Научная статья на тему 'Защита права на неприкосновенность частной жизни органами прокуратуры'

Защита права на неприкосновенность частной жизни органами прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
426
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРОКУРАТУРЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ / НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ / THE LEGAL ACTS OF THE PROSECUTOR'S OFFICE / PROSECUTION / THE RIGHT TO PRIVACY / LIMITATIONS OF RIGHTS / SUPERVISION OF LEGALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жетписов Серик Кожанович

Рассматриваются вопросы защиты права на неприкосновенность частной жизни органами прокуратуры в Республике Казахстан, путём принятия актов прокурорского реагирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protecting the right to privacy of prosecution bodies

The article deals with the protection of the right to privacy, prosecutors in the Republic of Kazakhstan, through acts of prosecutorial response.

Текст научной работы на тему «Защита права на неприкосновенность частной жизни органами прокуратуры»

УДК 347.9(574)

ЗАЩИТА ПРАВА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ

PROTECTING THE RIGHT TO PRIVACY OF PROSECUTION BODIES

С.К. ЖЕТПИСОВ (S.K. ZHETPISOV)

Рассматриваются вопросы защиты права на неприкосновенность частной жизни органами прокуратуры в Республике Казахстан, путём принятия актов прокурорского реагирования.

Ключевые слова: прокуратура, право на неприкосновенность частной жизни, правовые акты прокуратуры, ограничения прав, надзор за законностью.

The article deals with the protection of the right to privacy, prosecutors in the Republic of Kazakhstan, through acts of prosecutorial response.

Key words: prosecution, the right to privacy, the legal acts of the prosecutor's office, limitations of rights, supervision of legality.

В структуре механизма государства особое место занимает прокуратура. Ст. 83 Конституции Республики Казахстан закрепляет: «Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование» [1].

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 г. до 2020 г. подчёркивается, что «ядром правоохранительной системы страны являются органы прокуратуры. Необходимо повышать эффективность надзорной деятельности прокуратуры как основной её функции. В дальнейшем совершенствовании нуждаются про-

© Жетписов С.К., 2011

цессуальные основы деятельности органов прокуратуры. Следует и далее повышать эффективность координирующей функции органов прокуратуры по отношению к правоохранительной деятельности, в том числе посредством соответствующей правовой регламентации этой функции» [2].

Конституция РК оставила открытым вопрос о месте прокуратуры в системе органов власти. Как представляется, решение вопроса о месте прокуратуры в системе государственно-правовых институтов вытекает из общей концепции механизма казахстанской государственности, закреплённой в Конституции 1995 г., лежащих в её основе принципов разделения властей. Разделение властей в государственном механизме Казахстана не означает понимание прокуратуры как самостоятельной ветви власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной, однако нельзя думать, что принцип разделения властей не оставляет места для самостоятельной надзорной роли прокурорской системы. В современных условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы сдержек и противовесов. Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили.

Существуют разные точки зрения относительно функций и назначения прокуратуры. Выскажем собственное мнение относительно такого проблемного вопроса, как возвращение прокуратуре следственных функций. На наш взгляд, прокуратуре необходимо вернуть функции следствия по наиболее важным и опасным уголовным преступлениям, а также по делам сотрудников правоохранительных органов. В то же время отметим, что прокуратура не должна быть внесудебным органом, все конфликты с законодательством должны решаться только через суд. Полагаем, что в условиях широко распространённого правового нигилизма и низкого уровня правовой культуры населения роль прокурорского надзора должна возрастать. Сегодня прокуратура остаётся практически безальтернативным органом, способным реально противостоять негативным процессам, развивающимся на правовом поле. Необходимость прокуратуры в этом качестве обусловлена не только достаточными полномочиями, опытом быстрого и эффективного реагирования на нарушения законности, приобретенным за многие годы, но и безвозмездным характером осуществляемой защиты прав граждан. Главное - ни одна из структур законодательной, исполнительной либо судебной власти заменить прокуратуру в сфере надзора не может.

Конституция Казахстана закрепила право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, в том числе право на тайну телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и порядке, прямо установленных законом.

Очертить границы рассматриваемого права практически невозможно. Граница между частной жизнью и жизнью, имеющей публичный характер, достаточно условна, и это налагает на законодателя и правоприменителя дополнительную ответственность по её защите.

Согласно действующему законодательству действует ряд ограничений права на неприкосновенность частной жизни. Ограничения, налагаемые на человека, при осуществлении им своих прав и свобод, в любом демократическом государстве, объективно необходимы и обусловлены в основном вопро-

сами обеспечения общественной морали и здоровья населения, общественного порядка и безопасности общества и государства, обеспечения свободной реализации своих прав и свобод другими лицами, пресечения злоупотреблений своими правами и т. д.

Цели ограничений определены и в Конституции РК. Это - защита конституционного строя, охрана общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Ограничение будет легитимным, если оно устанавливается законом, т. е. в законе определены условия, основания, при которых, в соответствии с определённой процедурой, государственный орган имеет возможность произвести действия, ограничивающие реализацию права.

Большинство статей Конституции РК, закрепляющих демократические права и свободы, содержат положения, устанавливающие возможность тех или иных ограничений в процессе их реализации. Своего рода ограничением является и законодательное установление условий и порядка реализации прав и свобод.

В силу этих и других обстоятельств Конституция РК в ст. 39 устанавливает возможность, основания и условия ограничения прав и свобод человека и гражданина. Они могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности и здоровья населения, прав и свобод других лиц, охраны общественного порядка.

Следовательно, ограничения прав и свобод сами по себе не могут быть произвольными и перечень оснований их ограничений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Часть 1 ст. 39 Конституции РК содержит перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению, - это права и свободы, предусмотренные ст. 15 (право на жизнь), ст. 17 (достоинство личности), а также другие. Статья 39 предусматривает возможность ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения законом с указанием пределов срока их действия.

Ограничение прав и свобод граждан в демократическом государстве всегда сбалансировано возможностью обжалования в судебном порядке оснований и соразмерности таких ограничений.

Способ формулирования допустимости вмешательства чётко указывает, что оно должно быть целесообразным и продуманным. Соразмерность вмешательства (вследствие деятельности либо законодательной, либо исполнительной власти) в сферу прав граждан - это общепризнанный принцип оценки правильности действий, свойственной только правовому государству.

Именно за соблюдением этой соразмерности должна осуществлять надзор прокуратура путём принятия правовых актов. Правовые акты органов прокуратуры - это официальные предписания, основанные на законе, принятые органами прокуратуры в порядке одностороннего волеизъявления и в пределах своей компетенции с соблюдением установленной процедуры и формы, влекущие за собой определённые юридические последствия. Эти акты принимаются при осуществлении надзора за точным и единообразным применением законов, указов Президента Респуб-

лики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, а также при принятии мер по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывании законов и других правовых актов, противоречащих Конституции и законам республики, при представлении интересов государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом при осуществлении уголовного преследования.

1. Конституция Республики Казахстан 1995 г. -Алматы, 2007. - 44 с.

2. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 гг. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г. № 858 // Казахстанская правда. - 2009. - 28 августа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.