Международное и национальное право: проблемы взаимодействия
И.Н. Крапчатова
ВЛИЯНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
В статье проанализировано влияние международного права на российское право в сфере государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Рассмотрена существующая система обеспечения безопасности участников уголовного процесса в Российской Федерации и указаны проблемы имплементации норм международного права в российское законодательство в данной сфере.
Ключевые слова: международное право, уголовное право, российское законодательство, имплементация, защита участников уголовного судопроизводства, правовое сотрудничество.
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России, усиливают интеграцию нашей страны в правовую систему мирового сообщества. Впервые с принятием Конституции РФ 1993 г. в Основном законе был закреплен принцип приоритета международного права над правом национальным.
Под воздействием процессов глобализации государствам приходится корректировать свое право, приспосабливаясь к современным условиям развития событий. На рубеже веков страны - члены ООН особо отметили «необходимость более тесной координации и сотрудничества между государствами в решении мировой проблемы преступности, учитывая, что борьба с ней является общей и совместной обязанностью»1.
В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция влияния международного уголовного права на уголовное право национальных государств, обусловленная сущностью процессов глобализации.
© Крапчатова И.Н., 2011
20-27 сентября 2009 г. в Стамбуле состоялся XVIII международный конгресс уголовного права, организованный Международной ассоциацией уголовного права (AIDP/IAPL), работа всех секций которого была объединена одной общей темой - влиянием процессов глобализации на развитие уголовного права и уголовного правосудия.
Современные тенденции преступности обусловливают то, что возможность уголовного наказания уже не удерживает преступников от угроз и насилия в отношении тех лиц, которые изобличают их в преступности. Экспертами международного сообщества признано, что угрозы и насилие в отношении лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами, стали «наиболее распространенным средством подрыва системы уголовного правосудия». Международное сообщество в рамках уголовного правосудия уделяет эффективной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса большое внимание. Таким образом, актуальность вопросов влияния норм международного права на развитие национального законодательства в сфере защиты участников уголовного судопроизводства не вызывает сомнений.
Проблемам обеспечения безопасности участниковуголовного судопроизводства в специальной литературе уделено достаточно большое внимание. Однако в основном работы базируются на национальном (российском) законодательстве. Среди исследований, посвященных анализу влияния норм международного права на российскую уголовно-правовую политику в сфере защиты участников уголовного судопроизводства, можно выделить работы следующих авторов: К.О. Ромодановского2, О.А. Зайцева3, Н.С. Томиловой4, Б.Б. Ильясова5, С.М. Ягофарова6. Тем не менее большинство вопросов данной темы остается дискуссионным и требует дальнейшего осмысления и решения с учетом реалий современного состояния преступности и противодействия правосудию со стороны заинтересованных лиц.
Соответственно, целью данной работы является исследование влияния норм международного права на российское законодательство в сфере защиты участников уголовного судопроизводства.
Среди международных организаций, оказывающих влияние на развитие международного сообщества, можно выделить Организацию Объединенных Наций (ООН). Этой организацией разработан значительный объем нормативных актов, посвященных борьбе с преступностью и защите участников уголовного судопроизводства. Так, на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившем в 1985 г. в Милане, были приняты «Основные принципы, касающиеся независимости
Влияние норм международного права на российское законодательство...
судебных органов», которые были впоследствии одобрены Генеральной Ассамблеей в ее резолюциях 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г. Также Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью7, которая провозгласила приоритетными задачами уголовной юстиции правовую защиту криминальных жертв, обеспечение им доступа к механизмам правосудия на всех стадиях уголовного процесса, полное возмещение им физического, имущественного и морального ущерба в форме реституции и компенсации. Тем самым ООН было подтверждено огромное значение роли и статуса жертв для политики в области уголовного права и отправления правосудия. Во исполнение данной декларации была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Осуществление Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью»8.
В соответствии с принципами, провозглашенными во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о правах человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) принял важный правовой акт под названием «Меры по борьбе с международным терроризмом», в котором содержатся три самостоятельных раздела, посвященных защите участников уголовного судопроизводства: «Защита судей и работников уголовного правосудия», «Защита жертв» и «Защита свидетелей». Государствам было рекомендовано: разрабатывать политику и принимать меры, направленные на эффективную защиту судей и работников уголовного правосудия, включая присяжных и адвокатов, участвующих в судебных процессах, а также свидетелей и жертв терроризма (п. 22, 25); создавать надлежащие механизмы защиты и принимать соответствующее законодательство, а также выделять достаточные ресурсы для оказания помощи данным субъектам уголовно-процессуальных отношений (п. 23); осуществлять эффективное взаимное сотрудничество и оказывать друг другу помощь по реализации программ защиты участников судопроизводства (п. 24, 26).
Таким образом, в указанных документах содержатся основные международные принципы защиты участников уголовного судопроизводства, которые оказывают существенное влияние на правовую систему России.
Изучение российской правоприменительной практики показывает, что в последнее десятилетие незаконное воздействие на судей, следователей, свидетелей, потерпевших, обвиняемых, адвокатов
и других участников процесса приобрело характер масштабной социально-правовой проблемы.
В Российской Федерации результатом долгой работы в сфере формирования концепции государственной защиты участников уголовного судопроизводства стало принятие двух основополагающих законов: «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»9 и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»10. Кроме того, на федеральном уровне принята государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы»11.
Согласно указанным нормативным актам в качестве видов государственной защиты участников уголовного судопроизводства можно выделить следующие:
1) применение специальных мер безопасности;
2) применение мер правовой защиты;
3) осуществление мер социальной защиты.
Новый УПК РФ впервые закрепил обязанность судебно-следственных органов принимать в пределах своей компетенции меры безопасности в отношении участников судопроизводства, которым угрожают различными противоправными деяниями (ч. 3 ст. 11 УПК РФ)12. Особенностью диспозиции ч. 3 ст. 11 является то, что она адресует правоприменителя к положениям, закрепленным в иных статьях УПК РФ.
Согласно ч. 9 ст. 166 УПК РФ при необходимости в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, данные об их личности не приводятся. В ч. 2 ст. 186 УПК РФ указывается, что при наличии угрозы совершения преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких, контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения. Ч. 8 ст. 193 УПК РФ определяет, что предъявление лица для опознания может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ, если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, допускается закрытое судебное разбирательство. В соответствии с ч. 5 ст. 278 УПК РФ при необходимости обеспечения безопасности свидетеля можно провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, не разглашая его личности.
Общие вопросы уголовной ответственности сотрудников...
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 131613 в Министерстве внутренних дел Российской Федерации образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Управление выполняет функции головного оперативного подразделения в системе МВД России по противодействию преступным посягательствам на жизнь и здоровье лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты.
Однако наблюдается некоторая раздробленность правоохранительных органов, осуществляющих функции обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, отражая ведомственный подход к решению этой сложной проблемы. Подтверждением тому служат нормативные акты, возлагающие обязанности по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства на разные ведомства. В соответствии с п. 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)14 были приняты Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких15 и Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и их близких16, а также Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких17.
Таким образом, вопросы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства затрагивают сферы деятельности многих федеральных органов, поэтому их реализация в полной мере возможна только при консолидации усилий указанных ведомств.
Подводя итог, можно отметить, что в русле общего процесса правовой интеграции, активным участником которого становится Россия, приближение российского законодательства к стандартам международного уголовного правосудия является естественным и необходимым. В российской правовой системе заложены основы для создания института государственной защиты участников уголовного судопроизводства.
Тем не менее существующая система защиты участников уголовного судопроизводства не станет по-настоящему действенной без тщательной доработки. Основным условием создания эффективного института государственной защиты является научная разработка и всестороннее обсуждение основных принципов построения данной системы. Для более эффективного решения проблемы защиты государством участников уголовного судопроизводства необходимо более активно внедрять международные стандарты и механизмы охраны прав и свобод человека, что должно выражаться в имплементации международных норм в российское законодательство. В частности, необходимо регламентировать институт анонимных свидетелей, а также создать единую службу, функцией которой будет осуществление охраны участников уголовного судопроизводства. Нужно налаживать сотрудничество с международными правоохранительными органами в данной сфере. Кроме того, необходимо использовать имеющийся опыт других стран при решении указанной проблемы.
Примечания
1 Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века. Принята на 10-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Вена, 10-17 апреля 2000 г. // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк: ООН, 2007. С. 246-254.
2 Ромодановский К.О. Международные стандарты и принципы организации защиты участников уголовного судопроизводства // Российский следователь. 2005. № 9. С. 10-12.
3 Зайцев О.А. Международно-правовые акты, регулирующие государственную защиту участников уголовного процесса // Социум. Научные труды МАЭП. Вып. 2. М.: МАЭП, 1999. С. 51-73.
4 Томилова Н.С. Принципы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
5 Ильясов Б.Б. Реализация международных принципов и норм в сфере прав человека в российском уголовном судопроизводстве (теория и практика). Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Калининград, 2007.
6 Ягофаров С.М. Международные стандарты по правам человека в сфере российского уголовного судопроизводства. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2005.
7 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 40/34. Принята на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г. // Сборник стан-
Общие вопросы уголовной ответственности сотрудников...
дартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк: ООН, 2007. С. 311-314.
8 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1989/57. Принята на 15-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 24 мая 1989 г. // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк: ООН, 2007. С. 315-318.
9 ФЗ РФ от 20.04.1995. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
10 ФЗ РФ от 20.04.2004. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших,
свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ.
2004. № 34. Ст. 3534.
11 Постановление Правительства РФ от 02.10.2009. № 792 «Об утверждении Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 20092013 годы"» // СЗ РФ. 2009. № 41. Ст. 4778.
12 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4921.
13 Указ Президента РФ от 06.09.2008. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 37. Ст. 4182.
14 Постановление Правительства РФ от 11.11.2005. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» // СЗ РФ.
2005. № 47. Ст. 4933.
15 Приказ МВД РФ от 21.03.2007. № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 47.
16 Приказ ФСБ РФ от 03.02.2009. № 39 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и их близких» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 17.
17 Приказ ФСБ РФ от 25.02.2009. № 72 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 21.