Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОСТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / СЛУЖБА ПРОБАЦИИ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЧИНОВНИК / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ / CRIMINAL-EXECUTIVE LEGISLATION THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES COUNTRIES / PENALTY IN THE FORM OF DEPRIVATION OF THE RIGHT TO OCCUPY CERTAIN POSITIONS OR TO ENGAGE IN CERTAIN ACTIVITIES / PROBATION SERVICE / EXECUTIVE OFFICER / EXECUTION OF THE PUNISHMENT IN THE FORM OF DISQUALIFICATION FROM DRIVING A VEHICLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев Максим Владимирович

В статье рассматривается зарубежный опыт уголовно-исполнительного законодательства стран содружества независимых государств по исполнению наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Сравнительные анализ уголовно-исполнительного законодательства стран СНГ по органам, осуществляющим исполнение данного наказания и их полномочиям в осуществлении контроля за осужденными. Обозначен ряд практических полномочий органовстран СНГ, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, заслуживающих внимание со стороны отечественного правоприменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афанасьев Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE LEGISLATION THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES COUNTRIES ON PUNISHMENT EXECUTION IN THE FORM OF DEPRIVATION OF THE RIGHT TO OCCUPY CERTAIN POSITIONS OR TO ENGAGE IN CERTAIN ACTIVITIES

The article discusses the foreign experience of the criminal-executive legislation the Commonwealth of Independent States countries on punishment execution in the form of deprivation of the right to occupy certain positions or to engage in certain activities. A comparative analysis of the penal legislation authorities of the CIS countries that carry out the execution of this punishment and their powers in exercising control over convicts. A number of practical powers of the authorities of the CIS countries on punishment execution not related to the isolation of convicts from society and deserve the attention of national law enforcement are designated.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

ФСИН России e-mail: 79651376606@yandex.ru

Зарубежный опыт уголовно-исполнительного законодательства стран содружества независимых государств по исполнению наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Аннотация. В статье рассматривается зарубежный опыт уголовно-исполнительного законодательства стран содружества независимых государств по исполнению наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Сравнительные анализ уголовно-исполнительного законодательства стран СНГ по органам, осуществляющим исполнение данного наказания и их полномочиям в осуществлении контроля за осужденными. Обозначен ряд практических полномочий органовстран СНГ, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, заслуживающих внимание со стороны отечествен но го правоприменения.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательствостран содружества независимых государств, наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, служба пробации, исполнительный чиновник, исполнение наказания в виде лишения права управления транспортным средством.

Afanasyev Maksim V., Ph.D. in Law, Federal Penitentiary Service of Russia, e-mail: 79651376606@yandex.ru

Foreign experience of the criminal-executive legislation the Commonwealth of Independent States countries on punishment execution in the form of deprivation of the right to occupy certain positions or to engage in certain activities.

Abstract. The article discusses the foreign experience of the criminal-executive legislation the Commonwealth of Independent States countries on punishment execution in the form of deprivation of the right to occupy certain positions or to engage in certain activities. A comparative analysis of the penal legislation authorities of the CIS countries that carry out the execution of this punishment and their powers in exercising control over convicts. A number

of practical powers of the authorities of the CIS countries on punishment execution not related to the isolation of convicts from society and deserve the attention of national law enforcement are designated.

Keywords: criminal-executive legislation the Commonwealth of Independent States countries, penalty in the form of deprivation of the right to occupy certain positions or to engage in certain activities, probation service, executive officer, execution of the punishment in the form of disqualification from driving a vehicle.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством стран содружества независимых государств (далее - страны СНГ) основной целью является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений с их стороны.

В Украине, Республике Казахстан, Молдове,Киргизской Республике исполнение данного наказания осуществляет служба пробации1; Республике Беларусь и Армении - уголовно-исполнительная инспекция ; Республике Азербайджан - исполнительный чиновник; Республике Узбекистан, Республике Туркменистан - орган внутренних дел; Республике Таджикистан - инспекция по исправительным делам [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].

В Республике Казахстан служба пробации ведет учет осужденных, контролирует соблюдение осужденным предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, проверяет исполнение приговора суда администрацией организации по месту работы осужденного, а также органами, правомочными отозвать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности, запрещенным осужденному. В отношении осужденных, скрывшихся с целью уклонения от отбывания наказания, служба пробации осуществляет первоначальные розыскные мероприятия и обращается в суд с представлением об объявлении в розыск. В случае неявки для регистрации в службу пробации-

Исполнительный кодекс Республики Молдова (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.11.2018 г.). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30395643 (дата обращения 04.03.2020); Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.05.2019). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36120659#pos=6;-106 (дата обращения 04.03.2020).

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Армении (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.10.2019). URL:

http://www.parliament.am/legislation.php?ID=2256&sel=show&lang=ras (дата обращения 04.03.2020).

Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.07.2017). URL:

https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30586704 (дата обращения 04.03.2020).

1

2

более пятнадцати днейосужденныйпризнаетсяскрывающимся от отбывания

4

наказания .

В Украине органы службы пробации осуществляют меры по прекращению нарушений требований судебных решений, первоочередные мероприятия по выявлению осужденных, местонахождение которых неизвестно и обращаются в правоохранительные органы по розыску осужденных. Кроме того, осужденному запрещается без согласования с уполномоченным органом по вопросам пробации выезжать за пределы Украины5.

По уголовно-исполнительному законодательству Республики Беларусь наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве основного, исполняется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного. Если это наказание назначено в качестве дополнительного к наказанию в виде исправительных работ, а также к наказанию в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, то оно исполняется по месту работы осужденного и осуществляется после отбытия основного наказания6.

К обязанностям осужденного к наказанию в виде лишения определенного права по законодательству Республики Узбекистан относятся: выполнение требования приговора, предоставление документов, связанных с отбыванием наказания, информирование об изменениях места жительства, работы или прекращении трудового договора, явка по вызову. В случае неявки осужденный может быть подвергнут в установленном порядке приводу7.

Согласно статьи 13 Уголовно-исполнительного кодекса Туркменистана органы, ведающие исполнением наказаний с целью осуществления контроля над осуждёнными во время отбывания наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, могут применять средства связи (телефон и т.п.), в том числе техно-

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.12.2019). URL:

https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31577723#pos=476;-60 (дата обращения 04.03.2020).

Уголовно-исполнительный кодекс Украины (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.12.2019). URL:

https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30418034#pos=8;-106 (дата обращения 04.03.2020).

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2019) URL:

https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30414827 (дата обращения 04.03.2020). Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2019). URL:

https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30421376#pos=6;-106 (дата обращения 04.03.2020).

4

5

6

логии электронного наблюдения (видеонаблюдение, электронные браслеты, беспроводные технологии и т.п.)8.

Хочется отметить, что в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Азербайджанской Республики помимо применения и исполнения наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью выделено отдельно наказание в виде

9

лишения права управлять транспортным средством .

Лишение права управлять транспортным средством в этой страненазнача-ет ся на срок от одного года до пяти лет с учетом характера преступления, личности виновного и других обстоятельств преступления.

Исполнение этого наказания осуществляет исполнительный чиновник.

По закону Азербайджанской Республики «Об исполнительном чиновнике» исполнительные чиновники осуществляют исполнение, а также проба-ционный надзор судебных решений в гражданских, административных и экономических спорах и по делам об административных правонарушениях, наказаний, не связанных с лишением свободы по уголовным делам10.

После вступления в законную силу приговора о лишении права управления транспортным средством исполнительный чиновник направляет его копию и документ, дающий право управления транспортным средством, в орган, давший осужденному это право.

Соответствующий орган в предусмотренном законодательством порядкев связи с лишением права управления транспортным средством на установленный приговором срок принимает меры для хранения документа, дающего право управления транспортным средством.

При назначении наказания в виде лишения права управления транспортным средством как дополнительного наказания к наказаниям содержания в воинской части дисциплинарного характера или лишения свободы на определенный срок исполняющее наказание учреждение или орган после окончания срока основного наказания либо при условно-до срочном освобождении от наказания осужденного, или замене неотбытой части наказания более

Уголовно-исполнительный кодекс Туркменистана (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.03.2019 г.). URL:

https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31344356#pos=6;-106 (дата обращения 04.03.2020).

Кодекс Азербайджанской Республики об исполнении наказаний (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.10.2019). URL:

https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420206#pos=6;-106 (дата обращения 04.03.2020); Уголовный кодекс Азербайджанской Республики (с изменениями Закон Азербайджанской Республики «Об исполнительных чиновниках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.06.2018 г.) URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30602433 (дата обращения 04.03.2020).

8

9

право на управление транспортным средством, исполнительному чиновнику по месту жительства осужденного.

Учреждение или орган, исполняющий наказание в виде лишения права управления транспортным средством, в соответствии с международными договорами, признанными Азербайджанской Республикой, немедленно сообщает, направляя копию вступившего в законную силу приговора в отношении осужденных к этому наказанию иностранцев и лиц без гражданства и документа, дающего право на управление транспортным средством, в дипломатическое или консульское представительство в Азербайджанской Республике государства принадлежности осужденного или в это государство.

Контроль за соблюдением требований к осужденным к наказанию в виде лишения права управления транспортным средством,указанных в приговоре суда, по месту работы обязан соблюдать работодатель.

При этом исполнительный чиновник по месту жительства лица, осужденного к наказанию в виде лишения права управлять транспортным средством, ведет регистрацию осужденного, осуществляет надзор за соблюдением осужденным указанных в приговоре суда требований, проверяет выполнение работодателем по месту жительства осужденного указанных в приговоре требований.

Срок исполнения наказания в виде лишения права на управление транспортным средством исчисляется в порядке, предусмотренном статьей 45.2 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики. А именно, если наказание в виде лишения права управления транспортным средством назначается в дополнение к наказаниям в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы, тогда оно распространяется на весь период отбывания основного наказания. В случае назначения наказания в дополнение к основным видам наказания и во время условного осуждения, срок дополнительного наказания исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.

При трудоустройстве осужденного к данному наказанию на запрещенную приговором суда работу, связанную с управлением транспортным средством, работодатель в соответствии с трудовым законодательством Азербайджанской Республики прекращает трудовой договор с осужденным.

В случае занятием осужденным трудовой деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, исполнительный чиновник с осведомлением работодателя предлагает в течение трех дней прекратить запрещенную приговором трудовую деятельность осужденного и предупреждает его об ответственности за неисполнение приговора.

шении права управлять транспортным средством, несут ответственность, установленную законодательством Азербайджанской Республики.

Делая выводы по результатам анализа, следует отметить ряд общих практических полномочий органов,исполняющих наказание, не связанное с изоляцией осужденных от общества стран СНГ в отношении лиц, осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, заслуживающих внимание со стороны отечественного правоприменения:

1. Осуществление первоначальных розыскных мероприятий.

2. Направление в суд представлений об объявлении осужденных в розыск.

3. Объявление в розыск осужденных, место нахождения которых не установлено более пятнадцати дней со дня неявки для регистрации.

4. Обращение в правоохранительные органы по розыску осужденных.

5. Согласование выезда осужденного за пределы страны.

6. Осуществление привода осужденных.

7. Применение средств связи (телефон и т.п.), в том числе технологий электронного наблюдения (видеонаблюдение, электронные браслеты, беспроводные технологии ит.п.);

8. Применение и исполнение наказания в виде лишения права управлять транс портным средством.

Сравнительный анализ уголовно-исполнительного законодательства стран СНГ показал, что исполнение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в них отличается по разным основаниям: в случаях, если данное наказание назначается в качестве основного или дополнительного; по органам, осуществляющим исполнение данного наказания; по полномочиям этих органов в осуществлении контроля за осужденными.

В условиях применения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, с которым работает уголовно-исполнительные инспекции, на сегодняшний момент является устаревшим и нуждается в обновлении.

Для этого необходимо внести изменения в статью 18.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УПК Российской Федерации) и предусмотреть в нем полномочия по осуществлению сотрудниками уголовно-исполнительных инспекцийпервоначальных розыскных мероприятий в отношении лиц, осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, а также отдельно предусмотреть направление в суд представлений об объявлении данных осужденных в розыск.

1 003 165 лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, из них 231 673 лица осуждены к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельнос-

11

тью .

В отношении данной категории осужденных, за которыми осуществляли контроль уголовно-исполнительных инспекции в 2019 году, возбуждено 10 939 уголовных дел за совершение повторной преступности.

В связи с чем статью 33 УИК Российской Федерации следует дополнить отдельным пунктом и учесть, что для обеспечения контроля, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и кон-троля,перечень которых определяется Правительством Российской Федера-ции.Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о дополнении статьи 44 Уголовного кодекса Российской Федерации новым видом наказания в виде лишения права управлять транспортным средством, что позволит уголовно-исполнительным инспекциям исполнять данный вид наказания и контролировать поведение осужденных в тесном взаимодействии с сотрудниками органов ГИБДД, а также в результате такого взаимодействия снизить рост повторной преступности и правонарушений.

Библиографический список.

1. Афанасьев М.В. Осуществление контроля за подозреваемыми и обвиняемыми при избрании к ним меры пресечения в виде домашнего ареста // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 9 (172). С. 37-41.

2. Гумбатов М.Г.О. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, уголовно-правовая мера в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в отношении юридического лица и их исполнение в Азербайджанской Республике // Уголовно-исполнительное право. 2020. Т. 15. № 1. С. 68-74.

Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций за 2019 года. Доступ из ФГИС АИС «Статистика УИС».

2020 Т.5 (2)

4.

Лунев А.П., Маркелов K.A., Мордасова Т.А., Минева O.K. Использование зарубежных практик противодействия коррупции в системе российского государственного управления //Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 4 (41). С. 143-152. Минченко С.И. Совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан: концептуальные моменты //Право и государство. 2019. № 2 (83). С. 88-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.