УДК 332.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ В НЕФТЯНОЙ ДОЛИНЕ
С.С. Беднаржевский * Ж.В. Король**
Ключевые слова: аутсорсинг; инновационная Югра; «Сколково»; инновационный комплекс.
В статье рассмотрен вариант модернизации научно-образовательной сферы Ханты-Мансийского автономного округа -Югры с помощью создания инновационного комплекса «Нефтяная долина» в городе Сургуте с целью увеличения человеческого капитала округа. Особое внимание обращено на человеческий фактор появления и становления нефтяной Югры. Авторы приходят к выводу, что необходима активная комплексная инновационная политика Правительства автономного округа, направленная на модернизацию управления человеческими ресурсами научно-образовательной сферы с применением высокихтехнологийменеджмента: аутсорсинга, командообразования и др.
)мика; Ханты-Мансийский автономный округ —
IMPROVING HUMAN CAPITAL KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG-UGRA IN OIL VALLEY S.S. Bednarzhevskii Zh.V. Korol
In this paper, the variant of the modernization of scientific and educational sectors of the Khanty-mansi Autonomous okrug - Ugra with the help of the innovative complex «Oil Valley» in the city of Surgut in order to increase human capital district. Particular attention is drawn to the human factor occurrence and the formation of oil Ugra. The authors conclude that there must be an active integrated innovation policy the Government of the Autonomous Region, aimed at modernizing the management of human resources, scientific and educational sectors with high-tech management: outsourcing, team building, etc.
Keywords: outsourcing; innovative economy; Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra; Skolkovo; innovative complex.
* Беднаржевский Сергей Станиславович, зав. кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» Сургутского государственного университета, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, академик РАЕН и Международной энергетической академии. E-mail: [email protected]
** Король Жанна Владимировна, преподаватель кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Сургутского государственного университета, кандидат исторических наук. E-mail: [email protected]
С 2006 года Россия формирует инновационную экономику (экономика знаний, интеллектуальная экономика), т.е. тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Точкой бифуркации в формировании прибыли является не финансовая и материальная составляющая, а интеллект учёных. В инновационной экономике основным процессом замещения капиталов является замещение физического и природного капиталов человеческим капиталом [6].
Признано, что продуктивность современной экономики задается главным образом инновациями, которые по отношению к российской экономике имеют пока дискретный характер. Причина этого кроется в том, что последние двадцать лет истории нашего отечества являлись временем больших цивилизационных потерь. Главными из них, как отмечал Дмитрий Анатольевич Медведев, являлись человеческие и духовные, поэтому ещё в ходе предвыборной кампании, в 2008 году, Дмитрий Анатольевич подчеркнул намерение «продолжать работу по развитию так называемого человеческого капитала», отметил, что «будем «инвестировать» деньги в таланты и способности людей, в их интеллект и творческую энергию. Именно человек должен стать сегодня не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом вложений государства» [9].
В послании Президента РФ ДА. Медведева Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года прозвучали слова о том, что «в XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация» [1].
Потребность в модернизации всех сфер жизни коренным образом меняет подходы к решению многих экономических проблем и, прежде всего тех, которые связаны с человеческими ресурсами. Личностный потенциал, деловые качества человека служат источником и исходными признаками развития любой социально-экономической системы.
«Вопрос о переходе на другие технологии очень важен, потому что без модернизации мы превратимся во второстепенную страну, — заметил президент Российского научного центра «Курчатовский институт» Евгений Велихов» [12].
В узком, технико-экономическом смысле, модернизация — это обновление основных фондов, замена морально устаревшего оборудования на новое, «современное». В отличие от инновации, которая направлена на еще несуществующее, модернизация, напротив, ориентируется на уже существующее. С этой точки зрения, инновация
- это движение из настоящего в будущее, а модернизация - из прошлого в настоящее [11].
Выступая с программной речью на Петербургском международном экономическом форуме, Президент РФ Д.А. Медведев сказал, что главную роль в модернизации и инновационном развитии страны отводит частному бизнесу. Таким образом, Президент обозначил задачу привлечения частных инвестиций для осуществления инновационных разработок. С одной стороны важным участником процесса является частный бизнес, с другой стороны, инновационная система должна вырастать из системы высшего образования. То есть, инновационная деятельность - реальная, с выходом на рынок - должна стать непременной компонентой инженерного образования. По идее, это выгодно частному бизнесу, который получит не только разработки, достигшие стадии коммерциализации, но и специалистов с полезным опытом и компетенцией. Государству также будет польза, поскольку риск инвестиций в потенциальную инновацию (которая может и не состояться), будет компенсироваться гарантированным приращением так называемого человеческого капитала [11].
Следует отметить, что в развитых странах ни государственные лаборатории, ни университеты не могут сравниться с корпоративной наукой по объему финансирования и численности научных кадров. 70% проводимых там НИОКР финансируются корпорациями и только 30% - государством. У нас же до сих пор обратное соотношение, в то время как высокоэффективным вариантом развития является осуществление модернизации на основе инновационных продуктов.
В настоящее время по поручению и под руководством Президента РФ происходит развитие инновационной инфраструктуры в нашей стране и в первую очередь - отечественной силиконовой долины, иннограда в Сколково. Первый заместитель руководителя администрации Президента РФ Владислав Сурков обратил внимание на то, что в России критически важно создавать площадки для развития инноваций, именно поэтому и по-
явилась идея Сколково. В свою очередь проект «Сколково» своевременный, данный инновационный центр может выступать в качестве головного, а в регионах РФ необходимо активизировать представителей научно-образовательной сферы с целью создания инновационных центров-спутников «Сколково» с учётом региональных особенностей. Инновационный комплекс «Нефтяная долина» целесообразно инкорпорировать в деятельность инновационного центра в Сколково.
Инновационной площадкой Югры, учитывающей топливно-энергетическую специфику округа, целесообразно сделать комплекс «Нефтяная долина», озвученный в окружных СМИ, в связи с тем, что модернизация управления человеческим ресурсами особое значение имеет на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
— одного из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. В 2009 году доля Югры в общероссийской добыче нефти составила 54,7%. Ханты-Мансийский автономный округ по-прежнему является основной топливно-энергетической базой страны [8].
Вторая половина XX века явилась поистине эпохальным периодом для Югры. За короткое время практически с «нуля» здесь была освоена территория в 1,5 млн. кв. км с современной социальной и культурной инфраструктурой. Аналогов такому крупномасштабному освоению малообжитых территорий, отличающихся суровыми природно-климатическими условиями, за столь короткий период ни мировая, ни отечественная практика не знали. Особое значение в этих условиях приобретает управленческий опыт созвездия гениев и талантов становления Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса: И.А. Киртбая, В И. Муравленко, Ф.К. Салманов и др.
Виктор Иванович Муравленко - организатор нефтяной и газовой промышленности, сторонник внедрения новых технологий. Получил Ленинскую премию за разработку метода форсированного отбора нефти из скважин в числе группы нефтяников. В 1972 году награждён Государственной премией СССР «за разработку и внедрение комплекса технико-технологических и организационных решений, обеспечивших в сложноклиматических условиях ускоренное создание нового нефтедобывающего района».
Игорь Алексеевич Киртбая с середины 70-х годов руководил трестом «Запсибэлектросеть-
строй». От многих своих коллег отличался неуемным стремлением к поиску нового, что ускорило бы строительство на Севере линий электропередачи (именно он разработал и внедрил метод монтажа опор с помощью вертолетов). Сургутский трест, который он возглавил, за короткий срок стал лучшим в отрасли, даже можно сказать — знаменитым. Его заслуга состояла в том, что он в 1979 году вместе с группой ученых и специалистов разработал принципиально новый механизм управления и организации строительного производства, названный «Система устойчивого, рационального и гибкого управления трестом». В нее вошли многие из тех положений, которые одобрены сегодня в качестве генеральной линии управления экономикой. Предусматривались устранение многозвенности и дублирования, переход на поточный подряд как основную форму хозяйственного расчета внутри предприятия, оплата за конечную продукцию, применение программно-целевых методов управления строительством в круглосуточном режиме. Было покончено с планированием от достигнутого, устранена половина документооборота, в полтора раза сокращен управленческий аппарат в конторах, но настолько же было увеличено число специалистов на объектах [10].
Успех становления и развития Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса заключается именно в людях, а не в технике. Необходимую технику и технологию они могли создавать сами, в условиях, когда нередко их путь пролегал «через тернии»... В настоящее время доминирует иная тенденция, которая заключается в приобретении инновационных продуктов в других странах. Поэтому не вызывает сомнения актуальность изучения управленческой проблематики инновационного развития Югры.
При проведении комплексного социологического исследования Центром изучения рынка труда анализ потребности региональной экономики в кадрах и демографический прогноз свидетельствуют «о необходимости повышения производительности труда по некоторым нефтедобывающим отраслям в несколько раз. Это возможно лишь при серьезном увеличении инвестиций в научно-техническую составляющую воспроизводства конечного продукта» [7].
Приоритетные отрасли промышленности нуждаются во внедрении новых технологий, что возможно осуществить только с помощью специ-
ШмШЭ
алистов самого высокого уровня. Сейчас, когда в стране начинает осваиваться индустрия нанотехнологий, возникает очевидная необходимость в подготовке соответствующих кадров и разработке образовательных программ, связанных с глубокой фундаментальной подготовкой инженеров, прежде всего, для высокотехнологичных отраслей промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [4, 5].
Интеллектуальные ресурсы, как подтверждает мировая практика, при организации их воплощения в различного рода нововведениях, формируют стратегический потенциал, определяют уровень жизни населения регионов. В ходе освещения процесса реализации национального проекта «Образование», Правительство России в СМИ выразило суть инновационного образования фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». Инженерное образование обладает особым стратегическим потенциалом. От направления модернизации инженерно-технического профиля высшей школы и решения его насущных проблем, а также использования научного потенциала, обеспечения инновационного развития во многом зависит будущее как России в целом, так и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Среди конкурентных преимуществ предприятий, особенно топливно-энергетического комплекса, человеческий капитал занимает ведущее место, а значит, обучение и развитие персонала является важнейшим условием успешного лидерства организации. Без инвестиций в персонал, обеспечение конкурентных преимуществ невозможно.
Говоря об экономике знаний, В. Сурков обратил внимание, что инновационная экономика -это, прежде всего, «поиск, отбор и вовлечение в сферу своих интересов талантливых людей» [12]. Более того, талантливым профессионалам необходимо создавать условия для реализации потенциала, осуществления «американской мечты», «мечты силиконовой долины», создать условия для совместной работы со звёздами-професси-оналами. Реализацию этой цели целесообразно осуществлять в рамках деятельности Кадрового Агентства, которое предлагается создать в целях оптимизации применения кадрового потенциала и повышения эффективности высшей школы [2, 3]. В рамках деятельности этого подразделения.
необходимо сформировать единую базу данных профессорско-преподавательского состава вузов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для обеспечения обучения студентов по специальностям, в которых автономный округ испытывает дефицит, осуществлению проектной и иной деятельности. Основными компонентами базы данных наряду с традиционной информацией, содержащейся в листке по учету кадров, будут подробные сведения о каждом сотруднике с указанием полных выходных данных документов, свидетельствующих о повышении квалификации, уровне образования, ученой степени и звании, научных и иных достижениях специалиста и т.д.
Кадровый потенциал в значительной мере определяет уровень конкурентоспособности предприятия, его экономическую эффективность. С целью эффективного его использования возможно проведение стоимостной оценки персонала, т.е. определение индивидуальной ценности каждого преподавателя вуза для обеспечения высококачественного обучения и выполнения научно-исследовательских работ, а также их способности приносить доходы, достаточные для присутствия на целевом рынке образовательных услуг долго и надежно.
В рамках работы с кадрами целесообразно введение рейтинга специалистов по научным направлениям, должностям и т.п., отбор наилучших (наиболее конкурентоспособных) сотрудников при замещении появляющихся вакантных должностей и получения наибольшей экономической прибыли.
Наряду с вопросами оценки персонала актуальными являются мероприятия по его развитию, тем более, с целью исполнения положений международного законодательства. Деятельность Кадрового Агентства обеспечит необходимые условия осуществления мероприятий, направленных на интернационализацию.
Создание окружного Агентства по управлению кадрами высшей школы позволит повысить эффективность и качество работы вузов автономного округа, существенно сократить выделяемые в настоящее время бюджетные средства на обучение студентов и обеспечит функционирование на должном уровне всей системы высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа
- Югре в целом [2, 3].
Применения технологии аутстаффинга в отношении человеческих ресурсов высшей школы автономного округа позволит:
- сократить бюджетные средства на содержание вспомогательного персонала вузов;
- осуществлять мониторинг кадрового инновационного потенциала, оперативно и эффективно использовать сотрудников с целью разработки и осуществления окружных проектов и целевых программ;
- внедрить актуальные системы компенсации в соответствии с классификацией труда (творческий), с целью стимулирования результатов деятельности учёных-инноваторов;
- реализовать возможности командообразовательных технологий и др.
Ситуацию с высвобождением штатных единиц и подразделений в целом, возможно, решить и «смягчить» с помощью применения технологии аутплейсмента. Эта технология позволит снизить компенсационные выплаты при увольнении, повысить лояльность сотрудников и сохранить имидж организации.
Кадровое Агентство в рамках создания инновационного комплекса «Нефтяная долина» может выступать в качестве аутсорсера (внешнего исполнителя функции) по предоставлению услуги «Корпоративный университет», т.к. будет обладать необходимыми ресурсами для этого, в то время как для предприятий эта функция не является профильной, но стратегически важной, «точкой бифуркации» в повышении производительности в частности и перехода на инновационный путь в целом. Особой актуальностью обладает модернизация внутрифирменной науки как элемента инновационной политики в качестве меры компенсации недостатка кадров высшей квалификации и исследовательской базы [2].
С помощью корпоративного обучения на основе аутсорсинга возможно создавать окружные, городские, внутренние адаптированные программы, направленные на быстрое внедрение новых продуктов, услуг, технологий и т.п., развитие проЛитература
фессиональных навыков, как сотрудников организаций, так и в целом жителей интересующих территорий. Такие программы уникальны, так как полностью ориентированы на ресурсы, технологии, процедуры и процессы конкретных регионов.
Применение технологии аутсорсинга обеспечит формирование жизнеспособной, конкурентоспособной инфраструктуры предприятий малого и среднего бизнеса. Главное преимущество аутсорсинга заключается в более качественном и менее затратном выполнении переданной функции. Это объясняется наличием высокооплачиваемых профессионалов, обладающих опытом работы в данной области. У аутсорсера накапливаются знания и практика, на основе чего создаются различные наработки для реализации переданной функции, поскольку он занимается конкретной сферой, причем не для одной компании, т.е. начинается профессиональная специализация и, как следствие, снижение издержек [3].
Обеспечение соответствия кадровой основы экономики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры решению задач технологического перевооружения и интенсивного развития становится в настоящее время одним из главных необходимых направлений в области создания региональной инновационного комплекса «Нефтяная долина».
Важным фактором создания инновационного комплекса «Нефтяная долина» является эффективный диалог представителей частного бизнеса, научно-образовательной сферы, окружной администрации. В связи с этим целесообразно создать координационный Совет.
Для перехода на инновационный путь развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путём создания «Нефтяной долины» необходима активная комплексная инновационная политика Правительства автономного округа, направленная на модернизацию управления человеческими ресурсами научно-образовательной сферы с применением высоких технологий менеджмента: аутсорсинга, командообразования и др
1. Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - № 214. - С. 3-5.
2. Король Ж.В., Беднаржевский С.С. Создание высокоэффективной системы управления
человеческими ресурсами научно-образовательной сферы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры // Вопросы методологии, теории и практики в формировании стратегии развитиясоциально-экономическогоитехническогопотенциалапредприятий, отраслей: монография/ под. общ. ред. В.В. Бондаренко. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - С. 215 -226.
3. Король Ж.В., Беднаржевский С.С. Применение высоких технологий менеджмента для
эффективного управления человеческими ресурсами высшей школы ХМАО-Югры // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: сб. статей
X Между нар. научно-практическая конференция - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. — С. 25-28.
4. Король Ж.В., Беднаржевский С.С. Применение современных инновационных технологий для совершенствования инженерного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сборник статей XIX Между нар. научно-методическая конференция - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. — С. 77-78.
5. Король Ж.В., Беднаржевский С.С. Развитие инженерного образования в высших учебных
заведениях ХМАО-Югры // Наука и бизнес: пути развития: сборник материалов
2-ой международной научно-практической конференции: 25 - 26 января 20 Юг - Тамбов, Изд-во ТАМБОВПРИНТ, 2010. - С. 3 - 5.
6. Нестеров Л. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. - 2003. — №2.-С.103- 110.
7. Оценка состояния планирования и выполнения государственного задания учреждениями профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры материалы комплексного социологического исследования / под ред. С.Е. Пузырева. - г. Ханты-Мансийск. — Изд-во ОАО «Информационно-издательский центр», 2008. - 143 с.
8. http://www.adinhmao.ru/obsved/frame_3.htm (дата обращения: 21.09.2010).
9. http://www.medvedev2008.ru/performance_2008_01_22.htm (дата обращения: 22.09.2010).
10. http://www.rukovoditel.biz/?page_id=40 (дата обращения: 23.09.2010).
11. http://www.russ.ru/pole/Modernizaciya-vs.-Innovaciya (дата обращения: 23.09.2010).
12. http://www.vz.rU/economy/2010/7/l/415134.html (дата обращения: 24.09.2010).