Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, СОВЕРШАЮЩИХ ОНЛАЙН-ПОКУПКИ'

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, СОВЕРШАЮЩИХ ОНЛАЙН-ПОКУПКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
441
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ТОВАР / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОДАЖУ ТОВАРОВ / МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ОНЛАЙН-ПОКУПКА / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филонова Софья Игоревна

В статье рассматриваются механизмы защиты прав потребителей при онлайн-покупки в сети Интернет. Существует ряд проблем правого регулирования продажи и покупки товаров через интернет, такие как проблема идентификации пользователей, проблема информационных посредников. Предложен ряд мер для устранения пробелов в законодательстве в позиции защиты прав потребителей в сети Интернет - объединение общих правил рынка электронного товара-оборота, а также закрепление гарантий для потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF THE RIGHTS OF CONSUMERS MAKING ONLINE PURCHASES

The article discusses the mechanisms of consumer protection during online purchases on the Internet. There are a number of problems of legal regulation of the sale and purchase of goods via the Internet, such as the problem of user identification, the problem of information intermediaries. A number of measures are proposed to eliminate gaps in legislation in the position of consumer protection on the Internet - the unification of the general rules of the electronic goods market-tur№ver, as well as the consolidation of guarantees for consumers. Keywords: protection of rights, consumer, product, responsibility for the sale of goods, consumer protection mechanism, online purchase, retail on the Internet.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, СОВЕРШАЮЩИХ ОНЛАЙН-ПОКУПКИ»

Защита прав потребителей, совершающих онлайн-покупки Protection of the rights of consumers making online purchases

Филонова Софья Игоревна

Студент 4 курса Факультет

Челябинский государственный университет

Челябинск

e-mail: sofya_filonova.03@mail.ru

Filonova Sofya Igorevna

Student 4 term Faculty of Chelyabinsk State University Chelyabinsk e-mail: sofya_filonova.03@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются механизмы защиты прав потребителей при онлайн-покупки в сети Интернет. Существует ряд проблем правого регулирования продажи и покупки товаров через интернет, такие как проблема идентификации пользователей, проблема информационных посредников. Предложен ряд мер для устранения пробелов в законодательстве в позиции защиты прав потребителей в сети Интернет - объединение общих правил рынка электронного товара-оборота, а также закрепление гарантий для потребителей.

Annotation.

The article discusses the mechanisms of consumer protection during online purchases on the Internet. There are a number of problems of legal regulation of the sale and purchase of goods via the Internet, such as the problem of user identification, the problem of information intermediaries. A number of measures are proposed to eliminate gaps in legislation in the position of consumer protection on the Internet - the unification of the general rules of the electronic goods market-tur№ver, as well as the consolidation of guarantees for consumers. Keywords: protection of rights, consumer, product, responsibility for the sale of goods, consumer protection mechanism, online purchase, retail on the Internet.

Ключевые слова: защита прав, потребитель, товар, ответственность за продажу товаров, механизм защиты потребителей, онлайн-покупка, розничная торговля в Интернете.

Key words: protection of rights, consumer, product, responsibility for the sale of goods, consumer protection mechanism, online purchase, retail on the Internet.

Актуальность темы защиты прав потребителей в Интернете заключается в том, что российское законодательство в области исследований недостаточно развито и не обеспечивает достаточной защиты потребителей и покупателей, например, законодательство европейских стран или Соединенных Штатов. В стране ощущается серьезная нехватка механизмов, которые в полной мере позволяют использовать Интернет для управления отношениями, возникающими при осуществлении торговли товарами. Эти отношения различны по составу и характеру. Этот вопрос все еще находится в тени и не получил того внимания, которого он заслуживает со стороны законодателей.

Реализация положений действующего закона об общественных отношениях требует системы правовых источников, соответствующих особым требованиям. Так, к числу основных правовых источников, нормы которых регулируют отношения при осуществлении дистанционной торговли, могут быть отнесены Гражданский кодекс РФ (ст. 497 ГК РФ [2]), Закон РФ «О защите прав потребителей» [3], ФЗ «О рекламе» [4], Закон РФ «О средствах массовой информации» [5], ФЗ «Об электронной подписи» [6] и постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими

свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [1].

В современной юридической литературе мы можем наблюдать, как некоторые авторы обратили внимание на основные проблемы правового надзора за оборотом товаров в интернет-пространстве. Наиболее важной и актуальной в настоящее время проблемой правового надзора за оборотом товаров в киберпространстве является проблема идентификации пользователей. Проблема заключается в особенностях составления договоров в электронном виде. Кроме того, особым моментом этой проблемы являются электронные подписи и защита пользовательских данных, в связи с внесением изменений в ФЗ «О персональных данных» [7] предписывается хранить и обрабатывать персональные данные граждан РФ только на территории РФ, что зачастую является основным камнем преткновения при покупке товаров из-за рубежа.

Во-вторых, не менее важным вопросом является вопрос информационного посредничества. При выборе товара в интернет-магазине вам следует обратить внимание на предоставленную продавцом информацию о товаре и условиях покупки. Кроме того, владельцы большинства веб-сайтов в Интернете не являются владельцами серверов, а только пользователями. Для размещения веб-сайтов на сервере они обращаются к услугам ИТ-специалистов, которые, в свою очередь, могут получить доступ к специальным настройкам. Поэтому при удаленном выборе товара покупатель может получить неверную и не относящуюся к делу информацию о самом товаре, его спецификациях и характеристиках.

Дистанционная торговля - это разновидность розничной торговли. Исходя из этого, правоотношения схожи и делятся на две категории:

1. Отношения потребителей. Потребители и предприниматели (производители, продавцы товаров) взаимодействуют вместе.

2. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности происходит между органами местного самоуправления и предпринимателями в процессе государственного управления предпринимательской сферой. Эти действия направлены на обеспечение и защиту национальных и общественных интересов. Следует отметить, что в удаленных отношениях предпринимательская деятельность является систематической.

Для того чтобы полностью понять природу взаимодействия вышеупомянутых субъектов, важно знать, какие объекты фигурируют в этих отношениях. Статистика, собранная о покупках россиян в Интернете, показывает, количество россиян, совершивших хотя бы одну онлайн-покупку в 2021 году, выросло с 59,8 млн до 64,8 млн человек (8,3% прироста). Наиболее активными онлайн-покупателями являются молодые люди в возрасте 18-24 лет: количество покупателей в этой возрастной группе увеличилось на 20% в годовом исчислении. Женщины совершают покупки в Интернете несколько чаще, чем мужчины (52,5 % против 47,5 %). Более 35 % покупок совершают жители, проживающие в населенных пунктах с населением менее 100 тысяч человек. Самая активная группа онлайн-покупателей (почти 25 %) зарабатывает менее 20 тысяч рублей в месяц.

Примерно 45 % опрошенных интернет-пользователей заявили, что в 2021 году они стали чаще покупать товары онлайн. Еще 8,4 % респондентов заявили, что впервые в этом году разместили заказ онлайн [8].

Есть много товаров, которые исключены из оборота в Интернете. Эти товары не разрешены к удаленной продаже в соответствии с законодательством, а именно: наркотические средства, оружие и все лекарства, биологически активные добавки, потому что их можно продавать только в Интернете. Это следует из положений Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [9], Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [10], Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» [11],

Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» [12], а также в ряде других специальных законодательных актов.

Субъекты в этой сфере, поскольку они являются участниками гражданского оборота, совершают повторяющиеся сделки - они приобретают конкретные товары в розницу, и эта сделка осуществляется в юридической форме договора купли-продажи. Именно этот тип сделки используется в этих правоотношениях, поскольку экономическая цель подписания договора купли-продажи для обеих сторон состоит в том, чтобы "получить право собственности на деньги для продавца и право собственности на товар для покупателя" [13].

Согласно статье 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, можно указать, что основным правовым основанием для заключения договора купли-продажи является то, что покупатель непосредственно знаком с образцами, описаниями, характеристиками и основными спецификациями товара путем просмотра каталогов, брошюр, изображений и других знакомых товаров. Эти методы исключают фактическое восприятие товара в момент заключения договора. Восприятие товара. Можно сделать вывод, что главной особенностью такого рода сделок является отсутствие прямого контакта между продавцом и покупателем, поэтому покупатель непосредственно понимает товар.

При подписании такого контракта возрастает риск получения некачественного товара, поэтому вам необходимо его контролировать. В судебной практике уже есть прецеденты, когда товар не соответствует описанию, поэтому продавец нарушил статью 497 ГК РФ.

Кроме того, при рассмотрении правоприменительной практики Роспотребнадзор указал, что часто нарушают дистанционные методы продажи товаров, то есть не соблюдает пункты 8, 9 и 32 "Правил дистанционных методов продажи товаров". Другими словами, в большинстве случаев отсутствует информация об условиях возврата потребителем. Во время доставки покупателя не уведомляют о местонахождении и состоянии товара, а продавец умалчивает о полном названии бренда.

Статья 493 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договоры розничной купли-продажи считаются заключенными с момента выдачи покупателю квитанции об оплате, но для дистанционного заключения договоров этот способ не является приоритетным, поэтому к таким сделкам необходимо применять определенные исключения. Однако в настоящее время страна не предложила никаких исключений из действующего законодательства.

Для заключения договора купли-продажи (с использованием такого договора в этом отношении) необходимо выполнить два условия:

1. Оферта должна быть направлена и оформлена продавцом надлежащим образом (содержит информацию о товаре и т.д.).

2. Предложение, должно быть акцептовано покупателем и направлен заказ.

С момента получения продавцом заказа договор официально считается заключенным.

С развитием технического прогресса, то есть с развитием сферы интернет-торговли, возникает угроза обеспечению прав потребителей, совершающих онлайн-покупки. Законодатели установили широкие права для покупателей, поскольку они находятся в более нестабильном положении, что делает этот вид сделок более безопасным. Ответственность за нарушения в сфере дистанционной торговли товарами наступает с момента причинения какого-либо ущерба общественным отношениям гражданского оборота. Другими словами, сам ущерб мог быть причинен сторонам, участвующим в сделке, которые стали жертвами обмана и намеренно ввели в заблуждение цель каких-либо деловых интересов.

Обратите внимание на масштабы совершенного преступления. Лица, совершающие противоправные действия, могут быть привлечены к административной, гражданской или уголовной ответственности. В рамках

выявления и пресечения преступной деятельности Роспотребнадзор широко применяет меры административной ответственности.

Основной целью гражданской ответственности является обеспечение восстановления имущественных прав нарушенного лица путем возмещения причиненного ему ущерба за счет причинно-следственной связи.

В выводах нашего исследования на эту тему мы можем сказать, что существуют пробелы в законодательстве, особенно в правовом надзоре за торговлей в Интернете, поскольку существуют вопросы защиты прав потребителей.

Исходя из этого, следует уделить внимание уточнению и устранению законодательных пробелов в позиции защиты прав потребителей Интернета.

Для устранения проблемы, предлагаем:

1. Провести комплексный анализ и систематизацию законодательных пробелов в области дистанционной продажи товаров, с тем чтобы объединить общие правила электронного товарного рынка-оборота.

2. Осуществить на практике закрепление гарантий для пользователей, совершающих покупки посредством сети Интернет на законодательном уровне.

За ложную информацию о характеристиках товара установить ответственность для информационных посредников, которые регистрируют и распространяют эту информацию в Интернете.

Внести конкретный перечень обязательной минимальной информации, необходимой для заключения электронных договоров. Существует обязательство предоставлять информацию об определенных характеристиках электронных контрактов, особенно обязательство предоставлять информацию посредникам. Ввести на законодательном уровне требования к регистрации лиц, которые продают или покупают товары в Интернете.

Список используемой литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 22.08.2021, с изм. от 08.07.2021) // СПС КонсультантПлюс.

3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» // СПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.

5. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // СПС КонсультантПлюс.

6. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ (последняя редакция)// СПС КонсультантПлюс.

7. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.

8. Глинкин А. В России в 2021 году выросло число онлайн-покупателей. Skillbox Media/ Бизнес. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://skiUbox.ru/media/business/v-rossii-v-2021-godu-vyroslo-chislo-onlaynpokupateley/ (дата обращения: 19.10.2021 г.).

9. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»// СПС КонсультантПлюс.

10. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (с изм. на 2.07.2021) // СПС КонсультантПлюс.

11. Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.

12. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 № 41-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.

13. Фролов И.В. Правовое регулирование дистанционной торговли товарами и услугами, в том числе связанными с объектами авторских и смежных прав: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 166 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.