Научная статья на тему 'Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктической зоне Российской Федерации'

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктической зоне Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1190
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФАКТОРЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / АРКТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ПРИАРКТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION / FACTORS OF EMERGENCY SITUATIONS / NORTHERN SEA ROUTE / ARCTIC COMPLEX RESCUE CENTERS / REGIONAL STATES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Горбунов А.А., Пономорчук А.Ю.

Раскрываются вопросы, связанные с порядком обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне России, проводится анализ чрезвычайных ситуаций, характерных для Арктики, освещаются мероприятия по строительству арктических комплексных аварийно-спасательных центров, вопросы международного сотрудничества Российской Федерации в Арктике и других приарктических государств в области защиты населения и территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Горбунов А.А., Пономорчук А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTING THE POPULATION AND TERRITORIES FROM EMERGENCY SITUATIONS OF NATURAL AND TECHNOGENIC CHARACTER IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals issues related to the procedure for protection of population and territories from emergency situations in the Arctic zone of Russia, the analysis of emergency situations characteristic for the Arctic, outlined the activities for the construction of Arctic complex rescue centers, issues of international cooperation of the Russian Federation in the Arctic and other Arctic States in the field of protection of population and territories.

Текст научной работы на тему «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктической зоне Российской Федерации»

СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЧС

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.А. Горбунов, кандидат военных наук, доцент; А.Ю. Пономорчук.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Раскрываются вопросы, связанные с порядком обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне России, проводится анализ чрезвычайных ситуаций, характерных для Арктики, освещаются мероприятия по строительству арктических комплексных аварийно-спасательных центров, вопросы международного сотрудничества Российской Федерации в Арктике и других приарктических государств в области защиты населения и территорий.

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, факторы чрезвычайных ситуаций, Северный морской путь, арктические комплексные аварийно-спасательные центры, приарктические государства

PROTECTING THE POPULATION AND TERRITORIES FROM EMERGENCY SITUATIONS OF NATURAL AND TECHNOGENIC CHARACTER IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

A.A. Gorbunov; A.Yu. Ponomоrchuk.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article reveals issues related to the procedure for protection of population and territories from emergency situations in the Arctic zone of Russia, the analysis of emergency situations characteristic for the Arctic, outlined the activities for the construction of Arctic complex rescue centers, issues of international cooperation of the Russian Federation in the Arctic and other Arctic States in the field of protection of population and territories.

Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, factors of emergency situations, Northern sea route, Arctic complex rescue centers, regional states

Ущерб, наносимый стихийными бедствиями, во всем мире постоянно растет. Остановить или замедлить эту тенденцию возможно лишь общими усилиями в области повышения потенциала противодействия катастрофам и устойчивости сообществ.

В силу объективных причин спектр природных и техногенных опасностей чрезвычайно широк. Управление рисками рассматривается как наиболее перспективный путь совершенствования и интеграции всех направлений деятельности по защите населения и территорий от бедствий и катастроф. Этот подход во многом совпадает с приоритетными направлениями действий, содержащимися в Сендайской рамочной программе по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг., которая была принята на III Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по снижению риска бедствий в Японии 14-18 марта 2015 г.

В предупреждении и ликвидации последствий бедствий задействованы государственные механизмы различного уровня.

Формы осуществления государственной политики различны: от принятия соответствующих законов и иных правовых актов, формирования финансовых и материальных резервов, конкретной помощи пострадавшим и восстановления утраченных объектов - до реализации целевых программ защиты населения от бедствий и катастроф.

На прошедшей III Всемирной конференции Организации Объединенных Наций в г. Сендай по снижению риска бедствий была отмечена тенденция роста основных природных, техногенных и экологических опасностей и угроз в различных уголках мира.

Особое место в системе обеспечения стратегических национальных интересов России в области экономики и транспорта, охраны окружающей природной среды, инноваций, обороны и геополитики занимают арктические районы.

Уникальный ресурсный потенциал этого макрорегиона позволяет при условии формирования специальной системы государственного регулирования обеспечить динамичное развитие как регионов Арктики, так и страны в целом.

Следует учесть, что в Арктической зоне существуют риски возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и биолого-социального характера. Сохраняются угрозы возникновения ландшафтных пожаров, пожаров технологического оборудования, жилых и административных зданий, транспортных аварий, аварий с выбросом токсических веществ, радиационных загрязнений и разливов нефтепродуктов, обрушений зданий и сооружений, аварий на трубопроводах, коммунальных сетях, системах жизнеобеспечения и других ЧС.

В среднем на территории региона происходит в год до 100 ЧС природного характера, а также природные пожары. При этом отмечается устойчивый рост количества ЧС техногенного характера, среди которых доминируют транспортные аварии, взрывы и пожары технологического оборудования.

Последние исследования специалистов Росгидромета свидетельствуют о значительном возрастании опасных гидрометеорологических явлений: ураганных ветров, смерчей, резких аномальных перепадов температур, весенне-летних половодий, сопровождаемых ледовыми заторами на реках Арктического региона, частых сочетаний двух и более опасных явлений. Отмечают общую неустойчивость климатических условий и значительные отклонения от климатических норм.

Оттаивание мерзлых грунтов ведет к росту числа техногенных ЧС из-за обрушения сооружений и повреждения коммуникаций. Доказано, что при увеличении среднегодовой температуры воздуха на 2 оС несущая способность свайных фундаментов сокращается на 50 %.

В настоящее время организована работа по реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969, в соответствии с которой МЧС России совместно с федеральными органами исполнительной власти развивает систему комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации.

Наращивание группировки сил МЧС России в Арктической зоне Российской Федерации осуществляется путем создания 10 арктических комплексных аварийно-спасательных центров (АКАСЦ), в настоящее время созданы четыре. АКАСЦ предназначены

для предупреждения, оперативного реагирования и ликвидации последствий ЧС, оказания всесторонней помощи терпящим бедствие на приполярных территориях Российской Федерации, в территориальных водах, по трассе Северного морского пути, а также на прилегающих территориях иностранных государств, в соответствии с международными соглашениями.

МЧС России проводится работа по разработке и утверждению технических заданий на проектирование для строительства шести АКАСЦ, объектов их инфраструктуры, выработке предложений по оснащению современными образцами спасательных средств, адаптированных к применению в Арктической зоне.

С учётом ограниченного финансирования предполагается поэтапное наращивание сил и средств в период до и после 2020 г.

Укомплектование АКАСЦ личным составом будет осуществляется по мере ввода их в эксплуатацию.

Использование новых технологий в рамках создания сети наблюдений с помощью дистанционного зондирования Земли, развертывания автоматизированной сети наземного наблюдения и контроля за гидрометеорологическим и экологическим состоянием в Арктике, а также использование систем космического мониторинга и связи, современных средств сбора и обработки данных значительно повысит оперативность принятия решений и реагирования на возможные ЧС, возникающие в Арктике.

С учетом рисков возникновения природных и техногенных ЧС, территориально АКАСЦ размещаются и будут размещены в населенных пунктах Арктической зоны Российской Федерации, имеющих транспортную и телекоммуникационную инфраструктуру, а также трудовые ресурсы.

За АКАСЦ определены и закрепляются зоны ответственности, куда входят территория суши и водной акватории, включая акватории Арктического региона.

В целях развития системы мониторинга прогнозирования и предупреждения ЧС природного и техногенного характера, ликвидации их последствий каждый АКАСЦ взаимодействует и информационно сопряжен с сответствующим территориальным органом МЧС России и Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России (НЦУКС), а также силами и средствами других федеральных органов исполнительной власти, входящих в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [1].

Оснащение АКАСЦ планируется осуществлять с учетом разработки новых информационно-телекоммуникационных технологий, новейших образцов техники, оборудования и снаряжения, адаптированных к использованию в Арктической зоне [2].

Подготовка спасателей МЧС России для работы в арктических условиях будет проводиться по специальным программам подготовки с учетом действий по предназначению в условиях Крайнего Севера.

Так же следует отметить, что с целью повышения эффективности управления системой комплексной безопасности населения и территорий в Арктической зоне Российской Федерации в общем и организации управления АКАСЦ в частности создается единый орган управления - Центр координации в Арктике, наделенный полномочиями реализации Арктической политики в системе МЧС России [3].

Основными задачами деятельности в рамках развития сил и средств МЧС России в Арктической зоне Российской Федерации являются:

- развитие сил и средств в Арктической зоне Российской Федерации, способных эффективно и в полном объеме выполнять возложенные на них задачи в рамках полномочий;

- создание единой системы поиска и спасания, включая обеспечение безопасности трансполярных и кроссполярных, части транссибирских и трансвосточных воздушных трасс в Арктике, Северного морского пути, а также спасания людей при авариях на морских нефтегазодобывающих платформах, в рамках компетенций МЧС России;

- формирование эффективного механизма выполнения задач в области защиты населения, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и определение порядка финансирования и взаиморасчетов;

- оснащение сил МЧС России современными и перспективными техническими средствами на основе инновационных технологий;

- развитие системы антикризисного управления на основе формирования единого информационного пространства на базе единых информационных ресурсов и автоматизированных рабочих мест, интегрированной с функциональными подсистемами федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации;

- совершенствование нормативной правовой базы;

- предупреждение и тушение пожаров на критически важных объектах для национальной безопасности Российской Федерации, потенциально опасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, в закрытых административно-территориальных образованиях, населенных пунктах и объектах жизнедеятельности;

- экстренное реагирование при ЧС, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации;

- определение основных требований к техническим средствам, предназначенным для работы в Арктической зоне;

- определение требований к системе подготовки кадров для работы в Арктике;

- определение направлений научных исследований и других мероприятий по осуществлению Концепции.

Основными приоритетами развития сил и средств МЧС России в Арктической зоне Российской Федерации являются:

1. Основные приоритеты развития воинских спасательных формирований постоянной готовности:

- переоснащение воинских спасательных формирований постоянной готовности новыми, высокоэффективными и многофункциональными образцами техники и оборудования, в том числе с использованием безлюдных технологий;

- внедрение новых технологий спасения и автоматизированных информационно-управляющих систем;

- развитие учебно-тренировочной базы воинских спасательных формирований;

- развитие сил и средств авиационного обеспечения экстренного реагирования на ЧС, создание авиационной инфраструктуры.

2. Основные приоритеты развития арктических комплексных аварийно-спасательных центров:

- организация практической профессиональной подготовки персонала аварийно-спасательных формирований к действиям в условиях Арктики;

- внедрение новых технологий спасения и автоматизированных информационно-управляющих систем;

- оснащение подразделений морскими спасательными судами ледового класса (с автономностью плавания до 15 сут);

- создание оперативных резервов технических и материальных средств, достаточных для выполнения поисково-спасательных работ, подводных работ специального назначения и ликвидации последствий ЧС в пределах закрепленного района ответственности;

- создание в отдельных арктических комплексных аварийно-спасательных центрах специальных подразделений;

- в регионах с повышенной опасностью природных пожаров - группы по тушению лесных и торфяных пожаров;

- в регионах с повышенной опасностью паводков - группы по предупреждению образования и ликвидации ледяных заторов;

- создание регионального резерва технических и материальных средств.

3. Основные приоритеты развития авиационных подразделений:

- создание авиационной группировки МЧС России в Арктической зоне Российской Федерации;

- организация дежурства по предупреждению и ликвидации ЧС;

- определение мест базирования воздушных судов авиационной группировки на аэродромах гражданской и государственной авиации на договорной основе в Арктической зоне Российской Федерации;

- организация воздушных пунктов управления в Арктической зоне Российской Федерации;

- разработка авиационно-спасательных технологий: ретрансляции связи между поисково-спасательными группами и пунктами управления, в том числе с применением беспилотных воздушных судов; разведки и подрыва ледяных заторов;

- создание системы комплексной безопасности на основных федеральных автодорогах и оказание помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях с использованием авиационных технологий;

- создание службы авиационного спасания с функциями санитарной авиации в Арктической зоне Российской Федерации на договорной основе.

4. Основные приоритеты развития подразделений Государственной противопожарной службы в Арктической зоне Российской Федерации:

- повышение готовности сил и средств к выполнению задач по предназначению в холодных климатических условиях за счет оснащения ее подразделений современными средствами тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием безлюдных технологий;

- обеспечение защиты населенных пунктов в части нормирования времени прибытия пожарных подразделений к месту пожара и ЧС;

- совершенствование организации и проведения мероприятий, направленных на противопожарное обеспечение населенных пунктов, предприятий и природно-сырьевых ресурсов;

- совершенствование технического обслуживания техники пожарных подразделений на базе технических служб.

5. Основные приоритеты развития военизированных горноспасательных частей:

- создание территориальных аэромобильных горноспасательных центров с возложением на них функций оперативного реагирования на масштабные ЧС на объектах ведения горных работ;

- переоснащение подразделений военизированных горноспасательных частей МЧС России современным техническим оборудованием, а также горноспасательной техникой с высокой степенью механизации и автоматизации выполняемых функций;

- проведение исследований в области горноспасательного дела и противоаварийной защиты объектов ведения горных работ, направленных на разработку средств и технологий механизации горноспасательных работ, взрывозащиты горноспасателей, определения опасных факторов при ведении горноспасательных работ и др.;

- повышение оперативности реагирования на крупные аварии на объектах ведения горных работ путем создания территориальных горноспасательных центров с оперативными подразделениями быстрого реагирования.

6. Основные приоритеты развития подразделений обеспечения безопасности людей на водных объектах:

- развитие объектов инфраструктуры Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России в Арктической зоне Российской Федерации;

- повышение эффективности государственного и технического надзора за объектами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, их учет, а также государственная регистрация маломерных судов;

- внедрение современных форм и методов обеспечения безопасности людей на водных объектах;

- внедрение новых технологий, средств навигации и связи, автоматизированной информационной системы.

В настоящее время освоение Арктики является задачей государственной значимости, и вопросам безопасности при ее решении также должно придаваться первостепенное значение. МЧС России со своей стороны прилагает все усилия для того, чтобы минимизировать риски возникновения ЧС и их последствий, и в дальнейшем эта деятельность будет только расширяться.

Литература

1. Предупреждение. Спасение. Помощь: материалы XXIV Междунар. науч.-практ. конф. Химки: АГЗ, 2014.

2. Нестеренко А.Г. Анализ проблемы организации управления и взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе // Проблемы управления рисками в техносфере. 2015. № 3 (35). С. 71-77.

3. Грязнов С.Н., Малышев В.П. Обеспечение комплексной безопасности при освоении ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. № 1. Т. 4.

4. Предупреждение. Спасение. Помощь: материалы XXIII Междунар. науч.-практ. конф. Химки: АГЗ, 2013.

References

1. Preduprezhdenie. Spasenie. Pomoshch': materialy XXIV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [XXIV International Conferecne Materials «Warning. Rescue. Assistance»]. Himki: AGZ, 2014.

2. Nesterenko A.G. Analiz problemy organizacii upravleniya i vzaimodejstviya pri likvidacii chrezvychajnyh situacij v Arkticheskom regione // Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2015. № 3 (35). S. 71-77.

3. Gryaznov S.N., Malyshev V.P. Obespechenie kompleksnoj bezopasnosti pri osvoenii resursnoj bazy Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii [Comprehensive security during the development of the resource base of the Arctic zone of Russian Federation] // Strategiya grazhdanskoj zashchity: problemy i issledovaniya. 2014. № 1. T. 4.

4. Preduprezhdenie. Spasenie. Pomoshch': materialy XXIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [XXIII International Conferecne Materials «Warning. Rescue. Assistance»]. Himki: AGZ, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.