О.В. Кострова, Д.В. Наметкин
Кострова Ольга Владимировна — кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России;
Наметкин Денис Валерьевич — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России
Анализ конструкции норм уголовно-процессуального законодательства в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства
Каждый год в Российской Федерации примерно десять миллионов человек участвуют в роли потерпевших и свидетелей в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства по тяжким и особо тяжким преступлениям. Многие их них получают угрозы за дачу обвинительных показаний. Те, к кому направлены данные угрозы, часто не обращаются в правоохранительные органы за защитой, что связано как с правосознанием граждан, так и с несовершенством уголовно-процессуального законодательства в области защиты жизни и здоровья данной категории граждан.
Все это и послужило поводом к реальным шагам законодательной и исполнительной власти по решению создавшейся ситуации. В связи с этим с целью организации исполнения государственной функции защиты участников уголовного судопроизводства по уголовным делам, расследуемым в органах предварительного следствия и дознания МВД России, с 2006 года в подразделениях по борьбе с организованной преступностью МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации создавались специализированные подразделения государственной защиты.
В 2008 году в соответствии с приказом начальника ГУВД по Нижегородской области УБОП при ГУВД по Нижегородской области было упразднено и создан Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите при ГУВД по Нижегородской области, который в настоящее время переименован в ОРЧ по линии государственной защиты свидетелей ГУ МВД Нижегородской области.
В настоящее время действует Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009—2013 годы», которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 7921. Участниками Программы являются органы, осуществляющие меры безопасности и социальной поддержки, — МВД России, ФСБ России, Минобороны России, ФСКН России, ФСИН России, ФТС России, Минздравсоцразвития России, ФМБА России. Общий объем ассигнований федерального бюджета в 2009 — 2013 годах составит 1603,99 млн рублей2.
Данный Центр осуществляет применение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты, а также оперативно-разыскную деятельность с целью выявления и привлечения к уголовной ответственности так называемых «угрозоносителей».
Центр имеет направления деятельности: по защите жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также сохранности их имущества, в соответствии с требованиями федеральных законов от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»3 и от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»4.
Таким образом, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации построена система специализированных подразделений, основными задачами которых являются:
— обеспечение безопасности защищаемых лиц;
— выявление источников угроз защищаемым лицам;
— пресечение противоправного воздействия на защищаемых лиц.
1 Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 41. — Ст. 4778.
2 Взаимодействие подразделений государственной защиты со следователями по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства: Методические рекомендации / Под общ. ред. А.А. Сумина. — М., 2010. — С. 6.
3 Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 17. — Ст. 1455.
4 Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 34. — Ст. 3534.
Средствами государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, являются процессуальные и другие меры безопасности, предусмотренные российским уголовно-процессуальным законодательством.
В рамках данной статьи попытаемся проанализировать место нахождения норм, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства, в законодательных актах и способ их конструирования и реализации в правоотношениях.
Анализируемые нормы можно разделить условно на две группы. Одна находится в нормах специальных законов, таких как Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Этими законами определен комплекс мероприятий государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающий меры обеспечения безопасности и социальной помощи, установлены конкретные условия, основания и порядок их реализации. Другая группа норм содержится непосредственно в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Именно этой группе мы и уделим особое внимание при изучении конструкции норм уголовно-процессуального закона, содержащего указания на применение мер обеспечения безопасности в отношении различных участников уголовного судопроизводства.
Одной из целью уголовного судопроизводства является охрана прав и свобод граждан как от посягательств на жизнь и здоровье, так и от неправомерного уголовного преследования. Законодатель закрепил принцип охраны прав и свобод граждан в статье 11 УПК РФ. Данная статья является бланкетной, содержит отсылочные нормы на статьи УПК РФ, регламентирующие применение тех или иных норм обеспечения безопасности при возникновении угрозы участникам уголовного судопроизводства или их близким.
Законодатель определяет круг лиц, к которым могут быть применены меры защиты. Норма, их закрепляющая, также является бланкетной, часть 3 статьи 11 УПК РФ отсылает нас к пунктам 3 и 4 статьи 5 УПК РФ, которая определяет близких лиц и близких родственников. Близкие лица — это лица, которые не относятся к числу родственников, но имеют отношения со свидетелем или потерпевшим, а также те лица, чья жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся взаимоотношений. Категория близких лиц относится к неограниченному числу субъектов. В основе лежит признак близости как родственных связей, родственники, которые не входят в круг близких, так, близкие родственники — это лица, имеющие, как правило, либо родственные, кровные отношения, такие как супруг, супруга, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки, либо правовое состояние родства — усыновители, усыновленные.
Помимо вышеуказанных лиц, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» защите подлежат: потерпевший; свидетель; частный обвинитель; подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; гражданский истец, гражданский ответчик; законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
Неоднозначно закрепление составов преступлений в УК РФ относительно объектов преступного посягательства. В одних случаях преступные действия в отношении участников уголовного судопроизводства можно квалифицировать по общеуголовным статьям, а в других — по специальным, исходя из специального объекта посягательства. На основании этого в теории уголовно-правовой науки выделяют классификацию преступлений против участников уголовного судопроизводства признаком которой будут являться свойства дополнительных объектов. В ней можно увидеть следующие группы1.
1. Преступления, посягающие на жизнь участников уголовного судопроизводства: а) посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ), является разновидностью статьи 105 УК РФ, что говорит о специальном объекте; б) угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ), здесь можно отследить и угрозу убийством; в) принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ) тогда, когда угроза жизни содержит способ принуждения потерпевшего; г) принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо неправильному переводу (ч. 2—4 ст. 309 УК РФ), в тех случаях, когда данное действие выражается в угрозе убийством.
2. Составы преступлений, охраняющие право на здоровье и телесную неприкосновенность участников уголовного процесса: а) угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ); б) принуждение к даче
1 См.: Бобраков И.А. Охрана участников уголовного судопроизводства: криминологические и уголовно-правовые аспекты: Монография. — М., 2005. — С. 131—140.
показаний (ст. 302 УК РФ); в) принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо неправильному переводу (ч. 2—4 ст. 309 УК РФ); г) незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ).
3. Составы преступлений, охраняющие честь, достоинство и репутацию участников уголовного процесса: а) неуважение к суду (ч. 2 ст. 297 УК РФ); б) клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 298 УК РФ); в) принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ) в случае угрозы распространения ложных сведений компрометирующего характера (разновидность шантажа); г) принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо неправильному переводу (ст. 309 УК РФ) при совершении принуждения, соединенного с распространением ложных сведений компрометирующего характера1.
Нормативное закрепление и конструкция норм по закреплению мер обеспечения безопасности к участникам уголовного судопроизводства в России прошло несколько этапов. В рамках данной статьи попробуем осветить некоторые из них.
Судебная реформа2 1991 года определяет одно из самых важных направлений деятельности государства при осуществлении уголовного преследования и предания суду граждан в качестве неуклонного соблюдения прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве, так как данная деятельность является главной проводимой в России судебной реформы.
Перспектива развития судебной реформы определила необходимость «определить эффективные меры защиты лиц, сотрудничающих с правосудием, включая возможность смены их места жительства и смены документов»3.
В УПК РФ представлены следующие меры по охране прав и свобод участников уголовного судопроизводства.
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает нормы, закрепляющие правила о том, что при наличии сведений, дающих основание полагать, что потерпевшему, свидетелю или другим участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности (ч. 3 ст. 11 УПК РФ). Отсылочная норма УПК РФ, как было уже сказано выше, определяет круг как близких родственников, так и близких лиц, к которым могут и должны быть приняты меры безопасности.
Меры безопасности, предусмотренные УПК РФ и применяемые следователем, органом дознания, дознавателем, судом и прокурором, в пределах их юрисдикции, содержатся в части 9 статьи 166, части 2 статьи 186, части 8 статьи 193, пункте 4 части 2 статьи 241 и части 5 статьи 278 УПК РФ.
В части 9 статьи 166 УПК РФ говорится, что при наличии необходимых мер по обеспечению безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц должностное лицо органа предварительного следствия в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, вправе не указывать сведения об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа принимает решение, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, избирается условное имя — псевдоним участника следственного действия, и прилагается оригинал его подписи, которые и будут использованы при написании протоколов следственных действий, произведенных с его участием. Постановление упаковывается в конверт, скрепляется печатью и прилагается к уголовному делу4.
Отсылочные нормы части 3 статьи 11 УПК РФ на часть 2 статьи 186 УПК РФ дают право следователю при возникновении возможности совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц, проводить следственное действие, предусмотренное статьей 186 УПК РФ, по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения, получаемого в порядке статьи 165 УПК РФ. Названная статья регулирует порядок получения разрешения на производство следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы участников уголовного судопроизводства. Эта статья является бланкетной по отношению к статьям
1 См.: Лозовицкая Г.П. Криминологическая характеристика преступных посягательств на интересы лиц, участвующих в правосудии: Монография. — М., 2006. — С. 26.
2 См.: О концепции судебной реформы // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. — М., 1991. — № 44. — Ст. 1435.
3 Там же.
4 Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 года № 240-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ермакова Михаила Борисовича на нарушение его конституционных прав частью девятой статьи 166, частью пятой статьи 193 и частью пятой статьи 278 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
УПК РФ, регламентирующих осуществление следственных действий, которые возможно провести только с санкции суда. К ним относят: осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; обыск или выемка в жилище; выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи; личный обыск, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 УПК РФ; выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемка в учреждениях связи; контроль и запись телефонных и иных переговоров; эксгумация при отсутствии согласия родственников.
В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:
1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;
2) основания, по которым производится данное следственное действие;
3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;
4) срок осуществления контроля и записи;
5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи (ч. 3 ст. 186 УПК РФ).
Следователь обязан в соответствии с нормами УПК РФ направить постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров в специализированные подразделения правоохранительных органов для его исполнения и получения желаемых результатов (ч. 4 ст. 186 УПК РФ).
Воздействие на лицо при видимом контакте на следственном действии «предъявление для опознания» может привести к неблагоприятным последствиям, что может повлечь угрозу опознающему лицу. В данном случае предусмотрена возможность предъявления лица для опознания по решению следователя в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, согласно части 8 статьи 193 УПК РФ. При проведении следственного действия целесообразно присутствие понятых в месте нахождения опознающего с целью недопущения нарушений норм уголовнопроцессуального законодательства.
Уголовно-процессуальный закон в исключительных случаях допускает проведение судебного разбирательства в закрытом режиме на основании определения или постановления суда с обеспечением безопасности участников уголовного судопроизводства, их близких родственников, родственников или близких лиц согласно пункту 4 части 2 статьи 241 УПК РФ.
Рассмотрение уголовного дела в режиме закрытого заседания не означает нарушения законодательных правил его проведения. В заседание может быть ограничен допуск посторонних лиц на всем его протяжении либо в ограниченной части (ч. 3 ст. 241 УПК РФ).
Как правило, приговор суда оглашается полностью. При ограничении принципа гласности на основании определения или постановления суда могут зачитываться только вводная и резолютивная части приговора, что не лишает его истинной юридической силы для осужденного (ч. 7 ст. 241 УПК РФ).
Аналогично опознанию в условиях, исключающих наблюдение опознаваемого, в части 5 статьи 278 УПК РФ предусмотрено: при необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление.
Как мы видим, законодатель использует при конструкции норм уголовно-процессуального законодательства различные варианты построения правовых норм, регламентирующих применение мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, подвергающихся угрозам.