Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СМИ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СМИ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
482
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дорохов В. Н.

В данной статье описан зарубежный опыт взаимодействия средств массовой информации и органов государственной власти Великобритании. Изучены различные формы сотрудничества с печатными и электронными средствами массовой информации в решении социальных проблем населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дорохов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF INTERACTION OF THE MEDIA AND GOVERNMENT BODIES

Тhis article describes the foreign experience of interaction between the media and public authorities in the UK, as well as the cooperation of the social service of Doncaster with the media.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СМИ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

УДК 33

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СМИ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В. Н. Дорохов Научный руководитель - И. А. Мисинева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: v.dorohov2016@yandex.ru

В данной статье описан зарубежный опыт взаимодействия средств массовой информации и органов государственной власти Великобритании. Изучены различные формы сотрудничества с печатными и электронными средствами массовой информации в решении социальных проблем населения.

Ключевые слова: средства массовой информации, органы государственной власти, социальное партнерство, взаимодействия органов власти и средств массовой информации

FOREIGN EXPERIENCE OF INTERACTION OF THE MEDIA AND GOVERNMENT BODIES

V. N. Dorokhov Scientific supervisor - I.A. Misineva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: v.dorohov2016@yandex.ru

This article describes the foreign experience of interaction between the media and public authorities in the UK, as well as the cooperation of the social service of Doncaster with the media.

Keywords: mass media, public authorities, social partnership, interaction of government bodies and mass media

Социальное партнерство, как взаимодействие различных субъектов и институтов в области решения тех или иных проблем, является одним из основных механизмов развития современного общества. В связи с массовым распространением информационных и коммуникационных технологий перспективным субъектом социального партнерства становятся средства массовой информации. Средства массовой информации рассматриваются как влиятельный субъект воздействия на социальную среду. Данное обстоятельство детерминирует необходимость сотрудничества органов государственной власти, учреждений социальной сферы со СМИ для максимально эффективного решения проблем современного общества. Вместе с этим, подобное взаимодействие является инновационным, что вызывает потребность проанализировать его особенности, проблемы и перспективы развития за рубежом.

На современном этапе зарубежного развития, деятельность СМИ регламентируется детально и четко, где уделяется повышенное внимание к большому количеству различных секторов. Особенно сильное внимание уделяется вопросам экономической поддержки СМИ и взаимодействия с органами государственной власти и социальной сферой деятельности. Эта необходимость прослеживается в последние годы, и, с течением времени, вопрос, по сути, не стал менее актуальным.

Информация, которая распространяется СМИ, является важнейшим инструментом влияния на идейно-духовное состояние любого общества.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3

Социальная энергетика народонаселения как важнейший фактор жизнеспособности государства связана с идейно-духовными факторами.

В настоящее время в качестве одного из наиболее распространенных и проработанных механизмов взаимодействия социальных учреждений, НКО и СМИ в Великобритании выступает информационный портал Community Care Inform Adults. Согласно указанным на нем сведениям, данный ресурс применяется в работе учреждений социальной сферы и НКО в 40 административных округах Англии и Уэльса.

Портал предоставляет платный доступ к разборам законодательства и судебных прецедентов, которые обозначают правовой статус социально уязвимых групп, а также к справочным руководствам по вопросам работы с педагогически несамостоятельными родителями, жертвами домашнего и сексуального насилия и т.д [1].

Анализ данного материала позволил сделать вывод, что указанный сайт ориентирован на профессиональное консультирование сообщества социальных работников и сотрудников некоммерческих организаций в сфере регулирования социальных проблем через взаимодействие СМИ с органами власти. Тем не менее, платная модель данного сотрудничества существенно ограничивает возможности профилактического и маркетингового воздействия партнеров Community Care Inform Adults на широкую общественность. В связи с этим, данный зарубежный опыт представляется слабо применимым в российских реалиях.

Примером более разностороннего взаимодействия органов власти и СМИ в решении проблем общества является сотрудничество социальной службы г. Донкастера с изданием The Guardian. Учреждение и медиа совместно работают над рубрикой Children's services, в которой авторами выступают как специалисты по социальной работе, так и социально ориентированные журналисты и власть.Посредством публикаций в данной рубрике авторы вводят в информационную повестку Великобритании и других англоязычных стран проблемы социального и сексуального поведения молодежи, стигматизации социально уязвимых детей и подростков, финансирования работы с молодежью и т.п.

Кроме того, журналисты и специалисты по социальной работе обсуждают изменения социальной политики государства по отношению к молодежи и вносят собственные предложения по ее развитию [2]. Исходя из данной информации, можно утверждать о том, что социальная служба г. Донкастера и The Guardian выявляют проблемы молодых жителей Великобритании, привлекают к ним общественное внимание и контролируют их регулирование. Тем самым, их деятельность в отношении молодежи направлена на осуществление структурных социальных изменений. Вместе с этим, данные субъекты не используют механизмы практического корректирования социальных проблем молодежи, что вызывает незавершенность и, как следствие, меньшую эффективность их действий.

Ориентированность на непосредственное решение общественных проблем характерна для другого крупного масс-медиа Великобритании - BBC, которое взаимодействует с социальными учреждениями и органами государственной власти в рамках проекта Children in Need. Он реализуется изданием с 1980 г. и предполагает проведение ежегодного благотворительного телемарафона, а также благотворительных аукционов, в которых участвуют в т.ч. публичные персоны. Результатом вышеуказанных мероприятий, согласно данным BBC, выступает финансирование 2400 социальных проектов, которые направлены на оказание помощи детям и молодым людям с ограниченными возможностями, жертвам домашнего и сексуального насилия, малоимущей молодежи и т.д [3]. На основе вышеизложенного можно заключить, что сотрудничество BBC с учреждениями социальной сферы и органами государственной власти позволяет существенно повысить эффективность фандрайзинга и содействовать решению конкретных проблем в регионах Великобритании.

Одновременно с этим, данное взаимодействие характеризуется пассивной ролью социальных учреждений и некоммерческих организаций, а также непрозрачностью расходования собранных средств. Стороны не действуют в сфере патронажа, социального контроля решения проблем общества и, как следствие, не способны оценить и продемонстрировать результативность собственных действий. Данное обстоятельство обозначает необходимость разработки критериев, в соответствии с которыми можно будет определять продуктивность и дальнейшую целесообраз-

ность взаимодействия учреждений социальной сферы, некоммерческих организаций и средств массовой информации. Подобные критерии представляются востребованными как в Великобритании, так и в России.

В дополнение к примеру, BBC следует рассмотреть успешный опыт взаимодействия британских некоммерческих организаций с интернет-изданием Media Trust. Данное медиа совместно с НКО оказывает нуждающимся жителям Лондона, Бирмингема и Манчестера услуги по профессиональной подготовке. Кроме того, данный портал в партнерстве с органами государственной власти Trust for London реализует программу поддержки молодых мигрантов MyLondon, направленную на минимизацию безработицы среди указанной группы и информационное освещение данной проблемы [4]. Также MediaTrust регулярно проводит тренинги для сотрудников государственной власти в сфере использования медиа и коммуникационных ресурсов для улучшения их деятельности.

Таким образом, можно утверждать, что партнерство между органами государственной власти и СМИ в Великобритании проявляется как в совместном решении различных проблем, так и в проведении информационных кампаний, которые способствуют распространению позитивного социального опыта и привлечению общественного внимания к латентным проблемам, что является актуальным и для РФ. Также следует отметить, что курсы по развитию медиаграмотности являются инновационной формой взаимодействия государственной власти и СМИ и свидетельствуют об актуальности и перспективности их дальнейшего сотрудничества и могут быть рекомендованы для апробации в РФ.

Библиографические ссылки

1. About us [Электронный ресурс]. URL: http://adults.ccinform.co.uk/ (дата обращения 05.04.2019).

2. Children's services [Электронный ресурс]. URL: https: //www. theguardian.com/ (дата обращения 05.04.2019).

3. What we do [Электронный ресурс]. URL: http: //www. bbc.co.uk/ (дата обращения 05.04.2019).

4. My London [Электронный ресурс]. URL: http: //www. mediatrust.org/ Training (дата обращения 05.04.2019).

© Дорохов В. Н., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.