Научная статья на тему 'Сравнительный анализ государственной программы защиты свидетелей в России и США'

Сравнительный анализ государственной программы защиты свидетелей в России и США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2191
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВИДЕТЕЛЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ЗАЩИТА / ОХРАНА / WITNESS / SECURITY / CRIMINAL JUSTICE / PROTECTION / DEFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журкина Ольга Вячеславовна

Рассмотрен опыт реализации государственной программы по защите свидетелей в РФ и США, а также ряде зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STATE PROGRAM WITNESS PROTECTION IN RUSSIA AND THE U.S

The concept of security implies the activities of authorized persons, aimed at the protection of the vital interests of the participants in criminal proceedings, with the purpose of smooth implementation of their duties linked to the promotion of justice. The article explores the experience of implementation of the state program on protection of witnesses in the Russian Federation and the United States and several foreign countries.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ государственной программы защиты свидетелей в России и США»

Журкина О.В.

Оренбургский государственный университет Е-таП:^еЬга up@jur.osu.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАЩИТЫ СВИДЕТЕЛЕЙ В РОССИИ И США

Рассмотрен опыт реализации государственной программы по защите свидетелей в РФ и США, а также ряде зарубежных стран.

Ключевые слова: свидетель, безопасность, уголовное судопроизводство, защита, охрана.

Статья 2 Конституции РФ провозглашает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Защиту прав человека в уголовном процессе невозможно рассматривать в отрыве от уголовной и уголовно-процессуальной политики государства, являющейся неотъемлемой частью правовой политики любого демократического государства. Одним из проявлений государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является обеспечение безопасности гражданина в сфере уголовного судопроизводства.

В связи с тем, что проблема противоправного воздействия на свидетелей, потерпевших, судей, прокуроров, следователей, дознавателей, их родственников и близких лиц приобрела особую остроту, на законодательном уровне были приняты меры для усиления государственной защиты этих лиц, которые реализовались в нормах специальных правовых актов.

Обеспечение безопасности граждан направлена на защиту таких конституционных и неотъемлемых прав человека и гражданина, как право на жизнь (ст. 21 Конституции), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 23 Конституции), право на охрану частной собственности (ст. 35 Конституции), право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции)

Положения о защите участников уголовного судопроизводства базируются на ч. 3 ст. 11 УПК РФ, а также регламентируются Федеральным законом №119-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Статья 11 УПК РФ в ч. 3 содержит положение о том, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам

или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности».

В УПК РФ предусмотрены меры безопасности, принимаемые судом, прокурором, следователем, органом дознания, дознавателем в пределах их компетенции. Меры безопасности таковы:

- для обеспечения безопасности указанных лиц по решению следователя данные о них могут не приводиться в протоколе следственного действия, проведенного с их участием, в этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагает причины принятия такого решения, указывает псевдоним участника следственного действия и образец его подписи, используемые в протоколах следственных действий с его участием; постановление хранится в опечатанном конверте, приобщаемом к уголовному делу;

- при наличии угрозы насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении указанных лиц допустимы контроль и запись их телефонных и иных переговоров — либо по их письменному заявлению, либо, при отсутствии такого заявления, на основании судебного решения;

- для обеспечения безопасности опознающего опознание может быть проведено таким образом, чтобы опознаваемый не мог видеть опознающего. Понятые присутствуют в месте нахождения опознающего;

- для обеспечения безопасности указанных лиц на основании определения или постановления суда допускается проведение закрытого судебного разбирательства — всего либо соответствующей его части;

- для обеспечения безопасности свидетеля, его родственников и близких лиц суд вправе не оглашать подлинных данных о свидетеле и провести его допрос таким образом, чтобы другие участники судебного разбирательства не могли видеть этого свидетеля.

Во исполнение вышеуказанного Федерального закона в Российской Федерации реализуется Государственная Программа по обеспечению безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В июле 2013 года была принята третья программа на 2014-2018 год. Объем финансового обеспечения реализации Программы на 2014-2018 годы за счет средств федерального бюджета составляет 1405,55 млн рублей, в том числе: в 2014 году - 281,11 млн рублей; в 2015 году - 281,11 млн рублей; в 2016 году - 281,11 млн рублей; в 2017 году - 281,11 млн рублей; в 2018 году - 281,11 млн рублей.

Эффективность и особая значимость деятельности органов, обеспечивающих меры государственной защиты, подтверждена практикой применения Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. №200, и Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. №792.

В 2012 году более 2800 участников уголовного судопроизводства были задействованы в программных мероприятиях, что на 17 процентов больше, чем в 2011 году. В отношении их было осуществлено более 5600 мер безопасности, что на 27 процентов больше, чем в 2011 году. Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества и временное помещение в безопасное место [1].

Реализация программы защиты свидетелей в РФ возложена на несколько министерств и ведомств: МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков, ФСИН, Федеральную службу по труду и занятости.

Предполагается, что с 2014-2018 год действием программы защиты участников уголов-

ного судопроизводства будет охвачено более 20 тысяч человек. Изучение бюджета программы позволяет сделать вывод о том, что наиболее часто применяются меры по личной охране защищаемых и обеспечению их специальными средствами защиты и оповещения об опасности. При этом необходимо отметить, что такие меры безопасности как изменение места жительства, изменение документов, изменение внешности, изменение места работы и учебы, хотя и включены в программу но не предусматривают ассигнований на указанные годы, т. е. можно предположить, что применяться они вряд ли будут.

Государственная программа по защите свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, действовавшая с 2009 по 2013 год, охватила более 10 тысяч человек, что составляет существенно низкий процент от общего числа лиц, являвшихся потерпевшими и свидетелями по уголовным делам за этот период времени.

К сожалению, в настоящее время отсутствует четкий механизм реализации всех мер безопасности предусмотренных законом, а тот факт, что ее исполнение возложено на несколько министерств и ведомств ставит под сомнение вопрос организации, взаимодействия и соблюдения требований конфиденциальности со стороны сотрудников равнозначных ведомств.

Кроме того, существенным аргументом свидетелей отказывающихся сотрудничать с правоохранительными органами является довольно высокий уровень коррумпированности отдельных сотрудников, которые за определенное вознаграждение могут раскрыть информацию о защищаемом лице.

Остаются проблемой пробелы в решении вопроса, каким образом производить замену документов и последующее переселение лица в другой место жительства, т. к. отсутствует четкое понимание кто, как и на основании какого акта должен вносить изменения в соответствующие документы (паспорт, снилс, инн, полис ОМС, трудовая книжка) и т. д. То есть неразрешенных вопросов в области реализации программы защиты свидетелей на настоящий момент достаточно.

Л. Брусницын отмечает, что «при существующей формулировке норм УПК РФ и УК РФ невозможно использовать меры безопасности в случаях, когда преступники или их окружение используют способы воздействия на потер-

певших и свидетелей не запрещенные УК РФ: молчаливое преследование на улицах, подбрасывание к жилью трупов животных и многое другое. В достаточно закрытых социальных группах цели воздействия могут достигаться за счет создания атмосферы нарочитого отчуждения вокруг лиц, содействующих правосудию. Посткриминальное воздействие в таких формах не связано с противоправными действиями, но зачастую достигает цели» [2, с. 48].

Представляет интерес опыт зарубежных стран в области обеспечения безопасности свидетелей. Так, в США с 1971 года осуществляется финансируемая государством специальная Федеральная программа защиты свидетелей. Кроме того, вопросам защиты свидетелей посвящена глава 224 Свода законов США, данная глава детально регламентирует порядок, основания и виды мер обеспечения безопасности.

Осуществляется программа специальной Службой маршалов США, у которой есть своя штаб-квартира, десяток региональных представительств и офис в полиции каждого города, где работает инспектор по вопросам защиты свидетелей. Кроме того, аналогичный департамент имеется в ФБР.

Согласно параграфу 3521 Свода Законов США вопрос о необходимости применения мер безопасности к свидетелю решает Генеральный прокурор, исходя из общественной опасности совершенного преступления и потенциальной опасности для свидетеля и его близких. Данный параграф предусматривает возможность применения следующих мер защиты:

- обеспечение свидетеля и его близких новыми документами;

- обеспечения свидетеля транспортом для перевозки имущества свидетеля к новому месту жительства;

- предоставление жилья;

- обеспечения свидетеля денежными средствами, необходимыми для текущих расходов;

- оказание помощи в получении новой работы;

- оказание иных услуг, необходимых на новом месте жительства;

- обеспечение сокрытия информации о мерах по защите свидетеля, а также меры ответственности за раскрытие денной информации.

В соответствии с ч.3 данного параграфа ответственность за разглашение данной инфор-

мации предусматривает штраф 5000 долларов или тюремное заключение сроком на 5 лет, либо одновременно оба вида наказания[3, с.199].

При решении вопроса о применении мер безопасности принимаются во внимание следующие обстоятельства: информация о предыдущих судимостях свидетеля, психологическая оценка личности свидетеля, а также значимость данных свидетельских показаний для расследования уголовного дела и возможность получения данной информации из других источников. В случаях применения мер защиты в отношении несовершеннолетнего проводится психологическая экспертиза определяющая потенциальное воздействие данной программы на отношения между ребенком и родителями.

Перед применением мер защиты между свидетелем и Министерством юстиции заключается соглашение в котором определяется следующее:

1. Лицо соглашается предоставить информацию по уголовному делу и выступить свидетелем в суде

2. Лицо дает обязательство о несовершении им преступления

3. Лицо дает обязательство о неразглашении сведений о предоставленной ему защите

4. Лицо дает обязательство о сотрудничестве с должностными лицами

5. Определяются меры защиты применяемые в отношении данного свидетеля

Параграф 3523 Свода Законов США устанавливает единственную возможность, когда допускается раскрытие информации о лице, участнике программы защиты свидетелей.В случае рассмотрения гражданского иска в отношении данного лица в том случае, если ответчик не принял мер для решения вопроса о рассмотрении данного гражданского дела в его отсутствие.

Помимо Свода Законов США порядок применения мер безопасности в регламентируется Законом о защите жертв и свидетелей преступлений, а также Законом об усилении безопасности свидетелей.

Необходимо отметить, что в противовес российскому законодательству законодательство США в области обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства содержит четкие указания в каких случаях может быть реализована программа защиты свидетелей, а именно по делам организованных преступных групп, преступлениях связанныхс обо-

ротом наркотиков, или иных серьезных федеральных преступлениях, отнесенных к таковым положениями Главы 18 свода Законов США. Кроме того, данная программа может применяться в административном и гражданском судопроизводстве в том случае, если дача показаний свидетелем может повлечь применение к нему насилия.

Законодательство США регламентирует особенности включения в программу защиты свидетелей информаторов и свидетелей-заклю-ченных. Подразумевается, что безопасность информатора обеспечивается силами следственного органа его использующего. Однако, в случае необходимости он может быть включен в Программу защиты свидетелей на общих условиях, при соответствии необходимым критериям.

Закон предусматривает необходимость обязательного психологического тестирования свидетеля и членов его семьи, как условия для включения в программу, а также обязательным является исследование на аппарате «Полиграф» для свидетелей, отбывающих заключение, с целью выявления истинности его показаний и его дальнейших намерений и действий. В случае если в ходе исследования будет установлено, что лицо представляет опасность для окружающих, либо дает ложные показания, либо не раскрывает полную информацию, ему может быть отказано во включении в Программу защиты свидетелей [4].

После того, как лицо включается в Программу защиты свидетелей, данные о нем и его близких являются конфиденциальными, все документы подаются в опечатанном виде с пометкой секретно, в том числе документы по опеке, трудоустройству, месту жительства и т. п. и государственные служащие несут уголовную ответственность за разглашение данных сведений.

Можно отметить, что в США вопрос обеспечения безопасности свидетелей получил более широкую разработку и основным средством защиты является перемещение лица в безопасное место. Однако, среди ученых и практиков в самих Соединенных Штатах можно отметить критические точки зрения относительно действия данной программы. Так, Slate. RisdonN акцентирует внимание на ее недостатках. Он отмечает, что с момента своего создания в программу было введено около 7000 свидетелей и 16000 членов их семей. Примерная стоимость обеспечения безопасности одного свидетеля с семьей составляет примерно

150 000 долларов. При этом он отмечает, что значительная часть свидетелей имеют богатое криминальное прошлое и они обладают ценной для расследования информацией по той причине, что занимали не последнее место в иерархии организованной преступной группы и совершали преступления наряду с другими ее членами.

Также минусом программы является тот факт, что посредством получения новых документов и перемещения, свидетели скрывались от долгов, органов опеки и социальных служб. Кроме того, лицо перемещаемое в рамках программы, теряет конституционное право на свободу передвижения и частную жизнь, т. к. обязано передавать информацию об этом в службу Федеральных маршалов. Однако, при этом никто из третьих лиц не застрахован от возможных противоправных действий со стороны .защищаемого лица, учитывая его криминальное пришлое и в рамках действия программы имели место случаи, когда защищаемые лица совершали преступления [5].

Следовательно, необходимо отметить, что реализация программы по обеспечению безопасности свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в США имеет значительное число дискуссионных вопросов, несмотря на длительный период ее действия и доказанную временем эффективность.

В ФРГ в 1998 году был разработан и принят Закон «О регулировании вопросов обеспечения защиты свидетелей, которым угрожает опасность». Закон определяет, что меры безопасности могут быть применены к свидетелям, которые дают или могут дать существенные показания в целях раскрытия особо опасных преступлений, а также к их родственникам и близким, если их жизни, здоровью или благосостоянию угрожает опасность. В соответствии с данным законом реализуется Программа по защите свидетелей, предусматривающая режим секретности относительно данных о личности защищаемых лиц, а также возможность их перемещения на новое место жительства.

Аналогичная Программа, финансируемая за счет государственного бюджета, существует в Австрии. Самым распространенным способом защиты, как и в США и ФРГ, является перемещение свидетеля на безопасную территорию, при этом после перемещения свидетелю несколько месяцев оказывается финансовая поддержка, призванная обеспечить свидетелю при-

вычный уровень жизни, до тех пор пока он не адаптируется в новой обстановке и будет способен зарабатывать на жизнь [6, с. 251 -252].

Необходимо отметить, что несмотря на увеличение финансирования государственной программы обеспечения безопасности свидетелей в РФ и увеличение случаев ее применения. Уровень обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства как и доверие органам правопорядка остаются на довольно низком уровне, что влечет за собой отказ лиц предоставлять необходимую информацию. При этом привлечь к уголовной ответственности за дачу лож-

ных показаний или за отказ от дачи показаний довольно проблематично, т. к. на практике лицо не говорит об отказе от дачи показаний, а поясняет, что «не имеет необходимой информации», «не знал», «не слышал», «не видел», «не помнит или помнит смутно». Несомненно, данные обстоятельства негативно сказываются на качестве расследования уголовных дел.

Изложенное, позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.

19.02.2014

Список литературы:

1. Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы" [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. -Режим доступа: www.government.ru.

2. Брусницын, Л. Обеспечение безопасности участников процесса: возможности и перспективы развития УПК / Л. Брусни-цин. // Российская юстиция. - 2003. - №5. - С. 48.

3. Волосова, Н.Ю.Уголовно-процессуальное законодательство США: общая характеристика, законодательство штатов, сравнительный анализ / Н.Ю. Волосова, О.В. Федорова. - М. : Издательство «юрлитинформ», 2008. - 264 с.

4. WitnesssecurityProgram [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.justice.gov/usao/eousa/foia_reading_room/ usam/title9/21mcrm.htm

5. Slate, Risdon N. The federal Witness Protection Program: its evolution and continuing growing pains// Criminal Justice Ethics. -1997 - 22Jun

6. Правовые основы защиты свидетелей в Австрии // Зарубежный опыт правового регулирования по вопросам защиты участников судопроизводства и практика его применения. - М., 2000. - 356 с.

Сведения об авторе:

Журкина Ольга Вячеславовна, доцент кафедры уголовного права юридического факультета Оренбургского государственного университета, кандидат юридических наук 460048, г. Оренбург, пр-т Победы, 141, ауд. 7406, тел (3532)912166, е-таі1:ка1е^а_ир@]'иг.08и.ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.