Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРАЙМЕРИЗ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРАЙМЕРИЗ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЙМЕРИЗ / PRIMARIES / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / PRELIMINARY VOTING / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ELECTORAL LAW / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ELECTORAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джиоев Максим Артурович

Статья посвящена структурному анализу института предварительного голосования (праймериз), его роли и месту в избирательных системах зарубежных стран и России. Автор затрагивает исторический аспект для определения причин появления предварительных выборов в США с точки зрения нормативно-правовой возможности адаптации его в отечественную избирательную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of formation and development of the primaries

The article is devoted to the structural analysis of the evaluation of the votes (primaries), its role and place in the electoral systems of foreign countries and Russia. The author touches on the historical aspect to determine the reasons for the preliminary elections in the United States from the point of view of the normative and legal possibility of including him in electoral system of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРАЙМЕРИЗ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРАЙМЕРИЗ

ДЖИОЕВ Максим Артурович,

аспирант юридического факультета ФГБОУ ВО «СОГУ». E-mail: max902@mail.ru

Краткая аннотация: статья посвящена структурному анализу института предварительного голосования (праймериз), его роли и месту в избирательных системах зарубежных стран и России. Автор затрагивает исторический аспект для определения причин появления предварительных выборов в США с точки зрения нормативно-правовой возможности адаптации его в отечественную избирательную систему.

Abstract: The article is devoted to the structural analysis of the evaluation of the votes (primaries), its role and place in the electoral systems of foreign countries and Russia. The author touches on the historical aspect to determine the reasons for the preliminary elections in the United States from the point of view of the normative and legal possibility of including him in electoral system of Russian Federation.

Ключевые слова: праймериз, предварительное голосование, избирательное право, избирательная система.

Keywords: Primaries, preliminary voting, electoral law, electoral system.

Для российской политической системы эта институт праймериз является относительно новым, однако он делает активные попытки институционализироваться, о чем свидетельствуют последние электоральные компании в Государственную Думу, региональные и местные легислатуры. Для того чтобы лучше понять механизмы и особенности проведения праймериз в России, следует обратиться к истории и причинам появления предварительных выборов в США и других зарубежных государств.

Впервые праймериз, то есть предварительные выборы были проведены в США в 1842 году. Изначально эта процедура была не обязательной, и во многом претенденты от Демократической партии и партии Вигов (а также сменившей ее на рубеже 1850-х в двухпартийной системе Республиканской партии) определялись так называемыми «политическими машинами» и партийными боссами, а американская система отбора кандидатов на публичные должности была крайне коррумпирована.

Первым из штатов, где в 1901 году был принят закон о праймериз, стал штат Флорида, затем в 1905 - в штате Висконсин были предусмотрены прямые выборы делегатов на национальных съездах партии. Штат Орегон в 1910 г. был первым, который принял закон о «льгот-

ном» праймериз, где избиратели голосовали за своих кандидатов и за делегатов съезда отдельно. К 1912 году в 13 из 21 штата работал закон о праймериз, различия были в том, как определяли этот термин . Но после Первой мировой войны началось резкое сокращение использования процедуры праймериз, поскольку партийная элита почувствовала угрозу сокращения своей власти и убедила законодательную власть штатов отменить эти выборы из-за того, что их проведение наносило удар по бюджету, а число участвующих было невелико. По оценке А. Варе (A.Ware), к 1936 году только в девяти штатах проводились предварительные выборы2.

Интерес к процедуре праймериз возобновился лишь после окончания Второй мировой войны. Демократическая партия США начала проводить реформы, связанные с изменением порядка выдвижения политическими партиями своих кандидатов на пост президента. В 1968 году национальный съезд Демократической партии настоял на увеличении количества праймериз. Их примеру последовала и Респуб-

1 Kendall S., Kathleen E. Communication in the Presidential Primaries: Candidates and the Media, 1912-2000. - Westport, 2000. Q36.

2 The US Primaries. URL.http://www.guardian.co.uk/world/2008/ja№/04//uselections2008.

ликанская партия. В последующие десятилетия, как пишет В. Согрин, праймериз утвердились в большинстве штатов, поэтому волеизъявление рядовых избирателей стало определяющим в выдвижении кандидатов в президенты1. Согласно статистике, собранной А. Варе, начиная с 1968 года число штатов, использующих праймериз, у демократов увеличилось с 16 до 38, а у республиканцев - с 14 до 402.

С возрастанием роли прямых первичных выборов (direct primary) возникла терминологическая проблема. Связана она с первоначальными партийными собраниями (party meetings) - некоторые называли их партийными совещаниями (caucuses) . Слово «кокус» происходит из языков коренных народов Америки (индейцев) и означает «собраться и сделать большой шум», что и соответствует этой процедуре. Она представляет собой собрания на всех уровнях партийной организации: национальном, региональном, окружном. На каждом уровне члены партии голосуют за делегатов, которые отдают свой голос кандидату на следующем уровне. В итоге, конвенты в штате выбирают делегатов на национальный съезд. Профессор истории Американского университета Аллан Лихтман в одном из своих интервью отмечает, что кокусы были введены после президентских выборов в 1968 году: «Тогда избиратели-демократы были недовольны тем, что кандидат Хьюберт Хамфри, который не принимал участия в первичных выборах, был номинирован Демократической партией - то есть партийные лидеры приняли решение за закрытыми дверями, без участия широкого круга избирателей. Тогда и была создана комиссия по реформе выборного процесса, которая ввела правило - кандидатов от партии нужно выбирать либо на первичных выборах, либо на народных кокусах. В 1972 году эти реформы вступили в силу, и Айова стала первым штатом, где они были опробованы»4.

1 Согрин В. Политическая власть в США: характер и исторические этапы // Новая и новейшая история. - 2004. - Вып. 2. С.56.

2 Ware A The American direct primary: party institutionalization and transformation. Cambridge, 2002. P 118-119.

3 Merriam Edward. Primary election: A study of the history and tendencies of primary election legislation. - Chicago, 1909.

4 Купчинецкая В. Выборы в США: что такое кокусы и почему та-

кой шум вокруг Айовы URL: http://www.elections-

ices.org/russian/smi/textid:13581/.

На местном уровне кокусы - это собрания, где избиратели от партий выступают в защиту своих кандидатов в присутствии родных, друзей и соседей, что может повлиять на смену мнений присутствующих5. Но все же в большинстве случаев «кокус» - это закрытое собрание, участники которого - активисты партии. Сторонники системы собраний считают, что эта процедура позволяет выбрать лучших кандидатов. Однако заседания являются закрытыми, т.е. только члены партии могут принять участие. Исторически они были связаны с небольшой группой людей в Конгрессе и в законодательных органах штатов, которые выбирали кандидатов от партий в штате и на национальном уровне на должности, включая кандидатов в президенты.

В результате очевидного отсутствия демократических принципов все меньше штатов используют кокусы как тип отбора претендентов на основные выборы. Такая система позволяет местным «большим боссам» доминировать в политике, и любой окончательный выбор кандидата в президенты на самом деле не обеспечивает представительство тех, кто находится в собраниях, но дает возможность продвигать интересы и мнения политиков, доминирующих на местном уровне. Поэтому эта система выборов кандидата в президенты становится все менее и менее популярна, поскольку предполагает много власти у местных партийных боссов и страх того, что убеждения самих людей на местном уровне останутся не услышанными. К 1980 году только 25 % делегатов на национальном съезде (из 18 штатов) были избраны по этому пути. В 1988 году было только 16 % демократов, делегаты которых были выбраны таким образом, в то время как республиканцев - почти 21 %6.

Система праймериз же, наоборот, предполагает более широкое участие избирателей в выражении своего мнения о том, кто должен представлять партию на следующих выборах.

Следует отметить, что в научной литературе и избирательной практике отсутствует единство в трактовке данного термина. В настоящее время местные праймериз - отбор кан-

5 The US Primaries. URL: http://www.guardian.co.uk/world/2008/jan/04/ /uselections2008.usa.

6 The US Primaries. http://www.guardian.co.uk/world/2008/jan/04/ /uselections.2008.usa.

дидатов на различные избираемые должности на уровне штатов - регулируются законодательством штатов. Президентские первичные выборы (определение кандидатуры от партии на выборах) регулируются партийными нормами. В Демократической партии они определяются на федеральном уровне. У республиканцев - местными партийными организациями.

Время проведения праймериз начинается за полгода до официального начала избирательной кампании, регистрация происходит в ходе кампании по проведению прайме-риз. Процесс подготовки к праймериз получил название «вербовки». Агитаторы кандидатов -активисты партии, поддерживающие того или иного кандидата, - идут на прямой контакт с избирателями, предлагая зарегистрироваться и поддержать их кандидата на праймериз. Перед следующими выборами избиратель может изменить партийную аффиляцию, но это происходит редко и связано с дополнительными ограничениями. Например, в некоторых штатах заявить в специальную регистрационную комиссию об изменении партийных пристрастий надо за полгода (минимальный срок - 10 дней до выборов).

Процедура проведения партийных выборов не имеет унифицированного порядка, поэтому процедура подготовки и проведения праймериз в штатах, где они предусмотрены, имеет свои особенности. Проиллюстрируем на примере.

Одним из основных условий возможности участия в праймериз является регистрация кандидата в качестве члена партии, поддержку которой он намеревается получить. Помимо этого кандидат должен доказать, что он обладает определенным потенциалом для участия в выборах. Например, в штате Теннеси необходимо представить 25 подписей однопартийцев, в штате Нью-Йорк - 25 тыс. подписей.

При этом сбор подписей сопровождается также дополнительными условиями. В Нью-Гэмпшире достаточно заплатить в местный бюджет налог в размере 1 тыс. долларов США. В таких штатах, как Северная Дакота, Юта, Род-Айленд, вопрос о допуске того или иного лица к участию в праймериз решается на специально проводимом собрании местной партийной орга-

1

низации .

Как видим, в американских штатах предусмотрена своя процедура проведения предварительных выборов. Из этого следует, что в США существует столько же различных видов праймериз, сколько штатов.

Система (методика) организации голосования на праймериз - бывает открытая и закрытая. В закрытых праймериз участвуют только зарегистрированные избиратели данной партии. В открытых праймериз могут участвовать избиратели всех партий и независимые избиратели.

Помимо общепринятой классификации праймериз (закрытые и открытые) в американской системе выделяют еще несколько типов:

- полуоткрытые праймериз: зарегистрированный избиратель заранее не объявляет, за какую партию он будет голосовать. Перед входом в кабину для голосования он запрашивает бюллетень конкретной партии. Сущность полуоткрытых праймериз весьма схожа с открытыми, но отличие состоит в использовании избирателем специального бюллетеня конкретной партии;

- run-off голосование: характеризуется тем, что бюллетень для голосования не ограничивается одной партией, и два кандидата на всеобщие выборы избираются вне зависимости от их партийной принадлежности. Особенность данного типа предварительного голосования состоит в том, что второй тур требуется, только

если ни один кандидат не набирает большинст-

2

ва голосов в первом туре .

Наиболее распространенной системой является закрытая. Она практикуются, в частности, в Айове (в виде кокусов) и Нью-Хемпшире - штатах, которые первыми проводят праймериз кандидатов, по результатам которых, во многом, определяется лидер гонки. Тем не менее, в Вермонте, Висконсине, Миннесоте, Северной Дакоте и Юте, а также на Аляске и Гавайях предварительные выборы являются открытыми. Полузакрытые праймериз практикуются только в Калифорнии и рядом экспертов признаются в качестве наиболее прогрессивной

1 Кудашева Е.В. Перспективы развития процедуры праймериз на территории Российской Федерации // Юридическая наука. 2013. № 2. С. 87-91.

2 Ware A. The American direct primary: party institutionalization and transformation. Cambridge, 2002.С.77.

и репрезентативной системы.

Отношения между партией и кандидатом характеризуются двумя моментами. Во-первых, поддержка кандидата политической партией позволяет ему получить организационные, человеческие, финансовые, интеллектуальные и медиаресурсы данной политической партии. Во-вторых, политические партии заинтересованы в кандидатах с высоким политическим, интеллектуальным, финансовым потенциалом.

Наиболее распространенным способом голосования является тайное заполнение избирателем листа со списком, в котором он отмечает нравящихся ему кандидатов в порядке предпочтения. То есть голосование является рейтинговым.

В США, где наиболее популярны и широко используются праймериз, существует два основных способа определения победителей в результате голосования избирателей:

1. Победителем считается кандидат, который набрал арифметическое большинство голосов (северные штаты США);

2. Учитывается разрыв набранных голосов между победителем и его ближайшими конкурентами (южные штаты США).

Кроме того, в 11 штатах США победителей определяют не избиратели, а партийные конференции или партийные референдумы (ко-кусы).

Таким образом, несмотря на достаточно продолжительное, по сравнению с другими государствами, существование праймериз в США, процедура их проведения все еще остается несовершенной:

отсутствует единый федеральный закон и, следовательно, унифицированный порядок организации и проведения предварительных выборов;

обязательность проведения праймериз закреплена далеко не во всех штатах;

специальный закон, регулирующий проведение праймериз, также принят не во всех штатах.

Но в любом случае праймериз зарекомендовали себя положительно. Американскими учеными отмечено, что система предварительного голосования содержит в себе одновремен-

но три группы конституционных ценностей:

права избирателей на эффективное и осмысленное голосование на выборах;

интересы политических партий в сохранении своей автономии и идеологической чистоты;

совместное участие Федерации и ее субъектов в обеспечении легитимности и конкурентности процесса выдвижения кандидатов и конечном выявлении кандидата, способного к публичному управлению1.

Институт предварительного голосования широко зарекомендовал себя не только в США, но и других государствах. Так, в Италии прай-мериз на региональном уровне проводятся с 2004 года, а на общегосударственном - с 2005-го. Это открытые выборы, инициируемые партийными коалициями.

Во Франции праймериз - это выдвижение или самовыдвижение кандидатов, которых поддерживает избиратель. В отличие от Соединенных штатов Америки, во Франции партии не получают никакой поддержки в процессе проведения праймериз. Также не существует никакого регулирования процесса проведения предварительного голосования на уровне Конституции и законов. Французскую республику в отношении регулирования процесса первичных выборов можно отнести к моделям внутрипартийного регулирования праймериз.

В Германии, Австрии, Финляндии и Швейцарии члены политических партий проводят закрытые праймериз, выдвигая кандидата на пост президента. Кроме того, закрытая система праймериз работает и в Японии. Уругвай проводит обязательные праймериз для кандидатов со сбором подписей как фильтром для допуска на основные выборы. Аргентина использует модель PASO (обязательные прайме-риз и для кандидатов, и для избирателей, модель схожа одновременно с первым туром и со сбором подписей как фильтром для допуска на основные выборы);

Подводя итог вышеизложенного, необходимо отметить, что демократическая и конституционно-правовая ценность праймериз много-планова и состоит, как минимум, в следующем:

1 Шишкина Н.Э. Праймериз как предстадия избирательного процесса // Сибирский юридический вестник. 2008. № 1. С. 25-31.

формировании рационально действующего избирателя есть «рационально мыслящий индивид, делающий свой политический выбор вовсе не под давлением среды, а вполне сознательно, повинуясь только собственным интересам» (Голосов Г.В. Сравнительная политология. СПб: Изд-во Европ. ун-та в С.Петербурге, 2001. С. 226);

- демократизации политических партий, превенции их бюрократической консервации. Благодаря институту праймериз сводится к минимуму возможность появления внутрипартийной группировки, довлеющей над остальным аппаратом и как бы определяющей все дальнейшие действия партии. Предварительные выборы обеспечивают участие избирателей в перераспределении политических сил;

стимулировании политических партий в целом и партийных деятелей, в частности, к конструктивной работе с избирателями не только в агитационный период, но и в пери-

Библиография:

од между выборами (Downs A. An Economic Theory of Political Action in a Democracy // The Journal of Political Economy. Chicago: The University of Chicago Press. 1957. p. 135).

Перечисленные качественные характеристики рассматриваемого нами опыта проведения праймериз в зарубежных государствах со всей очевидностью говорят в его пользу применения в России. Участие в предварительном голосовании дает возможность привлечь к активной политической деятельности избирателей, значительно облегчает гражданам Российской Федерации осуществление права быть избранными в представительные органы государства. Реальная возможность оказывать влияние на формирование списков кандидатов на предстоящие выборы позволит гражданам более осознанно, отнестись к процедуре выборов в целом, что будет способствовать повышению их гражданской ответственности.

1. Kendall S., Kathleen E. Communication in the Presidential Primaries: Candidates and the Media, 1912-2000. - Westport, 2000. С.36.

2. The US Primaries. URL:.http://www.guardian.co.uk/world/2008/jaNo/04/ /uselections2008.usa.

3. Согрин В. Политическая власть в США: характер и исторические этапы // Новая и новейшая история. - 2004. - Вып. 2. С.56.

4. Ware A. The American direct primary: party institutionalization and transformation. Cambridge, 2002. P 118-119.

5. Merriam Edward. Primary election: A study of the history and tendencies of primary election legislation. - Chicago, 1909.

6. Купчинецкая В. Выборы в США: что такое кокусы и почему такой шум вокруг Айовы URL: http://www.elections-ices.org/russian/smi/textid:13581/.

7. The US Primaries. URL: http://www.guardian.co.uk/world/2008/jan/04/ /uselections2008.usa.

8. The US Primaries. http://www.guardian.co.uk/world/2008/jan/04/ /uselections.2008.usa.

9. Кудашева Е.В. Перспективы развития процедуры праймериз на территории Российской Федерации // Юридическая наука. 2013. № 2. С. 87-91.

10. Ware A. The American direct primary: party institutionalization and transformation. Cambridge, 2002.С.77.

11. Шишкина Н.Э. Праймериз как предстадия избирательного процесса // Сибирский юридический вестник. 2008. № 1. С. 25-31.

12. Голосов Г.В. Сравнительная политология. СПб: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2001. С. 226.

13. Downs A. An Economic Theory of Political Action in a Democracy // The Journal of Political Economy. Chicago: The University of Chicago Press. 1957. p. 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.