Научная статья на тему 'Сотрудники МЧС в Арктике'

Сотрудники МЧС в Арктике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
499
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Одинокова Е.Ю., Глинская Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудники МЧС в Арктике»

деятельностью органов, прямо отвечающих за обеспечение сотрудников государственной противопожарной службы социальными гарантиями. Поэтому, только своевременное предоставление денежных выплат, пособий и других льгот сотрудникам, работающим в сложных климатических условиях, может выразиться в качестве стимула к их дальнейшей деятельности.

Список использованной литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 05.05.2014. - № 18. - Ч. I. - Ст. 2136.

2. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.mchs.gov.ru/;

3. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (с изм. и доп. от 6 апреля 2015 г.) // РГ. - 11.01.2013. - № 3.

4. Приказ МЧС России от 21 марта 2013 г. № 195 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (с изм. и доп. от 26 мая 2015 г.) // РГ. - 07.05.3013. - № 96.

5. Определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 апреля 2012 г. по делу № 33-842 // СПС «ГАРАНТ».

6. Решение Верховного Суда РФ от 26 июня 2014 г. № ГКПИ14-381 «О признании недействующим подпункт «а» пункта 29 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утв. приказом Приказ МЧС России от 23 апреля 2013 г. № 280, в части, возлагающей на сотрудника, обратившегося с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации, обязанность представить в комиссию по социальным выплатам документы об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах» // СПС «ГАРАНТ».

СОТРУДНИКИ МЧС В АРКТИКЕ

Е.Ю. Одинокова, преподаватель, Н.И. Глинская, курсант, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,

г. Санкт-Петербург

Арктика - часть земного шара, прилежащая к Северному полюсу и ограниченная с юга Северным полярным кругом, находящимся на 66 ° 33' с.ш.; включает окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь

Северный Ледовитый океан с островами и окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское). Площадь Арктики составляет 21 млн. км [1].

Согласно принятой Федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» [2] в арктических районах Дальнего Востока планируется открыть четыре специализированных аварийно-спасательных центра: один в посёлке Тикси Республики Саха (Якутия) и три в Чукотском автономном округе - в городах Анадырь и Певек, поселке Проведения.

Необходимость создания специализированных спасцентров в Арктике обусловлена целым рядом существующих в этих районах угроз возникновения чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. Суровые и порой экстремальные климатические условия (аномально низкие температуры воздуха, ураганные ветра, быстрая смена погодных условий на штормовые) могут стать причиной повреждения зданий и сооружений, аварий на судах и маломерных плавсредствах. Помимо этого, на территории Чукотского автономного округа и Якутии находятся более трёх десятков потенциально опасных объектов, в том числе Билибинская атомная станция. Вместе с тем, в подавляющем большинстве населённых пунктов расположены склады и базы хранения нефтепродуктов для систем жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики, представляющие возможную угрозу для жизни и здоровья людей и окружающей природной среде. Кроме того, отмечается слабая заселённость данных земель, недостаточная развитость транспортной инфраструктуры и дорожной сети, автономность систем электроснабжения населенных пунктов. Это только малая толика факторов, оказывающих особое влияние на вопросы обеспечения безопасности населения и территории.

Главная задача создаваемых подразделений - это проведение аварийно-спасательных, поисковых и других неотложных работ на территории северных районов, в 12-мильной зоне ответственности территориальных вод и на внутренних водоёмах (реках, озёрах). Таким образом, под контролем дальневосточных спасателей окажется площадь порядка 200 километров. Кроме этого, специалисты буду осуществлять сбор и анализ информации о состоянии объектов окружающей среды, работать в тесном взаимодействии с подразделениями Росгидромета и Минтранса и другими федеральными органами исполнительной власти на местах.

Для выполнения своих функций в каждом из создаваемых арктических комплексных аварийно-спасательных центров предполагается сформировать подразделения из спасателей, водителей плавсредств и автомобилей, специалистов информационно-аналитического и прогностического обеспечения, оперативных дежурных, медицинских работников и психологов, а также обеспечивающие подразделения. Рассматривая вопросы технического оснащения, предпочтение планируется отдать транспортным средствам высокой проходимости, технике специального назначения, многоцелевым катерам и другому снаряжению и инструментам, предназначенным специально

для работы в условиях Крайнего Севера [3].

По данным на 2 июня 2015 года всего численность группировки сил и средств по прикрытию Арктической зоны РФ достигает более 18 тыс. человек и более 1,84 тыс. единиц техники.

По данным спасательного ведомства, в среднем на территории Арктики за год происходит более сотни чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В МЧС отмечают, что в регионе наблюдается устойчивый рост количества происшествий техногенного характера, в том числе транспортные аварии (30 %), а также взрывы и пожары технологического оборудования (24 %). Всего за четыре года российские спасатели провели в Арктической зоне более 5 тыс. поисково-спасательных операций, оказав помощь более 7 тыс. человек [4].

Что касается условий, оказывающих огромное влияние на спасателей, то пожарно-спасательный, аварийно-спасательный автомобили и пожарная автоцистерна, разработаны для работы при экстремально низких температурах, рассчитаны на эксплуатацию при морозе до 60 ° С. Кроме того, для арктических спасателей созданы аварийно-спасательные инструменты различной модификации, обеспечивающие работу спасателей в Арктической зоне и труднодоступных местах. Для транспортировки и хранения спасательных инструментов в суровых условиях Арктики предусмотрены специальные контейнеры, а личный состав получил соответствующую климату униформу.

Как видно выше, для сотрудников МЧС созданы специальные условия для работы, но что касается их правового обеспечения и вознаграждения. В России правовой статус спасателя закреплен Федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [5]. В данном законе указано определение термина спасатель, принципы деятельности, полномочия, а также гарантии деятельности спасателей при исполнении ими своих профессиональных обязанностей.

Можно с уверенностью утверждать, что сегодня необходимо создать отдельный нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность сотрудников МЧС в зонах Крайнего севера. При этом, в данный документ необходимо включить такие положения, как:

- определение спасателя на территории крайнего севера;

- принципы организации деятельности;

- обязанности спасателей в условиях крайнего севера;

- льготы и социальные выплаты;

- пособия и возмещение ущерба за обстоятельства, предусмотренные законодательством.

29 июня 2015 году Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко высказала идею о том, чтобы создать отдельный законопроект о развитии арктической зоны России. По её мнению, задачи, поставленные для развития данных территорий, решаются неэффективно, а нормативно-правовая база нуждается в пересмотре и обновлении. «Примечательно, что проект такого

закона был внесен в Государственную Думу по инициативе членов Совфеда еще в 1998 году, однако принят до сих пор не был. Более того, в 2013 году правительство признало его одобрение нецелесообразным, поскольку вопросы развития арктической зоны могут быть урегулированы, по мнению членов кабмина, отраслевыми законами... Полагаю, что события последних двух лет заставляют всех нас по-другому взглянуть на это решение», - подчеркнула Матвиенко [6].

Председатель Совета Федерации в своем интервью также затронула вопросы финансово-экономического состояния арктического региона, инвестиционной деятельности и таможенных льгот.

Представляется, что данное предложение является достаточно объективным, так как развитие и обустройство инфраструктуры Арктической зоны является фактором, который затронет как жизнь людей, проживающих на тех территориях, так и всей России. Сотрудники МЧС, которые находятся в данной зоне, должны наравне со всеми гражданами РФ иметь правовую регламентацию их деятельности и соответствующие льготы, выплаты и компенсации, которые будут компенсировать их нахождение в сложных климатических условиях

Список использованной литературы

1. Энциклопедия Юриста // ULR: http://enc-dic.com/enc_lawyer/Arktika-155/. Дата обращения: 07.07.2015.

2. Сайт МЧС России «Федеральная целевая программа Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» // ULR: http://www.53.mchs.gov.ru /document/1350217. Дата обращения: 07.07.2015.

3. Новости экологического мониторинга шельфа Арктики // ULR: http://pro-arctic.ru/25/03/2014/news/7390. Дата обращения: 07.07.2015.

4. Мурманский вестник от 02.06.2015. // ULR: http://www.mvestnik.ru /shwpgn.asp?pid=2015060221. Дата обращения: 07.07.2015.

5. Информационно-правовой портал «Гарант» Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». // ULR: http://base.garant.ru/10104543/. Дата обращения: 07.07.2015.

6. Интервью Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в «Российской газете» от 29 июня 2015 г. № 6710 // ULR: http://www.rg.ru/2015 /06/29/matvienko.html. Дата обращения: 07.07.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.