Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ НАРКОТИЧЕСКОГО ОБОРОТА В ИТАЛИИ'

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ НАРКОТИЧЕСКОГО ОБОРОТА В ИТАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРКОТИКИ / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исмаилова С.Р., Халилова Л.Э.

Статья посвящена проблеме незаконного оборота наркотических и психотропных веществ. Поднимается вопрос о защите прав человека в условиях наркотического оборота. Рассматриваются основные нормативно правовые акты, регулирующие борьбу с наркобизнесом в Италии. Предлагаются пути решения проблемы наркобизнеса в Италии.The article is devoted to the problem of illicit trafficking in narcotic and psychotropic substances. The question of the protection of human rights in the context of drug trafficking is raised. The main regulatory legal acts regulating the fight against drug trafficking in Italy are considered. Ways of solving the problem of drug trafficking in Italy are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ НАРКОТИЧЕСКОГО ОБОРОТА В ИТАЛИИ»

реализует множество внутригосударственных проектов, направленных на сохранения объектов нематериального культурного наследия, обозначение особого статуса субъектов осуществляющих их охрану, а также повышение осведомленности населения и популяризацию объектов нематериального культурного наследия. Однако, существующие проблемы правового регулирования, угроза исчезновения объектов нематериального культурного наследия обуславливают дальнейшее международное сотрудничество и национальную правовую работу по повышению правовой охраны объектов нематериального культурного наследия.

Пристатейный библиографический список:

1. Деятельность ЮНЕСКО в области культуры. [Электронный ресурс] URL: http://unesco.ru/?s=культура

2. Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. [Электронный ресурс] URL: https://www.ihchina.en/minglu_search/sel_way/0/sel_year/0/sel_country/0/keyword/0/sel_type/0#target

3. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Принята 17.10.2003 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ cultural_heritage_conv.shtml

4. Проект ЮНЕСКО «World Heritage and Sustainable Tourism Programme». [Электронный ресурс] URL: https://whc.unesco.org/en/tourism/

5. Ду Цзинюаня Деятельность ЮНЕСКО и правительства КНР по сохранению культурного наследия Китая в начале XXl века. Санкт-Петербургский государственный университет. [Электронный ресурс] URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/31477/1/Dissertacia_Du_Czinuan.pdf

6. Портал прозрачности ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL: https://opendata.unesco.org/en/

7. Цзи Ю. Охрана нематериального культурного наследия как приоритете государственной политики КНР // Вестник МГЛУ. 2016. Вып. 2 (741). С. 325-335.

8. Закон Китайской Народной Республики «О нематериальном культурном наследии» от 2011 г. [Электронный ресурс] URL: https://chinalaw.center/administrative_law/china_intangible_cultural_heritage_law_2011_russian/

9. China Youth Development Foundation. [Электронный ресурс] URL: https://en.cydf.org.cn/

10. Лю Куйли. Исследование теорий о сохранении нематериального культурного наследия. // Форум народной культуры. 2004. № 2. С. 50-54.

Исмаилова С.Р.,

Студентка 3 курса ФНО СПО Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Халилова Л.Э.

Студент 3 курса ФНО Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Коршунова И.Г. старший преподаватель кафедры иностранных языков Крымского филиала ФГБОУВО ««РГУП»»

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ НАРКОТИЧЕСКОГО ОБОРОТА В ИТАЛИИ

Аннотация: Статья посвящена проблеме незаконного оборота наркотических и психотропных веществ. Поднимается вопрос о защите прав человека в условиях наркотического оборота. Рассматриваются основные нормативно правовые акты, регулирующие борьбу с наркобизнесом в Италии. Предлагаются пути решения проблемы наркобизнеса в Италии.

Ключевые слова: наркотики, защита прав человека, незаконный оборот наркотических средств, международные акты.

PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN THE CONDITIONS OF DRUG TRAFFIC IN ITALY

Resume: The article is devoted to the problem of illicit trafficking in narcotic and psychotropic substances. The question of the protection of human rights in the context of drug trafficking is raised. The main regulatory legal acts regulating the fight against drug trafficking in Italy are considered. Ways of solving the problem of drug trafficking in Italy are proposed.

Key words: drugs, drug business, protection of human rights, drug trafficking, international acts.

Проблема распространения наркотиков является одной из самых важных проблем современности. Наркоторговля и организованная преступность подпитывают циклы насилия и конфликтов и обеспечивают их сохранение. Вооруженные группы и террористы получают прибыль от незаконной торговли наркотиками, а экономические последствия пандемии COVID -19 повысили для миллионов людей риск оказаться вовлеченными в наркопреступность.

Италия благодаря географическому положению, а также существованию на территории страны крупных преступных структур остается важной транзитной страной, через которую большая доля наркотиков попадает в Европу. В основном, на итальянский рынок наркотиков поставляется кокаин, произведенный в Колумбии, героин из Афганистана, синтетические наркотики из Нидерландов. На юге Италии выращивается конопля, также в стране ежегодно производятся аресты лабораторий по производству запрещенных веществ, как правило, кокаина.

Италия является вторым по величине европейским потребителем опиатов (уступая только Великобритании) и третьим - по потреблению кокаина (после Великобритании и Испании). Опасения итальянского правительства также вызывают синтетические наркотики, гашиш и марихуана, запрещенные законодательством.

Правительство Италии ведет борьбу с наркотиками внутри страны и на международном уровне. Правовую основу в сфере борьбы с незаконной деятельностью в области наркотиков, а также лечения и профилактики наркомании обеспечивает указ президента Республики №309 от 9 октября 1990 года и его последующие изменения.

В Италии основным нормативным актом, регулирующим борьбу с наркобизнесом, является Закон о наркотических и психотропных веществах, лечении и реабилитации токсикоманов N 685 от 22 декабря 1975 г. [1] Последующие изменения были внесены в него законами N 291 от 21 июня 1985 г. и N 162 от 26 июня 1990 г. Анализ Закона № 162 показывает, что в его положениях, в отличие от Закона № 685, прослеживается тенденция к ужесточению наказания за совершение преступлений, связанных с наркотиками.

В Италии законы, определяющие легальное потребление наркотиков не поддаются смягчению. Статья 73 Единого реестра классификации наркотических веществ [2] наказывает сроком лишения свободы от шести до двадцати лет и штрафом от 26.000 евро до 260.000 евро любого, кто производит, выращивает, доставляет, предлагает другим лицам, продаёт, транспортирует, отправляет транзитом наркотик всех типов происхождения и степени тяжести.

В Италии разработаны и действуют законодательные ограничения на распространение и применение наркотиков. Следует упомянуть, что в 1993 году радикальная партия во главе с Марко Паннеллой успешно провела кампанию за референдум, который отменил уголовное наказание за личное употребление легких наркотиков.

В 2006 году спорный закон Фини-Джованарди 49/06 устранил различие между тяжелыми и легкими наркотиками и, таким образом, сделал хранение марихуаны и гашиша наказуемым так же строго, как хранение героина или кокаина, пока в конечном итоге он не был отменен Конституционным судом в 2014 году. Кроме того, Закон 49/06 ввел критерий количественного определения количества активного вещества в конфискованных наркотиках, а также политику абсолютной нетерпимости в отношении поведения и обстоятельств, которые могут указывать на незаконный оборот наркотиков. Как следствие, преступление было бы совершено, если бы количество активного вещества превышало пределы, установленные Министерской таблицей, которая для каннабиса была установлена на уровне 500 мг.

С 14 декабря 1995 года Италия является государством-членом Организации Объединённых Наций (далее - ООН) [3]

В рамках деятельности ООН создана организация, деятельность которой направлена на борьбу с преступностью и распространением наркотиков. Это - UNODC (United Nation Office on Drugs and Crime)- (Управлением по борьбе с наркотиками и преступностью)

Необходимо также подчеркнуть, что в соответствии с данными доклада от 2021г. Международного комитета по контролю над наркотиками ООН, потребление марихуаны населением Италии в возрасте от 15-64 лет в 2018 году составило 12% мужчин и 7% женщин. Помимо этого, потребление марихуаны среди молодежи 15-16 лет составило 14,4%.

По оценкам Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью, торговля коноплей и гашишем приносит итальянской мафии более 32 миллиардов евро ежегодно. Италия занимает лидирующую позицию по обороту наркотиков, а конкретно 3-е место по потреблению марихуаны и 4-ое место потреблению кокаина. Это с учётом того, что законодательство жёстко наказывает за распространение наркотиков в Италии

На международном уровне, на сегодняшний день, для борьбы с незаконным оборотом наркотиков, создано сотрудничество между полицией и таможней более высокого уровня, чем было в прошлом.

Правоохранительные органы международного уровня, которые ответственны за борьбу с незаконным наркооборотом выделяют в следующем списке:

- MCDDA (European Monitoring Center for Drug and Drugs Addictions);

- CARICC (Central Asian Regional Information and Coordination Center);

- INTERPOL (International Criminal Police Organization);

- MAOC-N (Maritime Analysis and Operations Center - Narcotics);

- OSCE (Organizzazione per la Sicurezza e Cooperazione in Europa);

- UNODC (United Nation Office on Drugs and Crime).

Роль координатора итальянской политики в сфере борьбы с наркотиками исполняет Департамент по борьбе с наркотиками (Dipartimento Politiche Antidroga), организованный в 2008 году при правительстве. В его обязанности входит обеспечение взаимосвязи между различными министерствами, а также между центральными и региональными органами власти.

Борьба с наркотиками является одним из приоритетных направлений деятельности национальной полиции. В рамках структуры государственной полиции действует Центральный

директорат по борьбе с наркотиками (DCSA, Direzione centrale per i servizi antidroga), который осуществляет свою работу как в Италии, так и на международном уровне. Обязанность противостоять незаконному обороту наркотических средств возложена на Финансовую гвардию (Guardia di Finanza).

В 2022 году правительство Италии приняло Национальный план действий по наркотикам на 2020-2025 годы (Piano di Azione Nazionale Antidroga), основанный на рекомендациях ООН и ЕС. Национальный план предусматривает мероприятия в области профилактики наркомании, ее лечения и реабилитации наркоманов, рассматривает национальные системы противодействия внедрению новых препаратов на рынке, борьбы с оборотом наркотических веществ через Интернет. Одной из целей плана является также сокращение распространения инфекционных заболеваний среди потребителей наркотиков.

Италия является участником ряда международных конвенций, касающихся наркотиков: Единой конвенции о наркотических средствах (1961) [4], Конвенции о психотропных веществах (1971) [5], Конвенции ООН по борьбе против незаконного оборота наркотиков (1988) [6].

В 2007 году Италия совместно с Великобританией, Францией, Ирландией, Нидерландами, Португалией и Испанией подписала договор об учреждении в Лиссабоне Морского оперативно-аналитического центра по борьбе с наркотиками (The Maritime Analysis and Operation Centre -Narcotics, MAOC-N). Задачей Центра стала координация работы морской полиции с целью предотвращения попадания наркотиков на территорию Евросоюза морским путем.

В 2008 году МВД Италии и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков России подписали меморандум о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

В результате предпринятых усилий, по данным Международного комитета по контролю над наркотиками от 2021г., наметилась тенденция снижения применения наркотиков среди молодежи 15-16 лет на 11%, и 15-19 лет на 30% по подсчетам на 2021г. по сравнению с 2018 годом.

Помимо различных законодательных мер, которые дают возможность зависимому от психоактивных веществ пройти путь выздоровления, направленный на предотвращение как рецидива, так и совершения новых преступлений, является профилактика, которой в Италии уделяется большее значение в контексте работы с молодежью. Подчеркивая необходимость активизации действий и сотрудничества на национальном и международном уровнях по борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, глава государства подчеркивает, что серьезное и тревожное явление наркомании, которое со временем принимает новые и более коварные формы проникновения, доступа и зависимости, которые затрагивают многих молодых людей в ситуациях материальных, психологических и экологических трудностей, требуют от учреждений усиления инструментов профилактики и контроля [7].

Касаясь темы дня, Маттарелла отмечает, что необходимо повышать осведомленность детей о вреде наркотиков путем поощрения и увеличения инвестиций в благополучие детей и молодежи, их семей и сообществ и попытки развить у них сильное осознание факта что отказаться от употребления наркотиков означает не только уважать себя и свою жизнь, но и жить на законных основаниях, препятствуя тем самым распространению преступности и беззакония [7].

В заключении необходимо подчеркнуть, что Италия потратила много сил на решение проблемы наркозависимости и наркоторговли, но проблема не решена и даже продолжает усугубляться и набирать обороты. Только совместными усилиями с другими странами Италия сможет урегулировать решение этой проблемы.

Италия предлагает следующие меры по борьбе с наркобизнесом:

Во-первых, ужесточить меры наказания за наркоторговлю.

Во-вторых, программы сокращения спроса на наркотики должны быть составной частью комплексной стратегии мер по сокращению спроса на все вещества, являющиеся предметом злоупотребления. Такие программы должны содействовать развитию сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами, должны охватывать широкий диапазон соответствующих мер, должны содействовать укреплению здоровья и повышению социального благосостояния отдельных лиц, семей и общин и должны уменьшать неблагоприятные последствия злоупотребления наркотиками для отдельных лиц и общества в целом.

Пристатейный библиографический список:

1. Закон 22 декабря 1975 н. 685, ст. 26 культур и запрещенные производства [Электронный ресурс] URL: http://www.ecn.org/hemp/Leggi-decreti/L685-75.htm

2. Указ Президента Итальянской Республики от 9 октября 1990 года N 309 [Электронный ресурс] URL:https://www.normattiva.it/urires/N2Ls?urn:nir:presidente.repubblica:decreto:1990;309;

3. Официальный сайт Организации Объединённых Наций. Члены Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/about-us/member-states.

4. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (Заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135628/

5. Конвенция о психотропных веществах (г. Вена 21.02.1971) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121091/

6. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/1900535

7. Заявление президента Маттареллы по случаю Международного дня борьбы с незаконным употреблением наркотиков и незаконным оборотом наркотиков [Электронный ресурс] URL: https://www.quirinale.it/elementi/30591

Звилинская В.М.

студентка 3 курса ФНО СПО Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Коган Ю.Н., к.п.н., доцент, доцент кафедры иностранных языков Крымского филиала ФГБОУВО ««РГУП»»

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ТАИЛАНДЕ

Аннотация: В предлагаемой работе освещены основные законодательные акты Таиланда и их эффективность в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств. Рассмотрен законодательный проект «Война с наркотиками», социальные и политические последствия его реализации в стране. Изучены вопросы политической ситуации Таиланда в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, вопрос легализации марихуаны в стране, его законодательная база. Предложены возможные векторы либерального развития страны в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств.

Ключевые слова: законодательство Таиланда, незаконный оборот наркотических веществ, «Война с наркотиками», реабилитация наркозависимых, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, легализация марихуаны, Управление Комитета по контролю над наркотиками.

HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF COUNTERING ILLICIT DRUG TRAFFICKING IN

THAILAND

Abstract: The proposed paper highlights the main legislative acts of Thailand and their effectiveness in countering illicit drug trafficking. The legislative project "War on Drugs", social and political consequences of its implementation in the country are considered. The issues of the political situation in Thailand in the field of countering illicit drug trafficking, the issue of legalization of marijuana in the country, its legislative framework have been studied. Possible vectors of liberal development of the country in the field of countering illicit drug trafficking are proposed.

Keywords: Thai legislation, illicit drug trafficking, "War on drugs", rehabilitation of drug addicts, United Nations Office on Drugs and Crime, legalization of marijuana, Office of the Drug Control Committee.

Substance abuse is a serious problem affecting the social security and stability of society in many countries of the world. Thailand was no exception. This article will analyze the legal acts of Thailand in the field of countering narcotic drugs in a historical context. We will try to comprehensively consider such issues as the emergence of a state apparatus that controls the sphere of illicit drug trafficking; the use of repressive measures as a regulator of order in this area.; changes in the essence of Thailand's political position on narcotic drugs to a more liberal one over time and the change of the country's leading persons and bodies; the creation of a system of bodies that have assumed the authority to rehabilitate people suffering from drug addiction; the legalization of marijuana in Thailand.

The fight against narcotic substances in the kingdom has a long and complicated history. It all started in 1955, when opium - the most dangerous drug at that time - began to attract the attention of the Royal Thai Government and the First resolution of the Cabinet Meeting was issued to ban smoking and the sale of opium. However, this resolution did not have the proper impact and was not taken seriously due to the objections of the Ministry of Finance, which believed that such a measure would adversely affect the economic situation in the country.

Later, in December 1958, the Government of the Revolutionary Party under the leadership of Field Marshal Sarit Tanarat issued the Proclamation of the Revolutionary Party No. 37 prohibiting smoking and the sale of opium throughout the country. This time the approach was much more serious -all the opium found among the citizens was burned under the personal supervision of the field Marshal, and the sale and smoking of opium finally became officially illegal.

Despite the use of such drastic measures, their effectiveness did not meet expectations. Very soon, people found a way out of the situation - to purchase and use morphine and heroin that appeared on the illegal market of Southeast Asian countries at that time. Heroin has become so popular that

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.