношений - для работодателя (его представителей). Наблюдается противоречие между нормами трудового законодательства, которое предусматривает ответственность обеих сторон (например, ст. 54, 401, 402 ТК РФ), и нормами административного законодательства, которое предусматривает ответственность только одной стороны - работодателя (его представителей).

Ссылки:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. 21.07.2014) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1.

2. Лактионова А.В. Административная ответственность руководителя и иных должностных лиц организации за нарушение трудового законодательства // Охрана труда и техника безопасности в строительстве. 2011. № 10.

3. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013 № 40) // Бюллетень Верховного суда РФ. 2005. № 6.

4. Семенихин В.В. Ответственность организаций и их руководителей. М., 2012.

5. Сапфирова А.А. Правовая природа отношений по федеральному государственному надзору в связи с защитой Федеральной инспекцией труда трудовых прав работников // Современное право. 2014. № 3.

6. Куренной А.М. Взаимодействие работодателя и его социального партнера на уровне организации [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». 2010. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16614 (дата обращения: 17.09.2014).

7. Там же.

8. Сапфирова А.А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.