Правовые основы статуса субъектов предпринимательской деятельности в уголовно-процессуальном законодательстве
Карханина Анастасия Андреевна,
аспирант кафедры уголовного процесса,
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы правовых основ статуса субъектов предпринимательской деятельности в уголовно-процессуальном законодательстве России. Отмечается, что уголовно-процессуальное право России, призванное достигать и разрешать ряд целей и задач, имеет, прежде всего, правозащитную сущность и сконструировано таким образом, что среди всех участников выделены особые категории субъектов, требующие дополнительных прав и гарантий их реализации, ввиду ряда признаков. В числе подобных особых участников уголовного судопроизводства, требующих особого подхода, называются субъекты предпринимательской деятельности. Связано это с тем, что предпринимательская деятельность является важнейшей составляющей экономики страны, а лица ее осуществляющие нуждаются со стороны государства во всяческой поддержке и защите от незаконного уголовного преследования. Автор заключает, что в УПК РФ не дано законодательного определения термину «субъект предпринимательской деятельности», отсутствует целостный, единый и системный подход к закреплению особенностей производства в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: уголовный процесс, уголовно-процессуальное право, участники уголовного судопроизводства, процессуальный статус, права, гарантии прав, субъекты предпринимательской деятельности, уголовное преследование.
Уголовно-процессуальное право России, призванное достигать и разрешать ряд целей и задач, имеет, прежде всего, правозащитную сущность. Выражается она в центральном положении, закрепленном в ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [1] (далее - УПК РФ), о том, что уголовное судопроизводство предназначено для защиты как потерпевших от преступлений, так защиты лиц от незаконного и необоснованного уголовного преследования, что, в свою очередь, требует от законодателя системного выстраивания остальных уголовно-процессуальных норм, которые создавали бы надежный заслон от нарушения прав участников уголовного процесса.
Безусловно, с учетом принципа равенства всех перед законом и запрета дискриминации по тем или иным свойствам, требуется защита всех участников уголовного судопроизводства и лиц, в том или ином качестве вовлеченных в уголовный процесс. Однако уголовно-процессуальное право сконструировано таким образом, что среди всех участников выделены особые категории субъектов, требующие дополнительных прав и гарантий их реализации, ввиду ряда признаков.
К таким признакам можно отнести возраст лица, вовлекаемого в уголовно-процессуальные правоотношения. К примеру, когда речь идет о несовершеннолетних, это совершенно справедливо обосновывается уровнем психо-физического развития. Причем, по большому счету, не важно, в каком качестве выступает несовершеннолетний. Так, закон устанавливает временные ограничения, а также особые правила при допросе несовершеннолетнего и производстве иных схожих следственных действий с участием несовершеннолетнего без указания на то, является он подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим или свидетелем (ст. 191 УПК РФ). В то же время, УПК РФ, предоставляет еще большие права и их гарантии для несовершеннолетних, подвергаемых уголовному преследованию, что выражается в закреплении в кодексе отдельной главы 50.
К другой категории лиц, заслуживающих особого отношения, закрепления дополнительных прав и их гарантий, отнесены должностные и иные лица, обладающие определенным правовым статусом, которых принято называть «спецсубъектами» (глава 52 уПк РФ). Необходимость особого к ним отношения обусловлена необходимостью обеспечения, в первую очередь, их независимости ввиду потребности общества и государства в объективном и честном исполнении ими своих должностных обязанностей.
5 -о
сз
<
В числе подобных особых участников уголовного судопроизводства, требующих особого подхода, смело можно назвать и субъектов предпринимательской деятельности. Связано это с тем, что предпринимательская деятельность, вне всякого сомнения, является важнейшей составляющей экономики страны, а лица ее осуществляющие нуждаются со стороны государства во всяческой поддержке и защите от незаконного гонения со стороны правоохранительных органов и иных силовых структур.
Важность и необходимость ограждения предпринимателей от незаконного и необоснованного преследования, недобросовестной конкуренции с использованием властных принудительных механизмов подчеркивается на самом высшем уровне. Так, на официальном сайте Президента РФ в справке Государственно-правового управления применительно к подписанию Федерального закона «О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» подчеркивается, что «Федеральный закон направлен на дальнейшее формирование благоприятного делового климата в стране, а также на создание дополнительных гарантий защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования» [2]. На встрече Президента РФ с Уполномоченным по защите права предпринимателей 12 июля 2021 г. в очередной раз шла речь о необходимости поддержки предпринимательства, что особо значимо в период пандемии коронавируса [3].
В 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4]. Актами Генеральной прокуратуры РФ подчеркивается что «динамичное развитие экономики, изменения в законодательстве и организации прокурорского надзора требуют совершенствования и приведения в соответствие с новыми экономическими реалиями надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» [5].
Многими современными учеными защита прав предпринимателей называется одной из самых важных, приоритетных задач стоящих пред государством [6, 7, 8, 9].
Рассмотрим детально нормы УПК РФ, закрепляющие особые процессуальные правила в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
1) В ст. 20 УПК РФ уголовное преследование по ряду видов преступлений отнесены к категории дел частно-публичного обвинения, в зависимости от персональных качеств субъекта, к которым отнесено занятие предпринимательской деятельностью.
2) Часть 3.2 ст. 28.1 УПК РФ упоминает об Уполномоченном по защите прав предпринимате-
лей в разрезе прекращения уголовного преследования.
3) Нормы статей 46, 47 УПК РФ о лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность, выступающих как подозреваемый и обвиняемый.
4) Статья 81.1 УПК РФ устанавливает особенности вещественными доказательствами отдельных предметов и документов применительно к субъектам предпринимательской деятельности.
5) Нормы, закрепляющие особые правила применения мер пресечения в отношении предпринимателей. Часть 13 ст. 107 УПК РФ закрепляет некоторые моменты, связанные с представлением интересов предпринимателей при применении домашнего ареста. Часть 1.1 ст. 108 УПК РФ определяет ограничения применения заключения под стражу в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
6) Нормы, закрепляющие особые правила производства следственных и иных процессуальных действий в отношении предпринимателей. Часть 4.1 ст. 164 УПК РФ указывает на недопустимость безосновательного применения уголовно-процессуальных мер, которые могут вызвать определенные трудности в осуществлении предпринимательской деятельности. Особый акцент сделан на запрете изъятия электронных носителей информации без должной необходимости.
7) В ч. 7 ст. 241 УПК РФ отмечены особенности провозглашения приговора по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. Проведенный анализ норм УПК РФ о субъектах
предпринимательской деятельности позволяет говорить о следующем:
Во-первых, предприниматель не указан в главах, посвященных участникам уголовного процесса как отдельный участник, что в целом справедливо и понятно. Не имеет значения и каких-либо правовых последствий для предпринимателя вовлечение его в качестве свидетеля, понятого. Но когда идет речь об уголовном преследовании предпринимателя ситуация меняется кардинальным образом.
Во-вторых, законодатель, продемонстрировав «заботу» о предпринимателях многообразием норм об особенностях производства о субъектах предпринимательской деятельности, не дает им определения непосредственно в УПК РФ. Этот пробел мог бы быть восполнен и отсылкой к другим законам, регулирующим предпринимательскую деятельность, поскольку УПК РФ, как закон, регулирующий непосредственно уголовно-процессуальные отношения, наверное, и не должен вторгаться в сферу других отраслей права и дублировать их положения. Так, например, в определении прокурора в п. 31 ст. 5 УПК РФ указывается на то, что общеправовой статус должностного лица органа прокуратуры определяется в законе о прокуратуре. Основы предприни-
мательской деятельности заложены в п. 1 ст. 34, Конституции РФ, где закреплено «право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [10]. В соответствии со п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность определяется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [11]. Вопросы регистрации предпринимателей регулируются отдельны федеральным законом [12]. При этом, даже отсылка к нормам Гражданского кодекса РФ не давало бы ясности правового статуса субъекта предпринимательской деятельности именно для уголовного процесса, поскольку подходы гражданско-правового и гражданско-процессуального порядке не вполне могут быть восприняты в уголовном процессе.
В-третьих, в УПК РФ отсутствует целостный, единый и системный подход к закреплению особенностей производства в отношении субъектов предпринимательской деятельности. На наш взгляд, правильнее было бы по аналогии с производством в отношении несовершеннолетних, ключевые нормы, регулирующие особенности производства в отношении субъектов предпринимательской деятельности выделить в отдельную главу УПК РФ.
В заключении отметим основное:
1. С учетом принципа равенства всех перед законом и запрета дискриминации по тем или иным свойствам, требуется защита всех участников уголовного судопроизводства и лиц, в том или ином качестве вовлеченных в уголовный процесс. Однако уголовно-процессуальное право сконструировано таким образом, что среди всех участников выделены особые категории субъектов, требующие дополнительных прав и гарантий их реализации, ввиду ряда признаков. В числе подобных особых участников уголовного судопроизводства, требующих особого подхода, смело можно назвать и субъектов предпринимательской деятельности.
2. В УПК Рф не дано законодательного определения термину «субъект предпринимательской деятельности». Этот пробел мог бы быть восполнен и отсылкой к другим законам, регулирующим предпринимательскую деятельность. При этом, даже отсылка к нормам Гражданского кодекса РФ не давало бы ясности правового статуса субъекта предпринимательской деятельности именно для уголовного процесса, поскольку подходы гражданско-правового и гражданско-процессуального порядке не вполне могут быть восприняты в уголовном процессе.
3. В УПК РФ отсутствует целостный, единый и системный подход к закреплению особенностей производства в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Представляется целе-
сообразным по аналогии с производством в отношении несовершеннолетних, ключевые нормы, регулирующие особенности производства в отношении субъектов предпринимательской деятельности выделить в отдельную главу УПК РФ.
Литература
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
2. Подписан закон, направленный на защиту предпринимателей от необоснованного уголовного преследования. 28 декабря 2018 года // Официальный сайт Президента Российской Федерации. http://www.kremlin.ru/acts/ news/59550
3. Встреча с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым. 12 июля 2021 года // Официальный сайт Президента Российской Федерации. http://www.kremlin.ru/ catalog/keywords/40/events/66178
4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) // СПС КонсультантПлюс.
5. Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 г. № 53 (ред. от 05.12.2017) // СПС Консультант-Плюс.
6. Семенцов В.А., Гладышева О.В., Луко-жев Х.М. Гарантии прав участников уголовного судопроизводства: проблемы и возможные пути их решения: монография. М.: Юрлитин-форм, 2013.
7. Якимова Е.М. Государственный механизм защиты субъектов предпринимательской деятельности в современной России // Вестник Томского государственного университета. Право. 2018. № 28.
8. Капустин А.Н. Защита прав предпринимателей в современной экономике России // Синергия Наук. 2018. № 25.
9. Гладышева О.В. Производство следственных и иных процессуальных действий по уголовным делам об экономических преступлениях // Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности. Материалы Международной р научно-практической конференции. Красно- И
дар,2021. С
10. Конституция Российской Федерации (при- А нята всенародным голосованием 12 дека- Н бря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных У Законом РФ о поправке к Конституции РФ >
от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. 2020. 4 июля.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
12. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // СПС КонсультантПлюс.
LEGAL BASES OF THE STATUS OF BUSINESS ENTITIES IN CRIMINAL PROCEDURE LEGISLATION
Karkhanina A.A.
Kuban State University
The article deals with the problems of the legal foundations of the status of business entities in the criminal procedure legislation of Russia. It is noted that the criminal procedure law of Russia, designed to achieve and resolve a number of goals and objectives, has, first of all, a human rights nature and is designed in such a way that special categories of subjects are identified among all participants that require additional rights and guarantees of their implementation, due to a number of features. Among such special participants in criminal proceedings that require a special approach, business entities are called. This is due to the fact that entrepreneurial activity is the most important component of the country's economy, and those who carry it out need all possible support and protection from illegal criminal prosecution from the state. The author concludes that the Criminal Procedure Code of the Russian Federation does not give a legislative definition of the term "business entity", there is no holistic, unified and systematic approach to fixing the peculiarities of production in relation to business entities.
Keywords: criminal procedure, criminal procedure law, participants in criminal proceedings, procedural status, rights, guarantees of rights, business entities, criminal prosecution.
References
1. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ of December 18, 2001 (as amended on 01.07.2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2001. No. 52 (Part I). Article 4921.
2. A law was signed aimed at protecting entrepreneurs from unjustified criminal prosecution. December 28, 2018 // Official website of the President of the Russian Federation. http://www. kremlin.ru/acts/news/59550
3. Meeting with the Commissioner for the Protection of the Rights of Entrepreneurs Boris Titov. July 12, 2021 // Official website of the President of the Russian Federation. http://www.kremlin.ru/ catalog/keywords/40/events/66178
4. On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of state Control (Supervision) and Municipal Control: Federal Law No. 294-FZ of December 26, 2008 (as amended. from 11.06.2021) // SPS ConsultantPlus.
5. On the organization of prosecutorial supervision over the observance of the rights of business entities: Order of the Prosecutor General of the Russian Federation No. 53 dated 31.03.2008 (ed. dated 05.12.2017) // SPS ConsultantPlus.
6. Sementsov V.A., Gladysheva O.V., Lukozhev H.M. Guarantees of the rights of participants in criminal proceedings: problems and possible solutions: monograph. M.: Yurlitinform, 2013.
7. Yakimova E.M. State mechanism of protection of business entities in modern Russia // Bulletin of Tomsk State University. Right. 2018. No. 28.
8. Kapustin A.N. Protection of the rights of entrepreneurs in the modern economy of Russia // Synergy of Sciences. 2018. № 25.
9. Gladysheva O.V. Production of investigative and other procedural actions in criminal cases of economic crimes // Actual problems of judicial, law enforcement, human rights, criminal procedural activity and national security. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Krasnodar, 2021.
10. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (subject to amendments made by the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 No. 1-FKZ) // Rossiyskaya Gazeta. 2020. July 4th.
11. The Civil Code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 No. 51-FZ (ed. of 28.06.2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1994. No. 32. St. 3301.
12. On State registration of legal entities and Individual entrepreneurs: Federal Law No. 129-FZ of 08.08.2001 (ed. of 27.10.2020) // SPS ConsultantPlus.