Научная статья на тему 'Защита окружающей среды городов Архангельской области'

Защита окружающей среды городов Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1190
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Половникова Г. С., Щербакова Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита окружающей среды городов Архангельской области»

© Г.С. Половникова, Е.П. Щербакова, 2002

УДК 581

Г.С. Половникова, Е.П. Щербакова

ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

О

кружающая природная среда Архангельской области испытывает всевозрастающее воздействие хозяйственной деятельности, антропогенных, техногенных факторов.

Основная проблема на сегодняшний день - экологизация промышленности. Г орода Новодвинск и Коряжма остаются наиболее загрязненными пунктами в Архангельской области, в основном из-за значительного содержания в воздухе ряда специфических веществ от выбросов Архангельского и Котласского целлюлозно-бумажных комбинатов. Оба предприятия в последние 2 года увеличили объемы производства целлюлозы, бумаги, картона и другой продукции. Следовательно, увеличились и выбросы в атмосферу метилмеркаптана и других газообразных и жидких загрязняющих веществ. Имеются проблемы с использованием воды и ее очисткой.

Оценивая современное состояние окружающей среды и экологической обстановки Архангельской области, следует провести анализ и краткий исторический экскурс. Производственные гиганты лесохимии в ХХ веке стали градообразующими предприятиями. Так, Котласский целлюлознобумажный комбинат вырастил город Коряжму, Архангельский ЦБК создал город Новодвинск. Развитие производства заставляло создавать инфраструктуру. Строились жилье, школы, больницы, детские сады, прокладывались и перекладывались километры тепловых, электрических, водопроводных сетей. Так, хаотически, развивались рабочие поселки всей страны: сначала создавали производство, а уж потом начинали заниматься социальной сферой. Экономическая выгода государства ставилась во главу угла, и только после этого рассматривались вопросы, связанные с жизненными

интересами человека (стоит вспомнить проблему Байкала, которая возникла после строительства на прилегающей территории ЦБК и интенсификации производства, что привело к резкому увеличению расхода воды).

В результате хозяйственной деятельности часто возникают такие изменения окружающей среды, которые сводят на нет планировавшуюся выгоду или, что случается довольно часто, порождают больше проблем, чем решают. Это так называемый экологический просчет: приходится платить дважды, то есть изыскивать средства не только на приведение в порядок природных ресурсов, но и для решения всех возникших в связи с этим проблем.

Но рынок в конце века внес свои коррективы. С приходом новых собственников изменилось экономическое положение АЦБК и КЦБК. Вместе с этим изменилось и положение городов как получателей налоговых отчислений.

Начали выполняться планы технического перевооружения коммунального хозяйства. Частично меняются водопроводные и тепловые сети. Неизмерима и помощь целлюлозных комбинатов. На сегодня они являются главными кредиторами городов по теплоэнергии.

С 1977 г. рабочий поселок с населением около 48 тысяч человек при Архангельском ЦБК получил статус города и называется Новодвинск. С этого времени стало складываться административное управление. Во времена реформ и начала приватизации власти города получили в свое ведение всю инфраструктуру города.

Передача инфраструктуры была закреплена постановлением главы администрации Новодвинска от 30.04.96 г. на основании Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Было

создано унитарное коммунальное предприятие МУП «Жилкомсервис». В муниципальную собственность перешли объекты жилищно-коммунального назначения, жилые дома. На основании акта инвентаризации от 23 марта

1998 г. в ведении МУП «Жилкомсер-вис» находятся десятки километров водопроводных сетей, тепловых и канализационных сетей, а также ливневой канализации. Значительна протяженность электрических сетей.

В городе существуют нерешенные как экономические, так и экологические проблемы. Это не только загрязнение воздушной среды выбросами химического производства, но и такая проблема, как обеспечение жителей питьевой водой.

Неразумное планирование и строительство Новодвинска привело к тому, что половина водоподающей системы находится на территории комбината, а это затрудняет контроль водоочистки. Водозаборная станция находится под юрисдикцией государства, а цех химической подготовки воды - у АЦБК. Закон о приватизации не дает возможности изменить собственника водоочистных сооружений. Город и производство встали перед дилеммой: один не имеет средств для модернизации оборудования, а второй не хочет вкладывать средства в то имущество, которое ему никогда не будет принадлежать.

С 1998 года происходит ужесточение санитарных правил. В администрацию города идут директивы о создании экологической программы, сертифицированной лаборатории. Но многое не реализуется из-за отсутствия финансирования.

Экономически обоснованная экологическая программа с участием государства должна включать строительство новой водозаборной станции, изменение химической очистки с применением новых технических средств. Водоочистка и водозабор технической воды должны быть модернизированы и взят под жесткий контроль государственных экологических комитетов с запрещением самовольного использования водных ресурсов предприятиями любых форм собственности. В этом случае у администрации города появится возможность поставить на контроль потребление водных ресурсов и сделает этот проект экономически выгодным, т.к.

установит монополию на предоставление этих услуг. Также этот проект поможет в решении других социально-экономических программ, которые в будущем при разумном руководстве позволят отказываться от помощи федерального правительства.

Вопросами охраны окружающей среды в городах Новодвинске и Ко-ряжме занимаются комитеты по охране окружающей среды, которые финансируются за счет местного бюджета муниципального образования (МО). До реорганизации в 2000 г. комитеты имели двойное подчинение: администрации муниципального образования (МО) и Госкомэкологии Архангельской области. В июне 2000 г. Госкомэкология Архангельской области перестала существовать как самостоятельная структура государственного управления и вошла в департамент природных ресурсов администрации Архангельской области.

Между администрацией МО «Город Новодвинск» и бывшим Государственным комитетом по охране окружающей среды Архангельской области в октябре 1998 года было заключено соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды. В этом соглашении «Архан-гельск-природа» взяла на себя обязательства:

• обеспечить выполнение обязанностей органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законом;

• сохранить в своей структуре на правах филиала комитет по охране окружающей среды Новодвинска и финансировать оплату труда представителя комитета;

• осуществлять оперативное и методическое руководство деятельностью специалистов комитета Ново-двинска.

Администрация Новодвинска обязалась обеспечить финансирование из средств городского экологического фонда и бюджета муниципального образования «Город Новодвинск» затрат на содержание комитета, и т.д.

В ходе реализации этого соглашения комитет по охране окружающей среды Новодвинска провел десятки проверок предприятий, предъявил претензии за нарушения природоохранного законодательства.

Одним из видов проверок, например, являются проверки выполнения Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 и решения правительства администрации Архангельской области от 29.10.98 «Об обращении с отходами на территории Архангельской области».

Комитет уделяет внимание вопросам хранения нефти и нефтепродуктов. Ряд проверок проведен по организации обезвреживания люминесцентных ламп в Новодвинске. Решается проблема экологически безопасного удаления ртутьсодержащих отходов с Архангельского ЦБК.

Создан внебюджетный экологический фонд для решения неотложных природоохранных задач. Внебюджетный экологический фонд образуется из средств, поступающих от предприятий, учреждений, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:

• плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов;

• сумм, полученных по искам о возмещении ущерба окружающей среде;

• штрафов за экологические правонарушения;

• средств в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования средств фонда в деятельности фонда и иных юридических лиц;

• добровольных взносов предприятий и граждан.

Руководство деятельностью фонда осуществляет правление, состоящее из семи человек в том числе мэр города, председатель экологического комитета и др.

Комитетом и фондом разрабатываются экологические программы, направленные на улучшение состояния атмосферы, вод, земель, совершенствование мониторинга окружающей среды. Муниципальное образование осуществляет программы, направленные на поддержание оздоровления, занятости детей в летний период в связи со снижением уровня жизни, комплексного восстановления здоровья, экологического образования и воспитания детей.

1. Экологическая программа Но-водвинска на 2000 г. имеет семь разделов:

2. Охрана Северной Двины.

3. Охрана воздушного бассейна.

4. Совершенствование системы питьевого водоснабжения.

5. Благоустройство города.

6. Оздоровление населения.

7. Совершенствование системы экологического контроля.

8. Экологическое образование.

По каждому разделу включены

конкретные мероприятия, стоимость работ и план на 2000 г., источники финансирования, ответственные исполнители.

Например, в 2000 г. проводились мероприятия по:

• внедрению бесхлорной отбелки на ОАО АЦБК (Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат);

• строительству насосной станции по перекачке стоков на ОАО АЦБК;

• модернизации системы аэрации на станции биологической очистки ОАО АЦБК.

• реконструкции городских сетей канализации, строительству городской ливневой канализации;

• строительству пункта мойки мусорных контейнеров;

• организации городского природоохранного центра, мониторинга почв, системы контроля за токсичностью выхлопных газов и др.

Была принята и аналогичная экологическая программа МО «город Ко-ряжма».

В целом обе программы являются достаточно полными, экономически состоятельными и при условии их полной реализации вполне действенными. Природоохранными мероприятиями охвачены все природные среды, подверженные антропогенному загрязнению, изложены вопросы, касающиеся экологизации образования и обеспечения экологической информацией населения. Кроме того, необходимо отметить, что платежи за загрязнение окружающей природной среды в 2000 г. превышают таковые за

1999 г. Подобные меры призваны усилить надзор за исполнением экологических норм на предприятиях, повысить ответственность руководящих лиц и лиц, исполняющих контрольные функции на местах.

Но есть и недостатки, например необходимо усилить контроль за со-

блюдением технологического регламента работы газоочистных сооружений и за другими объектами комбинатов. Имеются и другие проблемы, которые решаются пока медленно из-за недостатка финансовых ресурсов.

Тем не менее есть надежда на решение этих проблем и снижение реальной экологической нагрузки в регионе.

Например, в феврале 2000 г. был заключен договор о сотрудничестве в области охраны природы между ОАО «Котласский ЦБК», Государственным комитетом по охране окружающей среды Архангельской области и Внебюджетным экологическим фондом Архангельской области, внебюджетным государственным экологическим фондом Коряжмы. В этом договоре

определены обязанности сторон по регулированию отношений по выполнению значимых для Архангельской области природоохранных мероприятий и определено финансирование природоохранных программ и мероприятий.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Половникова Г. С. — ст. преподаватель, Поморский технический университет. Щербакова Е.П. — доцент, Московский государственный горный университет.

© А.Г. Скворцов, Н.И. Строк, 2002

УДК 622.8

А.Г. Скворцов, Н.И. Строк

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ГИДРОГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЛИКВИДАЦИИ ШАХТ В РАЗЛИЧНЫХ УГОЛЬНЫХ БАССЕЙНАХ

Л

иквидация угольных шахт сопровождается проявлением негативных гидродинамических и экологических последствий, основными из которых являются: излив шахтных вод на поверхность, подтопление территорий шахтными и грунтовыми водами, загрязнение подземных и поверхностных вод и источников питьевого водоснабжения, повышенные перетоки и прорывы шахтных вод на смежные действующие шахты, неуправляемое вытеснение водой на поверхность шахтных газов и другие.

Для предотвращения негативных последствий ликвидации шахты применяются следующие природоохранные мероприятия:

• сохранение водоотлива шахты (сухая консервация);

• поддержание пониженного уровня затопления шахт путем откачки шахтных вод погружными насосами;

• перепуск воды на водоотливы смежных шахт;

• организация управляемого излива и отвода шахтных вод с использованием вскрывающих выработок, вертикального (скважины) и горизонтального (канавы) дренажа;

• тампонаж стволов шахты, разведочных и технических скважин;

• засыпка провалов на земной поверхности;

• сооружение водонепроницаемых перемычек между шахтами;

• устройство очистных сооружений;

• управление газовыделением с использованием стволов и дегазационных скважин;

• проведение экологического мониторинга на поле ликвидированной шахты.

Существенное влияние на изменение гидродинамических и экологических условий при ликвидации шахты оказывает сочетание гео-структурных, гидрогеологических, технологических и геомеханиче-ских факторов, которые должны учитываться при опережающем прогнозе изменения гидрогеоэкологической обстановки в районе шахтного поля.

При составлении прогноза негативных гидрогеоэкологических последствий ликвидации шахты необходимо учитывать следующие факторы.

Геоструктурные факторы:

• структура залегания круп-

ных форм угленосных отложений (платформа, моноклиналь, синклиналь, брахисинклиналь, антикли-

наль, седловина и другие);

• элементы залегания отло-

жений (замок и крылья складок);

• залегание отложений по углам падения пластов (гори-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.