вития. Таким образом, город является сложным системообразующим компонентом для формирования современного общества, пространством, определяющим урбанизированную картину мира XX-XXI вв.
Список литературы
1. Балюшина Ю. Л. Провинциальный город как пространство самореализации личности // Общество: философия, история, культура. - 2016. - № 1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/provintsialnyy-gorod-kak-prostranstvo-samorealizatsii-lichnosti (дата обращения: 12.03.2017).
2. Горнова Г. В. Феномен города в духовном мире человека: дис. ... канд. филос. наук. - Омск, 2005. - 150 с.
3. Запорожец О. Микроурбанизм. Город в деталях. - М.: Нов. лит. обозрение, 2014. - 352 с.
4. Кочухова Е. С. Урбанизированная социальность: политики человека в мегаполисе // Философская антропология в XXI веке: перспективы и тенденции развития: материалы науч. конф., Екатеринбург, 8-10 нояб. 2007 г. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. - С. 97-100.
Р. С. Колокольчикова
Медико-экологическая обстановка в зоне антропогенного воздействия градообразующих предприятий
индустриальных городов Европейского Севера России (вторая половина 1960-х - 1980-е гг.)
Нарастание и обострение экологических проблем - закономерность техногенной цивилизации. Согласно исторически сложившемуся антропоцентризму, в соответствии с которым человек - это «венец природы», под лозунгом «не ждать милостей от природы», шел активный процесс ее покорения. Проблемы охраны окружающей природной среды, экологии городов оставались на периферии государственных интересов. Возможности экологической емкости природной среды в расчет не принимались. В таких условиях к середине 1960-х гг. СССР столкнулся с признаками экологического кризиса.
На Европейском Севере России наиболее уязвимыми с точки зрения разрушения природных экосистем, ресурсной базы природопользования, стали зоны антропогенного воздействия градообразующих предприятий индустриальных городов. Это объяснялось целым рядом причин.
Во-первых, отраслевой принадлежностью градообразующих производств, которые относились к самым «неэкологичным» отраслям экономики: черной и цветной металлургии, производствам минеральных удобрений, целлюлозно-бумажной и химической
76
промышленности. Специфика технологических процессов на предприятиях этих отраслей не позволяла в изучаемый период создать безотходные производства, получить эффективные инженерные решения по очистке выбросов в окружающую природную среду.
Во-вторых, технологические отходы названных производств, загрязнявших атмосферный воздух, почвы, природные водоемы, содержали вещества повышенной токсичности: метилмеркаптан, хлор, ртуть, окислы хлора и азота, фтор, мышьяк, мелкодисперсные взвеси цветных металлов, отходов черной металлургии и т. п.
В-третьих, на протяжении всего изучаемого периода градообразующие предприятия индустриальных городов - Череповца, Мончегорска, Апатитов, Сегежи, Сокола, Коряжмы, Кондопоги, Новодвинска, расширяясь и реконструируясь, превращались в крупнейшие предприятия своей отрасли, вовлекали в оборот все больше и больше природных ресурсов, увеличивали объемы производства, а вместе с этим и объемы выбрасываемых в окружающую среду отравляющих веществ, нанося непоправимый ущерб живой и неживой природе.
В четвертых, факторы, вызывавшие нарастание экологического кризиса в СССР (низкий уровень экологического сознания населения, скудное финансирование природоохранной работы, неудовлетворительное использование экономических методов регулирования природопользования, неэффективность работы природоохранных служб и правового обеспечения их деятельности и т. п.), дополнялись на Европейском Севере России суровыми природно-климатическими условиями, которые снижали устойчивость природной окружающей среды к антропогенным воздействиям, ограничивали возможность природной среды к самовосстановлению и «самоочищению».
В результате разрушения природных экосистем в зоне антропогенного воздействия градообразующих предприятий сформировалась неблагополучная медико-экологическая ситуация.
Министерство целлюлозно-бумажной промышленности СССР, наращивая объемы производства на градообразующих предприятиях г. Сокола - на Сокольском и Сухонском ЦБК, не принимало практических мер по очистке сточных вод, сбрасываемых комбинатами в реку Сухону. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. сброс неочищенных производственных сточных вод в Сухону с комбинатов составлял 123 тыс. куб. м в сутки. Наблюдения органов санитарного надзора в начале 1970-х гг. показали, что река Сухона на протяжении 50 км превращена в «мертвый водоем», кислородный режим которого не восстанавливался на 140 км ниже по течению реки от Сухонского ЦБК. При этом река Сухона являлась основным источником водоснабжения г. Сокола с населением 50 тыс. человек и десятков населенных пунктов, расположенных по ее берегам. Антисанитарное
состояние реки в районе города вызвало в нем резкое увеличение желудочно-кишечных заболеваний. Заболеваемость дизентерией, например, из расчета на 100 тыс. населения увеличилась с 960 случаев в 1966 г. до 1648 случаев в 1969 г. Показатели заболеваемости острыми кишечными инфекциями в городе на протяжении ряда лет в два раза превышали среднереспубликанские показатели.
Несмотря на то, что условия жизни как социальные, так и климатические в городах Котласе и Коряжме были примерно одинаковы, уровень заболеваемости в Коряжме, где градообразующим предприятием являлся крупнейший в стране ЦБК, наблюдался выше, чем в Котласе. Основными видами выбросов Котласского ЦБК являлись сернистые соединения, хлор. Эти газы при постоянном воздействии способствуют развитию хронических заболеваний органов дыхания, сердечнососудистой системы, органов пищеварения, что прослеживалось при анализе заболеваемости взрослого населения Коряжмы за 1987 г. Так, по гипертонической болезни уровень заболеваемости в Коряжме был в 1,6 раза больше, чем в Котласе, инфаркту миокарда - в 1,3 раза, острой пневмонии - в 2,3 раза, бронхиальной астме - в 1,2 раза, сахарному диабету - в 1,6 раза, язвенной болезни - в 1,6 раза, холециститу и желчнокаменной болезни - в 2 раза. Ленинградским санитарно-гигиеническим институтом, который проводил исследования в Коряжме, была отмечена четкая зависимость заболеваний органов дыхания у детей от степени загрязнения атмосферного воздуха, распространенность хронических заболеваний у детей в Коряжме в 1,5 раза больше, чем в Котласе. Чаще встречались глубокие поражения дыхательной системы, отиты, гнойничковые поражения кожи. Загрязненная природная окружающая среда негативно сказывалась на репродуктивной способности женщин. Так, по наблюдению гинекологов г. Коряжмы, если в 1979 г. количество преждевременных родов в городе составляло 4,7 %, то в 1989 г. - 8,6 % от всех родов. Эти данные были выше аналогичных показателей по стране, а также в сравнении с аналогичными показателями г. Котласа. Врожденные уродства в городе увеличились с 1979 по 1989 г. на 1,5 %.
Проведенный корреляционный анализ состояния здоровья населения Череповца за период 1976-го по 1989 г. с динамикой концентрации вредных веществ в воздухе показал высокую степень связи общей заболеваемости населения с уровнем загрязнения воздушного бассейна. Например, частота заболеваемости легочными болезнями в городе увеличилась за 15 лет в три раза, сердечнососудистыми - более чем в четыре раза, желудочными - в 13 раз.
Исследованиями, проведенными в 1987 г. Череповецкими органами здравоохранения совместно со Свердловским НИИ гигиены труда и профзаболеваний, было установлено интенсивное отрица-
тельное влияние окружающей среды на состояние здоровья горожан. С 1977 по 1987 г. общая заболеваемость детей болезнями органов дыхания и онкологическими заболеваниями взрослого населения возросла более чем в два раза. По сравнению с контрольной группой темпы роста заболеваемости населения Череповца бронхиальной астмой были выше в пять раз. Выраженное отрицательное влияние выявлено на течение беременности и родов у женщин. По сравнению с контрольной группой достоверно выше число осложнений беременности, количество самопроизвольных абортов и преждевременных родов, показатель детей с врожденным уродством выше контрольной группы в три раза. Всё это свидетельствовало о нарушении репродуктивной функции женщины и отрицательных изменениях генетической наследственности. Ежегодный экономический ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью населения Череповецкого промышленного узла в середине 1980-х гг., оценивался более чем 125 млн р.
Либерализация общественной жизни в конце 1980-х гг. стимулировала процесс рекрутирования горожан во многих индустриальных городах региона в неформальные группы, которые стали переходить к самостоятельным действиям по обеспечению собственной экологической безопасности.
Список литературы
1. Колокольчикова Р.С. Череповец как феномен индустриального города (сер. 1960 - сер. 1980-х гг.). - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2009. - 257 с.
2. Колокольчикова Р. С. Экологические и социально-демографические последствия антропогенного воздействия промышленности на Европейском Севере России (сер. 1960 - сер. 1980-х гг.) // Рос. история. - 2012. - № 4. - С. 194202.
3. Колокольчикова Р.С. История индустриальных городов Европейского Севера России: пространство, социум, культура (вторая половина 1960-х - первая половина 1980-х гг.). - Череповец: ЧГУ, 2013. - 337 с.
А. В. Конева
Визуальный образ города: мода как выражение дискурса «духа места»
Когда мы говорим о городской культуре, то оказываемся на перекрестье разных оптик исследования. Именно оптик - поскольку сегодня мы переживаем очередной «поворот» в культуре - и этот поворот визуальный.
Visual Studies сегодня - одно из наиболее активно развивающихся на протяжении двух последних десятилетий направлений.