Научная статья на тему '"ПРАЙМЕРИЗ" И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

"ПРАЙМЕРИЗ" И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
32
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЙМЕРИЗ / PRIMARIES / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ELECTORAL PROCESS / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ELECTORAL PRACTICE / ПЕРВИЧНЫЕ ВЫБОРЫ / PRIMARY ELECTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зотин Максим Юрьевич

В статье анализируется избирательное законодательство РФ. Рассмотрена практика проведения "праймериз" партией «Единая Россия», проведен сравнительный анализ процедуры проведения "Праймериз" в России и других странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primaries and electoral practice in the Russian Federation

The article analyzes the electoral legislation of the Russian Federation. Considered the practice of holding "primaries" party "United Russia", comparative analysis of procedures for conducting Primaries in Russia and other countries.

Текст научной работы на тему «"ПРАЙМЕРИЗ" И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционное и муниципальное право

«ПРАЙМЕРИЗ» И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗОТИН Максим Юрьевич,

адъюнкт ФПНПиНК Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. E-mail: maksvaismail.ru@rambler.ru

Краткая аннотация: В статье анализируется избирательное законодательство РФ. Рассмотрена практика проведения "праймериз" партией «Единая Россия», проведен сравнительный анализ процедуры проведения "Праймериз" в России и других странах.

Abstract: The article analyzes the electoral legislation of the Russian Federation. Considered the practice of holding "primaries" party "United Russia", comparative analysis of procedures for conducting Primaries in Russia and other countries.

Ключевые слова: Праймериз, избирательный процесс, избирательная практика, первичные выборы.

Keywords: Primaries, the electoral process, the electoral practice, the primary elections.

Требуется решение проблемы так называемой техники или, точнее говоря, юридической технологии составления списка кандидатов. Как известно, списки кандидатов составляются, как правило, штабами политических партий или лицом, уполномоченным на это. На деле, как считают исследователи, речь идет о «кухонном подборе» членов списка [1]. Шансы каждого кандидата на избирание определяется его порядковым номером. По традиции реальный отбор кандидатов и их размещение в списках осуществляется специальной комиссией ad hos тайно, решение которой затем утверждается партийной инстанцией. Комиссия создается штабом политической партии.

Очевидно, что по примеру ряда стран для оптимизации процедуры составления списка кандидатов целесообразно применение системы промежуточных выборов в партиях («праймериз») [2].

По мнению исследователей избирательного права Израиля, только введение в стране по американскому образцу системы промежуточных выборов в партиях («праймериз») сделало возможным и реальным участие рядовых граждан в процедуре составления списков. Смысл предназначения этих выборов сводился к тому, чтобы скорректировать издержки и негативные последствия пропорциональной системы. По утверждению указанных авторов, проведение промежуточных выборов заметно изменило полиико-правовую жизнь Израиля. Израильская система промежуточных выборов способствует обновлению политической элиты. В отдельные годы в Кнессет приходят в среднем около 40% новых депутатов, что оказывает прямое воздействие в т.ч. на партийную систему страны.

Известно, что в современных условиях праймериз применяется в избирательном процессе европейских государств, в частности, в Португалии.

В странах англо-американского права (США, Великобритания) праймериз есть неотъемлемая, в отдельных случаях решающая часть избирательного процесса, имеющая своим назначением, во-первых, обеспечение дистанцирования партии от тех ее членов, которые компрометируют политику своими поступками или прошлым, имеют своей целью получение политического иммунитета в корыстных целях; во-вторых, обеспечение транспарентности составления списка кандидатов, а значит, обеспечения и демократизма самой процедуры формирования таких списков.

Следовательно, значение проведения предварительных выборов очевидно: с одной стороны, депутаты законодательных органов власти должны иметь безупречную репутацию, прозрачное прошлое и настоящее, олицетворяя при этом саму партию в глазах общества, коллег из других партий и своих однопартийцев; с другой - считается, что посредством применения праймериз можно бороться против господствующей в партии группировки, противопоставив противнику своего кандидата, но это уже предполагает известные зачатки организации, то есть создание другой группировки. Отсюда система праймериз ведет не столько к независимости кандидатур от руководителей, сколько к развитию внутренних группировок и соперничеству их руководителей [3].

По технике проведения и по степени ограничения доступа к голосованию праймериз характеризуется как: а) закрытый, имеющий наиболее широкое распространение, при котором в предварительных вы-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2017. № 4(148)

борах участвуют только зарегистрированные члены партии, и б) открытый, когда в выборах могут участвовать независимо от партийной принадлежности все желающие.

Развитие демократических институтов в XXI в., приведшее политические партии к необходимости совершенствования форм выдвижения кандидатов на выборные должности, предопределило интерес к использованию процедуры «праймериз» и в Российской Федерации. Считается, что введение в избирательный процесс России практики проведения предварительного внутрипартийного голосования может сможет повысить известность кандидатов, сделать их узнаваемыми в глазах избирателей, а кроме того, будет способствовать усилению внутрипартийной конкуренции. Анализ избирательной практики указывает на то, что составление избирательных списков, включая и «Единой России», всегда вызывало много скандалов и усугубляло конкуренцию между федеральными и региональными элитами, между губернаторами и партией власти, губернаторами и главами региональных столиц. Однако альтернативой им было бы еще более непрозрачное принятие решений партийным руководством. Усугубили ситуацию кризис доверия общества к партии и рост кризисных явлений в правящей элите. Конкуренция на местах вынуждает публичную власть формировать новые правила игры, в том числе корректируя результаты праймериз, что неизбежно рождает значительный слой недовольных и критично настроенных в отношении результатов голосования и снижает уровень легитимности праймериз. Поскольку институциональная процедура учета результатов партии отсутствует - окончательное решение примет председатель партии, который вынесет список на утверждение съезда. Это, безусловно, ослабляет роль праймериз, однако не отменяет целесообразности использования в избирательной практике.

Первый опыт первичных внутрипартийных выборов (праймериз) был зафиксирован летом 2007 года, когда «Единая Россия» проводила первые внутрипартийные праймериз; хотя, компетентное мнение склоняется более всего к определению такой процедуры в тестовом режиме [4]. Такая практика получила развитие и в последующем, получив при этом корпоративно-правовое закрепление: в ноябре 2009 г. на 11 съезде «Единой России» в Устав партии была внесена норма об обязательном проведении процедуры праймериз, то есть выдвижении кан-

дидатов на выборы путем включения их в региональные партийные списки по итогам предварительного голосования. Анализ избирательных кампаний последних лет, проводимых на разных уровнях в Российской Федерации, свидетельствует о том, что практически все, участвующие в выборах политические партии применяют механизм первичных выборов при формировании списков кандидатов от партии. Так, 13 сентября 2015 года, в единый день голосования, были сформированы новые составы 11 региональных парламентов, избирали депутатов городских дум 23 административных центров и большое количество представительных органов местного самоуправления муниципальных. Голосование охватило более 51 млн. избирателей. В выборах участвовали 55 партий из 78 зарегистрированных. Распределилось более 90 тыс. депутатских мандатов, более 1300 выборных должностей. Для участия в выборах было выдвинуто около 207 тыс. кандидатов, из них зарегистрировано свыше 191,5 тыс. кандидатов. Официальная статистика ЦИК РФ в отношении выборов проведенных 13 сентября 2015 года указывает на то, что из 207 тыс. выдвинутых кандидатов, зарегистрировано было 191,5 тыс. Из этого можно предположить, что 15,5 тыс. не зарегистрированных избирательными комиссиями кандидатов, остались «незамеченными» политическими партиями формирующие списки кандидатов. В своем выступлении на ХУ1 съезде Единой России, состоявшемся в январе 2017 г. председатель партии, Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев заявил, что праймериз будут проводиться партией ежегодно для формирования списка кандидатов на региональных выборах.

Очевидно, что далеко не всегда политические партии традиционными технологиями способны обеспечить качественный состав таких списков. Ин-ституционализация первичных выборов, как представляется, способствовала бы устранению этих и других упущений избирательной практики.

Проведенный выборочный контент-анализ зарегистрированных политических партий, позволяет сделать вывод о том, что единственным актом, устанавливающим и регулирующим данную процедуру, является Устав «Единой России»; в главу 8 Устава партии были внесены поправки, регламентирующие проведение предварительного внутрипартийного голосования; такого рода нормы являются обязательными при применении процедур, связанных с определением кандидатур для последующего их выдви-

Конституционное и муниципальное право

жения кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Результаты участников предварительного внутрипартийного голосования подлежат обязательному учету соответствующими органами «Единой России» или ее структурных подразделений при принятии ими решений, касающихся выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления в порядке, предусмотренном Уставом Партии (пункт 8.1 Устава «Единой России») и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах»).

Очевидно, есть основания для вывода о том, что такого рода нормы могли бы стать своего рода модельными, правда, при условии, что они должны быть существенно усилены теми «фактическими» нормами, которые выработала практика проведения праймериз в 2011-2016 гг.

В частности, за основу может быть взят опыт Волгоградской области, основанный на выборах в Волгоградскую областную думу, в которых при-

Библиография:

нимали участие «Единая Россия», представители «Справедливой России» и ЛДПР, беспартийные. При этом применялась так называемая «открытая модель»: проголосовать за «кандидатов в кандидаты» мог любой желающий житель региона. Примечательно, что явка на праймериз оказалась чрезвычайно высокой: участие в голосовании приняли 276,5 тыс. человек, что составляет 14% от общего числа избирателей области. Как показывает анализ, по такой же модели в 2016 году прошли праймериз в преддверии выборов в Государственную Думу седьмого созыва.

Таким образом, праймериз можно считать одним из наиболее популярных методов апробации персонального состава списка кандидатов и тех кандидатов, которых политическая партия предполагает выдвинуть в одномандатных избирательных округах. Отсюда основным из вопросов, являющимся предметом политической науки и практики, равно как конституционного права и конституционной практики, является обоснование целесообразности, методологии и технологи проведения праймериз, обеспечение его эффективности.

1. Завьялов В.Т. Особенности политических процессов в современной России: цивилизационный контекст: Монография / В.Т.Завьялов.- М.: Политическая энциклопедия, 2014.

2. Greilsammer J. Reflexions sur ie Su steme electoral israelien. Paris, Seuil, 1997. P. 75 // Цит. по: Современное зарубежное избирательное право: коллект. монография / под ред. А.Г. Орлова, Е.А. Крамянской / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. конст. права.- М. : МГИМО-Университет, 2013. С. 307.

3. The constitutional law of foreign countries: Textbook / 6 th ed., Ed. Chirkin V.E / M., Norma: INFRA-M, 2010, p. 367.

4. www.wikipedia.ru/wiki/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.