ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 343.12(73)
Р. Р. МАМЛЕЕВ, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат технических наук, доцент
И. С. ДАЯНОВ, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ
МАРШАЛОВ США
Аннотация. В данной статье рассмотрен опыт Службы Маршалов США по организации защиты участников уголовного судопроизводства в целях совершенствования деятельности подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
Ключевые слова и словосочетания: защита, потерпевший, свидетель, участник, судопроизводство, ордер, безопасность.
<ч
<ч а а
и
и Д
В
8'
а §
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
£
а «
§
и
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 сентября 2008 года № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» созданы подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Изучение опыта работы данного подразделения, а также состояние общей защищенности граждан, участвующих в судебных разбирательствах, вызывают целый комплекс вопросов. В целях решения возникающих проблем в ходе деятельности вышеуказанных подразделений, на наш взгляд, необходимо учитывать накопленный международный опыт защиты участников уголовного судопроизводства, в частности Службы Маршалов США.
Маршал США - одна из старейших федеральных государственных должностей в сфере исполнения закона, учрежденная Законом о судоустройстве 1789 года. С этого времени функции маршала США претерпели изменения:
одно время маршалы отвечали за содержание военных тюрем и исполняли приговоры военных трибуналов, до создания в 1865 году Секретной службы США обеспечивали охрану Президента, а до образования ФБР привлекались к следственной работе по уголовным делам и выполняли некоторые другие обязанности по исполнению всех законных предписаний, исходящих от федеральных властей. По существу маршалы США выступали как своего рода полицейское формирование федерального правительства.
На протяжении истории страны маршалы США служили важным связующим звеном между исполнительной и судебной ветвями государственной власти, поскольку главные функции маршала США и его сотрудников - исполнение всех приказов, предписаний и распоряжений федерального суда, обеспечение исполнения вступивших в силу судебных решений.
В наши дни маршалы США выполняют задачи, которые чрезвычайно важны для нормального и эффективного функционирования системы федеральной юстиции. Эти задачи включают:
- обеспечение охраны федеральных судов, включая обеспечение безопасности судебных зданий и около 2000 федеральных судей и судей-магистратов, а также участников процесса, таких как присяжные заседатели и представители сторон;
- обеспечение порядка в зале судебных заседаний и конвоирование подсудимых, содержащихся под стражей;
- розыск и задержание лиц, скрывающихся от федерального правосудия;
- осуществление федеральной программы обеспечения безопасности свидетелей обвинения (в особенности по делам организованной преступности), которым угрожает опасность расправы со стороны преступных элементов;
- содержание под стражей и транспортировка тысяч федеральных заключенных ежегодно;
- исполнение ордеров суда на аресты и обыски;
- изъятие, распоряжение и продажа собственности, конфискуемой в пользу государства у торговцев наркотиками и других преступников, и реализация национальной программы Министерства юстиции США по изъятию активов и конфискации собственности;
- привлечение к мероприятиям по охране зарубежных государственных деятелей, находящихся с официальным визитом в США;
- обеспечение охраны ядерных средств при их транспортировке по территории страны;
- реагирование на чрезвычайные обстоятельства, включая массовые беспорядки, террористические акты и другие кризисные ситуации, путем использования Группы специального назначе-
ния (Special Operations Group) и восстановление порядка [1].
Центральным аппаратом по отношению ко всем маршалам США выступает Маршальская служба [U.S. Marshals Service] в составе Министерства юстиции США (см. рис.).
Директор Маршальской службы США, назначаемый Президентом, руководит деятельностью всей службы. Заместитель директора по оперативным вопросам курирует вопросы, связанные с правоприменительной деятельностью Маршальской службы, безопасностью судов, охраной свидетелей, транспортировкой заключенных, а также изъятием активов и действиями по конфискации собственности. Заместитель директора по административным вопросам занимается управлением кадрами, закупками и управлением собственностью, помещениями, транспортом и средствами связи, информационными системами; в его ведении находится Академия подготовки кадров Маршальской службы США. Jy
Однако не только организацион- ^ ная структура является шаблоном для 3 заимствования. Важнее адаптировать а отечественную практику момент приня- ^ тия решения о защите, чтобы максимально обезопасить участников уголов- ¡^ ного судопроизводства еще на стадии ^ принятия решения о защите. Так, в уго- | ловно-процессуальном законодательст- Ц ве России указанное решение регла- | ментируют ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 166, ч. 2 ^ ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. * 5 ст. 278, УПК РФ, а также Федераль- § ный закон РФ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизвод- Ц ства» № 119-ФЗ [2]. Анализ перечис- | ленных законодательных положений | дает основание полагать, что в России ^ достаточно определенно регламентируются аспекты применения мер безопас- ^ ности и классифицируются субъекты, s которые вправе применить меры безо- § пасности: суд (судья), прокурор, на- oq
чальник органа дознания и следователь, однако в качестве основания принятия решения (о применении мер безопасности) принимаются только факты наличия достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иным опасными противоправными деяниями, то есть уже после того как потенциально уязвимый субъект официально вовлечен в уголовное судопроизводство и находится под прессингом стороны обвинения в силу состязательности уголовного процесса. В то же время в США порядок принятия мер защиты более ориентирован на упреждающее противодействие преступному противодействию. Там заявки на обеспечение охраны свидетелей подаются, в то время как только появляется вероят-^ ность того, что данное лицо станет сви-^ детелем и будет нуждаться в перемеще-^ нии. Без предварительного разрешения ^ Отдела правоприменительных операций
Ц личность свидетеля не раскрывается, и
^ поскольку в противном случае может ДР подвергнуться опасности его жизнь или ДВ жизнь членов его семьи. Обязанностью ^ каждого федерального прокурора, его § помощников, а также следственных ор-§ ганов является представление в Управ-§ ление правоприменительных операций § как можно скорее в ходе следственных действий запроса на включение соот-| ветствующего лица в программу обес-■т печения охраны свидетелей. Это дает 'Ц Службе Маршалов США достаточно Ц времени для проведения предварительна ных собеседований, психологических | экспертиз, рассмотрения вопроса и кон? кретной подготовительной работы с целью оказания помощи свидетелям ^ Службой Маршалов США и (или) Л Управлением тюрем и позволяет свести § к минимуму неудобства как для свиде-
телей, так и для соответствующих государственных учреждений.
Федеральные прокуроры и сотрудники отделов прокуратуры передают заявки в виде меморандума или по телетайпу в Управление правоприменительных операций. Сообщения направляются директору или старшему помощнику директора Отдела правоприменительных операций по адресу: PO Box 7600, Benjamin Franklin Station. Washington, DC 20044-7600 или по телетайпу в Управление правоприменительных операций, Управление по уголовным делам (по номеру FTS 633-5143, код телетайпа JCOEO). Указанные заявки должны быть подписаны федеральным прокурором или руководителем подразделения Управления по уголовным делам [3].
Заявка включает в себя следующую информацию:
A. Данные о личности свидетеля: имя, адрес, дату и место рождения, пол, национальность, гражданство, а также идентификационный номер, присвоенный свидетелю ФБР или полицией. Прилагаются копии протоколов задержаний свидетеля и вынесенных ему судебных приговоров, если таковые имеются.
Б. Важность дела (дел): важность данного дела и имена, местонахождение и важность вероятных обвиняемых. Приводятся описание незаконной организации, в которой участвуют обвиняемые, и распределение ролей между ними. Указывается номер дела, присвоенный ему федеральным прокурором.
Прилагаются также копии протоколов арестов обвиняемого и вынесенных ему судебных приговоров. Указывается, по мере необходимости, ведется ли данное дело специальной группой по борьбе с наркотиками или нет.
B. Ожидаемые показания свидетеля: краткое изложение показаний, которые будут даны свидетелем.
Прилагаются копии обвинительных заключений, жалоб, меморандумов
обвинения и т. д. с полным описанием характера данного дела. Приводится список всех дел, по которым ожидаются показания от данного свидетеля. Прилагается список всех учреждений, которые могут использовать предоставленную свидетелем информацию.
Г. Сроки суда: реалистичная оценка даты начала судебного разбирательства и его завершения (для каждого дела, по которому ожидаются показания от свидетеля).
Д. Другие свидетели: имена лиц, на которых уже получено разрешение на обеспечение безопасности в связи с тем же делом; кроме того, имена и местонахождение любых прочих лиц, связанных с данным делом, которые, по всей вероятности, будут включены в программу обеспечения безопасности свидетелей.
Е. Угроза: Всеобъемлющая характеристика угрожающей свидетелю опасности.
Перечисляются все лица, которые, согласно информации прокурора и следователя или по их мнению, представляют угрозу свидетелю. Приводятся полные имена и адреса указанных лиц, а следственным органам направляется запрос на предоставление фотографий каждого из них, если таковые имеются. Если фотографии отсутствуют, необходимо указать этот факт.
Сообщаются имена находящихся в заключении лиц, которые могут создать угрозу свидетелю как в тюрьме, так и после своего освобождения. Кроме того, следственные органы должны представить в свою штаб-квартиру в Вашингтоне для рассмотрения отчет об угрожающей свидетелю опасности. Штаб-квартира направляет отчет и свои собственные рекомендации в Управление правоприменительных операций.
Ж. Члены семьи свидетеля: приводятся рекомендуемые для перемещения лица с указанием имени, даты и места рождения и родственных отношений со свидетелем.
3. Активы и долговые обязательства: приводится полная характеристика финансового положения свидетеля, включая стоимость недвижимого и личного имущества, долги, выплачиваемые суммы алиментов и пособия на содержание детей, суммы выплат по ипотеке, банковские счета, пенсионные выплаты, ценные бумаги, сумма доходов и информация о денежных средствах, которые свидетель получает или будет получать от других учреждений штата и федеральных органов.
И. Состояние здоровья: приводится полная характеристика всех заболеваний свидетеля и членов его семьи, включая все данные о злоупотреблении наркотиками или алкоголем.
К. Досрочное или условное освобождение: приводятся любые ограничения в соответствии с условиями досрочного или условного освобождения свидетеля и членов его семьи. Если свидетель и (или) какие-либо члены его семьи были досрочно или условно освобождены властями штата, контроль за <ч их поведением возлагается на Отдел ус- ^ ловных освобождений Административного управления Судов США. С целью ^ должного оформления передачи полно- | мочий соответствующие власти штата ^ дают письменное согласие на передачу ^ функций контроля. N
В отношении тех досрочно осво- ^ божденных властями штата лиц, кото- Ц рые освобождаются из пенитенциарных | учреждений штата (а не из федеральных § учреждений), направляющее запрос уч- § реждение должно получить следующие | документы и передать их в Управление ^ правоприменительных операций перед » тем, как будут осуществлено перемеще- Ц ние соответствующих лиц:
1. Отчет о развитии событий до вынесения приговора, подробно изла- »« гающий обстоятельства соответствую- | щего правонарушения и уголовное ^ прошлое данного лица. *
2. Справка о приговоре, характе- § ризующая вид вынесенного судом шта- ^
<ч
<ч а а
и
и Д
В
та приговора и срок соответствующего заключения.
3. Подписанный сертификат досрочного или условного освобождения.
4. Все имеющиеся материалы пенитенциарного учреждения, включая отчеты об отбывании наказания и классификационные материалы.
Кроме этого, в отношении условно освобожденных властями штата лиц запрашиваются следующие документы:
1. Отчет о развитии событий до вынесения приговора, подробно излагающий обстоятельства соответствующего правонарушения и уголовное прошлое данного лица.
2. Постановление суда штата об условном освобождении с указанием приговора или срока условного освобождения.
3. Подписанные условия освобождения и иные имеющие отношение к данному вопросу материалы.
Кроме того, в целях соблюдения положений Закона о реформе системы обеспечения безопасности свидетелей 1984 г. для всех свидетелей предоставляется следующая информация:
Л. Важность расследования данного дела.
М. Возможная опасность для других лиц или имущества в населенном пункте, куда будет переселен свидетель в случае его включения в программу.
Н. Рассмотренные альтернативы включению свидетеля в программу и причины, по которым они не годятся.
О. Может ли обвинение получить аналогичные показания из других источников или нет.
П. Какова сравнительная важность показаний свидетеля Р. Перевешивает ли необходимость показаний данного свидетеля создаваемую окружающим опасность.
На наш взгляд, учет опыта Службы Маршалов США в организации защиты участников уголовного судопроизводства будет полезен при совершенствовании законодательства России, ведомственных нормативных актов Министерства внутренних дел РФ, регламентирующих деятельность созданных подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД России.
и «
а
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1 £
а «
и
Рис. Организационная структура службы маршалов США
к к к
ЛИТЕРАТУРА
1. Законодательство о защите свидетелей: 18 U.S.C. 117; 18 U.S.C. 224; 18 U.S.C. 601.
2. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства : федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004.
3. Закон о борьбе с организованной преступностью США 1970 г. 91-452, 84 Stat. 922, 15 октября 1970 г.
© Мамлеев Р. Р.
© Даянов И. С.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 351.753(470)
У. З. СУЛТАНОВ, старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России
А. Ш. ШАРАФУТДИНОВ, преподаватель кафедры административно-правовъа дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы правового регулирования оборота служебного оружия на территории России, Европейская Конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами, различные виды оружия (гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное) и т. д.
<ч
<ч а а и
и Д
В
Ключевые слова и словосочетания: служебное оружие, лицензирование, приобретение оружия, оборот оружия, приобретение оружия.
Основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим оборот оружия, можно считать Европейскую Конвенцию о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами, которая была принята 28 июня 1978 года в Страсбурге [1].
Согласно ей, договаривающиеся стороны принимают меры по оказанию друг другу взаимной помощи через соответствующие административные ор-
ганы в пресечении незаконного оборота огнестрельного оружия, а также в прослеживании и обнаружении огнестрельного оружия, перемещаемого с территории одного государства на территорию другого.
Каждая договаривающаяся сторона вправе издавать законы и инструкции, касающиеся огнестрельного оружия, при том условии, что они не являются несовместимыми с положениями данной Конвенции.
«
а
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
1
£
а «
и