Научная статья на тему 'ЗАЩИТА, СОХРАНЕНИЕ И ПРЕУМНОЖЕНИЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДОВ'

ЗАЩИТА, СОХРАНЕНИЕ И ПРЕУМНОЖЕНИЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
118
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МИССИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОЕКТЫ / СТАНДАРТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Родионова Наталья Владимировна, Савельев Игорь Игоревич, Бабанов Виктор Николаевич

В статье рассматривается проблема поиска нормативных оснований и инструментов управления устойчивым развитием городов в аспекте их культурного наследия. В качестве таковых рассматриваются глобальная программа ЦУР ООН 30, международные и национальные стандарты, проекты международного сотрудничества, цифровые технологии, сетевые модели управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Родионова Наталья Владимировна, Савельев Игорь Игоревич, Бабанов Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTING, PRESERVING AND EXPRESSING THE WORLD CULTURAL HERITAGE IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE CITY DEVELOPMENT MANAGEMENT

The article deals with the problem of finding regulatory foundations and tools for managing sustainable development of cities in the aspect of their cultural heritage. As such, the global UN SDG 30 program, international and national standards, international cooperation projects, digital technologies, network management models are considered.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА, СОХРАНЕНИЕ И ПРЕУМНОЖЕНИЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДОВ»

DOI 10.47576/2712-7559 2021 5 6 587

УДК 339.924

Родионова Наталья Владимировна,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г Столетовых, г. Владимир, Россия, e-mail: rodionova777@yandex.ru

Савельев Игорь Игоревич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, e-mail: sii-33@mail.ru

Бабанов Виктор Николаевич,

кандидат экономических наук, профессор, Институт управления инвестиционными проектами, ФАУ «РосКапСтрой», г. Москва, Россия, e-mail:bvn@akdgs.ru

В статье рассматривается проблема поиска нормативных оснований и инструментов управления устойчивым развитием городов в аспекте их культурного наследия. В качестве таковых рассматриваются глобальная программа ЦУР ООН 30, международные и национальные стандарты, проекты международного сотрудничества, цифровые технологии, сетевые модели управления.

Ключевые слова: культурное наследие; миссия устойчивого развития города; международное сотрудничество; проекты; стандартные инструменты.

UDC 339.924

Rodionova Natalia Vladimirovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia, e-mail: rodionova777@yandex.ru

Saveliev Igor Igorevich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia, e-mail: sii-33@mail.ru

Babanov Viktor Nikolaevich,

Candidate of Economic Sciences, Professor, Institute of Investment Project Management, FAU "RosKapStroy", Moscow, Russia, e-mail:bvn@akdgs.ru

The article deals with the problem of finding regulatory foundations and tools for managing sustainable development of cities in the aspect of their cultural heritage. As such, the global UN SDG 30 program, international and national standards, international cooperation projects, digital technologies, network management models are considered.

Keywords: cultural heritage; mission of sustainable development of the city; international cooperation; projects; standard tools.

ЗАЩИТА, СОХРАНЕНИЕ И ПРЕУМНОЖЕНИЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДОВ

PROTECTING, PRESERVING AND EXPRESSING THE WORLD CULTURAL HERITAGE IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE CITY DEVELOPMENT MANAGEMENT

Эпоха глобализации, для которой характерны рост урбанизации и цифровая трансформация, открывает новые возможности для сотрудничества и решения всем миром сложных культурных, этических и духовно-нравственных задач. Основные ресурсы для их решения сосредоточены в городах. Интерес представляют города, имеющие ценное

культурное наследие, включая историческое и религиозное. Культурное наследие города - важнейшая составляющая его потенциала и аспект его устойчивости. Сформирована программа исследования проблемы устойчивого развития городов в аспекте их культурного наследия (табл. 1).

Таблица 1 - Программа исследования проблемы устойчивого развития городов в аспекте их культурного наследия

Категория Содержание

Проблема Поиск нормативных оснований и инструментов управления устойчивым развитием городов в аспекте их всемирного культурного наследия

Предмет Глобальная задача: защита, сохранение и преумножение всемирного культурного наследия

Объект Города России и разных стран, которые могли бы согласовать общее видение развития и миссию в контексте всемирного культурного наследия

Цель Обоснование нормативного основания и инструментальной возможности международного сотрудничества городских сообществ разных стран в контексте всемирного культур -ного наследия

Задача Обзор международных и национальных стандартов, регулирующих управление устойчивостью и устойчивым развитием городов, и характеристика стандартного инструментария

Инструментальные средства ЦУР ООН 30, международные и национальные стандарты серии ИСО

Результаты исследования апробированы на международных научно-практических конференциях [16; 17].

Нормативное основание решения проблемы. В глобальной программе устойчивого развития «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (англ. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development), или ЦУР ООН 30, намечена цель 11 - «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов». Для ее достижения согласованы задачи устойчивого развития территорий, среди которых интерес представляет задача 4 -«Активизировать усилия по защите и сохранению всемирного культурного и природного наследия (в этой формулировке напрашивается добавить слово «преумножение», так как каждое поколение несет ответственность перед будущим поколением не только за сохранение культурных и природных богатств, но также и за их преумножение). Эта задача затрагивает интересы каждого человека, поэтому поиски ее решения необходимо вести открыто для всех. Обеспечение условий для открытого решения этой и других задач устойчивого развития городов тоже является

отдельной задачей 3 по цели 11: «Расширить масштабы открытой для всех и экологически устойчивой урбанизации и возможности для комплексного и устойчивого планирования населенных пунктов и управления ими». Вместе обе задачи целесообразно решать в рамках открытого международного сотрудничества в такой важнейшей тематической области как всемирное культурное наследие.

06.07.2017 резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/71/313 утверждены глобальные индикаторы, необходимые для контроля хода решения задач, достижения ЦУР ООН 30 и отношений международного сотрудничества в области устойчивого развития [15]. В марте 2020 г. 51-й сессией Статистической комиссии ООН было одобрено внесение изменений в систему глобальных показателей ЦУР, предложенных в ходе Всеобъемлющего обзора 2020, проведенного МЭГ-ЦУР в 2019 г. [1] В результате данной работы согласованы следующие глобальные индикаторы по рассмотренным задачам:

- по задаче 3 - «доля городов, в которых регулярно и на демократической основе функционируют структуры, обеспечивающие прямое участие гражданского общества в градостроительном планировании и управлении городским хозяйством»;

- по задаче 4 - «общая сумма расходов в расчете на душу населения на цели сохранения и защиты всего культурного и природного населения в разбивке по источникам финансирования (частные, государственные), типу наследия (культурное, природное) и уровню государственной подведомственности (национальный, региональный и местный / муниципальный)».

Очевидно, что городские сообщества из 193 стран мира, поддержавших программу ЦУР ООН 30, заинтересованы в положительной динамике устойчивого развития, оцениваемого по данным индикаторам, а следовательно, мотивированы и к международному сотрудничеству в области «защиты, сохранения и [преумножения] всемирного культурного наследия». Такое сотрудничество позво-

В соответствии с целями и задачами, утвержденными рассмотренным указом Президента Российской Федерации и программой ЦУР ООН 30, разработан комплекс национальных индикаторов ЦУР РФ для управления устойчивым развитием на национальном уровне. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2017 года № 1170-р на Росстат возложены полномочия по координации формирования и представления в международные организации официальной статистической информации по показателям достижения ЦУР. В 2019 и 2020 гг. опубликованы первые статистические ежегодники «Цели устойчивого развития в Российской Федерации», в которых представлены фактические тенденции устойчивого развития в периоде 2010-2019 гг. В этих сборниках фактические данные по решению 3 и 4 задач по цели 11 пока отсутствуют [18].

лит обмениваться идеями, находить общие решения проблем, объединять ресурсы и, наконец, общими усилиями наращивать культурные потенциалы городов и мира в целом.

Российские городские сообщества также заинтересованы в таком сотрудничестве. К этому их побуждает указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [14], в котором утверждены цели и задачи по обеспечению прорывного развития России к 2030 году, не только служащие национальным интересам, но и сопутствующие программе ЦУР ООН 30. Среди этих целей и задач есть те, которые напрямую связаны с глобальной задачей «защиты, сохранения и [преумножения] всемирного культурного наследия» (табл. 2).

Поэтому решение этих задач особо актуально.

Ведется строгий контроль хода выполнения ЦУР РФ и ЦУР ООН. Так, для информационного обеспечения процесса мониторинга ЦУР на национальном уровне в 2017 г. на веб-портале Росстата создан раздел «Цели устойчивого развития» (https://rosstat.gov.ru/ sdg), в котором сообщаются общие сведения о целях устойчивого развития, подробный перечень показателей ЦУР с актуальным статусом их разработки, метаданные по показателям ЦУР, ссылки на полезные ресурсы и документы. Аналогичная информация представлена на английской версии сайта (https://eng.gks.ru/sdg) [18, с. 4].

Мотивация к участию в решении проблемы. Для поиска решений задачи «защиты, сохранения и [преумножения] всемирного культурного наследия» требуются проект-

Таблица 2 - Цели и задачи развития России на период до 2030 года, способствующие устойчивому развитию городов в области «защиты, сохранения и [преумножения] всемирного культурного наследия» [14]

Цель Задача

Возможности для самореализации и развития талантов создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; увеличение числа посещений культурных мероприятий в 3 раза по сравнению с показателем 2019 года

Комфортная и безопасная среда для жизни улучшение качества городской среды в 1,5 раза

Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн.человек

Цифровая трансформация достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе ... государственного управления

ные замыслы, проекты в данной области и ресурсы. В процессы инициации проектов целесообразно вовлекать органы власти, организации культуры, городские сообщества, бизнес, различные общественные организации, волонтеров. Стимулом для их участия является возможность создания и укрепления их социальных и деловых репутаций. В современной системе рыночных отношений деловая репутация воспринимается как конкурентное преимущество, открывающее пути к более рентабельным рынкам, престижным карьерам, общественному признанию. Кроме того, на интересы участников влияют внутренние мотивы, такие как потребности в поиске смысла жизни, благотворительности, саморазвитии и др.

Стимулирующую роль играют международный стандарт ISO 26000:2010 - Guidance on social responsibility и национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 26000-2012 - Руководство по социальной ответственности. Они устанавливают взаимосвязи корпоративной социальной ответственности с деловой репутацией организации и устойчивым развитием. В этих стандартах определены предметные области (темы), в которых оцениваются и регулируются с помощью рейтингов уровни деловых репутаций организаций, в частности есть тема «Участие в жизни сообществ и их развитие». Она охватывает такие проблемные области, как «участие в жизни сообществ, образование и культура, создание занятости и развитие навыков, развитие технологий и доступ к ним, создание благосостояния и дохода, здоровье; социальные инвестиции» [10]. Предложены инструменты решения данных проблем - модель сквозной интеграции и проекты корпоративной социальной ответственности (КСО).

Следовательно, стороны, заинтересованные в защите, сохранении и преумножении всемирного культурного наследия, имеют адекватные стимулы и мотивы для участия в решении такой задачи.

Инструментальные возможности для решения проблемы. В решении задачи целесообразно использовать успешные практики создания глобально-стандартизированных информационных систем управления, например, «умными городами». Опыт можно адаптировать для построения систем управления устойчивым развитием городов с другой со-

циальной миссией, связанной с всемирным культурным наследием.

В решении глобальных задач целесообразно использовать стандарты. Так, для формирования моделей управления устойчивостью и систем управления устойчивым развитием городов используют инструменты, предложенные в международных стандартах серии ISO 37100 [9; 11; 13], а также в соответствующих им национальных стандартах ГОСТ РФ [2-7]. Эти стандарты активно разрабатываются и корректируются в последние три года. Они:

- определяют цели устойчивого развития городских сообществ, такие как: привлекательность, сохранение и оздоровление окружающей среды, адаптивность, ответственное использование ресурсов, сплоченность общества, благосостояние; и соответствующие им задачи;

- помогают конструировать на основе PDCA-модели системы управления устойчивым развитием в сообществах [12] и административно-территориальных образований (АТО) [13], адекватные для взаимодействия с другими системами управления, включая системы менеджмента организаций [9];

- предлагают контексты систем управления, которые помогут сообществам декларировать свои интересы, развивать свои цели, согласовывать философию развития (видение и миссию), находить проектные замыслы и необходимые для их реализации ресурсы и т.п., а также способы создания та -ких контекстов. Например, в системе управления устойчивым развитием АТО в тематике контекстов обозначена тема «Культура и идентичность АТО». Но стандарт отнюдь не предусматривает форматирование культуры под универсальные идеалы и ценности, а, напротив, декларирует, что «культура и идентичность АТО играют важную роль с точки зрения сохранения местной самобытности и образа жизни, включая нематериальные активы, такие как практический опыт, ноу-хау, языки, духовность и обычаи, при поощрении и даже стимулировании развития культурного наследия и традиций» [13, п. 4.6.5];

- дают руководящие указания по созданию структуры параметров и индикаторов, позволяющих сообществам стать более устойчивыми;

- формулируют требования к основным и дополнительным индикаторам устойчивого развития сообществ соответственно статусу города и предлагают показатели качества го -родских услуг, качества жизни и профильные показатели;

- предлагают методы составления набора индикаторов для контроля хода устойчивого развития и измерения достижений в сообществах, а также для оценки эффективности го -родских услуг и качества жизни;

- инструктируют, как обеспечивать руководство в целях:

1) увеличения вклада сообществ в устойчивое развитие;

2) содействия разумности и адаптивности в сообществах с учетом их территориальных границ;

3) оценивания результатов деятельности сообществ по продвижению к устойчивому развитию [4; 7].

Заметим, что предлагаемые в стандартах индикаторы устойчивости городов дифференцированы по статусам городов, сферам городских услуг, качеству жизни городских сообществ, коммунальным инфраструктурам и др. Например, разработаны и утверждены специальные международные стандарты для «умных», «интеллектуальных» и «жизне -стойких (адаптивных)» городов [3; 5; 6].

Заинтересованные сообщества стран заявили о потребности в международном стандарте «Устойчивое развитие малых и средних городов». Этот стандарт пока не принят. В разработке его проекта в технических комитетах ТК 268 «Устойчивое развитие городов и поселений» и ТК 465 «Строительство» Международной организации по стандартизации (ISO) принимают участие АО «Русатом Инфраструктурные решения» и Минстрой России. АО «Русатом Инфраструктурные решения» имеет опыт внедрения единой информационной системы «Умный город», которая позволяет эффективно управлять городской инфраструктурой. Организация создала также информационные системы для управления развитием малых и средних городов. Минстрой России имеет опыт разработки и реализации дорожных карт «Умный город» и «Цифровое строительство», а также формирования систем управления городскими ресурсами, охватывающих все стороны жизни. По мнению экспертов этих

организаций, разрабатываемый «стандарт «Устойчивое развитие малых и средних городов» позволит этим населенным пунктам взаимодействовать посредством внедрения глобально-стандартизированных, сопоставимых данных, получать информацию о функционировании других городов, эффективно улучшать качество жизни своих граждан и планировать будущее с учетом показателей устойчивого развития» [8].

Таким образом, международные и соответствующие им национальные стандарты предлагают инструменты управления, необходимые для развития систем сотрудничества в области защиты, сохранения и преумножения всемирного культурного наследия городов.

Кроме того, цифровая трансформация экономики существенно расширяет горизонты территориального пространства и инструментальные возможности для решения рассматриваемой задачи.

Интернет и гаджеты практически выработали навыки социальной коммуникации, которые можно использовать в системах сотрудничества народов всего мира. Можно легко преобразовать навыки социальной коммуникации в умения деловой коммуникации, что важно для инициации идей и совместной деятельности в разработке и реализации проектов КСО.

Выводы. Участие органов власти, учреждений культуры, городских сообществ, бизнеса, различных общественных организаций, волонтеров, заинтересованных в управлении устойчивым развитием городов в области всемирного культурного наследия, является легитимной сферой деятельности во всем мире в рамках программы ЦУР ООН 30 и международных стандартов, а также возможной в условиях цифровой трансформации экономики. Международные проекты КСО в области защиты, сохранения и преумножения всемирного культурного наследия могут служить стартовой площадкой при соз -дании системы управления устойчивым развитием городов мира, их эффективным интегратором и общественным регулятором, так как могут идентифицировать и декларировать публике интересы разных социальных групп, расширять круг сотрудничающих лиц, развивать мотивацию их активной проектной деятельности, генерировать идеи по реше-

нию общих проблем, находить и объединять их ресурсы, вести контроль хода устойчивого развития в интересах всех участвующих в этом сообществ и лиц.

Список литературы

1. Доклад Межучрежденческой и экспертной группы по показателям достижения целей в области устойчивого развития // 51-я сессия Статистической комиссии Экономического и социального Совета ООН от 03-06.03.2020. - URL: https://unstats.un.org/unsd/ statcom/51st-session/documents/2020-2-SDG-IAEG-R. pdf (дата обращения: 10.06.2021).

2. Международный стандарт ISO 37105:2019 -Sustainable cities and communities -Descriptive framework for cities and communities (Устойчивое развитие городов и сообществ. Описательная схема для городов и сообществ). - URL: https://docs.cntd.ru/ document/564366501(дата обращения: 15.06.2021).

3. Международный стандарт ISO 37106:2018 -Sustainable cities and communities - Guidance on establishing smart city operating models for sustainable communities (Устойчивое развитие городов и сообществ. Руководство по разработке операционных моделей умного города для устойчивого развития сообществ). - URL: https://docs.cntd.ru/document/550967673 (дата обращения: 15.06.2021).

4. Международный стандарт ISO 37120:2018 -Sustainable cities and communities - Indicators for city services and quality of life (национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 37120-2020 - Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни). - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200174970 (дата обращения: 15.06.2021).

5. Международный стандарт ISO 37122-2019 -Sustainable cities and communities - Indicators for smart cities (Устойчивые города и сообщества. Индикаторы для интеллектуальных городов). - URL: https:// docs.cntd.ru/document/554587351 (дата обращения: 15.06.2021).

6. Международный стандарт ISO 37123:2019 -Sustainable cities and communities - Indicators for resilient cities (Устойчивое развитие городов и сообществ. Показатели для жизнестойких (адаптивных) городов). - URL: https://webstore.ansi.org/standards/bsi/ bsiso371232019 (дата обращения: 15.06.2021).

7. Международный стандарт ISO /TS 37151:2015 -Smart community infrastructures - Principles and requirements for performance metrics (Интеллектуальные коммунальные инфраструктуры. Принципы и требования к системе рабочих показателей). - URL: https://docs.cntd.ru/document/431816264 (дата обращения: 15.06.2021).

8. Международный стандарт «Устойчивое развитие малых и средних городов» будет разработан в России вместе с экспертами ISO. 29.10.2018 // Национальные проекты России «Жилье и городская среда». - URL: http://www.minstroyrf.ru/press/mezhdunarodnyy-standart-ustoychivoe-razvitie-malykh-i-srednikh-gorodov-budet-razrabotan-v-rossii-vme/ (дата обращения: 06.06.2021).

9. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 90042019 - Менеджмент качества. Качество организации: Руководство по достижению устойчивого успеха орга-

низации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200167117 (дата обращения: 26.06.2021).

10. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 260002012 - Руководство по социальной ответственности. -URL: http://docs.cntd.ru/document/1200097847 (дата обращения: 16.06.2021).

11. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 37100-2018 - Устойчивое развитие и адаптивность сообществ: словарь. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200160098 (дата обращения: 14.06.2021).

12. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 371012018 - Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200160099 (дата обращения: 15.06.2021).

13. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56548-2015/IS0/DIS/37101 - Устойчивое развитие административно-территориальных образований. Системы менеджмента. Общие принципы и требования. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200124250 (дата обращения: 15.06.2021).

14. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474. - URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/45726 (дата обращения: 05.06.2021).

15. Работа Статистической комиссии, связанная с деятельностью по осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: Резолюция, принятая на 71 сессии Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/71/313 от 6 июля 2017 года. -URL: https://ggim.un.org/documents/A_Res_71_313_r.pdf (дата обращения: 13.06.2021).

16. Родионова, Н.В. Парадигма устойчивого развития как этический контекст стратегии цифровой трансформации экономики / Н.В. Родионова // Пятый международный экономический симпозиум - 2021: ма -териалы международных научных конференций / [редколлегия: О.Л. Маргания, С.А. Белозеров и др.]. -Санкт-Петербург, 2021. - С. 526-531.

17. Родионова, Н.В. Система индикаторов устойчивости городских сообществ / Н.В. Родионова // Формирование экономической устойчивости региональных социально-экономических систем / [редкол.: Н.Н. Ползунова и др.] - Владимир: Атлас, 2021. - 320 с. - С. 175-182.

18. Цели устойчивого развития в Российской Федерации. 2020: Краткий статистический сборник / Рос-стат - Москва, 2020. - 79 с. - URL: https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/ERqpLbXV.pdf (дата обращения: 02.06.2021).

References

1. Doklad Mezhuchrezhdencheskoj i e'kspertnoj gruppy' po pokazatelyam dostizheniya celej v oblasti ustojchivogo razvitiya. 51-ya sessiya Statisticheskoj komissii E'konomicheskogo i social'nogo Soveta OON ot 03-06.03.2020. URL: https://unstats.un.org/unsd/ statcom/51st-session/documents/2020-2-SDG-IAEG-R. pdf (data obrashheniya: 10.06.2021).

2. Mezh dun arodny'j standart ISO 37105:2019 Sustainable cities and communities - Descriptive framework for cities and communities (Ustojchivoe razvitie gorodov i soobshhestv. Opisatel'naya sxema dlya gorodov i soobshhestv). URL: https://docs.cntd.ru/ document/564366501(data obrashheniya: 15.06.2021).

3. Mezh dunaro dny'j standart ISO 37106:2018 Sustainable cities and communities Guidance on establishing smart city operating models for sustainable communities (Ustojchivoe razvitie gorodov i soobshhestv. Rukovodstvo po razrabotke operacionny'x modelej umnogo goroda dlya ustojchivogo razvitiya soobshhestv). URL: https://docs.cntd.ru/document/550967673 (data obrashheniya: 15.06.2021).

4. Mezh dunaro dny'j standart ISO 37120:2018 Sustainable cities and communities - Indicators for city services and quality of life (nacional'nyj standart RF GOST R ISO 37120-2020 Ustojchivoe razvitie soobshhestva. Pokazateligorodskixuslugikachestvazhizni). URL: https:// docs.cntd.ru/document/1200174970 (data obrashheniya: 15.06.2021).

5. Mezhdunarodny'j standart ISO 37122-2019 Sustainable cities and communities Indicators for smart cities (Ustojchivy'e goroda i soobshhestva. Indikatory dlya intellektual'ny'x gorodov). URL: https://docs.cntd.ru/ document/554587351 (data obrashheniya: 15.06.2021).

6. Mezhdunarodny'j standart ISO 37123:2019 Sustainable cities and communities Indicators for resilient cities (Ustojchivoe razvitie gorodov i soobshhestv. Pokazateli dlya zhiznestojkix (adaptivny'x) gorodov). URL: https://webstore.ansi.org/standards/bsi/bsiso371232019 (data obrashheniya: 15.06.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Mezhdunarodny'j standart ISO /TS 37151:2015 Smart community infrastructures - Principles and requirements for performance metrics (Intellektual'ny'e kommunal'ny'e infrastruktury'. Principy' i trebovaniya k sisteme rabochix pokazatelej). URL: https://docs.cntd.ru/ document/431816264 (data obrashheniya: 15.06.2021).

8. Mezhdunarodny'j standart «Ustojchivoe razvitie maly'x i srednix gorodov» budet razrabotan v Rossii vmeste s e'kspertami ISO. 29.10.2018. Nacional'ny'e proekty Rossii «Zhil'e i gorodskaya sreda». URL: http:// www.minstroyrf.ru/press/mezhdunarodnyy-standart-ustoychivoe-razvitie-malykh-i-srednikh-gorodov-budet-razrabotan-v-rossii-vme/ (data obrashheniya: 06.06.2021).

9. Nacional'ny'j standart RF GOST R ISO 90042019 Menedzhment kachestva. Kachestvo organizacii: Rukovodstvo po dostizheniyu ustojchivogo uspexa organizacii. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200167117 (data obrashheniya: 26.06.2021).

10. Nacional'ny'j standart RF GOST R ISO 26000-2012 Rukovodstvo po social'noj otvetstvennosti. URL: http:// docs.cntd.ru/document/1200097847 (data obrashheniya: 16.06.2021).

11. Nacional'ny'j standart RF GOST R ISO 37100-2018 Ustojchivoe razvitie i adaptivnost' soobshhestv: slovar. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200160098 (data obrashheniya: 14.06.2021).

12. Nacional'ny'j standart RF GOST R ISO 371012018 Ustojchivoe razvitie v soobshhestvax. Sistema menedzhmenta. Obshhie principy' i trebovaniya. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200160099 (data obrashheniya: 15.06.2021).

13. Nacional'ny'j standart RF GOST R 56548-2015/ ISO/DIS/37101 Ustojchivoe razvitie administrativno-territorial'ny'x obrazovanij. Sistemy' menedzhmenta. Obshhie principy' i trebovaniya. URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200124250 (data obrashheniya: 15.06.2021).

14. O nacional'ny'x celyax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 № 474. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (data obrashheniya: 05.06.2021).

15. Rabota Statisticheskoj komissii, svyazannaya s deyatel'nost'yu po osushhestvleniyu Povestki dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda: Rezolyuciya, prinyataya na 71 sessii General'noj Assamblei OON № A/RES/71/313 ot 6 iyulya 2017 goda. URL: https://ggim.un.org/documents/A_Res_71_313_r.pdf (data obrashheniya: 13.06.2021).

16. Rodionova, N.V. Paradigma ustojchivogo razvitiya kak e'ticheskij kontekst strategii cifrovoj transformacii e'konomiki. Pyaty'j mezhdunarodny'j e'konomicheskij simpozium 2021: materialy mezhdunarodnyx nauchnyx konferencij/[redkollegiya: O.L. Marganiya, S.A. Belozerov i dr.]. Sankt-Peterburg, 2021. S. 526-531.

17. Rodionova, N.V. Sistema indikatorov ustojchivosti gorodskix soobshhestv. Formirovanie e'konomicheskoj ustojchivosti regional'ny'x social'no-e'konomicheskix sistem/[redkol.: N.N. Polzunova i dr.] Vladimir: Atlas, 2021. 320 s. S. 175-182.

18. Celi ustojchivogo razvitiya v Rossijskoj Federacii. 2020: Kratkij statisticheskij sbornik / Rosstat Moskva, 2020. 79 s. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ ERqpLbXV.pdf (data obrashheniya: 02.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.