YAK 314.15(571.122) ББК 60.74(2POC-6XAH)
A.B. РОЖКОВ
A.V. ROZHKOV
МИГРАУИОННЫЕ ПРОУЕССЫ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ ХМАО - ЮГРЫ (НА ПРИМЕРЕ СТАНОВЛЕНИЯ ТАДЖИКСКОЙ ДИАСПОРЫ В Г. СУРГУТЕ)
MIGRATORY PROCESSES IN THE LARGE CITIES OF KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA (ON THE EXAMPLE OF FORMATION OF THE TAJIK DIASPORA IN SURGUT)
В статье рассматриваются миграционные процессы в городах ХМАО - Югры (на примере становления таджикской диаспоры в г. Сургуте). Проводится анализ интенсивности миграционных потоков как прибывающих, так и выбывающих.
In article migratory processes in the cities of Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra (on the example of formation of the Tajik diaspora in Surgut) are considered. The analysis of intensity of migratory streams both arriving, and leaving is carried out.
Ключевые слова: миграционные процессы, трудовой мигрант, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
Key words: migratory processes, labor migrant, Khanty-Mansi Autonomous - Ugra.
Распад Советского Союза способствовал тому, что часть миграционных потоков, бывших ранее внутрисоюзными, превратились в межгосударственные. В Советском Союзе внешние миграционные потоки эффективно контролировались. Распад СССР, образование нового государства - Российской Федерации, перемены в социально-экономическом строе и политическом режиме страны, расширение международных связей - способствовали созданию новой миграционной ситуации. Изменение законодательства, снятие многих административных запретов и ограничений на въезд иностранных граждан, развитие деловых связей повлекло резкое увеличение числа иностранцев на территории России, в том числе и в ХМАО - Югре.
Как известно, в зависимости от того, происходят ли миграционные процессы внутри одной страны или между странами, миграция населения подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция представляет собой межпоселённые перемещения населения (перемена места жительства в пределах административно-территориальной единицы не считается составляющей этого типа миграционного движения). Внешняя миграция подразумевает переезд на постоянное (или достаточно длительное) жительство в другое государство. Для внешней (или, как её иначе называют, международной, межгосударственной) миграции населения характерны такие понятия как эмиграция и иммиграция. Эмиграция - переселение (добровольное или вынужденное) в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание. Иммиграция - въезд в страну на проживание граждан другой страны с аналогичными временными параметрами [7].
В Советском Союзе исследования в основном проводились по изучению внутренней миграции и эмиграции (Я.Е. Водарский, В.М. Кабузан, В.В. Пок-шишевский, Б.В. Тихонов) [5, 10, 11, 17, 18, 20].
Обстоятельное изучение внешней миграции стало проводиться лишь с начала 90-х годов, когда присоединение России к Конвенции ООН 1957 года о статусе беженцев и Протоколу к ней 1967 года, а также принятие в 1993 году закона «О беженцах» без создания соответствующей инфраструктуры и
необходимого финансового обеспечения, привели к накоплению на российской территории незаконных мигрантов, желающих получить статус беженца. Со второй половины 90-х годов научному анализу подвергаются вопросы международной миграции и сопутствующие ей вопросы трудовой миграции (Г.С. Витковская, В.А. Ионцев, Л.Н. Каменский ) [4, 9, 12].
Внешняя трудовая миграция - это перемещение рабочей силы из одной страны в другую. Трудовой мигрант зачастую является неквалифицированным рабочим, использующимся для ручного труда. Возникновение указанного вида миграции обусловлено национальными различиями в размере заработной платы ручного труда. Таким образом, у стран экспортирующих рабочую силу, возникает ряд преимуществ: экспорт рабочей силы становится источником поступления свободно конвертируемой валюты в страну; уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, снижает социальное напряжение в стране; бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам.
В свою очередь, в принимающей стороне нередко возникают элементы напряжения, поскольку иммигранты занимают часть рабочих мест, на которые претендуют местные работники. Появляются межнациональная неприязнь и другие асоциальные явления. Наиболее ярко миграционные процессы просматриваются на примере ХМАО - Югры.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра один из стратегических регионов России, обеспечивающий энергетическую безопасность страны и накопление необходимых финансовых ресурсов для осуществления модернизации и инновационного развития России. ХМАО - Югра - самый крупный по численности населения регион Российской Федерации, полностью относимый к северным местностям. Численность населения по данным переписи 2010 года составляет 1532 тыс. человек. За более чем полвека, прошедшего после переписи населения 1959 года (123,8 тыс. человек), население округа выросло более чем в 12 раз. Демографическая история ХМАО - Югры тесно связана с историей развития нефтяной промышленности в автономном округе (рис. 1) [22].
Рис. 1. Добыча нефти и численность населения в ХМАО - Югре, 1959-2010 гг.
За первые годы развития нефтяной промышленности население округа увеличилось в два раза и в 1979 г. достигло 570,7 тыс. чел. В следующие десять лет население прирастало ещё большими темпами и в 1989 г. составило 1282,3 тыс. чел. в 90-е годы прошлого века рост населения в округе замедлился и к началу 2011 г. численность населения превысила рубеж в 1,5 млн человек.
Положительный миграционный прирост населения в автономном округе свидетельствует о достаточно высокой привлекательности округа в пределах России и стран СНГ. Объяснением этого факта служат высокие доходы населения и развитая социальная политика в округе.
Характерной чертой миграционных процессов Югры является интенсивность миграционных потоков как прибывающих (2010 год - 45,3 тыс. чел.), так и выбывающих (2010 год - 41,6 тыс. чел.). Миграционный прирост населения автономного округа в 2010 году составил 3,7 тыс. чел. (рис. 2) [22]. Накопленное сальдо миграции за период 2000-2010 гг. по ХМАО - Югре составило 59,4 тыс. человек. При этом накопленный миграционный оборот населения ХМАО - Югры составил за рассматриваемый период времени 881,6 тыс. чел. Значение показателя в очередной раз демонстрирует масштаб миграции на территории округа.
60000
■■ЮМ»
-60000
)оао ¡осп )00; моэ зоси юса ихл ха? г ом гаи доо
Прибыло м Выбыло Мигрзцд'омныР Баланс
Рис. 2. Миграционный баланс населения в ХМАО - Югре, 2000-2010 гг., чел.
Основная часть мигрантов приходится на долю трудовых мигрантов из стран СНГ. Таким образом, ХМАО - Югра как наиболее динамично развивающейся регион Российской Федерации является ярким примером внешней трудовой миграции. Наиболее ярко эти процессы просматриваются в крупных городах региона (Сургуте, Нижневартовске), что объясняется развитием экономики, социальной инфраструктуры, медицины, образования, рынка труда, улучшения качества жизни в указанных городах. Это объективно влечёт за собой увеличение в них миграционных потоков в первую очередь внешней трудовой миграции.
Рассмотрим подробнее динамику этих процессов на примере развития таджикской диаспоры города Сургута.
Город Сургут - важнейший экономический центр и крупнейший транспортный узел в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, с численностью населения более 300 тысяч человек. Обладает стабильным промышленным потенциалом, что определяет материальную возможность для его дальнейшего социально-экономического развития и обеспечивает привлекательность проживания в нем.
Бурный рост населения Сургута во второй половине ХХ века связан с развитием нефтедобычи в регионе. В Сургут стали приезжать десятки тысяч молодых людей со всего Светского Союза, чтобы добывать «чёрное золото» и строить город. В эти десятилетия проложены нефте- и газопроводы, построены крупнейшие в мире электростанции ГРЭС-1 и ГРЭС-2, построена желез-
ная дорога, введён в строй крупнейший автодорожный мост, современный международный аэропорт, активно ведётся строительство жилых микрорайонов.
В указанный период и началось формирование мультикультурной среды города. Основной этап формирования указанной среды пришёлся на конец XX - начало XXI века, когда начали приезжать выходцы из трудоизбыточных районов: из Дагестана, Чечни и из стран СНГ: Таджикистана, Азербайджана, Молдовы, Узбекистана Кыргыстана, а позже и из Китая [14, с. 5].
Взамен культивируемой ранее в СССР интернациональной общности трудового народа к нам пришла самобытность каждой из культур. Этническое самосознание, ни кем и нечем не направляемое и, как следствие, межэтнические проблемы.
Трудовая миграция явилась основным фактором формирования многонациональной структуры населения города. Сургут и в настоящее время является экономически привлекательным для иммигрантов как из менее благополучных регионов Российской Федерации, так и из стран СНГ.
Не секрет что, каждая группа, попадая в инородную среду, стремится воспроизвести вокруг себя те условия, в которых она проживала ранее, в которых люди чувствуют себя комфортно и уверенно. При этом каждая группа, вливаясь в уже сложившуюся социокультурную среду города, привносит свои традиции, религиозные убеждения и культурные запросы, в том числе создавая диаспоры по этническому признаку.
При всей своей важности и злободневности проблема диаспор принадлежит к числу наименее разработанных в российской науке. У нас все ещё крайне мало работ как теоретического, так и эмпирического плана, посвя-щённых основополагающим проблемам новых диаспор и разделённых народов. Вместе с тем следует отметить труды Р.Г. Абдулатипова, А.И. Вдовина, В.Ю. Зорина, Н.М. Лебедевой, В.А. Тишкова, в которых даётся анализ проблем, возникших с распадом СССР и образованием новых суверенных государств [1, 3, 8, 13, 21].
Наиболее подробно вопрос возникновения диаспор сформулирован Гаджимурадовой Н.М. [6]. Она предлагает рассматривать понятие «диаспора» в трёх аспектах: этимологическом, терминологическом и понятийном.
Первый аспект предполагает, что под древнегреческим словом «диаспора» понимается просто «рассеяние».
Второй аспект отражает употребление понятия «диаспора» для выражения определённого состояния этнической общности или какого-либо иного образования. При этом внимание акцентируется лишь на одном признаке - оторванности и рассеянности частей этноса от его ядра.
Третий аспект связан с изменениями, в результате которых «диаспора» трансформировалась из «слова», «термина» в категорию «понятие». Останавливаясь на указанном аспекте, заметим, что глобальные явления, происходившие после распада СССР, повлекли за собой дальнейшее изменение понятия «диаспора». Оно стало включать в себя проблемы социально-экономического, политического, гражданско-правового, этнополитического, конфессионального характера, став тем самым, объёмным феноменом, отражающим сложные современные процессы.
В настоящее время в Сургуте действует 31 общественная этническая организация (диаспора), 25 религиозных объединений [23].
Наиболее ярким примером является возникновение в городе Сургуте таджикской диаспоры, сформированной из участников внешней трудовой миграции.
По данным отдела Федеральной миграционной службы Российской Федерации по ХМАО - Югре в г. Сургуте в 1998 году город Сургут посетило 3 гражданина Таджикистана а в 2011 году 12658 [2]. Динамика увеличения количества прибывающих граждан Таджикистана в город Сургут представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика увеличения количества прибывающих граждан Таджикистана
в город Сургут
Год 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Число зареги-
стрированных граждан Республики СО сч со со 1401 2986 2451 1358 1623 1817 10643 11975 11554 11085 12658
Таджикистан
Таким образом, за 14 лет наблюдается тысячекратный рост количества пребывающих иностранцев, который обусловлен рядом причин. Одной из основных причин послужившей столь существенному приросту граждан Таджикистана явилась внутриполитическая ситуация в Республике Таджикистан, сложившаяся после распада СССР.
Изменения в законодательстве Республике Таджикистан способствовали ускоренной политизации общественной жизни. В сложившихся условиях возникли серьёзные противоречия между исламизированным обществом и светской государственностью. В результате произошла гражданская война, длившаяся с 1992-1995 год. Что привело в упадок экономическую систему Республики Таджикистан и способствовало разрушению инфраструктуры в стране.
Гражданская война стала подлинно национальной трагедией и нанесла огромный урон Таджикистану. Одной из главных причин массового переселения послужили жестокость и варварство противоборствующих сторон: 60 000 смертей или 1% населения страны, 55 000 сирот и 1 000 000 беженцев [15, с. 37].
На основе статистики можно судить о том, в каком нищенском состоянии находились жизненно важные отрасли страны, от которых зависит настоящее и будущее любого государства. Среднемесячная зарплата работников культуры и искусства в 1997 году составила 4,61 доллара США, здравоохранения и соцзащиты - 3,24 доллара. Минимальная заработная плата достигала всего лишь - 0,57 долларов. Среднемесячная зарплата - 8,87 долларов США [16, с. 45]. В указанный период уже действовал ряд международных соглашений с Россией и безвизовый порядок въезда на территорию Российской Федерации. Данные обстоятельства оказали существенное влияние на рост миграции из Таджикистана в ХМАО - Югру, в частности, г. Сургут.
В 2000 году в Сургуте сформирован мощный строительный потенциал. Растут темпы строительства жилья. Ввод жилья в эксплуатацию в 2000 году составил 74 тыс. кв. м., а в 2001 году 140 тыс. кв. м. [19, с. 115]. Строительным компаниям стало выгодно привлекать т. н. «дешёвую» рабочую силу, не соблюдая при этом правила и регламенты трудового законодательства Российской Федерации. Выходцев из Таджикистана не было необходимости обеспечивать комфортным жильём, питанием, медицинским и иным обслуживанием. Приспособленные к многочисленным тяготам и лишениям за годы прошедшие после гражданской войны выходцы из Таджикистана привыкли довольствоваться малым. Неприхотливые в быту многие находись на территории города без соответствующего оформления, образовали идеальные «строительные отряды».
Увеличению роста прибывающих также способствовала клановость и принцип землячества, распространённый на их родине. Приехавшие один раз на будущий год везли с собой знакомых, родственников, односельчан. Наличие безвизового посещения гражданами Таджикистана России и отсутствие законодательной базы регламентирующей порядок въезда-выезда и пребывания граждан СНГ на территории России «подогревало» ситуацию.
Только в 2002 году был принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (№ 115 от 21 июня 2002 года) и в 2006 году принят федеральный закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (№ 109 от 18 июля 2006 года).
Совокупность перечисленных факторов привело к образованию устойчивого национального объединения иностранцев в г. Сургуте. В настоящее время большая часть выходцев из Республики Таджикистан объединены в Таджикский национальный культурный центр «Ватан».
Основным инструментом взаимодействия Администрации города Сургута и общественных национальных объединений является Координационный совет по национальным вопросам при Администрации города Сургута, созданный в марте 1998 года. В функции совета входит представительство интересов сторон, согласование деятельности национально-культурных образований со структурными подразделениями Администрации и действующими программами, содействие укреплению связей между национально-культурными объединениями, подготовка городских программ в области сохранения и развития национальных культур (языков), консультирование граждан и муниципальных служащих в пределах своей компетенции. В состав совета вошли представители национальных общин, представители федеральной миграционной службы, управления социально защиты населения, департаментов образования, культуры, молодёжной политики и спорта, управления внутренних дел. За годы существования совета в рамках его заседаний были решены многие споры и конфликтные ситуации, неизбежные в многоэтническом обществе.
По мнению экс главы г. Сургута В.Л. Сидорова: «Север и в будущем -пространство миграции. Большие пространства предполагают ускоренное перемещение людей и идей, без которого становится невозможным ни экономическое развитие, ни существенное улучшение качества жизни» [14, с. 5].
В завершение заметим, что миграция неизбежно приобретает этнические и конфессиональные оттенки и оказывает огромное влияние на социальную сферу жизнедеятельности города, к сожалению, не всегда позитивное.
Литература
1. Абдулатипов, Р.Г. Заговор против нации. Национальное и националистическое в судьбах народов [Текст] / Р.Г. Абдулатипов. - СПб, 1992. - С. 132.
2. Архив отдела ФМС России по ХМАО - Югре в г. Сургуте.
3. Вдовин, А.И. Особенности этнополитических отношений и формирование новой государственности России [Текст] / А.И. Вдовин. - М. : РАУ, 1993. - 72 с.
4. Витковская, Г.С. Миграция и рынки труда в постсоветской России [Текст] / Г.С. Витковская. - М. : Московский Центр Карнеги, 1998. - С. 67-73.
5. Водарский, Я.Е. Население России за 400 лет (XVI - начало XX вв.) [Текст] / Я.Е. Водарский. - М. : Региональная геология СССР, 1973. - С. 54.
6. Гаджимурадова, Н.М. Особенности формирования и развития диаспор на постсоветском пространстве [Текст] : афтореф. дис. ... канд. полит. наук / Н.М. Гаджимурадова. - М., 2002.
7. Демографический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Д.И. Вален-тей. - М. : Сов. энцикл., 1985. - 608 с.
8. Зорин, В.Ю. Национальные аспекты российского федерализма [Текст] / В.Ю. Зорин // Свободная мысль. - 1998. - № 2.
9. Ионцев, В.А. Мировые миграции [Текст] / В.А. Ионцев. - М. : МФТИ, 1997. -82 с.
10. Кабузан, В.М. Изменения в размещении народонаселения России в XVIII -пер. половине XIX в. [Текст] / В.М. Кабузан. - М., 1971.
11. Кабузан, В.М. Эмиграция и реэмиграция в России в XVIII - начале XX в. [Текст] / В.М. Кабузан. - М., 1989.
12. Каменский, А.Н. Проблемы международного трудового обмена и Россия [Текст] / А.Н. Каменский. - М., 1999.
13. Лебедева, Н.М. Роль культурной дистанции в формировании новых иден-тичностей [Текст] / Н.М. Лебедева // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М., 1997.
14. Этносы и конфессии Сургута: десять лет спустя. Материалы сравнительного социологического исследования проблем гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Сургуте [Текст] / Р.А. Лопаткин [и др.]. - М., 2007. - С. 5.
15. Министерство труда и занятости РТ. Управление по делам беженцев [Текст]. - Душанбе, 2001. - С. 37.
16. Отчёт Госстатагенства Республики Таджикистан за 1997 год. - Душанбе, 2008. - С. 45.
17. Покишевский, В.В. Заселение Сибири [Текст] / В.В. Покишевский. - Иркутск, 1951.
18. Покишевский, В.В. Население и география: теоретические очерки [Текст] / В.В. Покишевский. - М., 1978.
19. Прищепа, А.И. История Сургута второй половины ХХ века [Текст] / В.В. По-кишевский. - Сургут, 2005. - С. 115.
20. Тихонов, Б.В. Переселения в России во второй половине XIX века [Текст] / Б.В. Тихонов. - М., 1978.
21. Тишков, В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе [Текст] / В.А. Тишков // Вопросы социологии. - 1993. - № 1-2.
22. Администрация Ханты-Мансийский автономный округ - Югра [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.admhmao.ru.
23. Администрация г. Сургута [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.admsurgut.ru.