ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
ЗАЩИТА СВИДЕТЕЛЕМ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
КРИСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА КРАСНОВА
Кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию правового регулирования в сфере защиты свидетелей в Европейском союзе. Автор подчеркивает стремление Европейского союза унифицировать подходы государств-членов к защите свидетелей.
The article is devoted to the legal regulation of witness protection within criminal legal proceedings in the European Union. The author emphasizes aspiration of the European Union to unify approaches of the member states to witness protection.
Ключевые слова: Европейский союз, программа защиты свидетелей, меры безопасности, сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, организованная преступность
Key words: the European Union, witness protection program, security measures, cooperation in the sphere of criminal legal proceedings, organized crime
Исследование механизма правового регулирования защиты свидетелей в Европейском союзе не следует ограничивать рамками национального законодательства. Вопросы обеспечения прав и законных интересов свидетелей предполагают обращение к международным правовым актам, касающимся данной сферы, прежде всего к рекомендациям и стандартам Организации объединенных наций.
Основополагающим документом ООН, закрепляющим основные права и свободы граждан, является Всеобщая декларация прав человека 1948 г.1 (далее - Декларация), ряд положений которой имеет непосредственное отношение к деятельности по защите лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Так, ст. 3 Декларации устанавливает право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, ст. 5 - запрет на жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание, а ст. 7 определяет равенство всех граждан перед законом и право каждого на равную защиту закона2.
В дальнейшем все разрабатываемые ООН документы в сфере обеспечения прав и интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, в первую очередь потерпевших и свидетелей, развивали и детализировали положения Всеобщей декларации прав человека
в целях максимального повышения гарантий прав личности. Так, п. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах3 обязывает государства обеспечивать любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективную правовую защиту. Норма п. 1 ст. 14 Пакта относится непосредственно к мерам защиты свидетелей, предусматривая возможность проведения частично или полностью закрытых судебных заседаний, что применимо к случаям оказания противоправного воздействия на свидетелей. Таким образом, положения Декларации и Пакта призваны сориентировать государства-члены ООН на выработку единой консолидированной позиции в отношении защищаемых лиц.
Заслуживает внимания ст. 13 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания4, согласно которой государства обязаны принимать меры по обеспечению защиты истца и свидетелей от любых форм плохого обращения или запугивания в связи с их участием в уголовном судопроизводстве. Аналогичные положения содержатся в Уставе Международного военного трибунала в Гааге5, Уставе Международного трибунала по Руанде6.
Особое место в исследуемой области занимает Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребле-
ний властью7. В этом документе впервые на международном и региональном уровнях было предложено разрабатывать пути и средства предоставления жертвам преступлений правовой защиты в случаях, когда мер, принимаемых на национальном уровне, недостаточно. Декларация важна и потому, что содержит определение термина «жертва»: это любой участник уголовного судопроизводства, на которого оказывается противоправное воздействие. В документе также закреплены меры, связанные с предоставлением жертвам информации об их роли, объеме, сроках проведения и ходе судебного разбирательства (подп. «а» п. 6 Декларации); обеспечением возможности рассмотрения мнений и пожеланий жертв на различных этапах судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы (подп. <Л» п. 6 Декларации); предоставлением помощи жертвам на всем протяжении судебного разбирательства (подп. «&> п. 6 Декларации); охраной их личной жизни, если это необходимо, и обеспечением их безопасности (подп. «е» п. 6 Декларации)8.
Статья 24 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности9 очерчивает круг защищаемых лиц указанием на потерпевших и свидетелей, которые «фактически дают показания в суде в связи с преступлениями, охватываемыми Конвенцией», включающими такие элементы, как транснациональный характер и причастность к организованной преступной группе. В число таких преступлений входят участие в деятельности организованной преступной группы; отмывание денег; коррупция в государственном секторе; воспрепятствование отправлению правосудия; торговля людьми; незаконное изготовление и оборот огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему; незаконный ввоз мигрантов и др. Положения ст. 24 Конвенции требуют от государств принятия надлежащих мер по защите участвующих в уголовном производстве свидетелей от угроз, запугивания, коррупции и нанесения телесных повреждений и укреплению международного сотрудничества.
Немалое влияние на формирование правовой базы по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства оказывают конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В частности, Каракасская декларация10, принятая Шестым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, провозгласила Руководящие принципы уголовного правосудия, в том числе принцип «предоставления всем максимальной безопасности и охраны их прав и свобод».
Седьмым конгрессом ООН был утвержден Миланский план действий, который содержит рекомендации по совершенствованию системы уголовного правосудия, охватывающие вопросы защиты свидетелей, в целях укрепления способности реагировать на изменения общественных условий и новые формы преступности. Под реагированием следует понимать «действия государств по применению мер безопасности в отношении лиц, содействующих уголовному судопроизводству, и подвергающихся в связи с исполнением своего гражданского долга активному противоправному воздействию со стороны подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и их окру-жения»11.
Для участников уголовного судопроизводства
любая недобросовестность, халатность, а тем более умысел со стороны должностных лиц, в чью компетенцию входит реализация мер безопасности, чреваты самыми серьезными последствиями
В Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка12 провозглашена необходимость принимать законодательные и другие меры по обеспечению жертв преступлений эффективными средствами правовой защиты (п. 12), создавать надлежащие механизмы правовой помощи и защиты прав человека в соответствии с требованиями правосудия (п. 27), а также закреплен принцип обеспечения широкого доступа к правосудию для всех слоев общества (п. 27).
Принятые Восьмым конгрессом ООН «Меры по борьбе с международным терроризмом» содержат три раздела, посвященных защите участников уголовного судопроизводства («Защита судей и работников уголовного правосудия», «Защита жертв», «Защита свидетелей»)13.
Надо отметить, что для участников уголовного судопроизводства любая недобросовестность, халатность, а тем более умысел со стороны должностных лиц, в чью компетенцию входит реализация мер безопасности, чреваты самыми серьезными последствиями. В связи с этим следует назвать документы ООН, регулирующие действия должностных лиц в сфере защиты участников уголовного судопроизводства: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопоряд-ка14; Руководящие принципы поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка15; Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
развития16; Основные принципы независимости судебных органов17; Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование18. В целом перечисленные документы направлены на формирование повышенных гарантий для участников уголовного судопроизводства.
Представляют интерес разработки Управления ООН по наркотикам и преступности19. В 2008 г. оно опубликовало документ «Рекомендуемые виды практики в области защиты свидетелей при производстве по уголовным делам, касающимся организованной преступности»20, где определило основные элементы, которые «должны принять во внимание государства-члены при разработке своих национальных законов»21.
В настоящее время в ЕС на наднациональном уровне вопросы защиты свидетелей не урегулированы. Вместе с тем отдельные
аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в источниках права ЕС, посвященных борьбе с организованной преступностью
Обратимся также к документам, выработанным региональными международными организациями, членство в которых поддерживают государства-участники ЕС. Так, в рамках Совета Европы отдельные аспекты защиты участников уголовного судопроизводства находят отражение в следующих документах: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод22, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания23, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам24, Европейская конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений25, Рекомендации об оказании помощи жертвам и предупреждении виктимизации26. Таким образом, перечисленные международные правовые акты служат базой и ориентиром для совершенствования национального законодательства государств-членов Совета Европы в сфере защиты участников уголовного судопроизводства.
Следует констатировать, что в настоящее время в ЕС на наднациональном уровне вопросы защиты свидетелей не урегулированы. Вместе с тем отдельные аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в источниках права ЕС, посвященных борьбе с организованной преступностью. Так, в 1995-1996 гг. Европейский
Совет принял две резолюции. Первая закрепила принципы защиты свидетелей и их близких родственников по делам об организованной преступности. Государствам-участникам ЕС рекомендуется содействовать оказанию юридической помощи по этому вопросу. Другая резолюция касается деятельности сотрудников органов юстиции.
В 2007 г. Европейская комиссия оценила возможности права ЕС в сфере защиты свидетелей и предложила отложить на среднесрочный период (четыре-пять лет) законодательные инициативы, оставив за собой право отслеживать ситуацию. Отвечая на парламентский запрос в 2009 г., Европейская комиссия подтвердила отсутствие планов осуществлять законодательную деятельность в данной области.
2010 г. ознаменовался принятием Стратегии ЕС по внутренней безопасности27, закрепившей направления общей политики ЕС в сфере противодействия организованной и транснациональной преступности. На основе Стратегии ежегодно принимаются специфические рабочие программы софинансирования приоритетных направлений борьбы с преступностью28.
Несмотря на то что вопросы защиты жертв преступлений остаются на повестке дня Европейской комиссии, в принятой в 2012 г. Директиве по защите жертв преступлений ЕС не берет на себя конкретных обязательств по защите сви-детелей29.
В отсутствие наднационального регулирования государства-члены ЕС самостоятельно вырабатывают направления национальной уголовной политики в сфере защиты свидетелей и принимают соответствующие нормативные правовые акты. В частности, в Великобритании правовая основа мер по защите свидетелей определена в законах «О борьбе с серьезной и организованной преступностью и функциях полиции» и «О судопроизводстве в отношении несовершеннолетних» 1999 г.30 Во Франции защита свидетелей регулируется ст. 706-57-706-63 Уголовно-процессуального кодекса.
Нельзя не упомянуть о практике региональной кооперации государств-членов ЕС в рассматриваемой сфере. Например, в 2005 г. Латвия, Литва и Эстония подписали Соглашение о сотрудничестве в области защиты свидетелей, которое до сих пор остается единственной региональной инициативой в ЕС. Соглашение предусматривает равные возможности защиты свидетелей или жертв преступлений, являющихся гражданами балтийских государств, включая их переселение из любой упомянутой страны в любое другое балтийское государство на временной или - если государство происхождения более не в состоянии
обеспечивать безопасность данного лица - постоянной основе31.
Таким образом, сегодня в ряде европейских стран (Германии, Италии, Литве, Польше, Чешской Республике) действуют специальные законы о защите свидетелей. Несмотря на то что в других странах (Австрии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Люксембурге, Нидерландах, Финляндии, Франции) такие законы отсутствуют, вопросы защиты свидетелей нормативно урегулированы в уголовно-процессуальном законодательстве. При этом государства-члены ЕС должны соблюдать не только национальное законодательство, но и международные акты в сфере защиты свидетелей.
1 Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. № 217 А (III) // URL: http://www.un.org/ru/documents.
2 Там же.
3 Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией Генеральной ассамблеи от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // URL: http://www. un.org/ru/documents.
4 Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята резолюцией Генеральной ассамблеи от 10 декабря 1984 г. № 39/46 // URL: http://www.un.org/ru/ documents.
5 Устав Международного военного трибунала в Гааге (принят резолюцией Совета Безопасности ООН от 25 мая
1993 г. № 827 // СПС «КонсультантПлюс».
6 Устав Международного трибунала по Руанде (принят Резолюцией Совета Безопасности ООН от 8 ноября
1994 г. № 955) // СПС «КонсультантПлюс».
7 Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. № 40/34 // URL: http://www.un.org/ru/documents.
8 Там же.
9 Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г. № 55/25 // Бюл. между-нар. договоров. 2005. № 2. С. 3-33.
10 Каракасская декларация // Сб. стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 14-16.
11 Миланский план действий (Милан, 26 августа -6 сентября 1985 г.) // Сб. стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. С. 17-19.
12 Приложение к Миланскому плану действий // Сб. стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. С. 17-19.
13 Уголовно-исполнительное право России / под ред. А. И. Зубкова. М., 1997. С. 569.
14 Международная защита прав и свобод человека: сб. док. М., 1990. С. 319-325.
15 Сб. стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. С. 161-162.
16 Там же. С. 34-37.
17 Там же. С. 171-175.
18 Там же. С. 186-192.
19 Управление ООН по наркотиками и преступности (ЮНОДК, или УНП ООН) - подразделение ООН, занимающееся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, оружия, организованной преступностью, торговлей людьми и международным терроризмом.
20 URL: www.unodc.org/documents/organizedcrime/Wit-ness-protection-manual-Feb08.pdf.
21 Типовой закон ЮНОДК о защите свидетелей: пояснительные замечания // URL: https://cms.unov.org.
22 Международные акты о правах человека: сб. док. М., 2000. С. 539-551.
23 URL: http://www.concourt.am.
24 Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS № 30) (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) // Бюл. междунар. договоров. 2000. № 9. С. 51-59.
25 Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (ETS № 116) (Страсбург, 24 ноября 1983 г.) // Сб. док. Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 81-85.
26 Подробнее см.: Зайцев О. А. Государственная защита участников уголовного процесса. М., 2001. С. 129.
27 URL: http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=CELEX:52010DC0673:EN:HTML.
28 Commission Implementing Decision on adopting the annual work programme for 2013 for the specific programme on the «Prevention of and Fight against Crime» as part of the General Programme «Security and Safeguarding Liberties» serving as a financing decision (Brussels, 19 September 2012) C(2012) 6402 final // URL: http://ec.europa.eu/dgs.
29 Directive 2012/29/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 establishing minimum standards on the rights, support and protection of victims of crime, and replacing Council Framework Decision 2001/220/ JHA // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=CELEX:32012L0029:en:NOT.
30 Подробнее см.: Иванов И. С. Переселение защищаемого лица на другое постоянное место жительства в отечественном и зарубежном праве // Рос. следователь. 2013. № 6. С. 43.
31 Bakowski P. Witness protection programmes: EU experience in the international context // Library Briefing: Library of the European Parliament. 2013. 28 January. P. 5.