Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА'

ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опека / попечительство / защита прав детей / представительство интересов несовершеннолетних / права ребёнка / Конституция Российской Федерации / защита законных интересов несовершеннолетних граждан / обязанности родителей / органы опеки и попечительства / профессионализм / ответственность / guardianship / guardianship / protection of children's rights / representation of the interests of minors / children's rights / the Constitution of the Russian Federation / protection of the legitimate interests of minors / duties of parents / guardianship and guardianship authorities / professionalism / responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Неверов Алексей Яковлевич, Шабурова Кристина Олеговна

Данная статья посвящена исследованию вопроса защиты прав и интересов детей в российской Федерации. Авторами рассмотрены вопросы нормативного регулирования реализации своих полномочий назначаемыми опекунами, а также органами опеки и попечительства. На основе материалов судебной практики и статистических данных, материале осуществлен проведен анализ функционирования системы органов опеки и попечительства, на которую возложены функции содействия ребенку в защите его прав, рассмотрены актуальные проблемы в данной области, поднят вопрос профессиональных компетенций органов опеки и попечительства. Предложены научные рекомендации по оптимизации административной деятельности рассматриваемых органов и увеличению степени их государственно-властных и исполнительно-распорядительных полномочий в современный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS BY GUARDIANSHIP AND GUARDIANSHIP AUTHORITIES

This article is devoted to the study of the protection of the rights and interests of children in the Russian Federation. The authors considered the issues of regulatory regulation of the exercise of their powers by appointed guardians, as well as guardianship and guardianship authorities. Based on the materials of judicial practice and statistical data, the analysis of the functioning of the system of guardianship and guardianship bodies, which is entrusted with the functions of assisting a child in protecting his rights, is carried out, topical problems in this area are considered, the issue of professional competencies of guardianship and guardianship bodies is raised. Scientific recommendations are proposed for optimizing the administrative activities of the bodies under consideration and increasing the degree of their state-governmental and executive-administrative powers in the modern period.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА»

УДК 342.4

ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Неверов Алексей Яковлевич

Кандидат юридических наук, доцент, Курганский государственный университет

Шабурова Кристина Олеговна,

Магистрант, Курганский государственный университет

Данная статья посвящена исследованию вопроса защиты прав и интересов детей в российской Федерации. Авторами рассмотрены вопросы нормативного регулирования реализации своих полномочий назначаемыми опекунами, а также органами опеки и попечительства. На основе материалов судебной практики и статистических данных, материале осуществлен проведен анализ функционирования системы органов опеки и попечительства, на которую возложены функции содействия ребенку в защите его прав, рассмотрены актуальные проблемы в данной области, поднят вопрос профессиональных компетенций органов опеки и попечительства. Предложены научные рекомендации по оптимизации административной деятельности рассматриваемых органов и увеличению степени их государственно-властных и исполнительно-распорядительных полномочий в современный период.

Ключевые слова: опека, попечительство, защита прав детей, представительство интересов несовершеннолетних, права ребёнка, Конституция Российской Федерации, защита законных интересов несовершеннолетних граждан, обязанности родителей, органы опеки и попечительства, профессионализм, ответственность

Одной из важнейших поправок, внесенных в текст Конституции Российской Федерации, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года стала норма закрепляющая, что «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России» [5]. Таким образом, можно утверждать, что обеспечение безопасности и благополучия детей является одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации.

Особое внимание уделяется социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы осуществления опеки и попечительства. С этой целью принимаются различные государственные меры по охране интересов этой группы детей, а также обеспечению прав российских граждан в сфере усыновления (удочерения], опеки и попечительства над детьми, а также поощрения приемных семей.

Социально-экономическая защита детей - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и благоприятных условий для проживания. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и воспитываться в любящей семье.

В нашей стране опыт осуществления политики защиты детства длительное время формировался, в основном, на государственном уровне. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают федеральные целевые программы защиты прав и интересов детей, охраны детства и реализовывают мероприятия по созданию необходимых правовых, экономических и социальных условий для реализации данных программ.

В силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в интересах детей дополнительные гарантии распространяются на реализацию прав в следующих

областях и сферах жизнедеятельности: образование, здоровье, жилье и жилищно-коммунальные услуги [9].

Для детей-сирот предусмотрены следующие виды государственной помощи:

- единовременная компенсационная выплата по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, при прекращении попечительства;

- ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами;

- социальная пенсия детям в возрасте до 18 лет и лицам старше 18 лет, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше, чем до достижения ими 23 лет, оба родителя которых неизвестны или умерли, а также детям умершей одинокой матери и другим категориям детей. Осиротевшие дети, родители которых известны, имеют также право на фиксированную выплату к страховой пенсии по случаю потери кормильца;

- ежемесячная компенсационная выплата отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей - несовершеннолетним детям, не имеющим права на какой-либо вид пенсионного обеспечения и алименты [9].

Согласно Конституции Российской Федерации (п. 4 ст. 671), дети-сироты и дети, оставшиеся без родителей, имеют такие же права, что и другие граждане РФ [5].

Эффективное предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей невозможно без активного участия в их разрешении органов опеки и попечительства [10].

На территории Российской Федерации основным федеральным органом, который организовывает работу по социальной защите населения, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. На региональном -министерства, департаменты по социальной политике или социальной защите населения. На муниципальном - департаменты, управления, комитеты. Все эти органы осуществляют свои функции в области социальной защиты населения в зависимости от выделенных им полномочий.

Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя:

- в первую очередь - самого ребенка, нуждающегося в социальной защите;

- государство с его социальными функциями по защите данной категории граждан, в том числе государственные органы и службы;

- законодательство РФ в области социальной защиты и реализации дополнительных гарантий [9].

В Российской Федерации функционирует система государственных органов, обеспечивающих безопасность сирот и детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. К этой системе относят органы опеки, попечительства и комиссии по вопросам несовершеннолетних [6, с. 171].

И несмотря на широкий диапазон правового регулирования в области защиты прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в современной России, имеется довольно немало проблем которые требуют своевременного выявления и разрешения [2, с. 18].

Так, одной из практических проблем в области опеки и попечительства, на которую хотелось бы обратить особое внимание, является упрощенные требования к лицу, желающему стать временным опекуном [4, с. 123].

У опекунов, которые назначены тому или иному лицу, есть в целом достаточно широкие права и обязанности, исключение из которых является право распоряжением имуществом подопечного. Однако некоторые опекуны, злоупотребляя своими правами, не обеспечивают надлежащее состояние своему подопечному. Более того одна из ключевых функций для опекуна, содержащаяся в действиях, направленных исключительно в интересах подопечного, остается невыполненной. Интересы подопечного в данном случае уходят на второй план или совершенно остаются «за пределами действий».

Единого мнения о том, является ли упрощенные требования к лицу положительными или отрицательными аспектами предварительной опеки в правовой литературе не представлено. На наш взгляд, упрощенные требования к личности опекуна, могут привести на практике к принятию органами опеки опрометчивых решений, которые могут привести к опасным ситуациям.

Так халатность при выборе опекуна часто приводит к жестокому обращению к детям со стороны попечителей. Если обратимся к статистике, то можно выделить следующие данные: «В 2015 году было выявлено 1975 родителей и опекунов, жестоко обращающихся с детьми, в 2016 году - 1779, в 2018 году - 1410, а в 2019 году - 1405». Справедливости ради отметим, что с каждым годом показатели улучшались [8].

Тем самым сделаем вывод, чем тщательней будет отбор претендентов на роль опекунов и попечителей, тем меньше будет жестокого обращения с детьми. Для этого люди, кто хотят взять под опеку детей, должны проходить строгую подготовку, о чем уже говорилось выше.

Еще одной проблемой, в деле обеспечения прав несовершеннолетних, является организация деятельности органов опеки и попечительства. Проблемой, по мнению ряда исследователей, является отсутствие единого подхода к подготовке специалистов, работающих с семьями и детьми-сиротами [7, с. 28-29].

Низкий уровень подготовки некоторых работников и их профессиональная некомпетентность в некоторых случаях приводят к чрезвычайно опасным ситуациям.

Как показывает судебная практика, таких случаев, к сожалению, не так мало. Так, например, 12 декабря 2022 года в городскую больницу города Саратова, был доставлен мальчик со множественными ножевыми ранениями. По предварительным данным, по подозрению в покушении на убийство ребенка задержана его 29-летняя мать, которая одна воспитывала сына и, в момент совершения таких шокирующих действий в отношении собственного ребенка, находилась в состоянии алкогольного опьянения [8].

Аналогичный случай произошел в феврале 2022 года в деревне Тимирязева Качугского района Иркутской области. В результате умышленного поджога, мучительной смертью погибли двое детей 1 года и 4-х лет. Еще один ребенок (5-месячный] и мать детей госпитализированы с ожогами. Задержан 28-летний сожитель, который подозревается в совершении этих злодеяний. По официальной версии следствия, мужчина, на почве ревности, находясь в состоянии алкогольного опьянения, облил легковоспламеняющейся жидкостью свою сожительницу и детей, после чего совершил поджог [8].

В обоих случаях семьи стояли на учете в органах опеки и попечительства как неблагополучных, но вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей сотрудниками данных органов, трагедии избежать не удалось.

Данные ситуации в основном происходят из-за слабой налаженности работы органов опеки и попечительства, также из-за халатности сотрудников, а также из за отсутствия должного образования у специалистов.

14 февраля 2022 года состоялись парламентские слушания, посвященные данной теме, в ходе которых, заместитель Председателя Государственной Думы А. Кузнецова, озвучила данные, в которых отметила, что в органах опеки и попечительства по всей стране работают около 12 тыс. человек, из которых только часть имеет высшее образование (юристы, психологи, педагоги, социальные работники], остальные только среднее-профессиональное. По мнению парламентария, сотрудники органов опеки и попечительства, должны проходить специальную кадровую подготовку, переподготовку и повышения квалификации, с учетом возрастающих требований к указанной деятельности на современном этапе [1].

А. Кузнецова отметила, что: «В плане мероприятий Десятилетия детства к 2027 году поставлена задача организовать систематическое повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства в регионах. Предлагаю идти дальше: специалистов по работе с семьей нужно готовить целенаправленно, возможно с вузовской скамьи [1].

В заключение хотелось бы отметить, что опека всегда была востребованной в любых сообществах и с момента их возникновения. Опека как средство замещения

родителей была одинаковой на всех этапах исторического развития России. Различие заключалось в правовом статусе органов управления, которые были наделены полномочиями по управлению семьей.

Необходимость опеки и попечительства вытекает из потребности государства в том, чтобы все граждане осуществляли свои права (система общих обязывающих правил поведения]. когда дело доходит до людей, которые частично или полностью недееспособны, то они в полной мере не осознают и не дают отчета своим действиям. По этой причине государство заинтересовано в создании особого субъекта по отношению к гражданам в лице опекунов и попечительниц как законных представителей своих подопечных.

Список использованных источников

1. «Анна Кузнецова обозначила направления совершенствования деятельности органов опеки и попечительства» // https://er-gosduma.ru/ (дата обращения: 01.11.2023].

2. Белоусова О.И. Актуальные проблемы института опеки и попечительства // Наука через призму времени. 2021. № 3 (48]. С. 18-20.

3. В РФ за пять лет на треть сократилось число фактов жестокого обращения с детьми в семьях // https://tass.ru/obschestvo/ (дата обращения: 01.11.2023].

4. Гришина А.М. Актуальные проблемы опеки и попечительства в Российской Федерации // Современные проблемы права глазами молодых ученых: Сборник трудов конференции. Арзамас, 2019. С. 122-124.

5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 01 июля 2020 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 4. Ст. 32.

6. Ретенко, К. С. Органы опеки и попечительства как участники института опеки и попечительства / К. С. Ретенко. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2019 . № 52 (290). С. 171-174.

7. Смирнова С.Б., Алексеева Е.Н. Актуальные проблемы института опеки и попечительства в РФ // Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия сборник статей по материалам XXXVI международной научно-практической конференции. 2020. С. 27-31.

8. Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) https://sudact.ru/ (дата обращения: 01.11.2023].

9. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018] «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. №52. Ст. 5880

10. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018] «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. №17. Ст. 1755.

PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS BY GUARDIANSHIP AND GUARDIANSHIP AUTHORITIES

Neverov A. Y., Shaburova K. O.

Annotation. This article is devoted to the study of the protection of the rights and interests of children in the Russian Federation. The authors considered the issues of regulatory regulation of the exercise of their powers by appointed guardians, as well as guardianship and guardianship authorities. Based on the materials of judicial practice and statistical data, the analysis of the functioning of the system of guardianship and guardianship bodies, which is entrusted with the functions of assisting a child in protecting his rights, is carried out, topical problems in this area are considered, the issue of professional competencies of guardianship and guardianship bodies is raised. Scientific recommendations are proposed for optimizing the

administrative activities of the bodies under consideration and increasing the degree of their state-governmental and executive-administrative powers in the modern period.

Keywords: guardianship, guardianship, protection of children's rights, representation of the interests of minors, children's rights, the Constitution of the Russian Federation, protection of the legitimate interests of minors, duties of parents, guardianship and guardianship authorities, professionalism, responsibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.