PEDAGOGICAL SCIENCES
REFERENCES
1. Bandakov M.P., Kovyazina G.V. Adaptivnaya fizicheskaya reabilitaciya na pozdnem periode vosstanovleniya postinsul'tnyh paci-entov s uchetom tipa otnosheniya k bolezni: monografiya [Adaptive physical rehabilitation in the late recovery period of post-stroke patients taking into account the type of attitude towards the disease]. Kirov: Izd-vo VyatGGU, 2013.
2. Vereshchagin N.V., Varankin Yu.Ya. Epidemiologiya insul'ta v Rossii: rezul'taty i epidemiologicheskie aspekty prob-lemy. Insul't [Epidemiology of stroke in Russia: results and epidemiological aspects of the problem. Stroke]. Nevrologiya i psihiatriya imeni Korsakova: prilozh. k zhurn [Neurology and Psychiatry named after Korsakov], 2011, no. 1, pp. 34-40.
3. Korolev A.A. Postinsul'tnyj spasticheskij myshechnyj gipertonus: koncepciya i tekhnologii medicinskoj rea-bilitacii. Avtoref. diss. dokt. med. nauk [Post-stroke spastic muscular hypertonicity: concept and technologies of medical rehabilitation. Thesis of Doctor of Medicine]. Saint-Petersburg, 2014.
4. Bohannon R.W. Comfortable and maximum walking speed of adults aged 20 to 79 years: reference values and determinants. Age ageing, 1997, no. 326, pp. 15-19.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
М.П. Бандаков, доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, ORCID: 0000-0002-8605-301X.
А.А. Тарасова, аспирант кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: anastasiya.ignatova.job@mail.ru, ORCID: 00000002-0079-4600.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
M.P. Bandakov, Doctor of Education, Professor of the Department of Sports Disciplines and Adaptive Physical Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, ORCID: 0000-0002-8605-301X.
A.A. Tarasova, Graduate Student of the Department of Sports Disciplines and Adaptive Physical Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: anastasiya.ignatova.job@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0079-4600.
УДК 374
Иван Сергеевич Банников
г. Курган
Константин Анатольевич Фомичев
г. Курган
Социальные проекты как способы защиты прав и интересов детей и молодежи
В работе рассматривается комплекс способов, направленных на защиту прав детей и молодежи с помощью социальных проектов и инициатив в различных образовательных институтах и организациях. Описаны основные учреждения по правам детей и подростков, а также ряд прав, которыми обладают несовершеннолетние. Показаны проекты для повышения компетенций родительского контроля и воспитания детей. Проведена методика исследования на психологический климат, готовность детей к проявлению интереса и вовлечению в социальные проекты, реализация детских и молодежных возможностей. Подведение итогов исследования проведения месячного тренинга для детей с отклоняющимся поведением и их родителей. Проведен комплексный подход к созданию комфортных условий для дальнейшего обучения детей с выраженными психологическими особенностями. Возможность корректирования для будущей деятельности с включением детей к социальным мероприятиям.
Ключевые слова: социальные проекты, защита прав, детство, молодежь, общественные институты, психологический климат, детская безопасность, реализация способностей.
Ivan Sergeevich Bannikov
Kurgan
Konstantin Anatolyevich Fomichev
Kurgan
Social projects as the ways to protect the rights and interests of children and youth
The paper considers a set of methods aimed at protecting the rights of children and youth through social projects and initiatives in various educational institutions and organizations. The main institutions for the rights of children and adolescents are described, as well as a number of rights enjoyed by minors. The projects for increasing the competencies of parental control and parenting are shown. The methodology research on the psychological climate, the willingness of children to show the interest and involvement in social projects, the realization of children's and youth opportunities is carried out. The results of a monthly training study for children with deviant behavior and their parents are summed up. An integrated approach for creating comfortable conditions for the further education of children with pronounced psychological characteristics was carried out. The possibility of correcting the future activities with the inclusion of children in social events exists.
Keywords: social projects, rights protection, childhood, youth, public institutions, psychological climate, child safety, realization of abilities.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019
33
На сегодняшний день встает важный вопрос о защите прав и интересов детей и детства в современных условиях в целом. Многие не представляют, насколько важен этап к созданию новых педагогических факторов. Необходимо сформировать свободное творческое пространство, коммуникативный путь к развитию детского образования, возможность выражать свои мысли и чувства, а также проявлять заботу и внимание тем, кто в этом нуждается. Здесь приводится специфика реального времени, где форма детства - это особый период в формировании «здоровой» личности. Как мы проявляем внимание и заботу к ребенку сейчас, даем фундамент развития - зависит прямое будущее современного общества, формы сознания человека и вектор новой культуры. Ребенок прямой последователь происходящего «социального климата» сейчас, он начинает включать в себя все элементы, окружающие его. Поэтому необходимо действовать, создавать базу потребностей детей с целью реализации талантов и способностей.
Исходя из современной концепции советского и российского педагога и психолога Д.И. Фель-дштейна, детство - это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка с взрослым сообществом и другими детьми [4].
Для нового и современного поколения детей требуются обновленные формы и методики познания типа их деятельности, что сможет скорректировать и направить детей в прогрессивную сторону развития. Большинство условий, которые действовали в советский период раньше, невозможно сравнивать с быстроменяющимися условиями, альтернативными возможностями самоорганизации досуга сейчас. Необходимо минимизировать недопонимание между родителем и ребенком, посредством новых технологий создания интересов и форм воспитания для благоприятного детства.
Безопасность детей - это быть рядом с внимательным взрослым. Таким мотивам учат специализированные социальные проекты и законы, как для детей, так и для их родителей на лекционных занятиях, форумах и образовательных лекциях. Проходит обсуждение проблем способа защиты прав ребенка, знакомят с перечнем законов, вопрос о роли и развитии интересов, потребностей в детский период.
В настоящее время, социальные проекты являются многоуровневой системой образования с детства, проходит развитие компетенций и личностных качеств. Следует подчеркнуть важность и значимость проектов в поддержке интересов детства, прав и возможностей выражать личное мнение. Умение самому стать лидером в молодёжной среде.
Ребенком человек считается юридически до момента достижения им совершеннолетия. Все права, которые действуют в данный период, распро-
страняются также и на подростков. Согласно Конституции РФ, Закон от 24.07.98 №124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», реализует такие права, как: на жизнь; на семью; на обучение; на получение гражданства; на свободу слова и мысли; на помощь в медицинских учреждениях; на государственную помощь и т.д. Согласно статье №6 сказано, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации [3].
Существует ряд основных организаций, защищающих права ребенка: комиссия и инспекция по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры и суды, органы опеки и попечительства, комитет по правам ребенка, в котором эксперты контролируют выполнение «Конвенции о правах ребенка», созданной в 1946 году Организацией Объединенных Наций в Женеве и носит название Детского Фонда. Среди действующих органов защиты, отдельным направленным элементом развития детских интересов и мнений является Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, руководитель Института А.Ю. Кузнецова.
Встает главная задача на пути решения проблем реализации прав и свобод детства путем решения через социальные проекты - это характеризует их, как основной источник создания детям полной значимости себя в раскрытии собственного потенциала, таланта и способностей на первичных этапах процесса становления личности.
На новом этапе образовательного цикла, в настоящее время, реализуется ряд основных социальных проектов, инициатив и акций, способных сформулировать проблемы детей и родителей, затем интерпретировать их в объективный и прогрессивный формат деятельности. Создание комплекса компетенций для формирования полноценной личности, касаемо детского периода. Среди масштаба проектной деятельности реализуется комплекс мероприятий, направленный на молодых людей, детей и их родителей.
Акция «Безопасное детство» создана реализовать комплекс мер по профилактике чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними. Для этого при детских омбудсменах в субъектах Российской Федерации создаются рабочие группы, в которые приглашаются активисты родительского сообщества, команд «Молодёжки ОНФ», а также члены общественных советов при региональных уполномоченных по правам ребенка. Рабочие группы будут проводить мониторинг безопасности мест отдыха детей и семей с детьми: дворов, парков, скверов,
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291
PEDAGOGICAL SCIENCES
пляжей, детских площадок, в том числе в ТРЦ, а также прилегающих территорий. Задача таких патрулей - выявление факторов, угрожающих здоровью, а порой и жизни несовершеннолетних: открытые люки, заброшенные карьеры, слабо закрепленные или неисправные конструкции, спортивные тренажеры, неогороженные места, где проводятся ремонтные или строительные работы. Проект, реализуемый по инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, нацелен на оказание помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей для развития личности, самореализации, формирования активной жизненной позиции. Его реализация осуществляется по направлениям - патриотическая и начальная подготовка, лагеря и сборы, профориентация, поисковая работа, культура, творчество, спорт, добровольчество, а наставниками становятся сами дети-юнармейцы.
В конце декабря 2017 года Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова, и начальник главного штаба движения «Юнармия» Дмитрий Труненков подписали соглашение, после чего была запущена предварительная стадия проекта «Юнармия». Наставничество». С февраля 2018 года проект «Наставничество» начал свою работу в 8 субъектах Российской Федерации: Республика Карелия, Ставропольский и Приморский край. В Калужской, Ульяновской, Волгоградской, Кемеровской, Тюменской областях.
Вектор «Детство - 2019» является поддержкой социальных государственных и общественных проектов на основе масштабного и разностороннего сотрудничества между государственными структурами, органами власти субъектов Российской Федерации и некоммерческими общественными организациями. В «инициативе» принимают участие проекты, реализуемые в регионах России, направленные на поддержку семьи, детства, отцовства и материнства.
На «инициативу» принимаются проекты в области социальной политики в сфере поддержки семьи и детства, реализуемые в субъектах РФ с участием или при помощи органов государственной власти региона (кроме мероприятий в рамках федеральных целевых программ) [2].
Проект «Крепкая Семья», реализуемый партией «Единая Россия». 2018-2027 годы указом президента Российской Федерации объявлены Десятилетием детства. Основным вектором социального развития страны становятся решение вопросов по улучшению демографической ситуации в стране, поддержки семей детьми, созданию условий безопасного детства, профилактике социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних, семейного устройства детей-сирот, сопровождения замещающих и приемных семей.
Партийный проект «Крепкая семья» призван защищать права семей и пропагандировать традиционные семейные ценности для укрепления инсти-
тута семьи в Российской Федерации. Через институт семьи возможно всесторонне социальное развитие личности и патриотическое воспитание [1].
На территории Курганской области существует ряд значимых социальные проектов, которые получили финансовую поддержку от Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь» для развития и реализации мероприятий детям и молодежи. Заявки на конкурс принимались по 9 номинациям, среди которых «студенческие инициативы», «молодёжные медиа», «патриотическое воспитание», «укрепление семейных ценностей», «развитие социальных лифтов», «добровольчество», «инициативы творческой молодёжи», «спорт, ЗОЖ, туризм», «профилактика негативных проявлений в молодежной среде и межнациональное взаимодействие» [5].
Исследуемые социальные проекты являются особой формой воздействия на формирование благоприятного детства. В этом направлении было проведено социально-психологическое тестирование среди детей с 5 по 9 классы МБОУ «СОШ №26» г. Кургана. Цель заключалась в выявлении степени психологического состояния ребенка, наличие склонностей к девиантному поведению, а также психологическому климату внутри семьи и школьном коллективе. Тест состоял из 40 вопросов с раскрытием данной проблемы. Результаты показали, что из 100 тестируемых 19 учеников склонны к «психологической травме» и ненормативному поведению - склонны к нарушению школьной дисциплины. Для «трудных» детей и их родителей был организован специальный тридцатидневный восстановительный курс «Здоровое детство». На него приглашен эксперт - психолог по работе с несовершеннолетними детьми. Занятия проходили в вечернее время с понедельника по пятницу и включали в себя лекционные занятия, восстановительную терапию и реабилитационные программы.
После проведения тридцатидневного социального проекта - психологическое состояние детей улучшилось, сформировалась коллективная ответственность, повлиявшая на общий показатель учеников и школьную дисциплину. Таким образом, специфика проведения социальных мероприятий для группы детей и подростков в стадии психологической неуравновешенности, а также для их родителей поспособствовала стабилизации психологической деятельности, проявлению интересов к социальным событиям и развитию стабильного внутриклассового климата среди учеников 5-9 классов.
Необходимо отметить, что важную роль играют социальные проекты, направленные на улучшение психологических, коммуникативных форм метода воздействия на детей путем раскрытия у них способностей и талантов. Однако дети, которые еще не вовлечены в подобные мероприятия, сталкиваются с психологическими барьерами, конфликтами с взрослыми людьми, своими родителями, из-за че-
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019
35
го возникают трудности с принятием рациональных решений. Поэтому, все требуемые условия, которые реализуют проектные учреждения для несовершеннолетних и молодых людей (от адаптации к социальной мобильности до разработки собственных
проектов), постепенно начнут привлекать и охватывать все больший процент не вовлеченных детей в процесс социальной деятельности. Это значительно повысит уровень защищенности детей от неблагоприятных факторов окружающей среды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Единая Россия». Проект «Крепкая семья» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://er.ru/projects/krepkaya-semya/. - 03.11.2019.
2. Институт по правам ребенка. Вектор «Детство2019» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://deti.gov.ru/projects/vektor/info. - 09.09.2019.
3. Органы по защите прав ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mjusli.ru/deti/organy-po-zaschite-prav-rebenka. - 28.10.2019.
4. Понятие «Детство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/04/26/statya-na-temu-ponyatie-detstvo. - 12.09.2019.
5. Проекты Зауралья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/43034240-pyat-proektov-zauralya-poluchili-granty-ot-rosmolodezhi/?updated. - 07.10. 2019.
REFERENCES
1. «Edinaya Rossiya». Proekt «Krepkaya sem'ya» [Elektronnyj resurs] ["United Russia". The project "Strong family"]. URL: https://er.ru/projects/krepkaya-semya (Accessed 03.11.2019).
2. Institut po pravam rebenka. Vektor «Detstvo2019» [Elektronnyj resurs] [Institute for the Child's Rights. Vector "Childhood2019"]. URL: http://deti.gov.ru/projects/vektor/info (Accessed 09.09.2019).
3. Organy po zashchite prav rebenka [Elektronnyj resurs] [Child Protection Authorities]. URL: https://mjusli.ru/deti/organy-po-zaschite-prav-rebenka (Accessed 28.10.2019).
4. Ponyatie «Detstvo» [Elektronnyj resurs] [The concept "Childhood"]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/04/26/statya-na-temu-ponyatie-detstvo (Accessed 12.09.2019).
6. Proekty Zaural'ya [Elektronnyj resurs] [Projects of Trans Ural]. URL: https://news.rambler.ru/other/43034240-pyat-proektov-zauralya-poluchili-granty-ot-rosmolodezhi/?updated (Accessed 07.10. 2019).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
И.С. Банников, студент, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган, Россия, e-mail: ivansuccess@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2630-4948.
К.А. Фомичев, кандидат исторических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган, Россия, e-mail: orm-kurgan@rambler.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
I.S. Bannikov, Undergraduate, Kurgan State University, Kurgan, Russia, e-mail: ivansuccess@mail.ru, ORCID: 00000002-2630-4948.
K.A. Fomichev, Ph.D in Historical Sciences, Associated Professor, Kurgan State University, Kurgan, Russia, e-mail: orm-kurgan@rambler.ru.
УДК 373.5
Сергей Андреевич Безкоровайный
г. Челябинск
Хаккатон - как форма группового обучения в кружке робототехники
В статье рассматривается особенность организации работы кружка робототехнике на основе технологий группового обучения. Описываются виды форумов - «хаккатон», приводятся методические рекомендации организации хаккатона в рамках кружка робототехники.
Ключевые слова: робототехника, информационно-коммуникационные технологии, хаккатон, групповое обучение.
Sergey Andreevich Bezkorovaynyy
Chelyabinsk
Hackathon - as a form of group learning in a robotics club
The article discusses the peculiarity of organizing the work of a robotics club based on the group learning technologies. The types of forums - "hackcaton" are described here; also the methodological recommendations for organizing a hackcaton in robotics club are given.
Keywords: robotics, Informational and communicational technology, hackathon, group learning.
~T ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 36_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291