И. А. Насонова,
кандидат юридических наук, доцент
ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ . Mill НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА RIGHTS PROTECTION AND LEGITIMATE INTERESTS OF PERSONS AT THE STAGE OF CRIMINAL CASE EXCITATION
В работе обосновывается необходимость защиты прав и законных интересов граждан на стадии возбуждения уголовного дела. Отмечаются процессуальные возможности субъекта защиты на стадии возбуждения уголовного дела. Акцентируется внимание на защите прав заявителя, а также лица, явившегося с повинной. Затрагиваются некоторые проблемы, сопровождающие уголовно-процессуальную защиту на стадии возбуждения уголовного дела.
Necessity ofprotection of the rights and legitimate interests of citizens proves in work at a stage of excitation of criminal case are considerate/. Remedial opportunities of the protection subject protection at a stage of excitation of criminal case are marked, applicant rights protection. And also the person who have pleg guilty are focus. Some problems accompanying criminally-remedial protection at a stage of excitation of criminal case are mentioned.
Защита прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства осуществляется на протяжении всего производства по делу. Центры защиты в уголовном судопроизводстве в основном сосредоточены на следующих стадиях уголовного процесса: предварительное расследование; подготовка дела к судебному заседанию; судебное разбирательство; производство во вто -рой инстанции; надзорное производство; возобновление производства по уголовным делам вви -ду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
В.Д. Адаменко, рассматривая защиту применительно к обвиняемому, замечает, что она отсутствует на стадии возбуждения уголовного дела [1]. Отсутствие защиты обвиняемого на стадии возбуждения уголовного дела не означает отсутствия других видов защиты в этой стадии.
Во-первых, деятельность, осуществляемая в ходе возбуждения уголовного дела, носит уголовно-процессуальный характер, а значит, она может затрагивать права и свободы лиц, задействованных в данной стадии, что создает риск угрозы их нарушения. А это вызовет потребность в защите.
Во-вторых, несмотря на то, что лица приобретают процессуальный статус обвиняемого и потерпевшего лишь в ходе предварительного расследования, уже на стадии возбуждения уго -ловного дела они имеют определенные права и нуждаются в их защите. Так, лицо, потерпевшее от преступлений, выступающее в стадии возбуж -дения у головного дела в качестве заявителя, имеет, например, следующие права:
- сделать заявление о совершении преступления в устном и письменном виде (ч. 1 ст. 141 УПК РФ);
- быть предупрежденным об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (ч. 6 ст. 141 УПК РФ);
- получить документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его приня -тия (ч. 4 ст. 141 УПК РФ);
- обжаловать отказ в приеме сообщения о преступлении.
По делам частного обвинения потерпевший имеет право на рассмотрение судьей поданного заявления (ч. 6 ст. 141 УПК РФ); право на получение сообщения о принятом решении по заявлению (ч. 6 ст. 141 УПК РФ); право на разъяснение возможности обжалования данного решения (ч. 2 ст. 145 УПК РФ); право на получение уведомления о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).
Таким образом, у заявителя тоже есть свой процессуальный интерес на рассматриваемой стадии, ко торый заключается не только в реализации предоставленных ему законом прав, но и в том, чтобы уголовное дело было возбуждено. А этот интерес нуждается в защите.
В качестве заявителя на стадии возбуждения уголовного дела выступает и лицо, обратившееся с заявлением о явке с повинной. Оно добровольно сообщает о совершенном преступлении. Зая -витель наделяется правами, во многом похожими на права заявителя, потерпевшего от преступле -ний. В соответствии с ч. 2 ст. 142 УПК РФ, ч. 3
ст. 141 УПК РФ у лица, явившегося с повинной, возникает право:
- сде лать заявление;
- делать замечания по содержанию протокола, которым оформляется заявление о явке с повинной;
- получить документ о принятии заявления и др.
Процессуальный интерес лица, явившегося с
повинной, на стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, чтобы заявление приняли, законно, обоснованно, объективно провели проверку, соблюдая права данного лица, и решили вопрос о возбуждении уголовного дела.
Проблема соблюдения прав и законных интересов личности на стадии возбуждения уголовного дела не менее актуальна, чем на других стадиях уголовного процесса. Особую значимость она приобретает в связи с изменениями в УПК РФ от 02.12.2008 г., позволяющими производство освидетельствования в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 179 УПК). Очевидность принудительного характера данного действия не вызывает сомнения. В ходе возбуждения уголовного дела возможны и иные принудительные действия, правда, не процессуального характера (фактическое задержание, доставление^]. Принудительные действия на любой стадии уголовного процесса могут создать угрозу для осуществления прав и законных интересов личности. А это в свою очередь вызывает потребность в защите.
Следует отметить, что сфера применения принуждения на стадии возбуждения уголовного дела невелика по сравнению с другими стадиями процесса. Однако и при выполнении действий, лишенных элементов прину дительности, необходимость в защите не утрачивается. Например, вызов лица для дачи объяснений с целью проверки заявления зачастую побуждает это лицо обратиться за консультацией к адвокату для того, чтобы не навредить своим интересам.
На стадии возбуждения уголовного дела за -щита требуется и лицу, обратившемуся с заявле -нием, и лицу, явившемуся с повинной, а также лицу, в отношении которого возможно возбуждение уголовного дела. Каждый из них заинтересован в том, чтобы их права на этой стадии процесса не были нарушены. Правда, при этом каж -дый из них преследует свой интерес, требующий защиты. Выше мы касались этого вопроса в отношении лица, обратившегося с заявлением, пострадавшего от преступления и лица, явившегося с повинной. Что же касается интересов потенци -ального подозреваемого по делу, то они связаны с тем, чтобы миновать статус обвиняемого, чтобы не допустить возбуждения уголовного дела в отношении него. Этот интерес также требует защиты, которая осуществляется лицом самостоятельно, опираясь на полученные у адвоката консультации.
Таким образом, защита на стадии возбужде -ния уголовного дела — предусмотренная зако -ном деятельность заявителя или лица, в отноше -нии которого возбуждается уголовное дело, на -правленная на то, чтобы отстоять свои права и законные интересы в этой стадии уголовного процесса. С помощью этой деятельности отстаи -вается интерес заявителя в том, чтобы было принято заявление, проведена законная, обоснованная, объективная проверка и возбуждено уголов -ное дело. Защита лица, в отношении которого планируется возбуждение уголовного дела, каса -ется его интересов, направленных на то, чтобы возбуждение уголовного дела не состоялось. Как видно, интересы лиц, фигурирующих на стадии возбуждения уголовного дела, не совпадают.
Сказанное позволяет говорить о наличии за -щиты и на стадии возбуждения уголовного дела, только объектом этой защиты будут выступать права и законные интересы лиц, не получивших соответствующего процессуального статуса.
Стадия возбуждения уголовного дела, не -смотря на ее непродолжительный характер, яв-ляется важным этапом в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительно -го расследования. Законные и обоснованные решения в этой стадии способствуют эффективно -му выполнению задач уголовного судопроизводства, помогают раскрытию преступления, уста -новлению виновных лиц, а также обеспечению прав и законных интересов граждан.
Возбуждение уголовного дела — существенная правовая гарантия от незаконного и необоснованного вовлечения лица в уголовный процесс.
На наш взгляд, проблемы осуществления защиты прав и законных интересов личности при возбуждении уголовного дела сводятся к недоста -точному регулированию правового положения участников рассматриваемой стадии процесса, с одной стороны, и нарушению даже малочисленных прав лиц, задействованных в этой стадии, с другой стороны. Это свидетельствует о недостаточной защищенности этих лиц в стадии возбуждения уголовного дела, на что неоднократно обращалось внимание разными авторами. Так, А. Леви и Е. Давыдова справедливо пишут: «Законом ... никак не регулируется участие вероятного потерпевшего в проверочных действиях, осуществляемых для решения вопроса о необходимости возбуждения уголовного дела. В настоящее время такие лица опрашиваются и дают объяснения, проводится их медицинское освидетельствование, выясняется, причинен ли им происшествием имущественный вред, однако при этом жертва преступления, еще не признанная потерпевшим, никаких процессуальных прав не имеет, хотя в дальнейшем ее объяснения могут быть использованы в ходе расследования» [3].
Предлагается также распространить действие нормы, закрепленной в ч. 2 ст. 86 УПК РФ, в со-
ответствии с которой потерпевший вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств, на стадию возбужде-ния уголовного дела, адресовав ее заявителю -потерпевшему [4. —С.31].
«Для обеспечения законности при реализа-ции прав лиц, пострадавших от противоправных деяний, — пишет Р. Исаева, — в стадии возбуж -дения уголовного дела необходимо определить и законодательно закрепить правовой статус пострадавшего, его права и обязанности» [5]. По -следнее предложение вызвало критику, в кото -рой отмечалось, что «введение в уголовный процесс еще одного термина для обозначения того же самого потерпевшего ничего, кроме путаницы, не дает» [4. — С. 29].
Под пристальным вниманием ученых находится и проблема гарантированности защиты прав будущих подозреваемых на стадии возбуждения уголовного дела. Решение ее связано в том числе и с надлежащей правовой регламентацией фактического задержания лица, процессуального порядка деятельности органов предварительного расследования при проверке сообщений о готовящемся или совершенном преступлении. В этой связи важным является предложение О. Цоколо-вой о включении в УПК РФ ст. 92-1следующего содержания: «Лицо может быть доставлено в орган дознания для проведения проверки обстоятельств происшествия, выяснения причастности к совершенному деянию, установления в деянии признаков преступления. Незамедлительно, но не позднее 3 часов после доставления в орган дознания, лицо должно быть передано следователю, дознавателю для решения вопроса о задержании. Составляется протокол доставления, в котором указываются время и основания доставления в орган дознания» [6].
Представляет интерес и предложение регламентировать доследственную проверку в отдельной главе УПК РФ «Проверка сообще-ний о готовящемся или совершенном преступ -лении», в которой «детально, с выделением видов проверочных действий и порядка их производства, будет определен процессуаль-ный порядок деятельности органов предвари-тельного расследования» [7].
Совершенствование системы защиты на ста -дии возбуждения уголовного дела находится только в начале своего пути. Но решение этой проблемы важно еще и в связи с тем, что данная стадия процесса не дает возможности лицам, задействованным в ней, пользоваться помощью профессионального субъекта защиты.
Здесь превалирует личная защита заявителя, хо тя возможна и государственная защита при наличии оснований для применения мер безопасности к лицам на этой стадии процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаменко В.Д. Сущность и предмет защиты обвиняемого. — Томск, 1983. — С.45.
2. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации /под ред. А.В. Смирнова. — СПб., 2003. — С. 385.
3. Леви А., Давыдова Е. Положение потерпевшего в уголовном процессе: нужна конкрети -зация // Законность. —2009. — № 2. — С. 38.
4. Быков В. Правовое положение потерпевшего в стадии возбуждения уголовного дела // Законность. — 2008. — № 12. — С. 31.
5. Исаева Р.М. Социально-правовые основы обеспечения законности в стадии возбуждения уголовного дела: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — Уфа, 2007. — С. 10.
6. Цоколова О. Фактическое задержание // Законность. — 2006. — № 3. — С. 25.
7. Чупилкин Ю. Г арантии прав лица, задержанного до возбуждения уголовного дела // Законность. — 2008. — № 12.