Уголовный процесс
ЗАЩИТА ПРАВ ЛИЦ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ ИЛИ ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ГАЛИМОВ Эмиль Раисович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса юридического факультета Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». E-mail: E.R.Galimov@strbsu.ru;
СУФЯНОВА Юлия Зарифовна,
магистрант юридического факультета
Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». E-mail: yu001l@yandex.ru.
Краткая аннотация: В представленной работе авторы рассматривают законодательные нововведения в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы РФ, внесенные Федеральным законом от 27.12.2018 N 533-Ф3 "О внесении изменений в ст. 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Дается характеристика и оценка новых изменений в УПК РФ, направленных на защиту прав лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Авторами обосновывается необходимость соблюдения комплексного подхода при решении проблем привлечения к уголовной ответственности предпринимателей.
Abstract: In the presented work, the authors consider legislative innovations in the Criminal Procedure and Criminal Codes of the Russian Federation, introduced by Federal Law of 27.12.2018 N 533-Ф3 "On Amendments to Articles 76.1 and 145.1 of the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation". The characteristics and assessment of new changes in the Code of Criminal Procedure are aimed at protecting the rights of persons suspected or accused of committing crimes in the sphere of entrepreneurial activity. Justification of the need to comply with the requirements of an integrated approach when solving the problems of bringing to criminal responsibility of entrepreneurs.
Ключевые слова: Уголовное дело, уголовный процесс, возбуждение уголовного дела, необоснованное уголовное преследование, предпринимательская деятельность, экономическая деятельность.
Keywords: Criminal case, criminal procedure, initiation of a criminal case, unjustified criminal prosecution, entrepreneurial activity, economic activity.
Государственная экономическая политика Российской Федерации ориентирована на создание и поддержание благоприятного делового климата для субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности.
В нашей стране установлены правовые и организационные основы предпринимательской и иной экономической деятельности. Гарантией реализации данных основ выступает Конституция РФ, которая в ст. 8, 34, 35 закрепляет единство экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1].
В целях создания надлежащей защиты субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности законодателем были также предусмотрены дополнительные материально-правовые и процессуальные гарантии обеспечения прав и законных интересов предпринимателей, особый организационно-правовой механизм привлечения указанных лиц к уголовной ответственности. Данный механизм должен снизить возможность использования уголовного преследования в качестве средства давления на бизнес - сообщество и решения споров хозяйствующих субъектов, тем самым ограждая их от необоснованного привлечения к уголовной ответственности за неисполнение ими договорных обязательств в тех случаях, когда оно обусловлено обычными рисками предпринимательской деятельности [2].
Несмотря на действующие гарантии и механизм защиты предпринимателей, как следует из послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 20.02.2019 г., до сих пор остаются актуальными вопросы по устранению барьеров и снятию инфраструктурных и иных ограничений, сдержи-
вающих свободу и инициативу предпринимательства^].
Бизнес-сообщество также отмечает наличие проблем в законодательстве и правоприменительной деятельности при привлечении к уголовной ответственности предпринимателей, что подрывает доверие бизнеса к органам власти. И с каждым годом доля не доверяющих лиц растет: в 2017 г. составила 45%, в 2018 г. - 51,5%, а в 2019 - 66,7%. Доля респондентов, считающих, что российские законы не гарантируют защиту бизнеса от необоснованного уголовного преследования, почти не изменилась: в 2018 году - 70,5%, в 2019 - 70,7%. Интересен тот факт, что почти половина уголовных дел, возбуждённых в отношении предпринимателей, прекращается, не доходя до суда. Основными причинами этого, по мнению экспертов (адвокатов, прокуроров, правозащитников, ученых-юристов), являются: ошибки и низкий профессионализм следователей (55,2%), необоснованное (безосновательное) возбуждение уголовных дел (47%); уголовные дела используются как способ давления на предпринимателей и устранения конкурентов (39,8%); процессуальные нарушения (30,9%); уголовное дело используется для создания переговорной позиции и как инструмент получения доказательств и информации в корпоративных и хозяйственных спорах (27,6%) и другие основания (16%). Об этом говорят данные опроса по 37 регионам России, проведенного Федеральной службой охраны для Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова[4].
Сам же бизнес-омбудсмен, представляя главе государства В.В. Путину ежегодный доклад о положении дел с правами человека в области предпринимательской деятельности в 2019 г., констатировал, что в этой сфере пока еще достаточно много проблем, и прежде всего они касаются уголовного пре-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 9(177)
следования бизнеса. В качестве мер по улучшению положения предпринимателей в уголовной сфере Б.Ю. Титов предложил пересмотреть такую меру пресечения, как заключение под стражу, и применять ее реже, стараться чаще использовать залог, возможно, даже в качестве первой меры пресечения [5].
Учитывая все указанные выше объективные обстоятельства и принимая во внимание очевидную пользу предпринимательской деятельности для экономики государства и в целом для общества, весьма актуальным является вопрос о повышении уровня правовой защищенности предпринимателей.
Последние изменения по защите прав бизнес-сообщества в сфере уголовного преследования по преступлениям, связанным с предпринимательской деятельностью, были внесены Федеральным законом от 27.12.2018 N 533-ФЗ [6]. В ст. 164 Уголовно-процессуального кодекса РФ введена ч. 4.1, не допускающая при производстве следственных действий необоснованного применения мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе необоснованного изъятия электронных носителей информации, за исключением случаев, предусмотренных частью первой ст. 164.1 УПК РФ. Данные меры применимы при производстве по уголовным делам о мошенничестве, в том числе в сфере кредитования или с использованием электронных средств платежа, о мошенничестве в сфере страхования, в сфере компьютерной информации; о присвоении или растрате; о причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; о незаконном предпринимательстве; о незаконном образовании (создании, реорганизации) юридического лица; об ограничении конкуренции; о незаконном получении и разглашении сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну; о неправомерных действиях при банкротстве и других преступлениях, если они совершены в сфере предпринимательской деятельности (ч. 4.1. ст.164 УПК РФ)[7].
Новая ст. 164.1 УПК РФ регламентирует особые правила изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий. Законодатель установил недопустимость изъятия электронных носителей информации по уголовным делам, указанным в ч. 4.1. ст. 164 УПК РФ, за исключением случаев, когда: вынесено постановление о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей информации; изъятие производится на основании судебного решения; на электронных носителях информации содержится информация, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо которая может быть использована для совершения новых преступлений, либо копирование которой, по заявлению специалиста, может повлечь за собой ее утрату или изменение [7].
К новеллам УПК РФ и УК РФ, положительно сказы-
вающимся на деятельности бизнес-сообщества, можно отнести расширение перечня составов преступлений [8], по которым возможно прекратить уголовное дело в связи с возмещением ущерба, причинённого гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислением в бюджет денежного взыскания (ст. 76.1 УК РФ и 28.1 УПК РФ); увеличение составов преступлений по предпринимательской или иной экономической деятельности, которые отнесены к делам частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК РФ), и запрет заключения под стражу при расследовании злоупотребления полномочиями в сфере предпринимательской деятельности (ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ).
По делам о преступлениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, указанных в ч. 2 ст. 76.1 УК РФ, совершенных группой лиц, несущих солидарную ответственность за ущерб, причиненный совместными преступными действиями, суд прекращает уголовное преследование в отношении всех соучастников преступления, если все требования ч. 2 ст. 76.1 УК РФ о возмещении ущерба и иных выплатах выполнены в полном объеме хотя бы одним из них [2]. При этом законодатель, увеличивая количество уголовных дел частно-публичного обвинения, выделил из их числа те преступления по предпринимательской или иной экономической деятельности, которые к част-но-публич-ным не могут быть отнесены ввиду того, что преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество. Во всех остальных случаях уголовные дела об этих преступлениях являются делами частно-публичного обвинения и возбуждаются по заявлению потерпевшего.
Если в совершении указанных преступлений подозревается руководитель коммерческой организации, уголовное дело может быть возбуждено по заявлению органа управления организации, в компетенцию которого в соответствии с уставом входит избрание, назначение руководителя и (или) прекращение его полномочий (например, совета директоров), либо лица, уполномоченного этим органом обратиться с таким заявлением [2].
Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица о преступлении в сфере предпринимательской деятельности принимается дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа только на основании сведений, полученных в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ. В связи с этим необходимо проверять законность и обоснованность процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проведенных в ходе проверки сообщения о преступлении, обращая особое внимание на действия и мероприятия, связанные с ограничением имущественных и иных
Уголовный процесс
прав и свобод предпринимателей и лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, при назначении документальных проверок и ревизий, получении образцов для сравнительного исследования, истребовании или изъятии документов и предметов, включая электронные носители информации [2]. Все эти действия, в том числе проведение всех необходимых экспертиз, могут стать причиной затягивания следственных действий, основанием продления срока содержания под стражей предпринимателя. На практике это приводит к тому, что средняя продолжительность расследования уголовных дел в сфере предпринимательской деятельности составляет более года [4]. В итоге, на одного предпринимателя, бизнес которого разваливается в связи с возбужденным уголовным делом, в среднем приходится более 100 сотрудников, потерявших работу. Это становится серьёзной проблемой для экономики [3]. В случае выявления нарушений закона, влекущих признание полученных доказательств недопустимыми, суд оценивает достаточность данных, указывающих на признаки преступления, без учета результатов таких действий и мероприятий.
Основными направлениями работы по усовершенствованию механизмов защиты прав лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности, должны стать:
1) пересмотр оснований и порядка продления срока содержания под стражей предпринимателей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности, с целью устранить тенденции затягивания расследований таких дел;
2) пересмотр мер пресечения, применяемых к представителям бизнес-сообщества, в виде запрета определенных действий, залога, с более частым или даже первостепенным их применением по сравнению с заключением под стражу. Согласно данным опроса ФСО, мера пресечения в виде заключения под стражу избрана в отношении каждого второго обратившегося по вопросам уголовного преследования в адрес Уполномоченного по правам предпринимателей [4];
3) уточнение квалифицирующих признаков и критериев определения группы лиц по предварительному сговору, поскольку иногда к такой группе относят сотрудников той или иной организации, компании только по факту совместной работы. А это влечёт за собой более строгую меру пресечения на
этапе следствия и более тяжёлое наказание позднее. Также необходимо пересмотреть практику дополнительного вменения ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)» по уголовным делам об экономических преступлениях, когда признаки сообщества обусловлены обычной деятельностью организации;
4) определение исключительности случаев, в которых выносятся решения об изъятии или о запрете пользоваться имуществом, используемым для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг при осуществлении предпринимательской деятельности;
5) создание специальной цифровой платформы, с помощью которой предприниматели смогут сделать публичной информацию о давлении на бизнес. Для руководителей правоохранительных органов данная платформа должна стать подспорьем для оперативного, объективного получения необходимой информации от бизнес-сообщества для рассмотрения их вопроса по существу и принятия соответствующих решений. Разработка нормативно-правовой базы и проектов технологических решений Правительством РФ совместно с бизнес-сообществом с одной стороны, и подготовка регламента работы с обращениями предпринимателей с чёткими сроками их рассмотрения со стороны МВД РФ, ФСБ РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ позволит запустить работу цифровой платформы. Инициатива о создании такой платформы получила одобрение Президента РФ;
6) продолжить реализацию государственной политики, национальных планов с целью улучшения делового климата и качества национальной юрисдикции, в том числе пересмотр правовой базы контрольно-надзорной деятельности с прекращением действия устаревших нормативных актов.
Полагаем, что соблюдение комплексного подхода для защиты прав лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности, позволит существенно снизить и исключить возможность оказания давления на бизнес-сообщество; способствует усовершенствованию имеющихся правовых, организационных и институциональных механизмов защиты предпринимателей; послужит стимулированию законной предпринимательской деятельности, основанной на принципах юридического равенства и добросовестности сторон, свободы договора и конкуренции.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2016 N 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности" // Российская газета, N 266, 24.11.2016.
3. Послание Президента Федеральному Собранию // Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 13.05.2019).
4. Результаты опроса ФСО России «Мнение экспертов о защите прав предпринимателей» // Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/28/05/2019/5cebe7939a794754023bf449 (дата обращения: 28.05.2019).
5. Встреча с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым // Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60583 (дата обращения: 28.05.2019).
6. Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ "О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // Российская газета, N 295, 29.12.2018.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Росс. газ., N 249, 22.12.2001 (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019 // Росс. газ., N 72, 03.04.2019).
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ, 1996, N 25, ст. 2954 (ред. от 23.04.2019 // Российская газета, N 92, 25.04.2019).