Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРАЙМЕРИЗ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ'

РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРАЙМЕРИЗ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЙМЕРИЗ / PRIMARIES / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / PRELIMINARY VOTING / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ELECTORAL LAW / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ELECTORAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джиоев Максим Артурович

Статья содержит основные общие требования, посвященные избирательному праву и избирательной системе Российской Федерации. Она посвящена структурному анализу института предварительного голосования (праймериз), его роли и месту в современной избирательной системе России. Автор рассматривает институт праймериз с точки зрения нормативно - правовой возможности адаптации его в отечественную избирательную систему. Автор указывает на существующие недостатки института праймериз в России, а также вносит соответствующие предложения по улучшению избирательного законодательства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the Institute of primaries in modern Patriotic electoral system

The article states the common legal remedies of Russian Federation electoral law and electoral system. It is devoted to the structural analysis of the institute of preliminary voting (primaries), its role and place in the modern electoral system of Russia. The author considers the institute of primaries in terms of the normative and legal possibility of adapting it to the domestic electoral system. The author points to the existing shortcomings of the primaries institute in Russia, and also makes appropriate proposals for improving the electoral legislation of Russia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРАЙМЕРИЗ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ»

РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРАЙМЕРИЗ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

ДЖИОЕВ Максим Артурович,

аспирант Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. E-mail: max902@mail.ru

Краткая аннотация: Cmamья содержит основные общие требования, посвященные избирательному праву и избирательной системе Российской Федерации. Она посвящена структурному анализу института предварительного голосования (праймериз), его роли и месту в современной избирательной системе России. Автор рассматривает институт праймериз с точки зрения нормативно - правовой возможности адаптации его в отечественную избирательную систему. Автор указывает на существующие недостатки института праймериз в России, а также вносит соответствующие предложения по улучшению избирательного законодательства России.

Abstract: The article states the common legal remedies of Russian Federation electoral law and electoral system. It is devoted to the structural analysis of the institute of preliminary voting (primaries), its role and place in the modern electoral system of Russia. The author considers the institute of primaries in terms of the normative and legal possibility of adapting it to the domestic electoral system. The author points to the existing shortcomings of the primaries institute in Russia, and also makes appropriate proposals for improving the electoral legislation of Russia.

Ключевые слова: Праймериз, предварительное голосование, избирательное право, избирательная система.

Keywords: Primaries, preliminary voting, electoral law, electoral system.

Государство представляет собой слож- представляющего собой инкорпорацию норм ную институциональную систему, состоящую из международного и национального избирательно-

нескольких подсистем, одной из которых является избирательное право. Основным, наиболее демократичным и распространенным институтом избирательного права являются выборы. Выборы - это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей другим мирным путем, посредством волеизъявления народа, с выборами связана реализация политических прав граждан. Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов является важным признаком демократичности такого общества, его политической зрелости, способности решать назревшие проблемы мирными политическими средствами.

Следует отметить, что российская избирательная система, относительно молодая по сравнению с избирательными системами развитых западноевропейских и североамериканских государств. Процесс ее возникновения, формирования и развития происходил в сложных социально-политических условиях. Однако за последнее десятилетие произошли значительные изменения в развитии и совершенствовании внутреннего избирательного законодательства современной России, на сегодняшний день,

го права, связанного с политической средой функционирования РФ в мире - как федеративного демократического правового государства и его гражданского общества.

Но некоторые нерешенные проблемы сохраняются до сих пор, например, невозможность избирателя повлиять на персональный состав представителей той или иной политической партии в парламенте. В такой ситуации, когда избиратели не имеют шанса идентифицировать кандидатов от политической партии, которые могут занять депутатские места, функция института выборов как способа первичной рациональной легитимации государственной власти сходит на нет.[1]

По мнению Величинской Ю.Н.[2] данная проблема имеет двоякое проявление и соответственно два пути решения, могущих быть реализованными на двух различных стадиях избирательного процесса (в широком смысле).

Первый аспект проблемы заключается в невозможности избирателей на стадии голосования повлиять на уже сформированный и зарегистрированный партийный список. Второй аспект - в невозможности избирателей влиять на подлежащий выдвижению список на этапе его формирования.

Конституционное и муниципальное право

В качестве решения обозначенной проблемы целесообразно, на наш взгляд, импле-ментировать в российское избирательное законодательство институт праймериз, т.е. предварительное голосование, проводимое партиями до начала официальной избирательной кампании с целью определения кандидатов (списков кандидатов) от партии на грядущих выборах.

Особое внимание данный институт привлекает, в том числе в связи с тем, что, будучи применимым в отечественной избирательной практике, он до сих пор находится за пределами законодательного регулирования.

Итак, что же такое праймериз? Институт праймериз возник в США в начале XX века. Впервые они были проведены в штате Флорида в 1901 г. К началу 90-х гг. эта избирательная процедура использовалась почти в 40 штатах.[3] На сегодняшний день, праймериз - это предварительные внутрипартийные выборы с целью выдвинуть наиболее сильных и популярных кандидатов на основные выборы. Смысл праймериз состоит в том, чтобы кандидаты от одной партии не «отбирали» друг у друга голоса в основных выборах, так как их электорат обычно близок. Проигравшие в праймериз иногда все же участвуют в основных выборах, но как независимые кандидаты, без поддержки своей партии.

К числу преимуществ праймериз относят: расширение пространства консенсуса; повышение доверия к политической системе, выборам; закрепление лояльности элит, избирателей, членов и активистов политической партии; стабилизацию партийной системы; расширение электоральной базы политической партии, а также временных рамок избирательной кампании; обеспечение дополнительного финансирования избирательной кампании.

Праймериз имеет и недостатки: высокие финансовые и организационные издержки, рост внутрипартийного противостояния, опасность манипуляций со стороны руководства политической партии и в результате разрушение доверия к партии.

Следует согласиться с мнением, что праймериз вполне применимы в избирательных кампаниях на территории России.[4] В настоящее время политической партией, которая последовательно проводит праймериз, является «Единая Россия». Использовали праймериз в

2011-2015 годах и оппозиционные партии, в частности «Справедливая Россия» и РПР «Парнас». Начало проведения праймериз «Единой Россией» было положено в 2007 г. Однако из-за небольшого количества времени, отпущенного на подготовку, и отсутствия необходимых нормативных документов данные праймериз являлись, скорее, попыткой тестирования нового механизма внутрипартийной конкуренции, чем реальным механизмом выдвижения кандидатов.

По словам лидеров «Единой России», праймериз на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2016 г. был призван способствовать выдвижению новых кандидатов, не связанных с местной партийной бюрократией, институционально заинтересованной в своей несменяемости и пролонгации своих полномочий. Выдвижению по пропорциональной и мажоритарной избирательным системам подлежат именно те кандидаты, которые победят в праймериз.

При подготовке выборов в Государственную Думу в 2016 г. праймериз провели две политические партии: «Единая Россия» и «Парнас». Попытка провести праймериз политической партией "Парнас" была признана неудачной по ряду причин.[5] Прежде всего, число заявленных претендентов было меньше, чем минимальное число мест в списке кандидатов: 95 вместо необходимых 225. Голосование было приостановлено после того, как партия опубликовала Ф.И.О., номера телефонов, адреса электронной почты проголосовавших на предварительных выборах, т.е. имела место утечка персональных данных избирателей. Кроме того, на некоторых заявленных участках голосование не проводилось.

Таким образом, праймериз последовательно был проведен только одной политической партией - «Единой Россией» 22 мая 2016 г. По сообщению Генсовета партии, явка составила 9,5%. Было открыто 19 тысяч участков, которые работали с восьми утра до двадцати часов местного времени. Предварительное голосование проводилось по 2781 кандидатуре. По партийным спискам выдвигался 1171 человек, по одномандатным округам - 2107. Почти половина всех кандидатов (43%) на предварительном голосовании «Единой России» были беспартийными. 960 человек работали в сфере предпринима-

тельства, 199 - в сфере здравоохранения, 182 -в сфере образования, 829 участников - депутаты всех уровней, от муниципалитетов до Госдумы. Также было 160 не работающих на тот момент кандидатов, 86 пенсионеров.

По итогам проведенных праймериз секретарь Генерального совета политической партии "Единая Россия" С. Неверов признал, что имели место нарушения. Серьезный конфликт и раскол на два противоборствующих лагеря произошел среди участников предварительного внутрипартийного голосования «Единой России» в Хабаровском крае после объявления его предварительных итогов. Большинство участников праймериз признали его результаты, однако несколько кандидатов назвали голосование нечестным, а его итоги - несправедливыми. По сообщению одного из кандидатов, Б. Резника, на избирательном участке в хабаровской школе № 11 побывало всего 213 избирателей, а в урне оказалось 724 заполненных бюллетеня. Все это фиксировалось наблюдателями, которые считали абсолютно всех пришедших на избирательный участок и отмечали их в бланках.[6]

Наличие нарушений в проведении праймериз констатировало и общественное движение в защиту прав избирателей «Голос».[7] По словам правозащитников, в 22 регионах из 35, где движение следило за голосованием, был задействован административный ресурс, в 20 регионах к организации и участию в предварительном голосовании принуждали госслужащих, бюджетников и студентов. Кроме этого, эксперты зафиксировали подкупы избирателей, вбросы бюллетеней, фальсификацию явки и результатов голосования, а также удаление наблюдателей и журналистов со счетных участков.

Нормативно-правовое решение вышеуказанных задач может быть (и должно быть) нивелировано, на наш взгляд, в самое ближайшее время.

Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»[8] (далее - За-

кон N 95-ФЗ, Закон о политических партиях) процесс формирования списков кандидатов урегулирован фрагментарно. Так, положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, должны содержаться в уставе партии (п. "и" ч. 2 ст. 21 Закона N 95-ФЗ); выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляется на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 25 Закона N 95-ФЗ); решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием (ч. 4 ст. 25 Закона N 95-ФЗ).

Анализ уставов некоторых зарегистрированных по состоянию на апрель 2016 г. политических партий позволяет сделать вывод, что общий принцип деятельности политических партий по формированию списка кандидатов, выдвигаемого на выборах, таков: список формируется узкой группой лиц, составляющих центральный постоянно действующий руководящий орган политической партии, а затем «ратифицируется» съездом или конференцией. При этом не только избиратели, но и даже рядовые члены партии в основной своей массе отстранены от участия в формировании таких списков.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что праймериз как явление в российской избирательной системе должно привлекать к себе внимание как практиков, так и науки конституционного права, а проведение праймериз нуждается в дальнейшем нормативно-правовом совершенствовании.

Библиография:

1. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1995. N 8. С. 72.

2. Величинская Ю.Н. Праймериз: демократическая ценность, проблемы применения в отечественной избирательной практике, перспективы институционализации // Конституционное и муниципальное право. 2015. №8. С. 29-36.

3. Борисов А.Б. Большой юридический словарь. М.: Книжный мир. 2010. С. 566.

4. Кадровый резерв. Подходы и методы. URL: www.vsesmi.ru/news/662017/1400317/11.04.2007.

5. В "Парнасе" признали невозможность установить результаты голосования праймериз. URL: vz.ru/Лентановостей.2016/5Э30/813322.html.

6. Результаты праймериз "Единой России" в Хабаровском крае "раскололи" партию власти на два лагеря. URL: dvnovosti.ru/knab/2016/05/25/50868.

7. "Голос": "Единая Россия" и Парнас дискредитировали идею праймериз". URL: svoboda.org.content/article/27798585.html.

8. Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст. 2950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.