Научная статья на тему 'Зарубежный опыт в сфере деятельностиквазигосударственного сектора'

Зарубежный опыт в сфере деятельностиквазигосударственного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЗИГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садыков Асыл Жаксылыкович

В статье автор рассматривает международный опыт в сфере деятельности квазигосударственного сектора, а именно сферы применения государственно-частного партнерства в зарубежных странах, методы оценивания проектов ГЧП, принципы формирования госсектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Садыков Асыл Жаксылыкович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт в сфере деятельностиквазигосударственного сектора»

№ 2 (38) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

92

Садыков Асыл Жаксылыкович,

магистрант Казахского гуманитарно-юридического университета

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЗИГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Квазигосударственный сектор в экономике иначе называют государственно-частным партнерством (далее - ГЧП).

Субъектами квазигосударственного сектора в Казахстане являются государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Международный опыт свидетельствует о том, что при любом политическом режиме госсектор составляет важную область государственного управления и является ключевой экономической опорой страны. При этом его масштабы и структура в каждой отдельной стране обусловлены историческими и социальными условиями и традициями, задачами и отраслевыми приоритетами государства, состоянием национального хозяйства.

В европейских странах на государственные хозяйственные объекты приходится около 11% работающих по найму, 10% вновь созданной стоимости и более 13% валовых инвестиций в основные фонды. Эти показатели дифференцированы по странам - удельный вес госсектора колеблется от 17,6% в Финляндии и 15,4% в Австрии до 5,7% в Нидерландах и 2,7% в Великобритании.

В основном, госсектор доминирует в определенных базовых отраслях. В Италии, например, крупнейшие государственные компании контролируют в основном черную металлургию, электротехническую и судострои-

тельную промышленность. В Испании государство установило строгий контроль в области производства электроэнергии. В Великобритании госсектор доминирует в угольной промышленно сти и ядерной энергетике. Во Франции его роль наиболее значительна в электроэнергетике, аэрокосмической, электронной, химической промышленности, металлургии, автомобилестроении. В России позиции госсектора остаются самыми сильными в отраслях топливно-энергетического и оборонного комплексов, медицинской и микробиологической промышленности, на транспорте и связи [1]. В США и Европе ГЧП широко распространено в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.

Отметим, что основной причиной развития ГЧП является недостаток бюджетных средств на развитие ряда социально значимых сфер экономики.

В настоящее время, в зарубежных странах в целях привлечения частного капитала к реализации непривлекательных для частного бизнеса проектов, государство предоставляет общественно значимым проектам бюджетные вложения, налоговые льготы, дотации, а также гарантируемую им монополию на использование выделенного ресурса только данным предприятием, реализующим одобренный проект государственно-частного партнерства.

В странах Центральной и Восточной Европы, по сравнению со странами Западной Европы, ГЧП не так развито по причине того, что в переходных экономиках рынок капитала, покупательская способность потенциальных пользователей инфраструктуры и услуг была невысока. В течение последних лет проекты ГЧП возникали в строительстве автомагистралей в некоторых странах Центральной и Восточной

Европы. Это проекты ГЧП в строительстве нового терминала аэропорта в Варшаве, муниципальных сетей водоснабжения в Чехии, Венгрии, Польше, Болгарии, предприятий по переработке отходов (Болгария, Эстония) и на региональном общественном транспорте (Будапешт).

В России в качестве основных инструментов реализации ГЧП рассматриваются: создание и функционирование особых экономических зон; использование Инвестиционного Фонда РФ; реализация механизмов, предусмотренных Федеральным Законом «О концессионных соглашениях»; формирование институтов развития и т.п. Примером успешного проекта ГЧП в России считается проект по завершению строительства Юго-Западных очистных сооружений (ЮЗОС) в Санкт-Петербурге.

Отбор инвестиционных проектов на предоставление государственной поддержки за счет Инвестиционного Фонда проводится Минрегионом РФ в рамках многоэтапного конкурса на основе ряда качественных и количественных критериев. Количественные критерии основаны на показателях финансовой эффективности (КРУ, внутренняя норма доходности), бюджетной эффективности (отношение дисконтированных налоговых поступлений к суммарному объему государственной поддержки) и экономической эффективности (вклад проекта в увеличение ВВП или валового регионального продукта).

Таким образом, ГЧП в развитых и переходных экономиках часто принимает форму совместного финансирования крупномасштабных проектов.

Квазигосударственный сектор в странах с переходной экономикой показывает себя как антикризисный инструмент, позволяющий хозяйствующим субъектам не только эффективно противостоять негативным тенденциям, но и продолжать реализацию намеченных приоритетных инвестиционных проектов.

При разработке политики по реформированию госсектора полезно обратиться к зарубежному опыту в отношении принципов его формирования.

Сферы применения государственно-частного партнерства в развитых зарубежных странах очень разнообразны, с различным диапазоном задач и компетенций.

Лидерами в области государственно-частного партнерства считаются США, Великобритания, Франция и Германия. При этом в США, ГЧП широко распространено и приветствуется на муниципальном уровне государственной

иерархии. В Великобритании, наоборот, ГЧП каждый раз становится предметом ожесточенных дебатов при реализации проектов национального масштаба, например, таких, как строительство Евротоннеля, Лондонского метрополитена, новых железных дорог. Во Франции, государство, устанавливая контроль над крупными компаниями, занимающими ведущие позиции в новых и новейших наукоемких высокорентабельных отраслях, получает возможность определять направления и контролировать развитие стратегически важных отраслей производства в интересах всего общества. То есть наличие крупных государственных компаний повышает управляемость национальной экономики.

В Германии идея ГЧП была принята в проектах кооперативного строительства. Ведущим государственным органом по реализации ГЧП -проектов в сферах городского строительства и транспорта является Федеральное министерство транспорта, строительства и городского развития.

В контексте сотрудничества между некоммерческими компаниями и государственным сектором такие компании вынуждены налагать некоторые ограничения на собственный бизнес и политику получения прибыли. В обмен на это государство предоставляет им налоговые льготы. Частное финансирование государственных инвестиций путем лизинга основных фондов, факторинга и других моделей участия продвигается как интеллектуальная альтернатива традиционному муниципальному финансированию путем классических займов.

Комиссия ЕС для программного периода 2003-2006 годов предусмотрела в повестке дня большое количество возможностей по финансовой поддержке ГЧП. Комиссия прямо способствует созданию независимых организаций для развития и реализации проектов ГЧП, что при отсутствии доступности частного капитала обеспечивает элемент эффективности.

В этом контексте должны быть приняты во внимание не только возможности Европейского фонда регионального развития (ЕRDF) и Фонда сплочения, но также и Европейского инвестиционного банка (Е1В) и Европейского инвестиционного фонда (Е^). Примерами проектов ГЧП, реализуемых властями Евросоюза в структуре Трансъевропейских транспортных сетей, являются: в Португалии - мост «Васко да Гама», в Греции - аэропорт Спарта (Афины), мост на Коринфском канале и так далее.

№ 2 (38) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

Таким образом, в развитых странах в рамках государственно-частного партнерства проекты осуществляются, в основном, в финансовом секторе (частные страховые и управляющие компании, занимающие все более прочные позиции в секторах обязательного социального страхования и государственного пенсионного обеспечения) и в секторе общественного порядка и безопасности (обеспечение порядка на транспорте и в общественных местах, эксплуатируемых частными компаниями (парки, общественные здания), эксплуатация городских парковок) [2].

Необходимо отметить, что не любой проект может быть реализован в рамках ГЧП. ГЧП-проект должен показать свою экономическую и финансовую состоятельность. Традиционные методы оценивания, такие как метод дисконтированных денежных потоков (или КРУ метод), приводят к неадекватным результатам, поскольку не могут учесть многие специфические черты ГЧП-проектов (в частности, различные риски, государственные гарантии, возможность принятия гибких решений в результате переговоров и т.п.).

Одним из альтернативных методов оценивания являются подход, основанный на теории «реальных опционов». Использование этого подхода позволяет учесть гибкость управленческих решений, в частности, касающихся выбора моментов начала инвестирования и прекращения проекта, длительности периода концессии и др., особенно на поздних стадиях реализации проектов, когда могут возникать непредсказуемые события.

В странах ЕС наличие госпредприятий считается оправданным в следующих случаях:

- если в рамках частного сектора не могут быть достигнуты условия макроэкономического оптимума (прежде всего в случаях естественных монополий), а также когда речь идет о необходимости содержать низкорентабельные или капиталоемкие, но нужные для общества производства и предприятия, куда частный сектор идти не хочет (инфраструктура, экологические предприятия, некоторые виды наукоемких производств и т.п.);

- когда государство стремится контролировать те отрасли, которые оно считает важными для экономики или обороны страны, особенно если возникает угроза перехода соответствующих фирм под полный контроль ТНК;

- когда государство хочет располагать инструментами регулирования хозяйственной, в частности инвестиционной, деятельности или модернизации экономики через соответствующие программы в области НИОКР;

- когда необходимо обеспечить межотраслевое перераспределение ресурсов, если частные хозяйствующие субъекты не в состоянии это сделать;

- когда требуется проведение целенаправленной региональной политики, связанной с освоением новых территорий и развитием отсталых районов, созданием там новых производств, объектов инфраструктуры и дополнительных рабочих мест.

В странах Латинской Америки в ходе проводимых реформ были сформулированы собственные дополнительные принципы для определения круга предприятий, которые целесообразно оставить в составе госсектора: использование предприятием не возобновляемых природных ресурсов (или контроль за таким использованием), невозможность разделения крупных фирм на мелкие, большой риск инвестирования, высокая социальная значимость предприятия, исторические традиции [3].

Таким образом, основными преимуществами проектов ГЧП является их эффективность, высокий профессионализм, гибкость в проектировании и принятии решений, сокращение давления на государственный бюджет и др.

Квазигосударственный сектор должен стать одним из стратегических направлений развития и модернизации объектов современной промышленности и инфраструктуры, затрагивающим прежде всего совокупность приоритетных проектов, ориентированным на привлечение значительных зарубежных инвестиций и не предусматривающим в обязательном порядке необходимость прямого бюджетного финансирования этих проектов.

Трибуна молодого ученого

Список источников

1. http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/11_1_01.htm

2. http://council.gov.ru/media/files/41d44f243d8be7603d1f.pdf

3. http://council.gov.ru/media/files/41d44f243d8be7603d1f.pdf

Мащалада автор мемлекет сыцайлы сектор цызметг саласындагы халыцаралъщ тэж^рибет, атап айтщанда шет елдердег1 мемлекеттж жеке эрттестжтщ щолданылу салаларын, МЖЭ жобаларын багалау тэстдерт, мемлекеттж сектордыц щалыптасу щагидаттарын щарастырады.

Ty^h свздер: мемлекет сыцайлы сектор, мемлекеттж жеке эрттестж, халыщаралыщ тэж1рибе.

В статье автор рассматривает международный опыт в сфере деятельности квазигосударственного сектора, а именно сферы применения государственно-частного партнерства в зарубежных странах, методы оценивания проектов ГЧП, принципы формирования госсектора.

Ключевые слова: квазигосударственный сектор, государственно-частное партнерство, международный опыт.

In this article the author considers the international experience in the sphere of quasi-public sector activity, namely the scope of the public-private partners hip in foreign countries, methods of evaluation of the public-private partners hip projects, the principles of the public sector formation.

Keywords: quasi-public sector, public-private partnership, international experience.

Асыл Жаксылыкулы Садыков,

Каза^ гуманитарльщ зац университетшщ магистранты

Квазимемлекеттж сектор кызмет саласындаFы халыкаралык тэж1рибе Садыков Асыл Жаксылыкович,

магистрант Казахского гуманитарно-юридического университета Зарубежный опыт в сфере деятельности квазигосударственного сектора

Sadykov Asyl Zhaksylykovich,

graduate student of the Kazakh Humanitarian Law University Foreign experience in the field of activity of quasi-public sector

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.