Научная статья на тему 'ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК'

ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / CONTRACT SYSTEM / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА / FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT / ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА / PROCUREMENT FROM A SINGLE SUPPLIER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щекуров Дмитрий Сергеевич

В статье охарактеризованы особенности административной ответственности за нарушение конкуренции при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Также рассматриваются нововведенияв Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся защиты конкуренции в контрактной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щекуров Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition protection administrative-legal means in carrying out public procurement

The article describes peculiarities of administrative responsibility for violation of competition in the implementation of state and municipal procurement. It's also examined the innovations in the Code of the Russian Federation about administrative offenses concerning the protection of competition in the contract system.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК»

Административное право

ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

ЩЕКУРОВ Дмитрий Сергеевич,

аспирант ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Прокуратура Хабаровского края. Email: Radstow@mail.ru

Краткая аннотация: В статье охарактеризованы особенности административной ответственности за нарушение конкуренции при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Также рассматриваются нововведенияв Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся защиты конкуренции в контрактной системе.

Abstract: The article describes peculiarities of administrative responsibility for violation of competition in the implementation of state and municipal procurement. It's also examined the innovations in the Code of the Russian Federation about administrative offenses concerning the protection of competition in the contract system.

Ключевые слова: Конкуренция, контрактная система, Федеральная антимонопольная служба, административная ответственность, государственные и муниципальные закупки, закупки у единственного поставщика.

Keywords: Competition, contract system, the Federal Antimonopoly service, administrative responsibility, state and municipal procurement, procurement from a single supplier.

Конкуренция представляет собой важнейший инструмент развития рынка товаров, работ, услуг для публичных нужд. Она повышает эффективность государственных закупок и способствует формированию умеренных цен. Именно по этой причине определение в законодательстве мер, направленных на обеспечение конкуренции при выборе заказчиком поставщиков, способствует формированию конкурентного рынка, стимулирует предложение на качественные товары, работы и услуги, позволяет государственным заказчикам получать качественную продукцию и оказывает прямое влияние на исполнение поставщиками обязательств по государственным (муниципальным) контрактам [7].

Развитие конкурентной среды в сфере закупок представляет собой координацию деятельности заказчиков, обмен сведениями для достижения качества, результативности и эффективности осуществления закупок.

Одним из основополагающих положений контрактной системы в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) является закрепленный в ст. 8 принцип обеспечения конкуренции: контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок

должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок[4].

Статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-Ф3) закрепляет специальные антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений [2]. Данная статья определяет, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Закупочные процедуры за последнее время не стали более конкурентными и прозрачными. Более того, ситуация в ряде случаев даже ухудшилась: растёт число закупок у единственного поставщика, а заказчики всё чаще обходят конкурентные процедуры, закупая продукцию через государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые подпадают под более лояльный Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее -

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2017. № 10(154)

Закон № 223-Ф3)[3].

Внесено предложение о проведении инвентаризации ранее принятых решений, в соответствии с которыми были определены единственные поставщики в ходе неконкурсных процедур. Институт единственных поставщиков первоначально формировался применительно к естественным монополиям, которые работают на неконкурентном рынке. Но теперь единственные поставщики стали захватывать власть на конкурентных рынках, в частности, на рынках топлива и лёгкой промышленности. Создание барьеров для участия в государственных закупках особенно недопустимо в условиях взятого курса на импортозамещение.

Хотя количество конкурентных процедур в государственных закупках существенно снизилось, это не означает, что от контрактной системы и Закона № 44-ФЗ, нужно отказаться и срочно менять законодательство. Существующая система даёт возможности для масштабного применения прозрачных конкурентных процедур.

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере государственных закупок.

Для признания в действиях какого-либо лица факта нарушения антимонопольного законодательства (недобросовестной конкуренции) необходимо установление следующих обязательных признаков:

- совершение нарушений хозяйствующим субъектом - конкурентом;

- направленность на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречие положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинение или способность причинить убытки другому хозяйствующему субъекту конкуренту, либо нанесение ущерба его деловой репутации.

Связанные с осуществлением закупочных действий отношения, согласно законодательству, возлагают на стороны, участвующие в контрактной деятельности, достаточно широкий спектр обязательств, отступление от выполнения которых недопустимо и влечет за собой юридические последствия для нарушителя в соответствии с законом. Это правило является единым для законодательства, регулирующего данную деятельность.

Принятый 05 октября 2015 г. Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федераль-

ный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[5] обозначил новый виток развития правоотношений, регулирующих административную ответственность в сфере защиты конкуренции при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Далее обозначим некоторые нововведения, устанавливающие административную ответственность занарушение принципа конкуренции при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

1. В Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) появилась ст. 7.32.4, которая устанавливает административную ответственность за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися^].Нормы данной статьи устанавливают ответственность за нарушение порядка и правил организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством торгов по продаже государственного и муниципального имущества, продажи государственного и муниципального имущества. До введения ст. 7.32.4 антимонопольными органами применялась административная ответственность за нарушение органами власти и хозяйствующими субъектами порядка предоставления информации, запрашиваемой антимонопольным органом в рамках реализации полномочий по рассмотрению жалоб по ст. 18.1 Закона № 135-Ф3[6; С. 89.].

2. Принятие решения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных в Законе № 44-ФЗ, может быть квалифицировано как административное правонарушение (ст. 24, ст. 48, ст. 50, ст. 93 Закона № 44-ФЗ, ч. 1, ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ). Закон № 44-ФЗ не содержит специальных требований к формированию предмета контракта, однако, это не исключает предъявления претензий со стороны контролирующих органов в случае «дробления» предмета закупки - совершения ряда отдельных закупок идентичных или технологически и функционально дополняющих друг друга лотов.

Определенные ограничения при формировании лотов вытекают из антимонопольного законодательства, однако они относятся только к прямо противоположной ситуации. Так запрещается препятствовать конкуренции между участниками торгов, за -

Административное право

проса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок (ч. 3 ст. 17 ФЗ № 135-ФЗ). Однако при этом запрета на разделение закупки связанных между собой товаров, работ, услуг на предметы нескольких работ законодательство не содержит.

3. Административная ответственность должностных лиц органов власти за нарушение норм ст. 15 Закона № 135-ФЗ, устанавливающей запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, ужесточена, одновременно для органов власти вводятся предупредительные меры в сфере защиты конкуренции. В ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ санкция увеличена до пятидесяти тысяч рублей[1]. В ч. 2 ст. 14.9 КоАП РФ установлена единственная санкция в виде дисквалификации. Вместе с тем усиление административной ответственности в отношении должностных лиц органов власти было уравновешено путем включения органов власти в перечень лиц, которым выдаются предупреждения до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

4. Исключена возможность одновременного применения административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в виде штрафа, предусмотренного ст. 14.31, 14.32, 14.33 КоАП РФ, и штрафной ответственности в виде исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции.

Библиография:

Режим, устанавливающий альтернативное применение данных форм штрафной ответственности, введен путем внесения в ст. 14.31 прим. 5 КоАП РФ. При этом Закон № 135-ФЗ по-прежнему предоставляет возможность антимонопольным органам привлекать виновных лиц к штрафной ответственности в виде исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции[2].

5. Часть 8 ст. 7.32.3 устанавливает, что предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Наиболее частое привлечение по данной части происходит в связи с неправомерным рассмотрением заявок: члены комиссии подписывают документ об отклонении или принятии заявки. Но если заявка была допущена или отклонена неправомерно, то лица, ответственные за это, привлекаются к административной ответственности. Здесь важно отметить: дело об административном правонарушении будет возбуждено в отношении каждого члена комиссии.

Таким образом, принцип обеспечения конкуренции заключается в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок: любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрет ограничения конкуренции регламентируется Законами № 44-ФЗ, № 135-ФЗ и КоАП РФ.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: Издательство «Омега-Л». - 2016. - 363 с.

2. О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЭ// Доступ из СПС Консультант Плюс.

3. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЭ // Доступ из СПС Консультант Плюс.

4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.

5. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон 05 октября 2015 г. № 275-ФЗ // Доступ из СПС Консультант Плюс.

6. Башлаков-Николаев И.В. Ответственность органов власти и их должностных лиц в сфере защиты конкуренции. М.: Экон-информ, 2014.

7. Бураканова Д. К. Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан) // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 321-324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.