Научная статья на тему 'Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера'

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3465
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чрезвычайная ситуация / ликвидация чрезвычайных ситуаций / локализация чрезвычайных ситуаций / emergency situation / elimination of consequences in emergency situations / localization of emergency situations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев А. Ю.

Рассмотрены основные проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных си-туаций природного и техногенного характера. Приведены составляющие времени локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также представлены основные аспекты государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее по тек-сту – ЧС) природного и техногенного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лебедев А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION THE TERRITORY AND POPULATION FROM EMERGENCY SITUATIONS NATURAL AND MAN-MADE DISASTER

The article views the topical issues in the field of the protection the territory and population from emergency situations natural and man-made disaster. The author presents the time components of localization and elimination of consequences in emergency situations (hereinafter referred to as ES) and the main aspects of the protection the territory and population from emergencies state policy.

Текст научной работы на тему «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

ФУНДАМЕНТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

УДК 351.861

А.Ю. Лебедев

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Рассмотрены основные проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Приведены составляющие времени локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также представлены основные аспекты государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - ЧС) природного и техногенного характера.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, ликвидация чрезвычайных ситуаций, локализация чрезвычайных ситуаций.

A. Lebedev

PROTECTION THE TERRITORY AND POPULATION FROM EMERGENCY SITUATIONS NATURAL AND MAN-MADE DISASTER

The article views the topical issues in the field of the protection the territory and population from emergency situations natural and man-made disaster. The author presents the time components of localization and elimination of consequences in emergency situations (hereinafter referred to as - ES) and the main aspects of the protection the territory and population from emergencies state policy.

Keywords: emergency situation, elimination of consequences in emergency situations, localization of emergency situations.

В последние годы техносфера развивается всё стремительнее. Техносферные регионы становятся всё больше и опаснее. Общество становится всё более зависимым от неё. Разрушение техносферы равносильно катастрофе, а её бесконтрольный неограниченный рост приводит зачастую к деградации окружающей природной среды. При катастрофах разрушениям подвергается также социальная сфера обитания человека, на ликвидацию последствий ЧС привлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы, что сказывается на уровне жизни людей. Системы жизнеобеспечения населения начинают давать сбои и порою просто не справляются со своими задачами. Поэтому защита населения от ЧС природного и техногенного характера является одной из главных и приоритетных задач государства.

Для устойчивого развития любой страны необходимо принятие мер по сокращению ущерба, причиняемого чрезвычайными ситуациями. К сожалению, общество ещё не овладело в достаточной степени механизмом управления столь большими системами, как «природа - техносфера -общество». Разноплановые задачи, которые должны решаться в интересах управления риском, опираются на такие наукоёмкие сферы, как физические механизмы развития аварийных ситуаций и аварий, формирования опасных природных явлений, модели и методы прогноза силы, времени и места их возникновения, способы предотвращения их возникновения, снижения силы или смягчения последствий ЧС, экономические исследования, методы оптимального планирования.

- 3

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'1

Государство в соответствии с действующим законодательством является основным субъектом обеспечения безопасности граждан. Свои функции в этой области государство осуществляет через совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан. Таким образом, граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством и нормативными актами субъектов Федерации. Имеются также государственные организации, непосредственно обеспечивающие безопасность; контрольные и надзорные организации; организации, осуществляющие мониторинг отдельных составляющих безопасности.

Одной из функций государства является обеспечение безопасности граждан и окружающей среды, а обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и организаций является важнейшей государственной задачей. Данное положение вытекает из естественного права, включая основные права человека, важнейшим из которых является право на жизнь и здоровье. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Фактически действующее право (позитивное право) закрепляет в законах основные права человека (например, право на всё то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и вытекающие из них права.

Право человека на жизнь и здоровье охраняется законом. Поэтому обязанности по реализации данного права возлагаются на государство, которое определяет соответствующие обязанности органам государственного управления, организациям и гражданам, а также их права и ответственность.

Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, величина причиняемого ими ущерба во многом зависят от своевременности и точности их предсказания, от принятия предупредительных мер защиты и их локализации и ликвидации.

Общегосударственной проблемой в нашей стране являются временные показатели ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под ликвидацией чрезвычайной ситуации понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действий характерных для них опасных факторов.

Основной составляющей процесса ликвидации чрезвычайной ситуации является локализация чрезвычайной ситуации. Определение локализации чрезвычайной ситуации в федеральном законе отсутствует. Важным фактором процесса локализации чрезвычайной ситуации является временной фактор. Время локализации чрезвычайной ситуации должно быть законодательно нормировано. Временные показатели могут отличаться для различных видов чрезвычайных ситуаций. В настоящее время только в постановлении Правительства от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» при поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов -при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.

4 -

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'1

В целом время ликвидации чрезвычайной ситуации можно представить в виде выражения (1):

Тликв Таср + Тднр 5 (1)

где Тликв - время ликвидации чрезвычайной ситуации, ч; Таср - время аварийно-спасательных работ, ч; Тднр - время других неотложных работ, ч.

В свою очередь Таср включает в себя следующие временные составляющие:

Т = Т + Т

1 аср 1 лок 1 1 сп.р, ,

где Тлок - время локализации чрезвычайной ситуации, ч;

Тсп.р - время поиска и спасения пострадавших, ч.

Время локализации складывается из следующих составляющих:

Тлок Топ + Тсб + Тпр + Траб ,

где Топ - время оповещения о чрезвычайной ситуации, ч;

Тсб - время сбора аварийно-спасательных формирований (далее по тексту - АСФ), ч;

Тпр - время прибытия АСФ, ч;

Траб - время проведения работ АСФ, ч.

(2)

(3)

Тликв 1

Таср Тднр

Топ Тсб Тпр Траб Тсп.р

Рис. 1. Составляющие общего времени ликвидации аварии (ЧС)

Рассмотрим время оповещения о чрезвычайной ситуации. Это время составляет всего несколько минут (до 10 мин).

Время сбора Тсб подразделений по тревоге зависит от степени боеготовности, т. е. готовности к выезду и следованию на пожар. Время сбора подразделений определено нормативами по тактико-строевой подготовке личного состава.

Рассмотрим, от каких факторов зависит время прибытия каждого вызванного (высланного) подразделения на ЧС.

В общем виде продолжительность выезда и следования на пожар любого подразделения может определяться по формуле:

60! ^ 60!

Тпр = - + £ - , (4)

о ¡=\ V

сл 1 =1 ст.

где Ь - протяженность маршрута следования к месту аварии, км;

Юсп - средняя скорость следования к месту аварии, км/ч.

Время проведения работ АСФ и время поиска и спасения пострадавших зависят от характера, масштабов ЧС, а также от погодных условий. Например, при разборе завалов после землетрясения шанс найти живых пострадавших сохраняется в течение нескольких дней (до 7-10 суток), а при ДТП время, в течение которого можно спасти человека, составляет пару часов.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'1 5

Расчёт общего времени локализации и ликвидации аварии - одна из самых важных проблем. Рассчитывая и нормативно фиксируя это время, определяются те конкретные временные рамки, в которые должен проводиться комплекс мероприятий по спасению людей, имущества и ценностей при возникновении чрезвычайной ситуации.

В настоящее время государственная стратегия реализуется в государственной политике, которая должна включать определение: механизма реализации целей стратегии; критериев реализации стратегии; основных этапов реализации стратегии и их особенностей; приоритетов каждого этапа реализации стратегии; направлений реализации стратегии на каждом этапе; механизмов принятия решений при ЧС и основных методов оценки эффективности принятия решений при ЧС.

Основой государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера должно стать управление рисками ЧС на основе концепции приемлемого риска.

В организационном плане государственная политика в области обеспечения природной и техногенной безопасности включает следующие основные аспекты:

— нормативно-правовой;

— организационный;

— инженерно-технический;

— социально-политический;

— экономический;

— информационный;

— образовательный;

— международный.

Формирование требований и выполнение мероприятий по представленным выше аспектам позволит обеспечить защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

2. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

3. «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Региональные проблемы безопасности с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» МГФ «Знание», 1999.

4. «Катастрофы и общество» под ред. Воробьева Ю.Л. - М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2000.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.