ФУНДАМЕНТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
УДК 351.861
А.Ю. Лебедев
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Рассмотрены основные проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Приведены составляющие времени локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также представлены основные аспекты государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - ЧС) природного и техногенного характера.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, ликвидация чрезвычайных ситуаций, локализация чрезвычайных ситуаций.
A. Lebedev
PROTECTION THE TERRITORY AND POPULATION FROM EMERGENCY SITUATIONS NATURAL AND MAN-MADE DISASTER
The article views the topical issues in the field of the protection the territory and population from emergency situations natural and man-made disaster. The author presents the time components of localization and elimination of consequences in emergency situations (hereinafter referred to as - ES) and the main aspects of the protection the territory and population from emergencies state policy.
Keywords: emergency situation, elimination of consequences in emergency situations, localization of emergency situations.
В последние годы техносфера развивается всё стремительнее. Техносферные регионы становятся всё больше и опаснее. Общество становится всё более зависимым от неё. Разрушение техносферы равносильно катастрофе, а её бесконтрольный неограниченный рост приводит зачастую к деградации окружающей природной среды. При катастрофах разрушениям подвергается также социальная сфера обитания человека, на ликвидацию последствий ЧС привлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы, что сказывается на уровне жизни людей. Системы жизнеобеспечения населения начинают давать сбои и порою просто не справляются со своими задачами. Поэтому защита населения от ЧС природного и техногенного характера является одной из главных и приоритетных задач государства.
Для устойчивого развития любой страны необходимо принятие мер по сокращению ущерба, причиняемого чрезвычайными ситуациями. К сожалению, общество ещё не овладело в достаточной степени механизмом управления столь большими системами, как «природа - техносфера -общество». Разноплановые задачи, которые должны решаться в интересах управления риском, опираются на такие наукоёмкие сферы, как физические механизмы развития аварийных ситуаций и аварий, формирования опасных природных явлений, модели и методы прогноза силы, времени и места их возникновения, способы предотвращения их возникновения, снижения силы или смягчения последствий ЧС, экономические исследования, методы оптимального планирования.
- 3
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'1
Государство в соответствии с действующим законодательством является основным субъектом обеспечения безопасности граждан. Свои функции в этой области государство осуществляет через совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан. Таким образом, граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством и нормативными актами субъектов Федерации. Имеются также государственные организации, непосредственно обеспечивающие безопасность; контрольные и надзорные организации; организации, осуществляющие мониторинг отдельных составляющих безопасности.
Одной из функций государства является обеспечение безопасности граждан и окружающей среды, а обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и организаций является важнейшей государственной задачей. Данное положение вытекает из естественного права, включая основные права человека, важнейшим из которых является право на жизнь и здоровье. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Фактически действующее право (позитивное право) закрепляет в законах основные права человека (например, право на всё то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и вытекающие из них права.
Право человека на жизнь и здоровье охраняется законом. Поэтому обязанности по реализации данного права возлагаются на государство, которое определяет соответствующие обязанности органам государственного управления, организациям и гражданам, а также их права и ответственность.
Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, величина причиняемого ими ущерба во многом зависят от своевременности и точности их предсказания, от принятия предупредительных мер защиты и их локализации и ликвидации.
Общегосударственной проблемой в нашей стране являются временные показатели ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под ликвидацией чрезвычайной ситуации понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действий характерных для них опасных факторов.
Основной составляющей процесса ликвидации чрезвычайной ситуации является локализация чрезвычайной ситуации. Определение локализации чрезвычайной ситуации в федеральном законе отсутствует. Важным фактором процесса локализации чрезвычайной ситуации является временной фактор. Время локализации чрезвычайной ситуации должно быть законодательно нормировано. Временные показатели могут отличаться для различных видов чрезвычайных ситуаций. В настоящее время только в постановлении Правительства от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» при поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов -при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.
4 -
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'1
В целом время ликвидации чрезвычайной ситуации можно представить в виде выражения (1):
Тликв Таср + Тднр 5 (1)
где Тликв - время ликвидации чрезвычайной ситуации, ч; Таср - время аварийно-спасательных работ, ч; Тднр - время других неотложных работ, ч.
В свою очередь Таср включает в себя следующие временные составляющие:
Т = Т + Т
1 аср 1 лок 1 1 сп.р, ,
где Тлок - время локализации чрезвычайной ситуации, ч;
Тсп.р - время поиска и спасения пострадавших, ч.
Время локализации складывается из следующих составляющих:
Тлок Топ + Тсб + Тпр + Траб ,
где Топ - время оповещения о чрезвычайной ситуации, ч;
Тсб - время сбора аварийно-спасательных формирований (далее по тексту - АСФ), ч;
Тпр - время прибытия АСФ, ч;
Траб - время проведения работ АСФ, ч.
(2)
(3)
Тликв 1
Таср Тднр
Топ Тсб Тпр Траб Тсп.р
Рис. 1. Составляющие общего времени ликвидации аварии (ЧС)
Рассмотрим время оповещения о чрезвычайной ситуации. Это время составляет всего несколько минут (до 10 мин).
Время сбора Тсб подразделений по тревоге зависит от степени боеготовности, т. е. готовности к выезду и следованию на пожар. Время сбора подразделений определено нормативами по тактико-строевой подготовке личного состава.
Рассмотрим, от каких факторов зависит время прибытия каждого вызванного (высланного) подразделения на ЧС.
В общем виде продолжительность выезда и следования на пожар любого подразделения может определяться по формуле:
60! ^ 60!
Тпр = - + £ - , (4)
о ¡=\ V
сл 1 =1 ст.
где Ь - протяженность маршрута следования к месту аварии, км;
Юсп - средняя скорость следования к месту аварии, км/ч.
Время проведения работ АСФ и время поиска и спасения пострадавших зависят от характера, масштабов ЧС, а также от погодных условий. Например, при разборе завалов после землетрясения шанс найти живых пострадавших сохраняется в течение нескольких дней (до 7-10 суток), а при ДТП время, в течение которого можно спасти человека, составляет пару часов.
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'1 5
Расчёт общего времени локализации и ликвидации аварии - одна из самых важных проблем. Рассчитывая и нормативно фиксируя это время, определяются те конкретные временные рамки, в которые должен проводиться комплекс мероприятий по спасению людей, имущества и ценностей при возникновении чрезвычайной ситуации.
В настоящее время государственная стратегия реализуется в государственной политике, которая должна включать определение: механизма реализации целей стратегии; критериев реализации стратегии; основных этапов реализации стратегии и их особенностей; приоритетов каждого этапа реализации стратегии; направлений реализации стратегии на каждом этапе; механизмов принятия решений при ЧС и основных методов оценки эффективности принятия решений при ЧС.
Основой государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера должно стать управление рисками ЧС на основе концепции приемлемого риска.
В организационном плане государственная политика в области обеспечения природной и техногенной безопасности включает следующие основные аспекты:
— нормативно-правовой;
— организационный;
— инженерно-технический;
— социально-политический;
— экономический;
— информационный;
— образовательный;
— международный.
Формирование требований и выполнение мероприятий по представленным выше аспектам позволит обеспечить защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
2. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3. «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Региональные проблемы безопасности с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» МГФ «Знание», 1999.
4. «Катастрофы и общество» под ред. Воробьева Ю.Л. - М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2000.
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'1