Научная статья на тему 'Визуальный образ города: мода как выражение дискурса «духа места»'

Визуальный образ города: мода как выражение дискурса «духа места» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
276
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуальный образ города: мода как выражение дискурса «духа места»»

тельное влияние окружающей среды на состояние здоровья горожан. С 1977 по 1987 г. общая заболеваемость детей болезнями органов дыхания и онкологическими заболеваниями взрослого населения возросла более чем в два раза. По сравнению с контрольной группой темпы роста заболеваемости населения Череповца бронхиальной астмой были выше в пять раз. Выраженное отрицательное влияние выявлено на течение беременности и родов у женщин. По сравнению с контрольной группой достоверно выше число осложнений беременности, количество самопроизвольных абортов и преждевременных родов, показатель детей с врожденным уродством выше контрольной группы в три раза. Всё это свидетельствовало о нарушении репродуктивной функции женщины и отрицательных изменениях генетической наследственности. Ежегодный экономический ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью населения Череповецкого промышленного узла в середине 1980-х гг., оценивался более чем 125 млн р.

Либерализация общественной жизни в конце 1980-х гг. стимулировала процесс рекрутирования горожан во многих индустриальных городах региона в неформальные группы, которые стали переходить к самостоятельным действиям по обеспечению собственной экологической безопасности.

Список литературы

1. Колокольчикова Р.С. Череповец как феномен индустриального города (сер. 1960 - сер. 1980-х гг.). - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2009. - 257 с.

2. Колокольчикова Р. С. Экологические и социально-демографические последствия антропогенного воздействия промышленности на Европейском Севере России (сер. 1960 - сер. 1980-х гг.) // Рос. история. - 2012. - № 4. - С. 194202.

3. Колокольчикова Р.С. История индустриальных городов Европейского Севера России: пространство, социум, культура (вторая половина 1960-х - первая половина 1980-х гг.). - Череповец: ЧГУ, 2013. - 337 с.

А. В. Конева

Визуальный образ города: мода как выражение дискурса «духа места»

Когда мы говорим о городской культуре, то оказываемся на перекрестье разных оптик исследования. Именно оптик - поскольку сегодня мы переживаем очередной «поворот» в культуре - и этот поворот визуальный.

Visual Studies сегодня - одно из наиболее активно развивающихся на протяжении двух последних десятилетий направлений.

Зародившись на пересечении культурной истории (cultural history) и истории искусства, направление визуальных исследований довольно быстро вышло за рамки изучения собственно произведений. Сегодня приверженцы visual studies сделали существенный шаг в расширении исследовательского поля - предметом визуальных исследований стали все объекты, имеющие определенное значение в ту или иную культурную эпоху.

В рамках Visual Studies развиваются и городские исследования, Urban Studies, рассматривающие, наконец, городскую среду как нечто целое и соразмерное человеку. История городов насчитывает столетия, и долгое время городское строительство было соразмерно оборонительной идее, идее разделения труда, идее централизации - словом, разным идеям, но не идее человека. Сегодня, с развитием урбанистики и появлением идеи стратегического развития человека, быть может, впервые город получает волю и намерение развиваться по собственному плану, и некий визуальный образ, который - в идеале - должен быть целостным.

На что опирается этот образ, и как он может быть исследован? Есть гипотеза, что визуальный образ города складывается, исходя из некоего «духа места», ведь города, как люди, не похожи друг на друга. Отличается архитектура, отличается дух, отличаются люди на улицах.

Долгое время я занималась исследованиями моды, и хотела бы представить набросок визуального исследования городской моды, которая становится частью общего образа города. Городская мода -мода массовая, в нее входят и субкультурные явления, и диктуют свои законы модные тренды, но мы видим, что люди на улицах словно следуют «неписанному дресс-коду», выражая мифологию модного дискурса самого города. Город диктует способ презентации - и это часть общего дискурса «духа места», вот мое предположение, которое мне хотелось бы исследовать.

Мы рассмотрим четыре модных города мира - Париж и Милан, Лондон и Нью-Йорк. Эти четыре города представляют собой четыре разных модных дискурса - моды как люкса и выражения вкуса, моды как конкуренции и демонстрации личности, моды как инновации и креативного решения и моды как успеха и социального статуса. Эти дискурсы определены культурно-исторически и связаны как с развитием городской среды в целом, так и с историей модной индустрии внутри городской культуры. Если мы рассмотрим менее значимые на «модной карте мира» города, такие как Амстердам, Токио, Москва или Петербург, то мы увидим подобую связь, хотя модные дискурсы городской моды будут менее выразительны в своих отличиях друг от друга. Причина в том, что модный дискурс этих городов складывался в условиях, когда глобальные тренды влияли на фор-

мы и способы визуальной презентации, что накладывалось на необходимость выразить неповторимый уникальный дух места. Порой это порождало интересные новые явления, такие как уличная токийская мода kawai, давшая толчок новому мировому тренду «ки-далтов», или дискурс конкурентной креативности, который развивают Амстердам и Копенгаген. В нашей стране мы, пожалуй, можем говорить лишь о стиле Москвы и Петербурга, и именно «вторая столица», имея идеологический конструкт новой, европейской, может продемонстрировать последовательное выстраивание модного дискурса, близкое моде «посвященных». Москва же строит свой стиль по миланской модели, то есть по законам конкуренции.

Список литературы

1. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. -СПб.: Питер, 2004.

2. Свендсен Л. Философия моды / пер. с норв. А. Шипунова. - М.: Прогресс-Традиция, 2007.

3. Calcutt A. Arrested Development: Pop Culture and the Erosion of Adulthood. -London: Cassell, 1998.

4. Field G. The Status Float Fenomenon - The Upward Diffusion of Innovation // Business Horizons. - 1970. - No. 13 (August). - P. 45-52.

5. Hebdidge R. Subculture: Meaning of Style. - L.: Methuen, 1979.

6. King C.W. Jr. Fashion Adoption: A Rebbutal to the «Trickle Down» Theory / Ed. S.A. Greyser // Proceedings of the American Marketing Associations. - Chicago: American Marketing Associations, 1963, - P. 108-125.

7. Rocamora A. Fashioning the city. Paris, fashion and the media. - London, I.B. Tauris&Co Ltd., 2009.

В. О. Левашко

Некоторые проблемы повседневной жизни советских граждан в Ленинграде во второй половине 30-х гг. XX в.

В современной отечественной исторической науке проблема истории повседневности приобретает особое значение. Анализ каждодневных проблем людей, их забот и радостей зачастую позволяет дать ответ на многие вопросы, до настоящего времени тревожащие умы учёных-историков. Несомненно, что одной из таких глобальных проблем продолжают оставаться условия жизни советских граждан в предвоенное время.

В середине 30-х гг. прошлого века советское общество испытало значительную трансформацию. Определяющим здесь стало фактическое завершение революционных процессов и возвращение советских людей к традиционным принципам жизнеустройства. Понятно, что понятие «традиционное» в данном случае следует пони-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.