Научная статья на тему 'Зарубежный опыт выявления водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения'

Зарубежный опыт выявления водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
409
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ / TRAFFIC ACCIDENT / TRAFFIC SAFETY / VEHICLE / TRAFFIC POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подгайный Андрей Михайлович

В статье рассматривается зарубежный опыт обеспечения безопасности дорожного движения. Отмечается важность противодействия вождению транспортным средством в состоянии опьянения, анализируется тактика действия дорожной полиции по выявлению по лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, отстранению их от управления автомобилем и привлечению их к ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Подгайный Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience identification of drivers driving vehicles in a state of intoxication

Тhe article considers the foreign experience of road safety. It is noted the importance of countering the driving of a vehicle in a state of intoxication, analyzes the tactics of the traffic police to identify persons driving vehicles in a state of intoxication, removing them from driving and bringing them to justice.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт выявления водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения»

УДК 342.9

РСН 10.23672ySAE.2019.11.41530

Подгайный Андрей Михайлович

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Краснодарский университет МВД России [email protected]

Andrey M. Podgayny

Candidate of Law Sciences,

Deputy Head of Department

Administrative activities

Bodies of Internal Affairs,

Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of the Russian Federation

[email protected]

Зарубежный опыт

выявления водителей, управляющих

транспортными средствами в состоянии опьянения

Foreign experience

identification of drivers

driving vehicles

in a state of intoxication

Аннотация. В статье рассматривается зарубежный опыт обеспечения безопасности дорожного движения. Отмечается важность противодействия вождению транспортным средством в состоянии опьянения, анализируется тактика действия дорожной полиции по выявлению по лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, отстранению их от управления автомобилем и привлечению их к ответственности.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, безопасность дорожного движения, транспортное средство, дорожная полиция.

Annotation. ïhe article considers the foreign experience of road safety. It is noted the importance of countering the driving of a vehicle in a state of intoxication, analyzes the tactics of the traffic police to identify persons driving vehicles in a state of intoxication, removing them from driving and bringing them to justice.

Keywords: traffic accident, traffic safety, vehicle, traffic police.

Управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, представляет серьезную угрозу для обеспечения безопасности дорожного движения.

Статистика свидетельствует, что дорожно-транспортные происшествия (далее ДТП) по причине злоупотребления водителем, например, алкоголем имеют значительно более тяжкие последствия, чем ДТП, совершенные трезвыми водителями.

Так, удельный вес ДТП, к которым причастны одно или более лиц, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, в общем количестве ДТП в 2018 г. составлял: в Германии - примерно 6 %, в Швейцарии - 9 %, в Дании и Финляндии -по 11 %, в Польше - 15 %. Доля же погибших в таких ДТП в общем числе погибших в автомобильных авариях в 1,5-1,7 раза выше [1].

По данным некоторых научных исследований, на дорогах Европейского союза в целом 3 % водителей управляют транспортными средствами с превышением допускаемого уровня содержания алкоголя в крови. Удельный вес ДТП, в которых

погибли люди по вине пьяного водителя, во всех ДТП с погибшими хотя и неодинаков в разных странах (в Нидерландах - 7 %, в Великобритании - 11 %), но всюду ежегодно существенно превышает предполагаемый процент нетрезвых водителей на дорогах. Доля нетрезвых лиц среди пострадавших в ДТП водителей в среднем в Европе достигает 30 % [с. 43].

По данным полицейской статистики, управление транспортным средством в состоянии опьянения (и алкогольного, и наркотического) - относительно более редкое нарушение дорожного законодательства в сравнении с другими видами нарушений. Учитывая же его опасность, полиции всех стран считают выявление лиц, находящихся за рулем в таком состоянии, и их отстранение от управления транспортными средствами одним из основных направлений надзора за соблюдением правил дорожного движения, практически вторым по значимости после выявления и пресечения случаев превышения установленной скорости движения.

Пока официально такой приоритет установлен для выявления водителей, злоупотребляющих алкоголем, но в действительности из-за сходст-

ва в проявлении признаков опьянения, в методах работы полиции и их общей правовой основы выявление водителей, превысивших допустимый уровень содержания алкоголя в крови или употребивших наркотики (а также сделавших и то, и другое вместе), ведется одновременно.

В большинстве стран управление транспортным средством под воздействием алкоголя не запрещается, а лишь ограничивается количественно уровнем или степенью концентрации алкоголя в крови водителя.

Влияние различных доз алкоголя на водительские способности человека и, как следствие, на вероятность совершения ДТП определено, по мнению зарубежных специалистов, достаточно четко. Это дало основание для широкой поддержки идеи о том, что максимально разрешаемый уровень содержания алкоголя не должен превышать 0,5 г в расчете на 1000 см3 или 1 литр крови (г/л) [с. 31-36.].

Законодательное регулирование деятельности полиции по выявлению лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, отстранению их от управления и привлечению к ответственности имеет свои особенности в каждой стране.

Так, в некоторых странах права и обязанности полиции регламентируются законами или кодексами о дорожном движении (Бельгия, Великобритания, Италия, Люксембург), в других - только законами о полиции (Чехия, Швеция), в третьих - и законами о дорожном движении и законами о полиции (Австрия) или несколькими другими законодательными актами (например, в Швейцарии, правовые нормы, касающиеся деятельности полиции, содержатся в Законе о дорожном движении, Правилах дорожного движения, Правилах выдачи водительских удостоверений).

Во многих государствах на национальном уровне установлены единые для всех полицейских подразделений полномочия. В то же время в Швейцарии законодательными органами кантонов установлены свои собственные требования к работе полиции. В Великобритании законодательные нормы Англии и Уэльсаотличны от законодательных норм Северной Ирландии и Шотландии.

Одним из основных, регламентируемых законодательством вопросов, касающихся действий полиции, является ее право останавливать транспортные средства. В любое время без наличия каких-либо дополнительных оснований полиция имеет право производить остановку транспортных средств для проверки водителя на состояние опьянения в порядке профилактики нарушений дорожного законодательства в Австрии, Великобритании, Германии, Дании, Италии, Нидерландах, Норвегии, Польше, Финляндии, Швейцарии, Швеции. Проведение массового выборочного контроля является также обязанностью полиции в Австрии, Италии, Нидерландах, Финляндии, Швеции. Его интенсивность уста-

навливается, как правило, местными органами исполнительной власти. Лишь в Швеции на национальном уровне в трехстороннем соглашении Национальной дорожной администрации, Национальной полиции и Федерации местных советов определено число необходимых проверок водителей в год.

В некоторых странах (Бельгия, Испания) остановка транспортных средств для выборочной профилактической проверки водителей на состояние опьянения разрешена лишь при проведении специальных контрольных операций полиции. В остальное время полиция может останавливать транспортное средство для проверки водителя лишь при наличии у полиции обоснованных подозрений, что водитель находится под воздействием алкоголя или наркотических веществ (например, из-за его опасной манеры управления транспортным средством).

Вообще не допускается остановка транспортного средства в порядке профилактического контроля в Чехии .

Эффективность надзора полиции за соблюдением водителями правил в отношении употребления алкоголя, в числе прочего, зависит от мер наказания, которые применяются к водителям, отказавшимся от анализа выдыхаемого воздуха. За уклонение законодательно предусмотрены такие же санкции, как и за превышение допускаемого уровня концентрации алкоголя в крови в Австрии, Великобритании, Италии. В этих странах ответственность водителя наступает независимо от того, вызывало или нет его поведение за рулем подозрения в управлении транспортным средством в состоянии опьянения.

В Польше и Швейцарии уклонение от анализа выдыхаемого воздуха дает полиции право направить водителя на медицинское освидетельствование (взятие пробы крови для анализа). В Испании уклонение водителя от анализа выдыхаемого воздуха влечет ответственность за невыполнение распоряжений сотрудника полиции. В Чехии за отказ водителя от анализа выдыхаемого воздуха предусмотрены менее строгие санкции, чем за управление транспортным средством в состоянии опьянения, поэтому водители часто уклоняются от него. В Германии право полиции проводить анализ выдыхаемого воздуха законодательно вообще не установлено, уклонение водителя не влечет применения в отношении него каких-либо санкций, но при наличии подозрения в нетрезвом состоянии полиция направляет водителя на медицинское освидетельствование.

Результаты анализа проб выдыхаемого воздуха алкометрами имеют доказательную силу в Австрии, Италии, Нидерландах, Польше, Финляндии и некоторых других странах и не требуют направления водителя на медицинское освидетельствование для привлечения его к ответственности.

В большинстве же государств, в случае положительного результата анализа пробы выдыхаемого воздуха полиция направляет водителя на медицинское освидетельствование (анализ пробы

крови). Анализ крови необходим для подтверждения факта алкогольного опьянения (превышения установленного уровня содержания алкоголя в крови) и привлечения водителя к ответственности. В целях установления факта наличия наркотических веществ в крови во всех странах полиция имеет право направить водителя на медицинское освидетельствование только, если есть основания подозревать, что он употреблял наркотики (например, внешний вид водителя, опасное управление транспортным средством дают основание сделать предположение о его нетрезвом состоянии, хотя результат анализа выдыхаемого воздуха отрицательный).

В Великобритании подозрение патрульного полицейского должен подтвердить полицейский эксперт, прошедший специальную подготовку по распознаванию состояния наркотического опьянения. Без его положительного заключения водитель не направляется на анализ крови.

Анализ крови обязателен также для водителей -участников ДТП в Великобритании, Италии, Польше, Франции, Швейцарии. В то же время, за рубежом физическая неприкосновенность человека уважается настолько, что анализ крови не может быть произведен без согласия водителя (Австрия, Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Польша, Чехия). Принудительно анализ крови может быть проведен в Германии и Швеции. В большинстве стран водитель привлекается к ответственности за уклонение от медицинского освидетельствования. Санкции установлены те же, что и за уклонение от анализа выдыхаемого воздуха (практически те же, что и за управление транспортным средством в состоянии опьянения; лишь в Чехии они менее строгие).

Законодательные нормы в отношении направления водителя на медицинское освидетельствование в Испании значительно отличаются от

Литература:

1. Европейский опыт пресечения управления транспортным средством в состоянии опьянения // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования) : Сборник трудов конференции. Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова. 2017.

2. Головко В.В. К вопросу об административной ответственности, за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения / В. В. Головко, О. А. Иванова // Административное право и процесс. 2005. № 3.

норм большинства стран. Полиция имеет право направить водителя на медицинское освидетельствование в течение 72 час. после остановки транспортного средства и только с разрешения судьи, которому она обязана представить протокол о ДТП или нарушении правил дорожного движения с обоснованием подозрения полиции об управлении водителем транспортным средством под воздействием алкоголя или наркотиков.

Как считают многие зарубежные специалисты, в настоящее время надежда заставить водителя отказаться от употребления алкоголя, если ему предстоит сесть за руль, связана в первую очередь с работой дорожной полиции, интенсивностью проводимых ею на дорогах проверок водителей на состояние опьянения. Водителя может удержать только страх быть задержанным и наказанным.

Зарубежные специалисты полагают, что основной задачей дорожной полиции должен стать резкий рост числа водителей, проверяемых на состояние опьянения. Рекомендуемая ими интенсивность надзорной деятельности - проверка не менее 1 из каждых 10 водителей в год с помощью алкометров или иных технических приборов для анализа выдыхаемого воздуха на содержание паров этанола. При организации надзорных мероприятий не следует оповещать население о времени и месте их проведения, чтобы не дать возможность водителям избежать проверки. В то же время активная работа полиции должна освещаться в средствах массовой информации в целях, во-первых, обоснования проверок и формирования у населения положительного отношения к усилению надзора, во-вторых, осознания водителями того, что возрос риск быть задержанными. Пропагандистские мероприятия увеличивают воспринимаемое зрительно присутствие полиции на дороге.

Literature:

1. European Experience in the Suppression of Driving in the State of Intoxication // Road Safety Management (Condition, Problems, Ways of Improvement) : A Compilation of Conference Works. The Oryol Law Institute of the Ministry of Internai Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov. 2017.

2. Golovko V.V. To the question of administrative responsibility for driving a vehicle by a driver who is in a state of alcoholic intoxication / V.V. Golovko, O.A. Ivanova // Administrative law and process. 2005. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.