Научная статья на тему 'Влияние норм международного права на российское законодательство в сфере защиты участников уголовного судопроизводства'

Влияние норм международного права на российское законодательство в сфере защиты участников уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
242
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / RUSSIAN LEGISLATION / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / IMPLEMENTATION / ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / PROTECTION OF PARTICIPANTS OF CRIMINAL PROCEEDINGS / ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / LEGAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крапчатова Ирина Николаевна

В статье проанализировано влияние международного права на российское право в сфере государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Рассмотрена существующая система обеспечения безопасности участников уголовного процесса в Российской Федерации и указаны проблемы имплементации норм международного права в российское законодательство в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of international law on the Russian legislation in the sphere of protection of participants of criminal proceedings

This article analyzes the influence of international law on the Russian legislation in the sphere of protection of participants of criminal proceedings. The existing system for ensuring the safety of participants of criminal proceedings in the Russian Federation was considered in this text and problems of implementation of international law in the Russian legislation in this area were identified.

Текст научной работы на тему «Влияние норм международного права на российское законодательство в сфере защиты участников уголовного судопроизводства»

Международное и национальное право: проблемы взаимодействия

И.Н. Крапчатова

ВЛИЯНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

В статье проанализировано влияние международного права на российское право в сфере государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Рассмотрена существующая система обеспечения безопасности участников уголовного процесса в Российской Федерации и указаны проблемы имплементации норм международного права в российское законодательство в данной сфере.

Ключевые слова: международное право, уголовное право, российское законодательство, имплементация, защита участников уголовного судопроизводства, правовое сотрудничество.

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России, усиливают интеграцию нашей страны в правовую систему мирового сообщества. Впервые с принятием Конституции РФ 1993 г. в Основном законе был закреплен принцип приоритета международного права над правом национальным.

Под воздействием процессов глобализации государствам приходится корректировать свое право, приспосабливаясь к современным условиям развития событий. На рубеже веков страны - члены ООН особо отметили «необходимость более тесной координации и сотрудничества между государствами в решении мировой проблемы преступности, учитывая, что борьба с ней является общей и совместной обязанностью»1.

В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция влияния международного уголовного права на уголовное право национальных государств, обусловленная сущностью процессов глобализации.

© Крапчатова И.Н., 2011

20-27 сентября 2009 г. в Стамбуле состоялся XVIII международный конгресс уголовного права, организованный Международной ассоциацией уголовного права (AIDP/IAPL), работа всех секций которого была объединена одной общей темой - влиянием процессов глобализации на развитие уголовного права и уголовного правосудия.

Современные тенденции преступности обусловливают то, что возможность уголовного наказания уже не удерживает преступников от угроз и насилия в отношении тех лиц, которые изобличают их в преступности. Экспертами международного сообщества признано, что угрозы и насилие в отношении лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами, стали «наиболее распространенным средством подрыва системы уголовного правосудия». Международное сообщество в рамках уголовного правосудия уделяет эффективной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса большое внимание. Таким образом, актуальность вопросов влияния норм международного права на развитие национального законодательства в сфере защиты участников уголовного судопроизводства не вызывает сомнений.

Проблемам обеспечения безопасности участниковуголовного судопроизводства в специальной литературе уделено достаточно большое внимание. Однако в основном работы базируются на национальном (российском) законодательстве. Среди исследований, посвященных анализу влияния норм международного права на российскую уголовно-правовую политику в сфере защиты участников уголовного судопроизводства, можно выделить работы следующих авторов: К.О. Ромодановского2, О.А. Зайцева3, Н.С. Томиловой4, Б.Б. Ильясова5, С.М. Ягофарова6. Тем не менее большинство вопросов данной темы остается дискуссионным и требует дальнейшего осмысления и решения с учетом реалий современного состояния преступности и противодействия правосудию со стороны заинтересованных лиц.

Соответственно, целью данной работы является исследование влияния норм международного права на российское законодательство в сфере защиты участников уголовного судопроизводства.

Среди международных организаций, оказывающих влияние на развитие международного сообщества, можно выделить Организацию Объединенных Наций (ООН). Этой организацией разработан значительный объем нормативных актов, посвященных борьбе с преступностью и защите участников уголовного судопроизводства. Так, на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившем в 1985 г. в Милане, были приняты «Основные принципы, касающиеся независимости

Влияние норм международного права на российское законодательство...

судебных органов», которые были впоследствии одобрены Генеральной Ассамблеей в ее резолюциях 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г. Также Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью7, которая провозгласила приоритетными задачами уголовной юстиции правовую защиту криминальных жертв, обеспечение им доступа к механизмам правосудия на всех стадиях уголовного процесса, полное возмещение им физического, имущественного и морального ущерба в форме реституции и компенсации. Тем самым ООН было подтверждено огромное значение роли и статуса жертв для политики в области уголовного права и отправления правосудия. Во исполнение данной декларации была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Осуществление Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью»8.

В соответствии с принципами, провозглашенными во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о правах человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) принял важный правовой акт под названием «Меры по борьбе с международным терроризмом», в котором содержатся три самостоятельных раздела, посвященных защите участников уголовного судопроизводства: «Защита судей и работников уголовного правосудия», «Защита жертв» и «Защита свидетелей». Государствам было рекомендовано: разрабатывать политику и принимать меры, направленные на эффективную защиту судей и работников уголовного правосудия, включая присяжных и адвокатов, участвующих в судебных процессах, а также свидетелей и жертв терроризма (п. 22, 25); создавать надлежащие механизмы защиты и принимать соответствующее законодательство, а также выделять достаточные ресурсы для оказания помощи данным субъектам уголовно-процессуальных отношений (п. 23); осуществлять эффективное взаимное сотрудничество и оказывать друг другу помощь по реализации программ защиты участников судопроизводства (п. 24, 26).

Таким образом, в указанных документах содержатся основные международные принципы защиты участников уголовного судопроизводства, которые оказывают существенное влияние на правовую систему России.

Изучение российской правоприменительной практики показывает, что в последнее десятилетие незаконное воздействие на судей, следователей, свидетелей, потерпевших, обвиняемых, адвокатов

и других участников процесса приобрело характер масштабной социально-правовой проблемы.

В Российской Федерации результатом долгой работы в сфере формирования концепции государственной защиты участников уголовного судопроизводства стало принятие двух основополагающих законов: «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»9 и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»10. Кроме того, на федеральном уровне принята государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы»11.

Согласно указанным нормативным актам в качестве видов государственной защиты участников уголовного судопроизводства можно выделить следующие:

1) применение специальных мер безопасности;

2) применение мер правовой защиты;

3) осуществление мер социальной защиты.

Новый УПК РФ впервые закрепил обязанность судебно-следственных органов принимать в пределах своей компетенции меры безопасности в отношении участников судопроизводства, которым угрожают различными противоправными деяниями (ч. 3 ст. 11 УПК РФ)12. Особенностью диспозиции ч. 3 ст. 11 является то, что она адресует правоприменителя к положениям, закрепленным в иных статьях УПК РФ.

Согласно ч. 9 ст. 166 УПК РФ при необходимости в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, данные об их личности не приводятся. В ч. 2 ст. 186 УПК РФ указывается, что при наличии угрозы совершения преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких, контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения. Ч. 8 ст. 193 УПК РФ определяет, что предъявление лица для опознания может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ, если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, допускается закрытое судебное разбирательство. В соответствии с ч. 5 ст. 278 УПК РФ при необходимости обеспечения безопасности свидетеля можно провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, не разглашая его личности.

Общие вопросы уголовной ответственности сотрудников...

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 131613 в Министерстве внутренних дел Российской Федерации образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Управление выполняет функции головного оперативного подразделения в системе МВД России по противодействию преступным посягательствам на жизнь и здоровье лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты.

Однако наблюдается некоторая раздробленность правоохранительных органов, осуществляющих функции обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, отражая ведомственный подход к решению этой сложной проблемы. Подтверждением тому служат нормативные акты, возлагающие обязанности по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства на разные ведомства. В соответствии с п. 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)14 были приняты Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких15 и Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и их близких16, а также Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких17.

Таким образом, вопросы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства затрагивают сферы деятельности многих федеральных органов, поэтому их реализация в полной мере возможна только при консолидации усилий указанных ведомств.

Подводя итог, можно отметить, что в русле общего процесса правовой интеграции, активным участником которого становится Россия, приближение российского законодательства к стандартам международного уголовного правосудия является естественным и необходимым. В российской правовой системе заложены основы для создания института государственной защиты участников уголовного судопроизводства.

Тем не менее существующая система защиты участников уголовного судопроизводства не станет по-настоящему действенной без тщательной доработки. Основным условием создания эффективного института государственной защиты является научная разработка и всестороннее обсуждение основных принципов построения данной системы. Для более эффективного решения проблемы защиты государством участников уголовного судопроизводства необходимо более активно внедрять международные стандарты и механизмы охраны прав и свобод человека, что должно выражаться в имплементации международных норм в российское законодательство. В частности, необходимо регламентировать институт анонимных свидетелей, а также создать единую службу, функцией которой будет осуществление охраны участников уголовного судопроизводства. Нужно налаживать сотрудничество с международными правоохранительными органами в данной сфере. Кроме того, необходимо использовать имеющийся опыт других стран при решении указанной проблемы.

Примечания

1 Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века. Принята на 10-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Вена, 10-17 апреля 2000 г. // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк: ООН, 2007. С. 246-254.

2 Ромодановский К.О. Международные стандарты и принципы организации защиты участников уголовного судопроизводства // Российский следователь. 2005. № 9. С. 10-12.

3 Зайцев О.А. Международно-правовые акты, регулирующие государственную защиту участников уголовного процесса // Социум. Научные труды МАЭП. Вып. 2. М.: МАЭП, 1999. С. 51-73.

4 Томилова Н.С. Принципы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

5 Ильясов Б.Б. Реализация международных принципов и норм в сфере прав человека в российском уголовном судопроизводстве (теория и практика). Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Калининград, 2007.

6 Ягофаров С.М. Международные стандарты по правам человека в сфере российского уголовного судопроизводства. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2005.

7 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 40/34. Принята на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г. // Сборник стан-

Общие вопросы уголовной ответственности сотрудников...

дартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк: ООН, 2007. С. 311-314.

8 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1989/57. Принята на 15-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 24 мая 1989 г. // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк: ООН, 2007. С. 315-318.

9 ФЗ РФ от 20.04.1995. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

10 ФЗ РФ от 20.04.2004. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших,

свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ.

2004. № 34. Ст. 3534.

11 Постановление Правительства РФ от 02.10.2009. № 792 «Об утверждении Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 20092013 годы"» // СЗ РФ. 2009. № 41. Ст. 4778.

12 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4921.

13 Указ Президента РФ от 06.09.2008. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 37. Ст. 4182.

14 Постановление Правительства РФ от 11.11.2005. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» // СЗ РФ.

2005. № 47. Ст. 4933.

15 Приказ МВД РФ от 21.03.2007. № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 47.

16 Приказ ФСБ РФ от 03.02.2009. № 39 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и их близких» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 17.

17 Приказ ФСБ РФ от 25.02.2009. № 72 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.