66
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 2 (58), с. 66—71
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.35
РОДИТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО ОБ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ: ТИПОЛОГИЯ И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ
© 2020 г. Н.В. Шаброва, Е.А. Шуклина, М.В. Певная
Шаброва Нина Васильевна, к.соц.н.; доц.; доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург [email protected]
Шуклина Елена Анатольевна, д.соц.н.; профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург [email protected]
Певная Мария Владимировна, д.соц.н.; заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.12.2019 Статья присята к публикации 15.05.2020
Реформирование системы школьного образования должно осуществляться в неразрывной связи с потребностями и интересами образовательных общностей. Родители как одна из таких общностей в последние годы все активнее вовлекаются в решение проблем школьного образования. Удовлетворенность родителей различными аспектами обучения их детей может выступить показателем эффективности образовательной политики.
Представлена попытка изучения отношения родителей к условиям образовательной деятельности их детей. Эмпирической базой работы выступили результаты онлайн-анкетирования родителей детей-школьников г. Екатеринбурга («=7281 чел.). С помощью двухэтапного кластерного анализа по критерию удовлетворенности условиями образовательной деятельности их детей в школе была сформирована эмпирическая типология родителей. Выделено два кластера родителей: «скорее позитивно» (61.9%) и «скорее негативно» (38.1%) оценивающих условия обучения детей в школе. Корреляционный анализ позволил выявить отсутствие принципиальных различий в социально-демографических характеристиках кластеров родителей и оценке ими ключевой проблемы школьного образования (снижение мотивации учебной деятельности). Кластер «недовольных» родителей не удовлетворен практически всеми аспектами обучения их детей, но основной является проблема «человеческих отношений» в школе. Различаются кластеры родителей в оценке того, чего им не хватает для реализации эффективной помощи школе и своему ребенку в ней. «Недовольным» родителям недостаточно информации о жизни школы, юридических/экономических и др. знаний, необходимых для реализации гражданской активности. Представители «позитивно настроенных» родителей в качестве препятствия осуществления помощи школе видят только недостаток времени и личной активности.
Полученная типология родителей может и должна стать основой для разработки стратегий в работе с родительским сообществом органов управления различных уровней. Дифференцированный диалог управленцев в системе образования с родителями разных типов не только позволит решить текущие проблемы, но и будет способствовать развитию школьного образования.
Ключевые слова: родительское сообщество, типология родителей, удовлетворенность условиями образовательной деятельности, стратегии работы с родителями.
Введение
Обсуждая проблемы школьного образования в России, исследователи традиционно обращаются к изучению условий образовательной деятельности школьников. На каждом этапе реформирования системы образования эта про-
блема вновь обретает свою актуальность. Это является ответом на запрос общества о соотнесении потребности в современном и качественном школьном образовании с возможностью ее реализации в конкретных социально-экономических и социокультурных условиях. Родители как важный фактор эффективной образователь-
ной деятельности школьников наиболее чувствительны к изменениям, происходящим в системе образования. В последнее десятилетие родительское сообщество, особенно в крупных российских городах, начинает проявлять все большую активность и заинтересованность в ситуации, складывающейся в школьном образовании. По данным последних исследований, родители становится более организованными и ориентированными на решение реальных проблем школы, где учатся их дети, постепенно превращаясь в значимый фактор формирования гражданского общества в России [1, 2].
Традиционно исследователи выделяют несколько моделей участия родителей в образовании [3, 4]. Отмечая их эволюцию, констатируют, что во второй половине ХХ века произошел переход от доминанты школьного образования [5] к модели расширения возможностей родительского сообщества [6] в воспитании и образовании ребенка. Они указывают на необходимость новой трактовки понятия вовлеченности [7-9], показывают, что реформа образования должна идти по пути формирования диалога семьи и школы, отношений, выстроенных на принципах партнерства и равноправия [10, 11].
В связи с этим в рамках нашего исследования поставлена задача выявления отношения родителей к условиям образовательной деятельности их детей, наиболее актуальных проблем, которые требуют не только особого внимания со стороны органов управления образованием, но и деятельного участия родительского сообщества.
Материалы и методы
Статья основана на материалах исследовательского проекта научного коллектива Уральского федерального университета «Родители и школа: взаимодействие в системе образования города» (2019 г.), осуществленного при поддержке департамента образования г. Екатеринбурга. С помощью онлайн-анкетирования опрошены родители детей, обучающихся в г. Екатеринбурге. Объем выборки 7281 чел., выборка квотная, квоты заданы по районам города и типам школ. Полученные на большой выборке количественные данные дали возможность для решения научной задачи применить такие статистические методы, как кластерный и корреляционный анализ, позволившие выявить типологию родительского сообщества и описать ее базовые характеристики.
С помощью двухэтапного кластерного анализа на основе широкого спектра показателей была сформирована эмпирическая типология родителей по критерию удовлетворенности условиями образовательной деятельности их детей в школе.
Показатели отношения родительского сообщества российского мегаполиса к условиям обучения детей в школе были представлены несколькими блоками, характеризующими:
- организацию образовательного процесса («качество преподавания», «организация учебного процесса», «расписание занятий ребенка»);
- организацию культурно-образовательной среды ребенка в школе («условия для общекультурного развития ребенка», «организация внеучебных мероприятий», «наличие возможностей получать различные виды дополнительного образования в школе», «возможность посещать факультативы по интересующим ребенка предметам»);
- характер социально-педагогического взаимодействия «учитель - ученик - родитель» («психологическая атмосфера в школе», «отношения учителей и учеников», «характер коммуникаций родителей с администрацией школы»);
- уровень методической и технической оснащенности образовательного процесса («уровень обеспечения учебной литературой», «техническое оснащение классов (аудио-, видеооборудованием и др.)», «возможность работы на компьютере, использования ресурсов Интернета»);
- качество питания и санитарно-гигиенических условий в школе («качество питания», «санитарно-гигиеническое состояние классов, столовой, туалетов»).
Отношение родительского сообщества к условиям образовательной деятельности их ребенка измерялось по пятибалльной шкале (табл. 1).
На основе системы показателей выявлено два кластера родителей, «скорее позитивно» и «скорее негативно» оценивающих условия обучения детей в школе. Кластеры не одинаковы по своему объему. Первый кластер «позитивно настроенных» родителей практически в два раза больше (61.9%) второго - «негативно настроенных» (38.1%).
В дальнейшем применение корреляционного анализа дало возможность выявить особенности представителей этих двух групп родителей и наметить основные направления работы с ними образовательного менеджмента.
Результаты исследования
Использование корреляционного анализа позволило увидеть, что принципиального различия в социально-демографических характеристиках двух кластеров родителей нет, если не считать, что кластер «недовольных» родителей больше дифференцирован по уровню дохода: в нем более явно представлены группы как хорошо обеспеченных семей, так и семей с низким уровнем дохода. Это свидетельствует о том, что
Таблица 1
Отношение родительского сообщества к условиям обучения их ребенка в школе (по пятибалльной шкале, где 5 - абсолютно удовлетворен, 1 - абсолютно не удовлетворен)_
Удовлетворенность родителей следующими сторонами образовательной деятельности ребенка Средние значения
В целом по массиву 1-й кластер 2-й кластер
Уровнем обеспечения учебной литературы 3.61 4.19 2.65
Качеством преподавания 3.50 4.10 2.51
Организацией учебного процесса 3.48 4.10 2.47
Отношениями учителей и учеников 3.47 4.07 2.50
Расписанием занятий Вашего ребенка 3.45 4.05 2.48
Техническим оснащением классов (аудио-, видеооборудованием и др.) 3.44 4.09 2.39
Санитарно-гигиеническим состоянием классов 3.39 4.06 2.30
Характером коммуникаций с администрацией школы 3.33 3.98 2.27
Психологической атмосферой в школе 3.29 3.93 2.24
Санитарно-гигиеническим состоянием школьной столовой 3.25 3.89 2.20
Условиями для общекультурного развития ребенка 3.20 3.85 2.14
Организацией внеучебных мероприятий 3.15 3.81 2.01
Возможностью работы на компьютере, использования ресурсов Интернета 3.13 3.76 2.11
Качеством питания 2.95 3.52 2.01
Наличием возможностей получать различные виды дополнительного образования в школе 2.88 3.49 1.88
Возможностью посещать факультативы по интересующим ребенка предметам 2.83 3.43 1.81
Санитарно-гигиеническим состоянием туалетов 2.83 3.42 1.87
характер претензий этих подгрупп родителей может быть основан на принципиально различной мотивации, связанной с экономическим статусом родителей.
Обе группы родителей солидаризируются в оценке одного из значимых не только российских, но и мировых трендов в школьном образовании - снижения мотивации учебной деятельности школьников. Более половины всех респондентов считают необходимым разработку специальных механизмов повышения уровня образовательной мотивации учеников, развитие интересных форм внеучебной работы (табл. 2).
Существенные различия между кластерами родителей проявляются в оценке наиболее актуальных проблем российской школы. Кластер «недовольных» родителей предъявляет серьезные требования ко всем сторонам образовательного процесса школьников: к качеству образования и уровню подготовки учащихся; организации образовательного процесса; уровню профессиональной компетенции педагогов; созданным в школе условиям для эффективного диалога педагогов, учащихся, родителей. Этими характеристиками школьного образования не удовлетворены от 42.8% до 56.8% респондентов. Каждый третий считает необходимым снижение уровня бюрократизации и коррумпированности в системе школьного образования (табл. 2).
Полученные данные свидетельствуют о явной неоднородности представлений родителей о путях дальнейшего развития школьного обра-
зования и конкретных практиках управления образовательным процессом. Этот факт должен быть учтен представителями образовательного менеджмента при разработке образовательной политики разного уровня, которая становится невозможной без активного участия родительского сообщества как на стадии ее формировании, так и в процессе реализации.
В целом нами был зафиксирован высокий уровень готовности родителей к участию в жизни школы, работе по ее благоустройству (87.4%), организации культурно-образовательной среды (культурных мероприятий, дополнительного образования) - 60.6%; развитию внут-ришкольной коммуникации между родителями, педагогами, учащимися (56.3%); в оказании спонсорской помощи (56.4%).
Для понимания существующих барьеров в реализации социального участия родителей в образовательной политике мы выяснили, что' препятствует им в оказании помощи школе (табл. 3).
Полученные данные выявили значимые различия между кластерами родительского сообщества. Кластер «недовольных» родителей испытывает явные ограничения в доступе к информации о жизни школы (44.7%). Для них характерен кризис доверия к учителям, опасения, что их критическое отношение к ситуации в школьном образовании и различные формы активности могут повредить ребенку (38.6%). У них больше, чем у представителей первого
Таблица 2
Родители о том, что необходимо изменить в школьном образовании для повышения его эффективности
Варианты ответа 1-й кластер 2-й кластер В целом по массиву
Разработать механизмы повышения уровня образовательной мотивации учеников 56.6 56.3 56.5
Развить интересные формы внеучебной работы 50.2 53.1 51.4
Повысить уровень школьной подготовки учащихся1 40.9 51.9 45.1
Организовать работу с учениками по выбору будущей профессии 43.0 44.9 43.8
Повысить уровень профессионализма педагогов2 34.4 56.8 43.0
Повысить уровень материально-технической3 оснащенности школы 38.0 44.5 40.5
Создать условия для диалога педагогов, учащихся, „4 родителей 34.2 42.8 37.5
Понизить уровень бюрократизации образовательной деятельности5 28.6 33.5 30.5
Повысить уровень организации образовательного процесса6 23.9 37.1 29.0
Уменьшить уровень коррумпированности в системе образования7 22.9 33.6 27.0
Снизить барьеры зачисления в желаемую школу 22.6 25.2 23.6
Ограничить внедрение дистанционных технологий обучения 14.6 16.6 15.4
Всего 409.9 469.3 443.2
Pearson Chi-Square =
3 Pearson Chi-Square =
4 Pearson Chi-Square =
5 Pearson Chi-Square = 6Pearson Chi-Square = 7 Pearson Chi-Square =
Value 137,955a = Value 75,172 a, = Value 59,872a, = Value 39,171a, Value 35,482a, = Value 135,482;
, Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,229. Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,216. , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,210. , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,149. Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,117. Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,217.
Таблица 3
Родители о том, чего не хватает им для реализации эффективной помощи школе и своему ребенку в ней
Родителям не хватает... 1-й кластер 2-й кластер В целом по массиву
Информации о том, что происходит в школе1 33.6 44.7 37.9
Уверенности в том, что эта деятельность не повредит вашему ребенку2 28.5 38.6 32.4
Понимания того, как решать конкретные проблемы 28.6 28.5 28.6
Понимания того, какие общественные структуры и организации могут Вам в этом помочь 20.6 20.6 20.6
Личностных качеств (активности, коммуникабельности и т.д.)3 17.9 13.5 16.3
Юридических/экономических и др. знаний4 14.5 19.0 16.3
Практических навыков взаимодействия с управленческими структурами 15.9 16.4 16.2
Поддержки учительского коллектива5 7.8 16.2 11.0
Поддержки родительского сообщества6 7.7 9.4 8.4
Времени7 4.9 3.5 4.4
Всего 180.0 210.4 192.1
Pearson Chi-Square = 3 Pearson Chi-Square = Square = Square = Square = Square =
4 Pearson Chi-
5 Pearson Chi'
6 Pearson Chi'
7 Pearson Chi'
: Value 35,282a, Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,218. Value 25,482a, Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,117. Value 27,131a, Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,123. Value 41,5182a, Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,179. Value 31,411a, Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,122. Value 15,982a, Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,111.
кластера, проявляется потребность в юридических/экономических и др. знаниях, необходимых для реализации гражданской активности. В большей степени они нуждаются в поддержке учительского коллектива и родительского сообщества.
Представители первого кластера, «позитивно настроенных» родителей, в качестве препятствия осуществления помощи школе видят только недостаток времени и личной активности. Вместе с тем необходимо специально изучить, как изменились бы их практики участия,
если для этого были бы созданы специальные стимулы, осуществлялось целенаправленное управление участием родителей не только в жизни школы, но и реализации образовательной политики в целом.
Выводы
Полученные результаты исследования дают возможность не только увидеть различия в потребностях, целях и интересах разных сегментов родительского сообщества, но и сделать вывод о формировании социального заказа на общественное участие родителей в решении проблем школьного образования, определении путей его развития. Родительское сообщество социально адаптировано, обладает высоким образовательным цензом и уровнем культуры, активно, инициативно, социально ответственно, детоцентрично - дети являются одной из важнейших жизненных ценностей. Для понимания того, какой вклад могут внести родители в развитие школьного образования, необходимо проанализировать существующую управленческую практику на уровне школы, муниципального образования с целью понять, насколько она ориентирована на управление социальным участием родителей, в чем является неэффективной и какие возможности упускает [12].
Важно понимать, что критический потенциал кластера «недовольных» родителей должен быть реализован в различных формах точно так же, как и невыявленный потенциал социального участия «позитивно ориентированных» родителей. При наличии управленческой воли, создании необходимых условий активность родительского сообщества позитивно скажется на развитии всего образовательного пространства города. Родители мегаполиса, обладающего разнообразными информационными и технологическими ресурсами, потенциалом науки и культуры, должны стать значимым фактором развития школьного образования.
Работа выполнена при поддержке Школы государственного управления и предпринимательства Института экономики и управления Уральского федерального университета (конкурс 2019 года «Проведение научных исследований отдельными научными группами»), про-
ект «Родители и школа: взаимодействие в системе образования города».
Список литературы
1. Shabrova N.V. Involvement of parents and their children in the social activity practices in the megalopolis // Materials of 12th International Conference of Education, Research and Innovation. November 11th-13th, 2019. Seville, Spain. (CD-ROM). P. 1601-1608.
2. Школьное образование: задачи, приоритеты, потребности // Результаты опроса ВЦИОМ родителей школьников. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236 &uid=9874 (дата обращения: 20.11.2019).
3. Epstein J.L., Salinas K.C. Partnering with families and communities // Education Leadership. 2004. Vol. 61. № 8. P. 12-18. URL: http://www.ascd.org/el2 00405_epstein.pdf. (дата обращения: 17.07.2019).
4. Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 3. С. 68-90.
5. Mannan G., Blackwell J. Business involvement in the schools: how and where do parents fit into the process // Education. 1992. Vol. 113. № 2. P. 286-293.
6. Shepard R., Rose H. The power of parents: an empowerment model for increasing parental involvement // Education. 1995. Vol. 115. № 3. P. 373-377.
7. Vincent C., Tomlinson S. Home-school relationships: the swarming of disciplinary mechanisms // British Educational Research Journal. 1997. Vol. 23. № 3. P. 361-377.
8. Auerbach S. From moral supporters to struggling advocates: reconceptualizing parent roles in education through the experience of working-class families of color // Urban Education. 2007. Vol. 42. № 3. P. 250-283.
9. Galindo R., Medina C. Cultural Appropriation, Performance, and Agency in Mexicana Parent Involvement // Journal of Latinos in Education. 2009. Vol. 8. № 4. P. 312-331.
10. Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: на пути к школьным управляющим советам // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2004. № 2. С. 12-45.
11. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. 2015. Т.7. № 3. С. 1-11.
12. Петрухина О.А. Родительское сообщество как форма современного социального партнерства семьи и образовательной организации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 2 (32). С. 99-104.
PARENT COMMUNITY ABOUT THE CONDITIONS OF CHILDREN'S EDUCATION IN SCHOOL: TYPOLOGY AND MANAGEMENT STRATEGIES
N.V. Shabrova, E.A. Shuklina, M. V. Pevnaya
Ural Federal University
The reform of the school system should be carried out in close connection with the needs and interests of educational communities. Parents as one of such communities in recent years are increasingly involved in solving the problems of school
education. Parents' satisfaction with various aspects of their children's education can serve as an indicator of the effective educational policy.
The article presents an attempt to study the attitude of parents to the conditions of educational activity of their children. The empirical basis of the paper is provided by the results of the mass survey of the Yekaterinburg schoolchildren's parents (2019, n = 7281).
Using a two-stage cluster analysis on the criterion of parents' satisfaction with the conditions of educational activity of their children at school, an empirical typology of parents was formed. Two clusters of parents were identified: those assessing the conditions of children's education in school «rather positively» (61.9%) and «rather negatively» (38.1%).
The correlation analysis revealed the absence of fundamental differences in the socio-demographic characteristics of parents and their assessment of the key problem of school education (decrease in motivation of educational activities). The cluster of «dissatisfied» parents is dissatisfied with almost all aspects of their children's education, but the main problem is the «human relations» in school. There are different clusters of «positive» and «negative» parents in assessing what they lack to implement effective assistance to the school and their child in it. «Dissatisfied» parents do not have enough information about the life of the school, legal/economic and other knowledge necessary for implementing civic activity. Representatives of «positive» parents see only a lack of time and personal activity as an obstacle to the implementation of assistance to the school.
It is concluded that the resulting typology of parents can and should be the basis for the development of strategies in working with the parent community of different levels of government. A differentiated dialogue between education managers and parents of different types will not only solve current problems but will also contribute to the development of school education.
Keywords: parental community, typology of parents, satisfaction with the conditions of educational activities, strategies for working with parents.