Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
DOI 10.47643/1815-1337_2022_7_80 УДК: 351.741.078:342.72-053.6(470)
ЗАЩИТА ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ PROTECTION OF THE RIGHTS, FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS OF MINORS IN THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
ХАБИБОВА Луиза Дантесовна,
заместитель начальника кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России. 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: niluda77@inbox.ru;
KHABIBOVA Luiza Dantesovna,
Deputy Head of the Department of Administrative and Legal Disciplines Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: niluda77@inbox.ru
Краткая аннотация: Актуальность исследования заключается в том, что вопросы защиты прав несовершеннолетних являются одним из приоритетных направлений деятельности для нашего государства. В статье проанализированы нормативно-правовые акты регламентирующие вопросы защиты прав и свобод и интересов несовершеннолетних. Рассмотрено участие органов внутренних дел в обеспечении защиты конституционных прав и свобод несовершеннолетних лиц на территории Российской Федерации. Дана краткая характеристика деятельности подразделений по делам несовершеннолетних.
Abstract: The relevance of the study lies in the fact that the protection of the rights of minors is one of the priority areas of activity for our state. The article analyzes the normative legal acts regulating the protection of the rights, freedoms and interests of minors. The participation of internal affairs bodies in ensuring the protection of the constitutional rights and freedoms of minors in the territory of the Russian Federation is considered. A brief description of the activities of the juvenile affairs units is given.
Ключевые слова: право, свобода, защита, гарантия, профилактика. Keywords: law, freedom, protection, guarantee, prevention.
Статья поступила в редакцию: 05.06.2022
Защита прав, свобод и интересов несовершеннолетних в России всегда относилась к числу актуальных проблем. Одним из первым и основным международно-правовым документом и основным документов обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка является Конвенция о правах ребёнка, принятый в 1989 году и состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека до достижения им 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. 16 августа 1990 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, взяв на себя обязанность привести, согласно документу, национальное законодательство. Для осуществления поставленной задачи государство создало Комиссию по координации работы, касательно исполнения Конвенции, сформированы и утверждены Национальный план в интересах детей.
Об актуальности темы исследования говорят и статистические данные. Так, за 2021 году в России несовершеннолетними или при их участии было совершено более 35 тысяч преступлений, а также более 200 тысяч административных правонарушений. Необходимо также отметить, что в 2021 году индивидуальная профилактическая работа осуществлялась в отношении более чем 400 тысяч несовершеннолетних в Российской Федерации [1].
Наше государство в области защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних сейчас нацеливается на решение задач, которые касаются профилактики детской безнадзорности и беспризорности, алкоголизма и наркомании, профилактики преступности детей, предотвращения опасности.
Нормативное регулирование по обеспечению и защите права несовершеннолетних основывается на конституционных положениях. Так, в статье 38 Конституции РФ закрепляется, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства, кроме того в статье 67.1 Конституции РФ отмечается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России [2]. Поскольку несовершеннолетние представляют особенную категорию граждан, к ним применяются свои правила и нормы, правовые положения как в административном, так и в трудовом и уголовном праве.
В мире есть несколько моделей ювенальной юстиции, они достаточно оптимальны и полезны в ходе защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Вообще проблема создания ювенальной юстиции в нашей стране возникла в 1991 году. Тогда же с указом Президента России, который установил главные цели государственной социальной политики по совершенствованию положения несовершеннолетних. В способы по совершенствованию правовой защиты детей были вовлечены мероприятия по образованию ювенальной юстиции, а также специализированных систем судов согласно несовершеннолетним и их семьям.
Проблемами дел несовершеннолетних также занимается Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Примером выступает Положение Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности
Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
и наказания несовершеннолетних» [3]. В таком положении Пленум дает объяснения касательно специальной подготовки судейского корпуса.
В настоящее время наша политика активно занимается делами несовершеннолетних и потому был создан документ, содержащий Стратегию развития воспитания в РФ до 2025 года [4]. Он представляет собой полноценный правовой нормативный документ, выдвигающий определённые задачи и цели. Так, наиболее важной целью является обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также гарантия доступности всех ресурсов системы образования, культуры и спорта. В правовую основу представленной системы входят комплексы судебной и правовой защиты не только детей, но и их семей. Итогом работы данной Стратегии становятся различные постановления, которые, согласно нашему мнению, помогут усовершенствовать работу по воспитанию и обучению несовершеннолетних. Так, задачами Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года становятся: образование благоприятного климата в семье; уменьшение степени неблагоприятных социальных ситуаций; увеличение общественного авторитета и статуса педагогов; уменьшение степени антиобщественных явлений касательно несовершеннолетних.
Одним из органов государственной власти, призванным обеспечивать и защищать права несовершеннолетних, является МВД России. Значение внутренних органов в защите прав, свобод и законных интересов изучается различными политологами, социологами и исследователями. Например, в работе Н. С. Шемаховой исследована роль внутренних органов в решении следующих проблем: обеспечение прав несовершеннолетних правонарушителей; нахождение и предупреждение явлений жестокого обращения с детьми; борьба с беспризорностью и безнадзорностью; подростковая наркомания и алкоголизм.
Среди системы федеральных законов, которые регламентируют деятельность подразделений полиции, важное место отводится федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [5]. Нельзя забывать и о базовом нормативном правовом акте, который регламентирует непосредственную деятельность органов внутренних дел - федеральный закон «О полиции» [6].
Одним из важнейших направлений деятельности органов внутренних дел является предупреждение преступности и безнадзорности детей, пресечение их преступлений и правонарушений. Также в функции внутренних органов входит наблюдение и пресечение детей, занимающихся бродяжничеством. Основным подразделением органов внутренних дел, который занимается данными вопросами является подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Подразделение по делам несовершеннолетних играет ключевую роль в системе законодательства. Так, данное подразделение занимается проблемами предупреждения и профилактики правонарушений, а также гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Представители данного подразделения организуют различные мероприятия по профилактике правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальные профилактические мероприятия не только с несовершеннолетними, но с близким их окружением: родителями, законными представителями. Это происходит при условии, что близкое окружение не выполняет своих законных обязанностей или негативно воздействует на поведение и состояние ребенка, применяют к нему насилие. Однако, не только данные органы компетентны в таких вопросах, зачастую они сотрудничают с комиссиями по делам несовершеннолетних.
Функции деятельности органов внутренних дел носят огромное значение в механизме соблюдения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Так, в них входят: нахождение родителей или законных представителей несовершеннолетних, какие не выполняют необходимым образом свои обязанности по обучению, воспитанию и развитию несовершеннолетних; нахождение граждан, какие завлекают несовершеннолетних для совершения преступления или иных действий, противоречащих закону.
Роль представителей органов внутренних дел в настоящее время достаточно велика. Они вносят свои предложения и взгляды в структуру нашего законодательства касательно использования мер к несовершеннолетним. Такие меры безусловно предусмотрены законодательством нашего государства, а также законодательством субъектов России. В работу представителей внутренних дел входит рассмотрение любого сообщения или заявления о неисполнении или о неблагоприятном исполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних или должностных лиц обязанностей по обучению, воспитанию и содержанию детей.
Цели задачи представителей органов внутренних дел велики и сложны. Так, их главная задача - это нахождение и исключение причин и обстоятельств, какие способствуют возникновению несовершеннолетними антиобщественных деяний и административных нарушений. Помимо этого, представители органов внутренних дел вносят предложения в специальные органы и организации об исключении таковых причин. Существенным находится в деятельности представителей подразделений по работе с несовершеннолетними касательно защиты их прав, свобод и интересов, решение проблемы о нацеленности их в особые воспитательные организации, куда согласно с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» могут попасть несовершеннолетние, требующие особенных условий обучения, воспитания и содержания, а также особого педагогического подхода [7]. В категорию входят несовершеннолетние от 11 до 18 лет.
В современное время решение проблемы защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних стоит непосредственно перед законодательством нашей страны. Чем больше наше государство проявляет заботу о защите представленных прав, образуют эффективные условия развития личности детей, тем наиболее благоприятно проходят процессы образования и воспитания молодого поколения.
В России правовое положение несовершеннолетних сложное и не всегда понятное. Родители или законные представители часто нарушают права детей. Это можно объяснить тем, что в нашей стране нет единого федерального законодательства по правам несовершеннолетних, какие были бы призваны заменить те законы, акты и нормативы в существенной степени, а также способствовали бы облегчению контроля за соблюдением прав, свобод и интересов несовершеннолетних.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 7(211)
Потому существенную роль в механизме защиты прав, свобод и законных интересов играют внутренние органов власти. Так, любой ребёнок может обратиться с сообщением или заявлением о нарушении своих прав и интересов. Сотрудники полиции обязаны взять во внимание заявление в каком-либо оно виде не было, так как права и интересы несовершеннолетних должны защищаться органами внутренних дел, их значение и роль заключается в помощи еще только развевающемуся молодому поколению. На них возложена огромная ответственность за защиту детей.
Библиогра фия:
1. Состояние преступности в России за январь-декабрь 20221 года. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Главное Управление правовой статистики и информационных технологий. [Электронный ресурс]. URL://http://crimestat.ru/analytics
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020г.№1-ФКЗ [Электронный ресурс]. URL://http://www.pravo.gov.ru.
3. Постановление Пленума Верховного Суда от 01.02.2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (ред. от 02.04.2013 г.) // Российская газета. - 2011.
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. - 2015.
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федер. Закон Рос. Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 мая 1999 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 июня 1999 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - №26,ст.3177.
6. О полиции: Федер. закон Рос. Федерации от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 28 января 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 02 февраля 2011 г. / Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - №7,ст.900.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. / Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - №53,ст.7598.
References:
1. The state of crime in Russia in January-December 20221. The Prosecutor General's Office of the Russian Federation. The Main Department of Legal Statistics and Information Technologies. [electronic resource]. URL://http://crimestat.ru/analytics
2. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993, taking into account the amendments made by the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 No. 1 -FKZ [Electronic resource]. URL://http://www.pravo.gov.ru.
3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of 01.02.2011 No. 1 "On judicial practice of the application of legislation regulating the specifics of criminal responsibility and punishment of minors" (ed. of 02.04.2013) // Rossiyskaya Gazeta. - 2011.
4. Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.05.2015 No. 996-r "On approval of the Strategy for the Development of education in the Russian Federation for the period up to 2025" // Rossiyskaya Gazeta. - 2015.
5. On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency: Feder. The Law Grew. Federation of June 24, 1999 No. 120-FZ: adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federation May 21, 1999: approved. Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation on June 9, 1999 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. - 1999. - No. 26, article 3177.
6. About the police: Feder. the law grew. Federation dated February 07, 2011 No. 3-FZ: adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federation January 28, 2011: approved. Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation 02 February 2011 / Sobr. legislation of the Russian Federation. Federation. - 2011. - No. 7, art.900.
7. On education in the Russian Federation: Feder. The Law Grew. Federation of 29.12.2012 No. 273-FZ: adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federation December 21, 2012: approved. Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation on December 26, 2012 / Sobr. legislation of the Russian Federation. Federation. - 2012. - No. 53, article 7598.