УДК 614.8
И.В. Демчишин
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В работе отмечаются наиболее проблемные вопросы в области защиты населения и территорий арктической зоны Дальнего Востока от чрезвычайных ситуаций и предложения для их позитивного решения.
Ключевые слова: Дальний Восток, арктическая зона, экология, безопасность жизнедеятельности.
I. Demchishin
PROBLEMS OF IMPROVEMENT THE SYSTEM OF PREVENTION AND ELIMINATION OF EMERGENCY SITUATIONS IN THE ARCTIC ZONE FAR EAST FEDERAL DISTRICT IN MODERN CONDITIONS
The article views the topical issues in the sphere of population protection and territories of the Arctic zone of the Far East in emergency situations and suggests the ideas for their positive decision.
Keywords: the Far East, the Arctic zone, ecology, health and safety.
Значение Арктики для России определяется её исторической и геополитической ролью, территориальным и природно-ресурсным потенциалом, участвующим в экономическом развитии страны, которая в разной мере интегрирована в европейскую, арктическую и азиатскую цивилизации.
Арктическая часть Дальневосточного федерального округа включает в себя в соответствии с решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 года территории всего Чукотского автономного округа (ЧАО) и пяти прибрежных районов Республики РС(Я) - Саха (Якутии): Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Усть-Янского и Нижнеколымского. Кроме того, земли и острова, расположенные в российском секторе Арктики (такие, как Врангеля, Айон, Новосибирские и Медвежьи), а также территориальное море (в том числе моря: Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское), континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации.
Дополнительно правительство Республики Саха (Якутия) своим постановлением от 02.12.1995 г. № 521 "Об особых мерах государственной поддержки ведения традиционных отраслей, жизнеобеспечения и социальной защиты сельского населения арктических улусов" приравняло к арктическим районам ещё семь улусов (Оленёкский, Жиганский, Верхоянский, Эвено-Бытантайский, Абыйский, Момский, Среднеколымский).
Арктическая зона Дальневосточного федерального округа занимает 1 миллион 331 тысячу 600 квадратных километров (это около 11 % от всей территории Дальневосточного федерального округа), на которых расположены: 11 муниципальных районов (в ЧАО - 6, в РС (Я) - 5); 1 городской округ; 94 сельских и городских поселений, в том числе 6 крупных морских портов.
В общей сложности в них проживают более 83 тысяч человек 11 национальностей. При этом горожане составляют около 62 % населения. Населённых пунктов 95, в т. ч.: ЧАО - 51 н. п.; РС(Я) - 44 н. п. Площадь арктической зоны 1 331 600 км2, в т. ч.: ЧАО - 737 700 км2; РС (Я) -593900 км2. Национальностей 11, в т. ч.: в ЧАО - чукчи, эскимосы, ламуты, чуванцы, русские, украинцы; в РС(Я) - якуты, чукчи, эвены, эвенки, юкагиры, русские, украинцы, буряты.
Анализируя результаты повседневной деятельности, на взгляд автора, к основным факторам, оказывающим особое влияние на вопросы обеспечения безопасности населения и территории, с учётом исторически сложившихся особенностей экономического и этнического развития Чукотского автономного округа и арктических районов Республики Саха (Якутия), можно отнести:
экстремальные для проживания человека природно-климатические условия Арктики, оказывающие отрицательное воздействие на здоровье людей, прежде всего, низкие в течение всего года температуры (средняя многолетняя температура июля составляет +10 °С), продолжительные полярные ночь и день (от одного до шести месяцев), частые магнитные бури, сильные ветры и метели, плотные туманы, многолетняя мерзлота;
необходимость компенсации жёсткости природных и климатических условий, повышенными транспортными расходами, обусловленными зависимостью от поставок топлива, продовольствия и промышленных товаров по сложным транспортным схемам, с использованием воздушных и водных путей, в том числе Северного морского пути и малых рек;
недостаточность развития дорожной инфраструктуры, что ограничивает возможности транспортного сообщения, а используемые «зимники» не покрывают потребности в грузоперевозках и, зачастую, создают предпосылки к чрезвычайным ситуациям (ЧС) различного характера, в том числе связанные с провалами транспорта под лёд;
ограниченная доступность арктических территорий, особенно в зимних условиях, из-за прекращения, по погодным условиям, воздушного сообщения (являющегося основным) затрудняет оказание своевременной помощи, а это является решающим фактором при ликвидации последствий ЧС и спасении людей;
очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий - так называемые моногорода, фактически обслуживают промышленные предприятия, порты, либо малонаселённые территории, состоящие из поселений северных народов или образованных на базе геологических и метеостанций;
автономность электроснабжения большинства населённых пунктов северных территорий приводит к необходимости накопления топлива и ремонтной базы для котельных и электростанций непосредственно на местах;
низкая плотность населения (в среднем 0,06 чел. на один кв. км), состоящего в основном из социальных мигрантов, которые проводят в Арктике определённое количество времени, а затем возвращаются в места привычного проживания, и коренных малочисленных народов Севера;
слабая адаптация коренного населения Севера к влиянию техносферы, а приезжих - к сложным природно-климатическим условиям;
уникальность животного и растительного мира, являющихся важной частью биологического разнообразия планеты накладывает дополнительную ответственность по сохранению устойчивости данной экосистемы, сохранность которых составляет около 98 %.
К наиболее значимым источникам возможных ЧС природного характера в арктической зоне Дальнего Востока можно отнести существующую сейсмическую опасность (по ОСР - 97): 3 района (Иультинский, Провиденский и Чукотский) Чукотского автономного округа; 2 улуса (Булунский, Усть-Янский) Республики Саха (Якутия) находятся в зоне 7 - 9 баллов по шкале MSK-64.
За период с 1991 по 2009 год Службой срочных донесений Геофизической службы Российской академии наук зафиксированы 116 сейсмических событий в районах Арктики, из них только в 2009 году на территории Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа - 10 землетрясений. За последние 100 лет из наиболее сильных землетрясений можно отметить Булунское и Артыкское, произошедшие в 1927 году в Якутии с магнитудой 7.
Также к основным источникам возможных ЧС природного характера в арктической зоне Дальнего Востока относятся:
сильные ветра, ураганы, шторма (скорость которых достигает 50 м/с), которые приводят к повреждению зданий и конструкций (отметим, что только в 2008 году экстренные предупреждения из-за сильных ветров направлялись в потенциально опасные районы более 20 раз, а в 2009 году - 14 раз);
лесотундровые пожары, которые наносят непоправимый ущерб как экологии, так и представителям местной фауны (в арктической зоне Республики Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе только за 7 месяцев 2009 года были зарегистрированы 29 природных пожаров на площади около 500 гектаров, а за аналогичный период 2008 года - 47, что превышает показатели 2008 года в 2,5 раза);
наводнения, которым в арктической зоне Дальнего Востока подвержены более десяти населённых пунктов в Нижнеколымском (РС(Я)), Анадырском и Билибинском (ЧАО) муниципальных районах;
просадка строений в результате таяния «вечной мерзлоты» с последующим их подтоплением (криолитозоны), которые в результате оттаивания вечной мерзлоты продолжают процесс изменения русла реки Алазея, проседание грунтов под территорией населённых пунктов Андрюшкино Нижнеколымского района, Аргахтах и Сватай Среднеколымского района в Республике Саха (Якутия) с общим населением более 2000 человек, что также привело к необходимости сноса зданий береговой зоны, строительства новых котельной, нефтехранилища и жилых домов на более безопасном (возвышенном) месте, а также реконструкции взлетно-посадочной полосы.
Традиционно характерными источниками ЧС биолого-социального характера остаются аномально ранние сроки выпадения снега, либо обледенение тундровых ягелевых пастбищ, приводящие к утрате или существенному сокращению кормовой базы северных оленей.
На территории Республики Саха (Якутия) популяция домашних оленей насчитывает 225 тысяч голов (184 стада). Дикая популяция оленей представлена сундурунской, таймырской и лена-оленёкской популяцией общей численностью 750 тысяч голов. Пути миграции диких оленей проходят по территории Булунского, Анабарского, Аллаиховского, Нижнеколымского улусов. На территории Чукотского автономного округа популяция домашних оленей насчитывает 231 тысячу голов, пути миграции проходят по территории Провиденского и Чаунского районов.
Скотомогильников на территории арктической зоны нет.
Сохраняется высокая степень техногенной составляющей в спектре источников ЧС, обусловленная нижеследующими особенностями.
В арктической зоне сосредоточены основные запасы важнейших полезных ископаемых, которые являются определяющими для развития экономики Дальневосточного региона и России в целом. В Республике Саха (Якутия) - это алмазы, в Чукотском автономном округе - нефть, природный газ, уголь, золото, олово, вольфрам.
Наиболее известными месторождениями являются:
в ЧАО - рудного золота (Купол Майское и Каральвеемское (в шахтах), рудного олова (Пыркакайские штокверки), вольфрама (Иультинское); угля (Анадырское буроугольное), газа (месторождение Западно-Озерное);
в РС (Я) - алмазные месторождения Маят, Биллях, Тигликит в Анабарском районе (открытый способ).
Сегодня добывающие компании стараются использовать безопасные методы при разработке полезных ископаемых. Однако всё равно этот вид деятельности в Арктике проходит, к сожалению, не без последствий для экологии региона.
В подавляющем большинстве населённых пунктов расположены склады и базы хранения нефтепродуктов для систем жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики, представляющие потенциальную опасность населению и окружающей природной среде.
Всего в арктической зоне Дальнего Востока насчитывается 47 потенциально опасных производственных объектов, в том числе один радиационно опасный первого класса опасности - это Билибинская атомная электростанция, а также 5 химически опасных, 37 пожаро-, взрывоопасных и 4 гидротехнических сооружения. В их число входят склады нефтепродуктов (общим объёмом находящихся на хранении ГСМ свыше 430 тысяч тонн), склады взрывчатых материалов, тепловые электроцентрали, предприятия пищевой отрасли, использующие аварийно-химические отравляющие вещества в своей технологии.
На территории Чукотского автономного округа расположены 34 потенциально опасных объекта, в том числе:
радиационно опасных - 1; химически опасных - 5; пожаро-, взрывоопасных - 25; гидротехнических сооружений - 3.
На территории арктической зоны Республики Саха (Якутия) расположены 13 потенциально опасных объектов, в том числе:
пожаро-, взрывоопасных - 12; гидротехнических сооружений - 1.
В портах и портпунктах в период навигации накапливаются запасы топлива для объектов жизнеобеспечения, как правило, в металлических ёмкостях, которые впоследствии на Большую землю не вывозятся, а остаются на местах. Соответственно остаётся открытым вопрос утилизации этой тары в целях обеспечения экологической безопасности.
В критических условиях зимнего периода даже кратковременное прекращение подачи тепла в жилой сектор приводит к огромным материальным и финансовым затратам. В этом случае актуальным становится вопрос об эвакуации населения этих населённых пунктов, а также возникает угроза частичной или полной остановки промышленного производства.
С 1997 года в арктических районах Дальнего Востока произошла 31 авария на системах тепло- и энергообеспечения в 30 населённых пунктах, вследствие которых было разморожено более 600 зданий, были нарушены условия жизнеобеспечения более 23 тысяч человек, а ущерб составил около 50 миллионов рублей. В качестве примера может служить ЧС в январе 2000 года, когда вследствие аварии в котельной посёлка Мыс Шмидта была разморожена система центрального отопления в 26 жилых домах и административных зданиях, в результате чего были нарушены условия жизнеобеспечения около 1,5 тысяч человек, а ущерб составил 11 миллионов рублей.
Транспортная сеть арктических районов слабо развита. Кроме воздушного транспорта, доставка грузов осуществляется в период навигации по Северному морскому пути, а в зимний период, с установлением прочного ледостава - по так называемым автозимникам.
Мореплавание находится в ведении Владивостокского морского спасательно-координационного центра и его подцентров в Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском, а также входит в оперативную зону Камчатского филиала Сахалинского бассейнового аварийно -спасательного управления, расположенного на мысе Сигнальном в городе Петропавловск-Камчатский. В зимний период проводку судов осуществляют ледоколы Дальневосточного морского пароходства «Красин» и «Адмирал Макаров», а на трассе Северного морского пути - атомные линейные ледоколы типа «Россия». Особенности навигации в арктических морях определяются основными характеристиками ледяного покрова: сплочённость ледяного покрова, толщина и сжатие льда, которое является одним из основных факторов, приводящих к авариям с морскими судами.
Вместе с тем, в процессе перехода к рыночным отношениям, произошла трансформация звеньев Северного морского пути и хозяйствующих субъектов в различные формы собственности. В связи с децентрализацией отдельных морских перевозок, за последнее время участились случаи выхода в море плавсредств и судов, принадлежащих частным владельцам, не обладающим соответствующими характеристиками и не информирующих Петропавловский морской спасательно-координационный подцентр об их передвижениях. Так, например, в сентябре 2006 года на акватории Анадырского лимана произошло опрокидывание коммерческой частной баржи «Алюмка» вследствие нарушения допустимых норм загрузки. Погибли пять человек.
Поэтому считаю целесообразным развёрнуть морские спасательно-координационные под-центры Минтранса России в портах Певек и Тикси.
Условия вечной мерзлоты требуют более тщательного контроля состояния гидротехнических сооружений. Например, хвостохранилище Анабарского горно-обогатительного комбината акционерной компании «АЛРОСА» в Республике Саха (Якутия) имеет 3-й класс опасности. При нарушении температурных параметров закачки в него пульпы может произойти разрушение обвалования или самой дамбы.
В арктической зоне, ввиду особенностей физико-географических условий, продолжает активное развитие авиационный вид транспорта. На сегодня в Чукотском автономном округе и Республике Саха (Якутия) существуют более 20-ти маршрутов местных авиалиний. Кроме того, над данной территорией пролегают авиамаршруты в другие регионы страны, а также наиболее короткие кросс-полярные маршруты из Европы в США, Канаду и Японию. На территории 11 муниципальных районов Дальневосточного федерального округа, входящих в арктическую зону, расположены 2 аэродрома (в Анадыре и Певеке), способных принять тяжёлые самолёты типа Ил-76. Кроме того, имеются 14 аэродромов (7 в посёлках Марково, Проведения, Омолон, Кепервеем, Лаврентия, Беринговского, Эгвекинот Чукотского автономного округа и 7 в населённых пунктах Черский, Чокурдах, Тикси, Саскыллах, Нижнеянск, Депутатский, Усть-Куйга Республики Саха (Якутия)), предназначенных для принятия самолётов Ан-12 и Ан-26, а также 38 посадочных площадок, способных принимать вертолёты и лёгкие самолёты.
Продолжающая активно развиваться сеть воздушных сообщений повышает уровень риска возникновения авиационных происшествий. Это обусловливает необходимость модернизации авиационно-спасательных сил.
Авиационно-спасательные силы арктической зоны ДФО: 13 подразделений Службы поиска и аварийно-спасательного обеспечения полётов численностью 127 человек и 24 единицы техники.
Исходя из вышеизложенного, основными источниками ЧС техногенного характера в арктической зоне Дальневосточного федерального округа можно выделить:
1. Транспортные аварии, в том числе:
аварии и пожары на морских и речных судах, прежде всего с ядерными энергетическими установками, на трассе Северного морского пути и акваториях рек;
посадка судов на мель и аварии с маломерными судами;
авиационные катастрофы и лётные происшествия;
аварии, связанные с провалами техники под лёд с автозимников, в результате несанкционированного выезда на лёд.
2. Техногенные аварии и ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, в том числе:
пожары на промышленных объектах и в жилом секторе;
аварии с выбросом химических отравляющих веществ на предприятиях;
аварии с выбросом загрязняющих веществ, приводящие к загрязнению окружающей среды;
гидродинамические аварии;
аварии на коммунальных и энергетических системах жизнеобеспечения населения.
Принимая во внимание источники ЧС, которые отмечались выше, а также опираясь на анализ существующих рисков в арктической зоне Дальневосточного федерального округа, проведённый с 1997 года, можно сделать вывод, что и в Чукотском автономном округе, и в Республике Саха (Якутия) присутствует достаточно широкий спектр угроз возникновения ЧС природного и техногенного характера.
В целях снижения данных рисков при участии и методическом руководстве Дальневосточного регионального центра МЧС России разработаны планы действий по предупреждению ЧС. Администрациями Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа, в тесном взаимодействии с территориальными органами МЧС России, принимаются управленческие решения, проводятся оперативные, инженерные и другие мероприятия, направленные на поддержание в постоянной готовности к действиям по предназначению сил и средств реагирования на ЧС, повышение уровня защищённости населения и территорий от ЧС.
С целью повышения оперативности реагирования на угрозу или возникновение ЧС, совершенствования системы антикризисного управления, на наш взгляд, необходимо более тесное взаимодействие аварийно-спасательных формирований и подразделений мониторинга, что может быть достигнуто путём развёртывания дополнительных подразделений и оснащения их самым современным оборудованием.
При этом целесообразно:
создание в масштабах арктической зоны принципиально новой специализированной системы мониторинга и управления рисками, что будет способствовать организации взаимодействия на более высоком уровне;
вследствие экстремальных условий жизнедеятельности, разработать специальные технологии для проведения аварийно-спасательных работ, образцов специальной аварийно-спасательной техники и оборудования, особенно пожарной техники. Традиционное использование воды в виде огнетушащего вещества в условиях Арктики представляет большую проблему;
провести реорганизацию пожарных частей арктической зоны в пожарно-спасательные части с арктической спецификой, продолжить техническое перевооружение, организовать внедрение новых технологий ликвидации пожаров на безводной основе с использованием автомобилей порошкового тушения, а также поэтапную замену основных пожарных автоцистерн на автомобили в северном исполнении;
принять решение на уровне Правительства Российской Федерации об открытии в арктической зоне Дальневосточного федерального округа координационно-спасательных подцентров Минтранса России, предпочтительно в Тикси и Певеке.
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. № 868 на МЧС России возложены задачи по поиску и спасанию людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, предупреждению и ликвидации ЧС на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации.
Необходимо также развернуть в Тикси, Певеке, Анадыре три аэромобильных аварийно-спасательных центра на базе центров управления в кризисных ситуациях Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа, финансируемых за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации, а также двух филиалов Сахалинского бассейнового управления Минтранса России в Тикси и Певеке, оснастить их всех необходимым для выполнения задач в экстремальных климатических условиях Арктики. Их численность должна быть до 125 человек каждый, с зонами ответственности:
70 -
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2010'4
Тиксинский ПСО - устье р. Лена - море Лаптевых;
Певекский ПСО - атомная станция Билибино - Восточно-Сибирское море;
Анадырский ПСО - Берингово море (включая Берингов пролив) - Анадырский залив.
Кроме того, целесообразно:
разработать иные виды связи и систем оповещения, более устойчивые к помехам в традиционных диапазонах радиочастот при возмущённом состоянии ионосферы;
разработать специальные технологии по оказанию помощи пострадавшим, с учеётом специфических условий, в том числе «Арктического направления» медицины катастроф;
провести исследования и разработать технологии по стабилизации фундаментов, провести аварийно-восстановительные работы в зданиях и сооружениях, в том числе гидротехнических, пострадавших в результате процесса оттаивания вечной мерзлоты.
На территории арктической зоны Дальневосточного федерального округа на трассе Северного морского пути, а также на реках Лена и Яна в качестве автономных источников электропитания для средств навигационного оборудования используются автономные необслуживаемые радиоизотопные энергетические генераторы - РИТЭГи (типа «Бета-М», «Эфир-МА», «Горн» и «Гонг»). Данные средства навигационного оборудования предназначены для обеспечения безопасности мореплавания всех типов судов, в том числе атомных ледоколов.
Эксплуатируют РИТЭГи на Дальнем Востоке три подразделения Федерального государственного унитарного «Гидрографического предприятия» Росморречфлота, а именно: Певекский лоцмей-стерско-гидрографический отряд, а также Провиденская и Тиксинская гидробазы. Активность (выделяемое количество радиоактивного вещества в единицу времени) используемого в РИТЭГах источника в зависимости от типа колеблется от 40 тысяч до 180 тысяч кюри. В арктической зоне Дальневосточного федерального округа эксплуатируется 114 радиоизотопных генераторов.
Таким образом, в работе дана оценка потенциальной опасности и реальных угроз при освоении арктической зоны Дальневосточного федерального округа, осуществлении хозяйственной и бытовой жизнедеятельности проживающего на его территории населения.
Учитывая интенсивность освоения арктических районов, можно с достаточной уверенностью предполагать, что существующая сегодня государственная система предупреждения ЧС в будущем будет нуждаться в реформировании и совершенствовании. Поэтому первые шаги в этом направлении необходимо продумывать уже сейчас. И можно считать сегодня абсолютно необоснованной стратегию поддержания и развития районов Крайнего Севера и его арктической зоны «вахтовым» методом.
Дальневосточный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России обладает полноценной научно-технической базой для мониторинга источников потенциально опасных процессов и объектов, информационно-управляющими средствами и технологиями, включая систему центров управления в кризисных ситуациях, оперативно связанных с НЦУКС, достаточными силами и средствами для проведения квалифицированных АСНДР, КШУ, ликвидации ЧС. У нас успешно трудятся десятки выпускников учебных заведений МЧС России, включая Академию гражданской защиты.