Научная статья на тему 'Зарубежный опыт управления услугами социальной инфраструктуры'

Зарубежный опыт управления услугами социальной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачев С.В.

Автор с критической позиции анализирует зарубежный опыт управления услугами социальной инфраструктуры, классифицирует их, выявляет положительные стороны, которые могут быть использованы в отечественном опыте управления этой сферой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ткачев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт управления услугами социальной инфраструктуры»

Список литературы:

1. Отчет Департамента по экономической политике Администрации города Сургута о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте в 2012 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.admsurgut.ru/state.php?ttop=120063&top=2263 87.

2. Постановление Администрации города Сургута от 22.09.2009 № 3673 об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургута на 2010-2012 годы и на период до 2015 года».

3. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2010 № 241-п «О целевой программе ХМАО-Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года»».

4. Пояснительная записка Департамента по экономической политике Администрации города Сургута «Об итогах социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут за 2012 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admsurgut.ru/state. php?ttop=120063&top=210002.

5. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2013 г. № 174-рп об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2012 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

6. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2013 года № 225-рп об итогах социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2012 год.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УСЛУГАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

© Ткачев С.В.*

Казанский национальный исследовательский технологический университет,

г. Казань

Автор с критической позиции анализирует зарубежный опыт управления услугами социальной инфраструктуры, классифицирует их, выявляет положительные стороны, которые могут быть использованы в отечественном опыте управления этой сферой.

Ключевые слова социальная инфраструктура, принципы социальной политики, инструменты управления, теория человеческого капитала, государственно-частное партнерство.

* Аспирант кафедры Экономики и управления на предприятии пищевой промышленности.

Зарубежные теории и практика управления социальной инфраструктурой построены на рыночных доминантах, что вполне естественно для экономически развитых стран. Однако, эта естественность не всегда очевидна, так как за ней стоит огромная роль и финансовые ресурсы бюджетов этих государств, которые давно усвоили, что эффективное и устойчивое развитие невозможно без адекватного развития социальной инфраструктуры, в основе которой, как считают западные специалисты, базируется человеческий капитал.

Наблюдаемые тенденции расширения сферы услуг социальной инфраструктуры и возрастающий спрос на них в развитых зарубежных странах определяется, прежде всего, такими причинами как рост материального благосостояния, качества жизни, увеличение свободного времени, социально-экономические и демографические изменения, связанные с ростом продолжительности жизни и соответствующем увеличением стоимости услуг здравоохранения, нарастанием процессов информатизации, компьютеризации и мобильности домашних хозяйств развитых стран и т.д.

Именно этими свойствами, по мнению А.Г. Ахинова, Е.Н. Жильцова, З.Г. Зайнашевой, И.Н. Иванова, В.Н. Казакова, Р.И. Капелюшникова, С.В. Киселева, Ю.А. Корчагина, Г.Ф. Шайхутдинова отличается социальная инфраструктура индустриального от постиндустриального общества, когда доминанта потребления продуктов материального характера сменяется доминантой потребления услуг. С ростом объемов производства услуг, их доли в ВВП, растет и число занятых в отраслях социальной инфраструктуры. Так, по оценкам специалистов, в США, только 30 % экономически активного населения занято в сфере материального производства и их доля постоянно уменьшается [1].

Активно возрастающие возможности информационного обеспечения отраслей социальной инфраструктуры существенно расширяют границы и возможности развития отношений между производителями и потребителями услуг, способствуют формированию глобального рынка услуг социальной инфраструктуры. При этом между отраслями социальной инфраструктуры и отраслями промышленности все активнее развивается процесс диффузии, когда происходит процесс взаимопроникновения, в результате которого образуются новые отрасли, возникшие в сочетании с наукоемкими отраслями промышленности. Данное обстоятельство отражается, в частности, в росте доли услуг социальной инфраструктуры в высокотехнологичном секторе экономики развитых зарубежных стран [2].

Иначе говоря, для экономически развитых зарубежных стран характерно структурное изменение системы производства, которое стало результатом роста качества жизни и отхода от традиционной материалистической ориентации, повышение роли экономики знаний, что и определило развитие личности в качестве приоритетной задачи социальной инфраструктуры этих стран.

Эти же тенденции отразились на формировании структуры собственности объектов социальной инфраструктуры. Так, O. Simon, С.И. Яковлева, К. Хаксевер, Н.Б.Трофимова отмечают разнонаправленную динамику соотношения оказанных услуг в частном и государственном секторе экономики зарубежных стран, выделяя в целом тенденцию нарастающей концентрации оказываемых услуг в частном секторе [3]. При этом вполне четко прослеживается разделение форм собственности между отраслями социальной инфраструктуры, традиционно относящимися к сфере естественных монополий (коммунальные, инженерные сети, электроэнергетика, частично здравоохранение, культура) и отраслями, традиционно базирующимися на рыночных механизмах развития (бытовые услуги, частично услуги здравоохранения и образования, жилищные услуги, частично услуги пассажирского транспорта).

Нарастанию доли частного сектора в составе отраслей социальной инфраструктуры зарубежных стран способствует активное появление новых технических средств и технологий, позволяющих осваивать производство целого ряда перспективных сервисных услуг. Кроме того, конкурентоспособности частного бизнеса благоприятствует его адаптивность к динамичному потребительскому спросу и тенденции индивидуализации потребностей в услугах, прежде всего, сервисных услугах, расширяющие возможности их ресурсного обеспечения.

Важной особенностью формирования и развития отраслей социальной инфраструктуры зарубежных стран являются направления и степень воздействия на них государства, когда эффективность этого воздействия определяется не объемами непосредственно вложенных инвестиций, а разнообразием форм, методов и способов поддержки наиболее социально значимых на данном этапе развития национальной экономики отраслей социальной инфраструктуры.

Следует согласиться с мнением ряда экспертов, что в современном теоретическом обосновании развития социальной инфраструктуры лежат заложенные П. Розенштейн-Роданом в его основном научном исследовании «The Notes of the Theory of the «Big Push» in «Economic Development for Latin America» [4], базовые принципы формирования социальной политики и необходимости и достаточности ее финансирования. Идентификацию отраслей социальной инфраструктуры автор проводит по следующим признакам:

- если продукты и услуги деятельности данной отрасли социальной инфраструктуры равнодоступны всему населению в виде различных удобств и выгод, то рынок не в состоянии эффективно удовлетворить потребность в таких товарах и услугах и участие государства здесь обязательно;

- если инвестиции в данную отрасль социальной инфраструктуры предшествуют процессу производства этих услуг, но не наоборот;

- если производственный потенциал данной отрасли социальной инфраструктуры необходимо постоянно поддерживать на максимальном уровне его производительности независимо от его текущего потребления или вообще отсутствия потребления в данный момент времени;

- если услуги или продукты данной отрасли социальной инфраструктуры не могут быть импортированы из других стран.

Данный подход привел к тому, что во многих экономически развитых странах наметилась тенденция формирования и развития составляющих социальной инфраструктуры в различных сферах сугубо материального производства. Этот прототип «ведомственности» в советский период нашей истории сегодня, как ни странно, становится специфической тенденцией развития крупных диверсифицированных корпораций зарубежных стран. Иначе говоря, социальная инфраструктура как составляющая процесса создания добавленной стоимости, но самостоятельно ее не создающая, становится неотъемлемым «компенсаторным» условием высокорентабельного производства.

Что характерно, что эти же тенденции были в свое время достаточно широко исследованы и трудах Л. Эрхарда, как одного из признанных во всем мире специалистов в области социальной инфраструктуры, обосновавшего на примере послевоенной экономики Германии, что одной из предпосылок экономического роста и существования общества в целом является адекватное или даже опережающее развитие отраслей инфраструктуры, в том числе социальной [5].

Несомненно, что одним из определяющих факторов развития современной социальной инфраструктуры является рост численности крупных городов. В экономически развитых странах Европы и Америки максимальная доля городского населения в периоды стагнации достигала 70 %. Поэтому и состав и степень развития отраслей социальной инфраструктуры этих стран определялись исходя из складывающихся тенденций и чрезмерной их концентрации в городских агломерациях. Сегодня этот этап развития проходят страны Африки, Латинской Америки и Азии, где стремительными темпами растет численность городского населения, удельный вес которого достиг 68 %, что в свою очередь, сопровождающаяся вымираем деревень и поселков. Высокие темпы урбанизации ведут к необходимости опережающего развития основных, базовых отраслей социальной инфраструктуры крупных городов, когда большинство горожан не имеют элементарных городских удобств. Так, сегодня около 40 % жилого фонда городов Африки не имеет водопровода, более половины - электричества, канализаций обеспечено немногим более 25 % жилищ [6].

В последние десятилетия в экономически развитых странах наблюдается обратный процесс, так называемой деурбанизации, когда население среднего класса, составляющее подавляющее большинство этих стран, стремиться обосновать свое проживание вне мегаполисов, а в их пригородах, что влечет за собой значительные переориентацию и существенные изменения в составе, количестве и мощности объектов социальной инфраструктуры в пригородных районах.

Таким образом, в основываясь на теории человеческого капитала, как базовой теории формирования и развития социальной инфраструктуры, западные экономисты и социологи, в том числе Т. Shultz в своем исследовании «Human Capital in the International Encyclopedia ofthe Social Sciences» утверждают, что «... любое общество сможет добиться как роста продукта, так и более равного распределения его, если будет больше инвестировать в воспроизводство рабочей силы» [7].

Иначе говоря, по мнению ряда западных специалистов, исходя из анализа потребностей населения и его связи с системой социальной инфраструктуры, можно сделать вывод о том, что системной функцией социальной инфраструктуры является формирование человеческого капитала, развитие человеческого потенциала и удовлетворение потребностей населения, возникающих в процессе его жизнедеятельности. Однако, далеко не все западные экономисты являются сторонниками теории развития человеческого капитала за счет участия государства и его политики в области поддержки социально значимых отраслей социальной инфраструктуры.

Список литературы:

1. Киселев С.В., Сабитов Н.Х. Экономические и организационные основы функционирования сферы услуг / Под ред. С.В. Киселева; Акад. Упр. ТИСБИ. - Казань: ТИСБИ, 2004.

2. Иванова З.А. Зарубежный опыт развития частно-государственного партнерства // Экономика и право. - 2011. - № 2.

3. Трофимова Н.Б. Формирование условий для развития управления коммунальной инфраструктурой муниципального образования. Опыт зарубежных стран // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2010. - С. 313-314.

4. Rosenstein-Rodan P.N. The Notes of the Theory of the «Big Push» in «Economic Development for Latin America». - London, New York, 1961.

5. Эрхард Л. Благосостояние для всех: пер. с нем. - М.: Начала-пресс, 1991.

6. Бикмухаметов И.И. Управление развитием услуг социальной инфраструктуры в крупном городе: дисс. ... канд. эконом. наук. -Уфа, 2011.

7. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia ofthe Social Sciences. - N.Y., 1968. - Vol. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.