Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ РОДИТЕЛЕЙ'

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ШКОЛА / АКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / ПРАКТИКИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаброва Н.В.

Защита прав и интересов детей в сфере школьного образования - важный индикатор реализации в стране принципов и идеалов гражданского общества. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил статус родителей школьников в качестве участников образовательных отношений и зафиксировал их право защищать интересы детей. В статье предпринята попытка анализа практик защиты российскими родителями детско-родительских прав и интересов в сфере школьного образования. Эти практики рассматриваются как проявление становления родительства в качестве субъекта гражданского общества. Эмпирической основой статьи являются результаты социологического исследования, осуществленного с помощью методов: 1) анализа документов (отчетов и статистической информации, отражающих нарушения прав и интересов детей в сфере образования и обращения граждан в органы власти по вопросам их защиты); 2) массового опроса родителей учащихся школ г. Екатеринбурга (2019, n = 7281); 3) глубинных интервью с екатеринбургскими родителями (2021, n = 20). Проведенное исследование показало, что родители предпочитают использовать неформальные практики индивидуальной защиты прав и интересов детей в сфере образования. Автором выделены ключевые проблемы нежелания родителей включаться в практики по защите образовательных прав и интересов детей. В заключение отмечается позитивная тенденция увеличения числа коллективных практик защиты родителями прав и интересов детей в сфере образования. Она интерпретируется как проявление осознанной родительским сообществом необходимости самоорганизации и коллективной мобилизации для защиты интересов детей и родителей в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS AND INTERESTS IN THE FIELD OF SCHOOL EDUCATION: PRACTICES OF RUSSIAN PARENTS

Protection of the rights and interests of children in the field of school education is an important indicator of the implementation of the principles and ideals of civil society in the country. The Federal Law “On Education in the Russian Federation” has consolidated the status of schoolchildren parents as participants in educational relations and fixed their right to protect the interests of children. The article attempts to analyze the parents' practices for the protection of rights and interests of children in the field of school education. These practices are considered as a manifestation of the formation of parent community as a subject of civil society. The empirical basis of the research is the results of a sociological study carried out using the following methods: a. analysis of documents (reports and statistical information reflecting violations of the rights and interests of children in the field of education and citizens' appeals to the authorities for their protection), b. mass survey of parents of Yekaterinburg pupils (2019, n=7281), c. in-depth interviews with Yekaterinburg parents (2021, n=20). The research conducted has shown that parents prefer to use informal practices of individual protection of children's rights and interests in the field of education. The author highlights the key problems of parents' unwillingness to be involved in the practices of protecting the educational rights and interests of children. In conclusion the author argues that there is a positive trend of increasing the number of collective parents' practices for the protection of rights and interests of children in the field of school education. It is interpreted as a manifestation of the need for self-organization and collective mobilization realized by the parent community to protect the interests of children and parents in the field of education.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ РОДИТЕЛЕЙ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2022.2.8 УДК 373.3/^.5:343.211.3-053.5

Н.В. Шаброва

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ РОДИТЕЛЕЙ

Защита прав и интересов детей в сфере школьного образования - важный индикатор реализации в стране принципов и идеалов гражданского общества. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил статус родителей школьников в качестве участников образовательных отношений и зафиксировал их право защищать интересы детей.

В статье предпринята попытка анализа практик защиты российскими родителями детско-родительских прав и интересов в сфере школьного образования. Эти практики рассматриваются как проявление становления родительства в качестве субъекта гражданского общества.

Эмпирической основой статьи являются результаты социологического исследования, осуществленного с помощью методов: 1) анализа документов (отчетов и статистической информации, отражающих нарушения прав и интересов детей в сфере образования и обращения граждан в органы власти по вопросам их защиты); 2) массового опроса родителей учащихся школ г. Екатеринбурга (2019, п = 7281); 3) глубинных интервью с екатеринбургскими родителями (2021, п = 20).

Проведенное исследование показало, что родители предпочитают использовать неформальные практики индивидуальной защиты прав и интересов детей в сфере образования. Автором выделены ключевые проблемы нежелания родителей включаться в практики по защите образовательных прав и интересов детей. В заключение отмечается позитивная тенденция увеличения числа коллективных практик защиты родителями прав и интересов детей в сфере образования. Она интерпретируется как проявление осознанной родительским сообществом необходимости самоорганизации и коллективной мобилизации для защиты интересов детей и родителей в сфере образования.

Ключевые слова: родительское сообщество, гражданское общество, школа, активность родителей, практики защиты прав и интересов детей.

Введение. Наличие возможностей защиты прав и интересов детей в сфере школьного образования - важный индикатор реализации в стране принципов и идеалов гражданского общества. Благодаря ему родители и дети реализуют свои потребности и интересы, а не только выполняют требования государства. Вместе с тем спектр институциональных способов и реальных практик защиты прав и интересов в сфере школьного образования зависит от исторической, политической, социокультурной специфики страны [1-7].

Реформы российского образования начала XXI в. расширили институциональные возможности участия родителей в школьном образовании. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил статус родителя школьника в качестве участника образовательных отношений, зафиксировал их права и обязанности [8]. В соответствии с этим родители школьников, помимо

© Шаброва Н.В, 2022

Шаброва Нина Васильевна - канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», е-таН; n.v.shabrova@urfu.ru.

всего прочего, получили законные основания защищать детско-родительские права и интересы. Вместе с тем в отечественной социологии проблемы защиты детско-родительские прав и интересов остаются малоизученными.

Цель статьи - проанализировать практики защиты российскими родителями детско-родительских прав и интересов в сфере школьного образования.

Важность изучения данной проблемы определяется необходимостью расширения представлений об активности российских родителей в системе школьного образования. Эта активность рассматривается как показатель становления родительства в качестве субъекта гражданского общества [9-14].

Данные и метод. Эмпирической основой статьи являются результаты социологического исследования, осуществленного с помощью методов: 1) анализа документов; 2) массового опроса родителей школьников г. Екатеринбурга; 3) глубинных интервью с екатеринбургскими родителями.

Анализ документов (отчетов и статистической информации, отражающих нарушения прав и интересов детей в сфере образования и обращения граждан в органы власти по вопросам их защиты) позволил изучить количественные и качественные аспекты юрисдикционных способов защиты российскими родителями прав и интересов детей в сфере образования.

В массовом опросе приняли участие родители учащихся школ г. Екатеринбурга (2019, п = 7281). Выборка квотная. Квоты родителей соответствовали квотам распределения школьников Екатеринбурга по районам города и типам школ. Данные о квотах школьников были предоставлены департаментом образования города. Ошибка выборки не превышала 2 %. Анкета размещалась в электронном дневнике школьников.

Глубинные интервью с екатеринбургскими родителями школьников были проведены в июле - октябре 2021 г. (п = 20) с целью изучения конкретных родительских практик по защите прав и интересов детей в сфере образования. В качестве интервьюируемых выступили родители старшеклассников (9-11-е классы).

Данные 2019 г. отражают допандемическую ситуацию, соответственно, общие тенденции деятельности родителей по защите прав и интересов детей, а результаты исследования 2021 г. раскрывают их содержание в новых социальных условиях.

Результаты. В статье 45 Закона «Об образовании в РФ» провозглашается право родителей несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей защищать права и законные интересы как свои родительские, так и своих обучающихся детей [8]. В ней не только закреплены возможности использования широкого (не запрещенного законодательством РФ) спектра способов защиты родителями прав и интересов, но и включены дополнительные. К ним относится право обращаться: 1) в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность; 2) в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Защищать права и законные интересы как свои родительские, так и своих обучающихся детей родители могут двумя способами: самостоятельно осуществлять действия по защите прав и интересов (неюрисдикционный способ или самозащита) и посредством обращения в государственные или иные компетентные органы (юрисдикционный способ)1 [15].

Ситуацию об юрисдикционных способах защиты российскими родителями прав и интересов детей в сфере образования иллюстрируют статистические данные о числе выявленных Генеральной прокуратурой РФ нарушений Закона об образовании и о количестве обращений граждан в государственные органы по вопросам, связанным с нарушением образовательных прав.

В 2019 г. судебными органами было зафиксировано 141 495 случаев нарушения законодательства об образовании, что составляет пятую часть от общего числа выявленных нарушений законов в сфере соблюдения прав и интересов детей [16]. Важно отметить сокращение числа выявленных судебными органами случаев нарушения образовательного законодательства за последние десять лет как в абсолютных, так и в относительных показателях (с 25 до 20 %). Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на ограниченность открытой информации судебных органов. Дело в том, что в ней отсутствует не только тематическая структура нарушений образовательного законодательства, но и распределение по субъектам, нарушившим права и интересы несовершеннолетних: ими могут быть как родители (законные представители), так и образовательные организации и их работники.

Количество обращений граждан, рассмотренных Министерством просвещения РФ, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличилось почти на 15 % и составило 30 303 обращения [17]. Около 14 % обращений касались вопросов защиты прав детей, 9 % - общего основного образования. Несмотря на наличие тематической структуры обращений, сложно четко выделить количество обращений граждан, касающихся обучения в общеобразовательных организациях, поскольку они могут быть отнесены к различным категориям обращений («общее основное образование», «защита прав детей», «государственная итоговая аттестация обучающихся», «прочие вопросы»). Анализ обращений граждан по структурным подразделениям Минпросвещения дает основания утверждать, что в большей мере граждане не удовлетворены доступом к общему образованию и его качеством2.

Важно отметить, что часть рассматриваемых обращений граждан перенаправляется в Минпросвещения как профильное министерство из Администра-

1 Юристы отмечают, что в российском законодательстве в настоящее время отсутствует легальное определение понятия «способы защиты прав». В общем виде под способами защиты прав понимаются законодательно предусмотренные материально-правовые средства, с помощью которых осуществляется восстановление (пресечение) нарушенных прав.

2 В отдел общего образования Минпросвещения поступило около 24 % от всех обращений родителей (законных представителей), а в отдел качества образования - 21 %.

ции Президента РФ. В 2019 г. таких обращений было 4404, что на 25 % больше, чем в 2018 г. Это, на наш взгляд, может свидетельствовать либо о неинформированности граждан (родителей) о возможности прямого обращения в министерство, либо, что более вероятно, низком уровне доверия граждан к органам государственной власти и более высоком уровне доверия президенту.

Институт уполномоченного по правам человека - механизм общественного контроля за соблюдением государством обязательств в сфере прав и свобод человека. В России он начал свое становление в конце XX в. и постепенно превращается в один из работающих способов защиты прав и интересов граждан. В ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека РФ отмечается высокий уровень значимости для россиян прав и свобод в сфере образования3 [18].

В упомянутом докладе Уполномоченного представлен рейтинг должностных лиц, органов и организаций, защищающих права человека в Российской Федерации, составленный по результатам опроса населения «Мнение населения о правозащитной деятельности в Российской Федерации», проведенного в августе 2019 г. На первом месте с большим отрывом находится Президент РФ (37 %), на втором -Уполномоченный по правам человека (19 %). Важно подчеркнуть низкий уровень оценки россиянами работы правозащитных организаций: лишь 8 % опрошенных отметили, что их деятельность вносит больший вклад в дело защиты прав человека. Данные результаты позволяют еще раз зафиксировать: 1) определенный уровень доверия к Президенту РФ и обращения к нему как способу решения проблем, в том числе в сфере образования; 2) низкий уровень доверия к общественным (в том числе правозащитным) объединениям4.

В 2019 г. было зарегистрировано 38 328 обращений к Уполномоченному по правам человека РФ [18]. Из них количество обращений по вопросам, связанным с нарушением законодательства в сфере образования, возросло по сравнению с 2018 г. на 45 % и составило 398 обращений, но это лишь около 1 % от общего числа обращений. В докладе отмечается рост коллективных обращений (примерно в 7 раз) по вопросам, связанным с нарушением прав в сфере образования. Вместе с тем детальный анализ позволяет утверждать, что такой значительный рост коллективных обращений связан с одним единственным кейсом, по которому поступило 120 обращений5. С учетом этого факта количество коллективных обращений к Уполномоченному по правам человека

3 В докладе отмечается, что по результатам социологического исследования, проведенного МегаФОМ в 2019 г., право на бесплатное образование является наиважнейшим для россиян. Оно заняло второе место в рейтинге прав (после права на бесплатную медицинскую помощь), его отметили в качестве значимого 62 % респондентов.

4 Полагаем, одна из причин такого отношения россиян к правозащитным организациям заключается в их статусе: ряд правозащитных организаций преследуется властью и объявлены иноагентами.

5 Приостановка деятельности созданного М.П. Щетининым ФГБОУ «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» (Краснодарский край, город Геленджик).

РФ по вопросам, связанным с нарушением законодательства в сфере образования, не превышает 4 %, что соотносится с долей коллективных обращений к Уполномоченному в целом.

Говоря о структуре обращений, следует отметить наибольшую долю обращений по вопросам получения общего образования (57 %). В 2019 г. по сравнению с 2018 г. их количество увеличилось более чем в 2 раза. Содержательно заявители жаловались на незаконный сбор денежных средств с родителей, ненадлежащую организацию образовательного процесса, конфликты преподавателей и учеников, отказы в зачислении ребенка в общеобразовательную организацию [18].

Контроль за соблюдением государственных обязательств в сфере прав и свобод детей осуществляется и Уполномоченным по правам ребенка [19]. В 2019 г. по сравнению с 2018 г. количество обращений граждан, поступивших в адрес Уполномоченного по правам ребенка, увеличилось на 27,2 %. Основными заявителями о нарушении прав детей, как отмечается в докладе, традиционно выступают родители. Их доля в общей структуре заявителей составляет 46,9 %. В докладе отмечается рост в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 8,9 % количества коллективных обращений граждан.

В 2019 г. к Уполномоченному по правам ребенка обращались по вопросам: 1) судебной защиты и оказания квалифицированной юридической помощи, 2) прав на жилье, 3) прав жить и воспитываться в семье, 4) прав на образование, 5) прав на охрану здоровья. Доля обращений граждан по проблемам в сфере образования в 2019 г. по сравнению с 2018 г. выросла на 29,5 %. Важно отметить, что эти обращения касались не только защиты индивидуальных прав

«6 7

детей , но и коллективных .

В отчете Уполномоченного по правам ребенка 2020 г. в целом воспроизводится структура обращений по заявителям, тематическим блокам и территории [20]. Вместе с тем важно отметить существенный рост коллективных обращений граждан о нарушении прав школьников (на 46,5 %). Он был связан вынужденным переводом детей на дистанционную форму обучения в период пандемии.

Сложность анализа деятельности российских родителей по защите прав и интересов детей в сфере школьного образования неюрисдикционным способом обусловлена отсутствием официальных данных. Эти данные возможно

6 Обращавшиеся жаловались на отсутствие доступности дошкольного образования, нехватку мест в школах, особенно при зачислении ребенка в первый класс, невозможность получить образование детям с особыми потребностями. Ряд обращений содержал просьбы о помощи в урегулировании конфликтов участников образовательного процесса (между учениками или между учеником и учителем).

7 Граждане жаловались на неудовлетворительное состояние пешеходных и автомобильных дорог вблизи образовательных организаций (отсутствие тротуаров, светофоров, освещения, знаков ограничения скорости и др.), сложности следования детей до школы и обратно (отсутствие транспортной доступности).

получить лишь в ходе конкретных социологических исследований по данной проблеме, но в настоящее время они практически отсутствуют.

В нашем исследовании (массовом опросе родителей) почти 75 % опрошенных родителей отметили, что им приходилось тем или иным образом защищать права и интересы своих детей. Большинство родителей выбирают не-юрисдикционные способы защиты детских прав и интересов, используя для этого стратегию диалога с учителем (71,7 %). На втором месте с большим отрывом находятся школьные администраторы (директор, завучи) (21 %), а третьем - психологи и врачи (11,6 %). В этом плане полученные результаты совпадают с теми, что были получены исследователями НИУ ВШЭ [21].

Родители редко используют юрисдикционные формы защиты прав и интересов школьников. Формальные обращения (жалобы, петиции, в том числе коллективные) к школьной администрации применяли менее 12 % опрошенных. Еще реже екатеринбургские родители обращаются в вышестоящие инстанции (не более 3 %) и привлекают помощь общественных организаций, активистов (0,3 %). Вероятной причиной этого является низкий уровень доверия родителей органам власти и образовательной политике, реализуемой ими, и традиционным структурам гражданского общества. Лишь около 19 % опрошенных родителей отметили, что они доверяют федеральной и региональной политике властей в сфере образования, а о доверии общественным организациям, движениям, партиям сказали еще меньше респондентов - 13,2 %.

Непопулярность у родителей школьников юрисдикционных форм защиты прав и интересов их детей сопряжен с наличием ряда барьеров. Основной ресурс, которого не хватает родителям, - информация. Многие родители не только не осведомлены о происходящем в школе (37,9 %), но и не имеют представления о возможных способах решения конкретных проблем (28,6 %), в том числе посредством обращения в общественные (20,6 %) и государственные (16,2 %) структуры и организации. Примерно шестая часть родителей (16,3 %) не имеют необходимых для этого личностных качеств (активности, коммуникабельности и т.д.), им не хватает юридических/экономических и других знаний. Часть родительского сообщества нуждается в поддержке учителей (11 %) и других родителей (8 %). Важным является тот факт, что треть опрошенных родителей (32,4 %) не включается в практики по защите образовательных прав и интересов своих детей из-за страха, что их деятельность повредит ребенку.

Результаты интервью показали, что родители придерживаются различных стратегий защиты прав и интересов детей. Одни родители используют активную, другие - пассивную, а третьи - вариативную стратегию поведения. Активная стратегия проявляется в стремлении отстаивать свои права и интересы в любых противоречивых ситуациях. Пассивная стратегия - в отчуждении родителей, нежелании взаимодействовать со школой и защищать права и интересы детей в случае их нарушения. Вариативная стратегия заключается в стрем-

лении сначала проанализировать конкретную ситуацию (определить причины ее возникновения, последствия, альтернативные пути решения) и только потом отстаивать свои права и интересы или отказаться от каких-либо действий. Полагаем, последняя стратегия является наиболее конструктивной, поскольку позволяет учитывать и координировать позиции различных участников образовательного процесса. Один из наших информантов, придерживающийся данной стратегии, так сформулировал свою позицию:

«Если вам повезет с классным руководителем, педагогическим коллективом, администрацией школы - здорово, но так бывает редко. Если нам что-то не нравится, мы идем и разговариваем. Я отдаю себе отчет, что каждая сторона конфликтную ситуацию будет показывать со своей точки зрения. Она не правильная или неправильная - она другая... Поэтому я говорю дочери: «Если ты включишь диктофон и принесешь мне послушать, как происходило развитие какого-то конфликта, событий с педагогом... вполне возможно окажется, что ты где-то ошибаешься, неверно понимаешь трактовку, не в том контексте...» Были ситуации (мне директор школы рассказывала, делилась), что какая-то мамочка куда-то в Министерство образования настучала за что-то... Была комиссия, разборки и прочее, хотя мамочка неадекватна, вроде как. Я понимаю, что действительно бывают перегибы в ту или иную сторону, но считаю, что это вопрос коммуникации, и что можно многое изменить...» (мужчина, 48 лет, высшее образование, двое детей, младшая дочь - ученица 10-го класса).

В интервью так же, как и в массовом опросе, родители чаще отмечали использование ими неюрисдикционных способов защиты прав и интересов детей в сфере школьного образования. Они применяли их в случаях ненадлежащей организации образовательного процесса, возникновения конфликтов учителей и учеников. Юрисдикционные способы родители использовали в ситуациях отказа в зачислении ребенка в школу по месту жительства или школу, в которой обучается брат/сестра, нарушений прав детей во время сдачи ЕГЭ и др. Важно отметить, что выбор родителями того или иного способа защиты прав и интересов детей не гарантирует эффективности решения проблемы. Это, в частности, приводит к изменению родительской стратегии и способов ее реализации. Приведем высказывания наших информантов, иллюстрирующие данный тезис.

«У нас основная проблема была после 9 класса... Сыну не хватило 0,5 баллов, чтоб продолжить обучение в нашей школе. У нас образовалась целая группа таких родителей. Мы собрались, ходили в школу, писали заявление, чтобы взяли, но ничего не вышло. Мы ходили и в другие хорошие школы. нет, не пробиться, все занято... Пришлось смириться и пойти в колледж» (женщина, 43 года, высшее образование, трое детей).

«Последней каплей для перевода в другую школу стала борьба за учебники. В сентябре, когда дочь пришла получать учебники, ей сказали, что обычных учебников нет, т.к. раньше параллель была меньше. Есть вариант -

электронные учебники, но их нужно скачать на свой носитель. А у дочери старенький айфон. Во-первых, в него не все можно скачать, а, во-вторых, места может не хватить. Планшет есть, но тоже слабенький, а в планах не было покупать еще один. Я подключилась, спрашиваю в школе: «Всегда всего хватало, о чем вы говорите? Вам из бюджета ежегодно выделяются средства на покупку учебников!» В итоге к 20 числу выдали, но не все учебники. Когда дочь спросила, как ей делать задания по химии, т.к. учебника нет, учитель ей сказал: «Не делай!» Мы с дочерью поняли, что это не может дальше так продолжаться... Мы просто устали за последние три года от такого отношения... Просто нашли другую школу и перевелись» (женщина, 38 лет, высшее образование, мама ученицы 10-го класса).

Важно обратить внимание на то, что позитивные практики реализации и защиты родителями прав и интересов детей в системе школьного образования транслируются другим родителям (в том числе и незнакомым), что способствует укреплению внутриобщностных связей и развитию взаимодействий между членами родительского сообщества.

Выводы. Проведенное исследование показало, что российское родительское сообщество предпочитает использовать неюрисдикционные способы индивидуальной защиты прав и интересов в сфере образования. Они редко защищают права и интересы (свои и детей) посредством обращений в государственные или иные компетентные органы, особенно в коллективных формах.

Ключевыми проблемами низкой активности родителей школьников по защите образовательных прав и интересов детей (особенно юрисдикционными способами) являются слабая информированность (о том, что происходит в современной российской школе, о возможных способах решения конкретных проблем) и страх, что их деятельность навредит ребенку.

Вместе с тем следует выделить позитивную тенденцию увеличения числа коллективных способов защиты родителями прав и интересов детей в сфере образования. Мы интерпретируем данный феномен как проявление осознанной родительским сообществом необходимости самоорганизации и коллективной мобилизации для защиты интересов детей и родителей в сфере образования. Полагаем, отчасти этому способствовала активизация деятельности формальных родительских объединений в период пандемии8. Представители данных объединений на своих сайтах и страницах в социальных сетях не просто информируют родителей школьников об их правах, но и обеспечивают конкретными алгоритмами их защиты, шаблонами заявлений в адрес администрации школы, органов власти.

8 Примерами таких объединений являются: общественное антиювенальное движение «РОДИТЕЛЬСКИЙОТПОР.РФ» [Электронный ресурс]. URL: https://xn--d1acibfeguhakclhmh8n. xn--p1ai/istoriya-dvizheniya (дата обращения: 03.01.2022); независимое общественное объединение неравнодушных родителей «Родительский надзор» (РодНадзор) [Электронный ресурс]. URL: https://rodnadzor66.wordpress.com/ (дата обращения: 14.11.2021).

Список литературы

1. Evans Sh. А. When Schools Choose: Evaluation and Educational Inequality // The Sociological Quarterly. - 2020. - Vol. 61 (4). - P. 727-747.

2. Sohoni D., Saporito S. Mapping School Segregation: Using GIS to Explore Racial Segregation between Schools and their Corresponding Attendance Areas // American Journal of Education. - 2009. - Vol. 115 (4). - P. 569-600.

3. "We're in This Together": Bridging and Bonding Social Capital in Elementary School PTOs / B. Murray, T. Domina, A. Petts, L. Renzulli, R. Boylan // American Educational Research Journal. - 2020. - Vol. 57 (5). - P. 2210-2244.

4. Civil society goes to school: Parent-teacher associations and the equality of educational opportunity / B. Murray, T. Domina, L. Renzulli, R. Boylan // RSF: The Russell Sage Foundation Journal of the Social Sciences. - 2019. - Vol. 5 (3). - P. 41-63.

5. Schroeder S., Currin E. & McCardle T. Mother tongues: the Opt Out movement's vocal response to patriarchal, neoliberal education reform // Gender and Education. - 2018. - Vol. 30 (8). - P. 1001-1018.

6. Cucchiara M.B., Horvat E.M. Perils and Promises: Middle-Class Parental Involvement in Urban Schools // American Educational Research Journal. - 2009. -Vol. 46 (4). - P. 974-1004.

7. Dodillet S. & Christensen D. S. Parents, a Swedish problem: on the margin-alization of democratic parental involvement in Swedish school policy // Comparative Education. - 2020. - Vol. 56 (3). - P. 379-393.

8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Фе-дер. закон № 273-ФЗ, от 29.12.2012 - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.07.2020).

9. Чернышов А. Родители как граждане // Власть. - 2019. - № 1. - С. 47-54.

10. Шпаковская Л.Л. Дискурсивные практики родительства: политические вызовы и актуальные проблемы // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2013. - № 1(21). - С. 236-248.

11. Майофис М., Кукулин И. Новое родительство и его политические аспекты // Pro et Contra. - 2010. - №1. - С. 6-19.

12. Львовский С. Под знаком ювенальной юстиции // Pro et Contra. -2010. - № 1. - С. 20-41.

13. Шаброва Н.В. Родительство в институциональной структуре гражданского общества // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2019. -№ 2. - C. 48-65.

14. Шаброва Н.В. Социальная общность родителей как субъект гражданского общества // Вестник Института социологии. - 2020. - № 1 (11). - C. 183-206.

15. Способы и формы защиты нарушенных прав граждан и юридических лиц [Электронный ресурс] / сост. Е.А. Гринь. - URL: https://kubsau.ru/upload/ iblock/275/275c81a5818030f6c84949ec0a5e1fa9.pdf (дата обращения 13.09.2020).

16. Основные статистические данные о деятельности органов прокуратуры [Электронный ресурс]. - URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/7SHOW-ALL_1=0 (дата обращения: 14.10.2020).

17. Информация о рассмотренных Министерством просвещения России обращений граждан и организаций в 2019 году [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/83feda129a4a599929ba6b8a21b0a04b/download/ 2652/ (дата обращения: 01.10.2020).

18. Доклад Уполномоченного по правам человека Российской Федерации за 2019 год [Электронный ресурс]. - URL: https://ombudsmanrf.org/upload/ files/docs/lib/doc2019_fin_compressed.pdf (дата обращения: 20.10.2020).

19. Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка РФ за 2019 год [Электронный ресурс]. - URL: http://deti.gov.ru/ documents/reports (дата обращения: 20.10.2020).

20. Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка РФ за 2020 год [Электронный ресурс]. - URL: http://deti.gov.ru/ detigray/upload/documents/May2021/gpGytqWUzgRM60W2NT9j .pdf (дата обращения: 03.01.2021).

21. Участие родителей в школьном образовании: выбор, возможности, вовлеченность: информ. бюл. - М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2017. - 32 с.

References

1. Evans Sh. А. When schools choose: Evaluation and educational inequality. The Sociological Quarterly, 2020, vol. 61. (4), pp. 727-747.

2. Sohoni D., Saporito S. Mapping school segregation: Using GIS to explore racial segregation between schools and their corresponding attendance areas. American Journal of Education, 2009, vol. 115 (4), pp. 569-600.

3. Murray B., Domina T., Petts A., Renzulli L., Boylan R. "We're in this together": Bridging and bonding social capital in elementary school PTOs. American Educational Research Journal, 2020, vol. 57 (5), pp. 2210-2244.

4. Murray B., Domina T., Renzulli L., Boylan R. Civil society goes to school: Parent-teacher associations and the equality of educational opportunity. RSF: The Russell Sage Foundation Journal of the Social Sciences, 2019, vol. 5 (3), pp. 41-63.

5. Schroeder S., Currin E., McCardle T. Mother tongues: The opt out movement's vocal response to patriarchal, neoliberal education reform. Gender and Education, 2018, vol. 30 (8), pp. 1001-1018.

6. Cucchiara M.B., Horvat E.M. Perils and promises: Middle-class parental involvement in urban schools. American Educational Research Journal, 2009, vol. 46 (4), pp.974-1004.

7. Dodillet S., Christensen D.S. Parents, a Swedish problem: On the marginali-zation of democratic parental involvement in Swedish school policy. Comparative

Education, 2020, vol. 56 (3), pp. 379-393.

8. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [On education in the Russian Federation]. Federal Law dated 29.12.2012, No. 273-FZ, available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 11.07.2020).

9. Chernyshov A. Roditeli kak grazhdane [Parents as citizens]. Vlast, 2019, no. 1, pp. 47-54.

10. Shpakovskaia L.L. Diskursivnye praktiki roditel'stva: politicheskie vyzovy i aktual'nye problemy [Discursive practices for parenthood: Political challenges andactual agenda]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia, 2013, no. 1 (21), pp. 236-248.

11. Maiofis M., Kukulin I. Novoe roditel'stvo i ego politicheskie aspekty [New parenthood and its political aspects]. Pro et Contra, 2010, no. 1, pp. 6-19.

12. L'vovskii S. Pod znakom iuvenal'noi iustitsii [Under the sign of juvenile justice]. Pro et Contra, 2010, no. 1, pp. 20-41.

13. Shabrova N.V. Roditel'stvo v institutsional'noi strukture grazhdanskogo obshchestva [Parenthood in the institutional structure of civil society]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2019, no. 2, pp. 48-65.

14. Shabrova N.V. Sotsial'naia obshchnost' roditelei kak sub"ekt grazhdanskogo obshchestva [The social community of parents as a part of civil society]. VestnikInstituta sotsiologii, 2020, no. 1 (11), pp. 183-206.

15. Sposoby i formy zashchity narushennykh prav grazhdan i iuridicheskikh lits [Methods and forms to protect violated rights of citizens and legal entities]. Available at: https://kubsau.ru/upload/iblock/275/275c81a5818030f6c84949ec0 a5e1fa9.pdf (accessed 13.09.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Osnovnye statisticheskie dannye o deiatel'nosti organov prokuratury [Basic statistical data on the activities of the Prosecutor's Office]. Available at: https://genproc.gov.ru/stat/data/?SH0WALL_1=0 (accessed 14.10.2020).

17. Informatsiia o rassmotrennykh Ministerstvom prosveshcheniia Rossii obrashchenii grazhdan i organizatsii v 2019 godu [Information on the appeals of citizens and organizations considered by the Ministry of Education of Russia in 2019]. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/83feda129a4a599929ba 6b8a21b0a04b/download/2652/ (accessed 01.10.2020).

18. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka Rossiiskoi Federatsii za 2019 god [Report of the Commissioner for Human Rights of the Russian Federation for 2019]. Available at: https://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doc 2019_fin_compressed.pdf (accessed 20.10.2020).

19. Doklad o deiatel'nosti Upolnomochennogo pri prezidente RF po pravam rebenka RF za 2019 god [Report on the activities of the Presidential Commissioner for Children's Rights of the Russian Federation for 2019]. Available at: http://deti.gov.ru/documents/reports (accessed 20.10.2020).

20. Doklad o deiatel'nosti Upolnomochennogo pri prezidente RF po pravam rebenka RF za 2020 god [Report on the activities of the Presidential Commissioner for Children's Rights of the Russian Federation for 2020]. Available at: http://deti.gov.ru/detigray/upload/documents/May2021/gpGytqWUzgRM60W2NT9. pdf (accessed 03.01.2021).

21. Uchastie roditelei v shkol'nom obrazovanii: vybor, vozmozhnosti, vovlechennost'. Informatsionnyi biulleten' [Parents' participation in school education: Choice, opportunities, involvement]. Moscow, HSE, 2017, 32 p.

Оригинальность 78 %

Поступила 19.01.2022 Одобрена 18.02.2022 Принята к публикации 28.05.2022

N.V. Shabrova

PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS AND INTERESTS IN THE FIELD OF SCHOOL EDUCATION: PRACTICES OF RUSSIAN PARENTS

Protection of the rights and interests of children in the field of school education is an important indicator of the implementation of the principles and ideals of civil society in the country. The Federal Law "On Education in the Russian Federation" has consolidated the status of schoolchildren parents as participants in educational relations and fixed their right to protect the interests of children.

The article attempts to analyze the parents' practices for the protection of rights and interests of children in the field of school education. These practices are considered as a manifestation of the formation of parent community as a subject of civil society.

The empirical basis of the research is the results of a sociological study carried out using the following methods: a. analysis of documents (reports and statistical information reflecting violations of the rights and interests of children in the field of education and citizens' appeals to the authorities for their protection), b. mass survey of parents of Yekaterinburg pupils (2019, n=7281), c. in-depth interviews with Yekaterinburg parents (2021, n=20).

The research conducted has shown that parents prefer to use informal practices of individual protection of children's rights and interests in the field of education. The author highlights the key problems of parents' unwillingness to be involved in the practices of protecting the educational rights and interests of children. In conclusion the author argues that there is a positive trend of increasing the number of collective parents' practices for the protection of rights and interests of children in the field of school education. It is interpreted as a manifestation of the need for self-organization and collective mobilization realized by the parent community to protect the interests of children and parents in the field of education.

Keywords: parent community, civil society, school, parents' activity, practices for the protection of children's rights and interests.

Nina V. Shabrova - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, School of Public Administration and Entrepreneurship, Ural Federal University, e-mail: n.v.shabrova@urfu.ru.

Received 19.01.2022 Accepted 18.02.2022 Published 28.05.2022

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад. 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Шаброва, Н.В. Защита прав и интересов детей в сфере школьного образования: практики российских родителей / Н.В. Шаброва // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2022. - № 2. - С. 112-124.

Please cite this article in English as:

Shabrova N.V. Protection of children's rights and interests in the field of school education: practices of Russian parents. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 2, pp. 112-124 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.